Тестируем НОВЫЙ ФОРУМ Ссылка



АвторСообщение



Пост N: 719
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.12.07 10:11. Заголовок: НАРТЫ (версии, гипотезы..)


\\\

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 42 , стр: 1 2 3 All [только новые]





Пост N: 732
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.12.07 03:40. Заголовок: Дабонхорс пишет: не..


Дабонхорс пишет:

 цитата:
нет-нет, Русланбек, это просто множественное число.

Я и написал раньше, что в иврите множественное число -им. Дабонхорс пишет:

 цитата:
Правда, есть ещё множественное число на ОТ.

-От или -ат? Ты не знаешь, откуда в арабском(семитском) языке окончание -ат в качестве женского рода? Я читал, что раньше это -ат в семитских означало мн.число, а затем перешло в значение женского рода и добавляется к именам женским(Фатим-ат, Нафис-ат, Аси-ат..). Дело в том, что такой же переход наблюдается отчасти и в осетинском-иранском. Общеиранский формант множественности -ан/он в нашем языке перешел в женское определение. Например, женщина из рода Цхурбаевых будет называться по осетински Цхурби-ан, женщина из рода Цориевых - Цорион, из рода Фарниевых - Фарнион и тд. Для сравнения персидский язык: парс - это перс(ед.ч.), парсиан - персы. В осетинском языке мн.число твердо определяется формантом -та.Дабонхорс пишет:

 цитата:
Калмыки живут на своей теперешней территории только с 17 века

Ну да.. Однако трехсотлетнее соседство с кавказцами(носителями нартского эпоса) никакого знания эпоса не дало.Дабонхорс пишет:

 цитата:
Нил по древнеегипетски назывался Хапи.

В осетинском кавказском субстрате "ха" имеет четко привязанный к "земле" эпитет. Отсюда зан-ха "земля"(зан-иранское,ха-субстрат), ха-ласа "иней", тат-ха "грядка", анкъуал-ха "ящерица", ха-дзар "горская сакля"(из ха-цар), цан-ха "соль" и мн.др.
Само наименование древнего народа хатты - "хати" имеет в составе данное "ха". Если в хати вторая часть -ти является тоже мн. числом, то получается хати - это "жители земли,суши", "земляне" или может "земляки".леопольдина пишет:

 цитата:
Нарты кадджытае - нае арты кадджытае. - нае арты кад дзыртае-жыртае.

Лео, ну что ты в самом деле.. Дабонхорс пишет:

 цитата:
У грифона тело льва и голова хищной птицы.

Данный грифон есть элемент иранской мифологии. В нартском эпосе, насколько я знаю, птиц с телом льва и головой птицы - нет.

Сая, как мне кажется, интерес представляет сказание о походе нартов в страну черных людей. А пребывание негроидного типа людей в Абхазии и Колхиде, то уже не столь древние времена.
НАртский эпос - это хронология человеческого становления людей нашего типа и начало берет возможно из Африки, Месопотамии, Малой Азии и потом уже Кавказ. Естественно, в эпосе всё представлено спонтанно и сказания перемешали вероятно эпохи тоже. Нарты были современниками на мой взгляд иного типа людей, а именно неандертальского. Это их называют великанами,циклопами. Причем неандертальские стоянки в пещерах Кавказа обнаружены учеными, и кости тоже обнаружены. А где живут великаны-уаиги в эпосе? в пещерах. Ели эти уаиги нартов(обычных людей)? Ели. Так пещерные стоянки неандертальцев имеют в состаеве останков также множество костей кроманьонцев. Кроманьонцы - это люди нашего типа, современного. Два вида людей(может были еще и другие виды) существовали одновременно на протяжении 30-ти тысяч лет! И кроманьонский вид вытеснил, уничтожил неандертальский вид. Из науки известно, что неандертальцы появились где-то на сто тысяч лет раньше кроманьонского человека. И кроманьонец вышел также из Африки, а именно северо-восток Африки. Осетинская версия происхождения человечества тоже гласит, что уаиги-великаны - это предыдущий вид людей, после которых бог создал нартов. Впрочем, до этого бог создавал и изводил еще несколько видов людей, в том числе и карликов(камбада,иныж)..
Ты бы могла подробнее рассказать о великанах в адыгском нартском эпосе? Как они выглядели, где жили, как жили.Сая пишет:

 цитата:
Сос в переводе с египетского"пастух". Пастух Ра - это бог Солнца.

Интересно получается.. Из осетинского языка этимология тоже есть: сос-пустотелость, сосдор - пустотелый камень, сос-ран "место пустотелости". Изначально именно так должен был называться Сослан - Сосран. Что и сохранилось в ряде осетинских сказаний(диг) и в версиях карачай-балкарцев(Сосуран). Есть и фамилия у дигорцев от этого старого варианта имени - Сосранта/Сосрановы.Сая пишет:

 цитата:
И если присмотреться к изображениям египетских богов, то можно заметить, что почти у всех у них в руках пастушеский посох.
Кроме того, в эпосе отцом Сосрукъо прямо называется пастух.

Это так. Я уже давно присматриваюсь к этому самому кавказскому посоху . ПОчему он так сильно похож на древнеегипетский? Есть много других народов и мест, где тоже разводят овец. Но там пастух имеет иного вида инструмент для погонки скота. Только на Кавказе и на фресках египтян я видел такое совпадение. Пастушеский посох имеет такой крюкообразный конец, которым очень легко можно подцеплять овцу за заднюю ногу, чтобы поймать. Очень простая и на удивление эффективная технология Видел я бурятов, тувинцев, монголов - заядлые скотоводы, отары овец исчисляются тысячами. Но не пользуются таким совершенным посохом! Они не знают его.
А у египтян фараон, как главный пастырь, имеет пастушеский посох в качестве скипетра царственного.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 733
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.12.07 03:56. Заголовок: СИДАМО, общее назван..


СИДАМО, общее название группы народов, живущих в горах Юго-Зап. Эфиопии. К ним относятся: каффичо (каффа), сидамо (включая камбатта, хадья, алаба, дарасса), омето (уоламо, чара, дорзе, койра, баскето), гимирра, мао и др. Общая числ. ок. 1,5 млн. чел. (1973, оценка). Говорят на кушитских языках. Многие С. исповедуют христианство, часть - ислам, у нек-рых сохраняются традиц. родо-племенные культы. Занятия: горное земледелие (теффо, дурра, ячмень) и скотоводство.

Лит.: Райт М. В., Народы Эфиопии, М., 1965.

Кушитские языки относятся к хамитской семье(афроазийская). Не кажется ли странным совпадение таких названий для этнических групп как сидамо(ср. Сидам-онта в осетинской генеалогии), кабатта - камбада-та в нартском эпосе, гимирра - гумир-та в нартском эпосе, Гимара/Джимара - древнее поселение в горах Осетии.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 734
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.12.07 04:40. Заголовок: В кушитских: (1) *..


В кушитских:

(1) *gaw/y- “помещение, дом”: беджа gaw “усадьба, хутор, дом, семья”; хадия goyya “основное помещение (то, в котором живут люди), дом”, камбатта geeyyu-ta “хижина”;

(2) *gVw-: харсо iko “племя”, сомали “толпа людей; группа, отряд”.

В омотских: *giy/w-: бворо giya, шеко giyo, кафа giyo, giwo “сосед”.

Афразийское *gaway- “община, племя, группа людей (проживающих вместе, на общей территории); совместное поселение, место проживания”.

Большой интерес представляет предложенное С. А. Старостиным сопоставление афразийского *gaway- с сино-кавказским (см. 4) корнем “(взаимо)помощь, общинная (трудовая) деятельность”: в дагестанских языках этот корень означает “помощь” и специфически “взаимопомощь, совместная работа, завершающаяся общей выпивкой”, в китайском — “друг” и “помощь” и в качинском — “друг”; ср. тот же спектр значений в чадских (1) .

Сходство, вряд ли случайное, афразийского и сино-кавказского корней может быть результатом заимствования из одного праязыка в другой, но, скорее, указывает на общей праформу: гипотеза о родстве трех крупнейших макросемей Старого Света — афразийской, сино-кавказской и ностратической — представляется сегодня весьма вероятной. Если это так, то перед нами одно из самых древних из реконструированных на сегодняшний день слов (хотя и отстоящее от предполагаемого единого человеческого праязыка, как минимум, на десятки тысяч лет) и свидетельство глубокой древности соответствующего представления: учитывая примерное время разделения афразийского (IX тысячелетие до н. э.) и сино-кавказского (VIII тысячелетие) праязыков и степень различия между ними, их общий язык-предок следует датировать не позднее, чем XII—XIV тысячелетиями до н. э., т. е. эпохой позднего палеолита.

Ср. с осетинским g'aw - "поселение", g'aw-basta "общество селян"

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 180
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.12.07 06:15. Заголовок: Русланбек Придется ..


Русланбек

Придется мне сделать некоторое уточнение.
Тут у нас с ивритом, оказывается, всё гораздо сложнее.

Надо бы почитать как-нибудь, на досуге подробно его грамматику, чтоб иметь лучшее представление о семитских языках.
В самом деле, Слово Мицраим стоит не во множественном,а в двойственном числе.
Я и раньше читал о том, что в языках афразийской семьи бытует двойственное число.Но дело в том, что я и не предполагал, что в языке где так важны согласные звуки, гласные не изображаются, грамматические частицы будут различаться именно гласным.Согласись, это не логично.Но, тем не менее это так.
Так вот, если множественное число на -им, то двойственное число на -аим (в другом произношении -айм).


Мало того, окончания множественного числа не всегда соответствуют своему роду.
Условно считается, что окончание -им мужского рода, а -от женского.Но строго это правило выполняется только для прилагательных.А в существительных может быть и так:

арон -ковчег, сундук-мужского рода. Множественное число -аронот.
ириер) -город - женского рода.Множественное число арим (гласная в корне может меняться в зависомости от ударения)





Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 181
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.12.07 06:17. Заголовок: Русланбек пишет: -О..


Русланбек пишет:

 цитата:
-От или -ат? Ты не знаешь, откуда в арабском(семитском) языке окончание -ат в качестве женского рода?



То, чтов иврите -от,это сто процентов.А вот об -ат в арабском я не знаю.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 182
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.12.07 07:02. Заголовок: Вот что ещё получает..


Вот что ещё получается.
Существительные мужского рода в единственном числе в иврите не имеют каких-либо специальных окончаний.
женские существительные имеют -а или -т.
Считай, то же самое чтов арабском -т.
Но в слове необходимо выделять корень и окончание.Слово мужского рода тоже может заканчиваться на -т при условия что -т неотъемлемая часть корня, а не окончание.Например байт -дом
кроме того, есть слова женского рода, которые не заканчиваются на -а или -т.Это:
слов "город" -ир(иер) и названия городов
слово "страна" -эрец и названия всех стран (так что Мицраим это женский род!)
названия всех парных частей тела
самки животных как -эз -коза.
некоторые слова-исключения, не имеющий общих признаков,ктоороые надо запомнить(руах-ветер и т.п.)

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 1072
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.12.07 20:26. Заголовок: Русланбек пишет: Ты..


Русланбек пишет:

 цитата:
Ты бы могла подробнее рассказать о великанах в адыгском нартском эпосе? Как они выглядели, где жили, как жили.

http://forum.chronarda.ru/index.php?showtopic=1373&pid=46001&st=0&#entry46001

Основными мифическими образами нартского эпоса Адыгов (Черкесов) являются Испы — карлики, Иныжи — великаны, чудовище Емынэж, бгажи — орлы, благо — дракон, Нагучыц — страшная старуха с железными зубами и уды — ведьмы.

Испы - карликовое племя, представлены бесстрашными, волевыми и очень жестокими. Их иногда называют “Бырсы”. Значение этого слова непонятно, видимо, оно произошло от названия местности, где проживали Испы - долина Бырсей у реки Уарп. Встречается и поле под названием “Бэрсае”.

Земля Испов граничила с Нартской страной. Она, была прекрасна. Река волнами здесь протекала, всюду высились красивые деревья, было множество пастбищ. По золотистым лугам паслись богатые стада. Дни здесь были самыми лучшими: не слишком жаркими и не холодными. Испы, кому принадлежали эти богатства, были настолько маленькими, что были видны еле на земле, но весьма доблестны.

Отвагу и мужество испов потверждает и тот факт, что их побаивались даже иныжи.
Факт доминирования испов над иныжами удивителен. К примеру исп пригласил в гости нарта Хымыша и видя, что тот не помещается в его доме, строит ему новое жилье. Для этого исп “заставляет работать подвластных ему иныжей, живших за горой, и те из камней строят жилище нарту”.

У испов были дома из огромных, обтесанных и прислоненных друг к другу камней. Об испах нарты говорили: те, у которых голова не получилась, а тело слишком получилось. Испы были маленькими, но отличались способностями и хитростью. Их иногда называли “маленькими волшебниками”. Во времена нарта Хымыша сила испов была уже на исходе, племя начало вырождаться, и они перестали враждовать с нартами. Из бывших отважных испов был пщы, встретивший нарта Хымыша во время охоты. Вместо коня у испа был заяц. Маленький всадник проскочил между ног коня Хымыша и поразил оленя прямо в сердце. Отличались эти существа гостеприимством и всегда у них было много вина и продуктов.

Древние Адыги наделяли испов не только отвагой и мужеством, но и считали их обладателями волшебного оружия. К примеру исп поразил стрелой оленя и в волнении бегает взад и вперед, тревожно вглядываясь в небо.
- Почему ты столько внимания уделяешь стреле? — спросил его Хымыш.
- Если я пущу эту стрелу под углом, на свете не оставит никого, если она уйдет в землю, ослабит ее настолько, что больше людей не удержит,— ответил исп.

Исп-Гуащэ родила нартам героя, не раз спасавшего народ от гибели. От Исп-Гуащэ узнают способ изготовления серпа - нарты убирали урожай, вырывая его из земли.

Иныж — это основной соперник нартских героев. Внешний облик иныжей безобразен, уродлив. Не лучше представлен и их моральный облик: они коварны, злы, часто глупы, жадны, прожорливы, не признают никаких человеческих нравственных норм.

Необузданная грубая физическая сила ярко контрастирует с умственной ограниченностью в образе иныжа, с которым приходится сражаться нартскому герою. Борьба с иныжем чаще всего осложняется тем, что у него может быть несколько голов - ”семиглавый иныж прокалывал пятку похищенной им девушки и высасывал из нее кровь."

Иныжи кичливы и самонадеянны, что часто приводит их к гибели.
В эпосе иныжи чаще всего живут поблизости от нартов, но в некоторых повествованиях отмечается, что земли иныжей расположены на расстоянии пути в один год. Иногда великаны живут под огромными холмами или в недоступных ущельях.


Ещё материал можно посмотреть здесь:
http://www.adygaunion.com/publicforum/viewtopic.php?p=3936&highlight=#3936
http://www.gerodot.ru/viewtopic.php?t=2963



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.02.08 17:02. Заголовок: Скажите а нартский э..


Скажите а нартский эпос осетин сохранил названия скифского пантеона??

Таргитай- Таргитай (хакасское Тенгри)
Гойтосир- Кантейри, Кайнар( у татар и балкарцев)
Апи- Турун Аби у татар
Папай- Чулман бабай у татар
Орий
-Эрирей у балкарцев
Табити-теббиче у татар и тоба у балкарцев


Да и у алан был Тенгри. Запамятовали? Помните, что в Египте было, А что в Скифии нет??

Спасибо: 0 
Цитата Ответить
администратор




Пост N: 583
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.02.08 21:23. Заголовок: Аскит пишет: Скажит..


Аскит пишет:

 цитата:
Скажите а нартский эпос осетин сохранил названия скифского пантеона??

Таргитай- Таргитай (хакасское Тенгри)
Гойтосир- Кантейри, Кайнар( у татар и балкарцев)
Апи- Турун Аби у татар
Папай- Чулман бабай у татар
Орий-Эрирей у балкарцев
Табити-теббиче у татар и тоба у балкарцев


Да и у алан был Тенгри. Запамятовали? Помните, что в Египте было, А что в Скифии нет??



Только выяснить бы еще, какое отношение Таргитай имеет к Тенгри? Или Колаксай к ХанТейри, ХанТенгри?
То же касается и остальных. В тюркских языках отсутсвует твердая буква "п". Поэтому у тюрок не могло присутсвовать имя "Папай".

И когда это у алан был Тенгри? Действительно запамятовал. Напомни.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 1073
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.02.08 12:36. Заголовок: Q-Духов Хотела скин..


Q-Духов
Хотела скинуть ссылку на твой новый форум, но не нашла адрес.
Посмотри, интересно:
http://video.google.com/videoplay?docid=-8251715995697409076&hl=fr

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 585
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.02.08 13:19. Заголовок: Сая пишет: Q-Духов ..


Сая пишет:

 цитата:
Q-Духов
Хотела скинуть ссылку на твой новый форум, но не нашла адрес.



Любопытно. Сая, кстати, если интересно, под шапкой форума ссылка на интернет-конференцию с Русланом Бзаровым. Не знаю, знакома ты с ним или нет, но это один из ведущих осетинских историков. Думаю, тебе будет интересно задать ему парочку вопросов.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.02.08 13:45. Заголовок: Q-Духов Гойтосир ..


Q-Духов
Гойтосир это не колаксай. Вы даже историю скифов не знаете. Что касается Папай- это греческое звучание а не тюркское. А половецкие бабы тоже никак?? Кстати напоследок еще Фаргисамад- фук машак балкарское. А Абаеву сказать было нечего по этому поводу. Он у вас не нашел эквивалентов. Как он пытается переставляет буквы, чтоб аргимпаса
придать "соответствующий " вид. А тут все ясное звучание.

А то, что у алан было тенгрианство тщательное скрывается.

http://www.anaharsis.ru/duh_trad/Abaev2.htm

Спасибо: 0 
Цитата Ответить





Пост N: 1074
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.02.08 13:48. Заголовок: Q-Духов Спасибо, я п..


Q-Духов
Спасибо, я подумаю что спросить.))
Как ты думаешь, моя ссылка - первоапрельская шутка или нет?
И где можно почитать о следах осетинского языка на берегах озера Чад?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.02.08 13:49. Заголовок: Таргитай это скифс..



Таргитай это скифский бог. А по хаксский Тенгри звучит как таргитай

Спасибо: 0 
Цитата Ответить
администратор




Пост N: 586
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.02.08 16:34. Заголовок: Аскит пишет: Q-Духо..


Аскит пишет:

 цитата:
Q-Духов
Гойтосир это не колаксай. Вы даже историю скифов не знаете. Что касается Папай- это греческое звучание а не тюркское. А половецкие бабы тоже никак?? Кстати напоследок еще Фаргисамад- фук машак балкарское. А Абаеву сказать было нечего по этому поводу. Он у вас не нашел эквивалентов. Как он пытается переставляет буквы, чтоб аргимпаса
придать "соответствующий " вид. А тут все ясное звучание.

А то, что у алан было тенгрианство тщательное скрывается.



Аскит, не надо чувствовать себя в стане врагов. Расслабся, будь поспокойнее. Постарайся избавиться от своей агрессии. Все нормально, не волнуйся. Ты лучше приводи доводы грамотно и не торопясь.
Понимаешь, "Гойтосир" никак не ближе к "ХанТенгри", чем "Колаксай". Ты сам притягиваешь все за уши, голословно обвиняя в этом других. Почему же греки называли "Папая" подобным образом? У них что, буквы "б" нету? Есть у греков буква "б". И Бахуса своего они называли именно так, а не "Пахусом".
И наконец "Фук машак" и Фаргимасад? Что общего у них. Ты обоснуй, где тут связь. Только лишь отдаленное зозвучие? Что означает "фук машак", какова этимология его? Встречается ли у других тюркских народов? К сожалению не все здесь знают КБ язык, поэтому расшифровывай. Что значит Табиччи у татар? Откуда это. Давай не голые факты, а обоснования.

Если же тенгрианство у алан так тщательно скрывается, как же ты узнал про него? Поделись и с нами. Несомненно факты наличия тенгрианства у алан свидетельствует об их тюркоязычии? Только где же они эти факты?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 589
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.02.08 07:45. Заголовок: Аскит пишет: А по х..


Аскит пишет:

 цитата:
А по хаксский Тенгри звучит как таргитай


Верховный бог у хакасов- Хан Тигир http://khakasweb.ru/content/view/35/56/

Аскит, еще немного, и я перестану отвечать на твои посты. Ты стремительно теряешь авторитет.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 590
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.02.08 14:09. Заголовок: Сая пишет: Как ты д..


Сая пишет:

 цитата:
Как ты думаешь, моя ссылка - первоапрельская шутка или нет?
И где можно почитать о следах осетинского языка на берегах озера Чад?



Сая, твоя ссылка это очевидный стеб. Там же в конце написано:" Для тех, кто ценит юмор". Первым долгом они бы сняли негра говорящего по чеченски. В конце, правда, такой есть, но он явно с французским акцентом читает написанное по бумажке. естественно, не выговаривая кавказские смычно-гортанные звуки.

Насчет осетинских следов у озера Чад, кроме созвучия "чад" с осетинским "цад, шад, чад" - озеро, я ничего не знаю. Русланбек, вроде, что-то копал. Рассказывай, Русланбек, что накопал.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 708
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.03.08 08:27. Заголовок: Пару мыслей насчет и..


Пару мыслей насчет имени Сослан. Абаев считает имя монгольского происхождения. Между тем, как мы знаем, в истории Осетии это имя встречается еще до монгольского завоевания. Нонсенс получается, осетины монголов еще не знали, а имя у осетин уже было.
наиболее архаичная форма имени Сосуран. Среди скифских имен мы встречаем имя Сосурсавос, что Абаевым этимологизируется, как "Смуглый Сосур".
Как известно, в эпосе Сосуран рождается из пустотелого камня, который оплодотворяет на берегу реки пастух, возжелавший Шатану. Исходя из этого, мы имеем безупречную этимологию. На дигорском "сос"- пустотелый, "урае" -речная галька, речной камень, речной валун + формант "ан". Дословно - "Пустотелокаменный".


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 709
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.03.08 08:27. Заголовок: Пару мыслей об имени..


Пару мыслей об имени Уырызмаег. Это иранское имя. Встречается в армянских источниках , как Уаразман. Формант "ан" сменился формантом "аг". Оба форманта, и "ан" и "аг" являются иранскими формантами. Форма Урузман, очевидно, бытовала в древности у осетин. Эта форма сохранилась у наших соседей, у балкарцев встречается "Урузман", наряду с "Урузмег". У ингушей встречается "Урезман". Из аланского, очевидно, идет аварское личное имя Урузмак.
Наряду с именем Уаерхаег является тотемическим именем. Уаерхаег от "варка"-волк, а Уырызмаег от "вараза"- кабан. Очевидно, кабан был одним из тотемических символов у наших предков.

Примечательно, что древнегвенгерское имя аланов варшань – varsány ( http://nyhas.ru/index.pl?1-0-100-00000732-000-500-0--1 )

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.03.08 05:59. Заголовок: Я хотел бы внести не..


Я хотел бы внести некоторые уточнения относно скифов. По Геродот (“История”, І, 106) в VІ в. до н.э. скифы господствовали на Ближнем Востоке 28 лет. В своем походе они достигли Сирию и почти до Египта - тогда фараон Псаметих подкупил их чтобы вернуться (там же, І, 105). И еще – у скифов и аланов была писменность, но общепринятой дешифровки пока нет (вж. напр. Турчанинов, Г.Ф., “Памятники письма и языка народов Кавказа и Восточной Европы”).
Но по моему пока не исследован достаточно хеттский элемент в нартском эпосе. В ХІІІ в. до н.э. хетты воевали с египтянами. После битвы возле Кадеша (1285 г. до н.э.) был заключен мир и фараон Рамзес ІІ женился на дочери хеттского царя. Может быть нартские сказания упоминают именно об этом. Вот что еще интересно – у хеттов был свой индоевропейский язык – несили (по имени города Неса), но в культовых ритуалах они употребляли язык древних обитателей Малой Азии – хаттов. Хетты называли его хаттили, т.е. язык страны Хатти (считаеться, что он может быть связан с абхазо-адыгскими языками). В нартском эпосе тоже есть такой волшебный язык, владение которым давало нартам магическую силу, и он называеться “хатийский” (хатиаг æвзаг). Исследователями замечено, что хетто-хуритский миф о петрогенезе (рождение из камня) великана Улликумми находить параллель в нартском сказании о рождение героя Сослана/Сосурука. Возможно тоже, что образ Шатаны восходить к древную анатолийскую (хаттскую) солнечную богиню Эштан (в балкарском и абхазском эпосе тело Сатанай/Шатаны светится как солнце). Кстати, хетты (как и скифы) одни из первых народов кующие железо и употреблявшие железное оружие, что и обуславливает их военную мощь. Может быть это и отразилось на значимости образа нартского кузнеца – осетинского Куырдалæгона, балкарро-карачаевского Дебета, адыгского Тлепша, абхазкого Айнар-ижи и пр. Я уверен, что если поискать, можно найти и другие параллели, только у меня материал очень ограниченный.

Всего вам доброго,
Ardavarz (-Болгария)

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 42 , стр: 1 2 3 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 24
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



ЧАТ "НЫХАС"