Тестируем НОВЫЙ ФОРУМ Ссылка



АвторСообщение
администратор




Пост N: 728
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.03.08 16:21. Заголовок: История Осетии


Болат, не знаешь, куда Русланбек пропал?
Помнишь наши диспуты, где он доказывал, что осетины не знают, кто такой Сослан-Давид, ибо никакого упоминания о нем у осетин не осталось.

Так вот, очень любопытно, что на территории Южной Осетии в Ленингорском р-не, т.е. в Чысангоме было такое село "СОСЛАНЕТИ".

Там жили фамилии Битаровы, Хинчаговы, Калхидовы, Кулаутовы.
Очевидно, что название связано с именем Сослан. Причем, с грузинского оно означает "страна Сослана". Очень необычное название, т.к. формант "ети" обычно употребляется в связи с крупными территориальными образованиями. Осети, Абхазети и т.д.

Сейчас этого села уже нет, оно находилась рядом с селом Мудзых, и упоминалось еще в материалах камерального описания территории 1830-1831 г.г.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 133 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 All [только новые]


постоянный участник


Пост N: 1138
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.04.08 22:05. Заголовок: Русланбек пишет: А ..


Русланбек пишет:

 цитата:
А кабардинцы введут в "нарты" Инала, если уже это не случилось..

Руслан,я очень сомневаюсь,что ввод в герои эпоса Сидамона и Царазона есть СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПОДЛОГ.Всё это лишь говорит о том,что Осетинский нартовский эпос,именно Осетинский.Ведь описаны же наши местности,наши Боги,наши обычаи..Почему же там не должно быть наших героев?Если уж Царцата присутствуют,то и Овсы-Ироны тех времён имеют право Быть Железный дровосек пишет:

 цитата:
А то ингуши уже "переводят" Царазона и Цахила со всего языка.

Любого поставь,все переведут Впрочем ,типично Осетинские имена часто идут из другого языка,...что не мешает какому нить Окроперидзе Гиви Шотаевичу быть чистейшим осетином во всех приложениях

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 989
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.04.08 02:59. Заголовок: Яас пишет: Къарашау..


Яас пишет:

 цитата:
Къарашауай от къара-черный (иногда великий, сильный, чистый) + шау

Вашему Къарашау у нас соответствует имя Хъарадзау(диг). Возможно изначально было хъара-цау, где хъара-черный, цау-ходить. Данный компонент(цау-дзау) часто встречается в осетинских именах: Хуас-дзау,Хосдзау(буквально - "сено"-"ходить"); Дзау-джы хъаеу(название Владикавказа), от имени Дзауаг - "ходячий","гуляка". В карачаево-балкарском языке видимо старое "ц" перешло в "ш" по вашим правилам. По нашим "ц" обычно переходит тоже в "ш"(южные говоры), а также в "дз"(северные говоры).
Если бы изначально было хъара-сау, то в осетинском бы имели сейчас хъарасау, либо хъарашау..Яас пишет:

 цитата:
У нас есть слово "шынкъарт"-костер.

Похоже действительно на зынг-арт(ир), зинг-арт(диг). Однако правила перехода звуков вызывают сомнения в подобном варианте. В к-б языке звук "з" переходит обычно в "ж", либо "дж", но не "ш". Также вряд ли "г" может давать "къ"(ос-хъ). Вторая часть -арт- очевидно имеет связь с осетинским "арт"-огонь, но надо проверить еще и сами к-б варианты.. Так быстро и сразу точно определять будет не совсем правильно.Железный дровосек пишет:

 цитата:
Как этимологизировать Царазон? А Цахил и Сидамон? А то ингуши уже "переводят" Царазона и Цахила со всего языка.

Это довольно широкая тема и в двумя словами тут не обойдешься.. По поводу Цахил ингуши могут быть правы отчасти. Потому как цъахил - "серый" есть кавказское слово и наличествует во многих языках иберо-кавказской группы. В том числе и в осетинском языке из субстрата. То есть, цъаехил/ц1ахила - такое же ингушское слово, как и осетинское.
По царазону есть конечно версия ряда специалистов выводящие этот патроним к римским Цезарям, но это не убедительно. Да и причин возникновения/проникновения цезарь к предкам осетин нет, тем более раньше чем к германским и славянским народам. Непосредственные предки осетин не имели влияния и контактов с Римом.
Как мне кажется, Царазон имеет типично осетинскую этимологию. Имя образовано по типу осетинских: цаераез-он, где -он указывает на принадлежность/исходность к "цараз". Само же цараз видимо разбивается на цаер-живой,живи(ср. другие ос. имена Цаера, Цаерай -"живучий") и -аз. Вот это -аз- может в изначалии быть -ас-, так же как в другом осетинском имени Батраз(из батыр-ас). В результате полная этимология имени: цар-ас-он, "живучий"-"ас"(алан). Потомки некоего Цаерас/Цаераз естественно прозвались Царасон/Царазон. Если бы какой-нибудь Батрас/Батраз тоже стал родоначальником большого рода, то его потомки бы назывались Батразон-тае.
Иронское царас/цараз практически обнаруживает аналогию в дигорском имени дзарас:Дзарас-Дзарасон(сейчас если женщина), Дзарастае/Дзарасовы(фамилия). Это же имя и соответственно от него фамилия(даже две) - сохранилась у карачаево-балкарцев: Дзарасуевы, Дзараштиевы. Хотя к-б сами не все согласны с такой версией..

Что касается Сидамон, то этот патроним самый загадочный и сложный. Версия Абаева из зороастрийского Спитама известна, но в ней мало исторического реализма и схема перехода терминов недостаточная.
Исходя из законов и правил осетинского языка слово разбивается на сидам-он, опять же как обычно у нас происходит со всеми подобными родовыми наименованиями. То есть, сидам-основа, -он указывает на принадлежность/потомственность. Кто называет себя Сидамон, тот принадлежит к некоему первопредку по имени Сидам. О существовании этого "Сидам"-а в иронских преданиях неизвестно сейчас, но мы знаем о местности в Алагирском ущелье, которое называется Сидан.
Теперь обратимся к дигорским версиям, которые как лакмусовая бумага служат в таких случаях(также как иронские тоже в отношении дигорских).. Дигорское предание гласит, что в местности Хаенаезае(ныне село Ханаз в диг.ущ.) издревле проживал некий род Седантае, которые построили крепость и жили там. Затем на них напал персидский шах и они долго в крепости оборонялись, пока не случился вдруг оползень и рухнувшая гора накрыла ночью персидский отряд. От этих Седантае ведут свое происхождение ряд фамилий Ханаза и ближайщего Задалеска. Одна ветка рода сохранила до сих пор свою фамилию под этим названием - Седановы.
Из лингво точки зрения иронское сидам и дигорское седан - полная аналогия. Взаимозаменяемые всегда звуки в иронском и дигорском и=е, м=н. Например: фидар-федар, адаем-адаен и тд.
Что означает седан/сидан/сидам - неизвестно. Возможно в самом сидан корнем является сид, а - ан есть окончание также принадлежности которое появилось в древности. Этот корень "сид" наличествует в языках ближнего востока и есть даже название одного из самых древних городов мира - Сид, Сидон. Есть связь между ними - сложно установить.
Цахил может иметь аналогию в ныне имеющихся кавказских языках, но Сидам/Седан и Цараз-он - вряд ли..

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 18
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.04.08 11:18. Заголовок: Русланбек пишет: Ес..


Русланбек пишет:

 цитата:
Если бы изначально было хъара-сау, то в осетинском бы имели сейчас хъарасау, либо хъарашау..


Я в языкознании профан и буду соглашаться с тобой.
Русланбек пишет:

 цитата:
Цахил может иметь аналогию в ныне имеющихся кавказских языках,


Здесь хочу напомнить, что было племя (народ) цахил, чагил. У нас тоже есть род Чагил. Видимо этот этноним состоит из "ч(ц)аг" (из тюркских языков имеет несколько переводов) и + "ил"-из. тюрк. народ, племя, страна, населенный пункт и т.п.
Русланбек пишет:

 цитата:
Иронское царас/цараз практически обнаруживает аналогию в дигорском имени дзарас:Дзарас-Дзарасон(сейчас если женщина), Дзарастае/Дзарасовы(фамилия). Это же имя и соответственно от него фамилия(даже две) - сохранилась у карачаево-балкарцев: Дзарасуевы, Дзараштиевы. Хотя к-б сами не все согласны с такой версией..


Не отметая твою версию, хочу напомнить, что у КБ есть слово "джарашты" или "(д)зарашты", где корень слова "джараш" + аффикс -ты. Смысл слова-помирился, ужился и т.п.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 773
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.04.08 22:16. Заголовок: Русланбек пишет: Чт..


Русланбек пишет:

 цитата:
Что касается Сидамон, то этот патроним самый загадочный и сложный. Версия Абаева из зороастрийского Спитама известна, но в ней мало исторического реализма и схема перехода терминов недостаточная.



Зачем же так категорично. Версия Абаева вполне реалистична.



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 994
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.04.08 03:45. Заголовок: Q-Духов смотри что п..


Q-Духов смотри что получается.. Абаев приводит переходы из староиранского в дигорский spish-sistae, sfijau-sidzae - всё верно. Однако Spitaman он уже приводит переход в иронский, а не дигорский который ему служит в предыдущих примерах. Почему же он не опирается теперь на дигорский? Потому что должно было бы получится Spitama > Sitana/Sidana. Мы же имеем в дигорском Седан. То есть, данное правило не работает относительно этого термина.
И изначалием для "Сидамон"-а не "Спитаман" приходится по обыкновенному созвучию, а Сидан+он в иронском. О чем говорит священная местность в Алагирском ущелье - Сидан. Абаев странным образом обошел стороной наличие дигорского Седан и Седанта.
Также исторических предпосылок для связи спитамана с сидамоном просто нет. То зороастрийский духовный патроним, а ираноязычные предки осетин совершенно не были знакомы с этим духовным течением.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 774
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.04.08 07:16. Заголовок: Русланбек пишет: Та..


Русланбек пишет:

 цитата:
Также исторических предпосылок для связи спитамана с сидамоном просто нет. То зороастрийский духовный патроним, а ираноязычные предки осетин совершенно не были знакомы с этим духовным течением.



На мой взгляд, ты все же зря связываешь Седан и Сидамон. Надо бы подробней рассмотреть вопрос, чтобы сделать окончательные выводы. Насчет же авестийского патронимя...
Ты почитай Абаева дальше. Он же пишет, что патроним встречался и в скифской и аланской среде.



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 995
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.04.08 11:08. Заголовок: Абаеву здесь можно б..


Абаеву здесь можно было бы доверять, если бы он "заметил" Сидан в Алагирском ущелье и Седан-та в Дигорском.
Иронское Сидамон раньше звучало явно Сиданон и последняя -он наверняка осетинский формант принадлежности в именах.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 778
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.04.08 11:19. Заголовок: Как ты объясняешь им..


Как ты объясняешь имя Зидмон у венгерских ясов?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 997
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.04.08 11:28. Заголовок: Думаю, оно вообще с ..


Думаю, оно вообще с нашими сидамонами не связано и даже со скифами. Это имя у венгров точно также можно привязать хоть к какому иному.. Например, германскому Зигмунд..
Ты ведь знаешь какова "ценность" версий на обычном созвучии? Абаев должен был по идее дать полный расклад и по святому месту Сидан, и по дигорским вариантам. И даже по ближневосточному Сид, Сидон. А так он выгодный ему вариант разработал, а на остальное закрыл глаза. при этом не обясняет, почему главный патроним(родоначальник) сидамонов, кусагонов, царазонов и алгузонов - носит имя Ос-Багатар, а его потомки различного происхождения имена. Одного вообще из глубокой согдийской стороны назвали Сидамоном.. Не срастается никак.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 779
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.04.08 11:34. Заголовок: Русланбек пишет: Од..


Русланбек пишет:

 цитата:
Одного вообще из глубокой согдийской стороны назвали Сидамоном.. Не срастается никак.


Почему же из далекой согдийской. Скифское имя из Ольвии "Спитамус" мы же тоже имеем?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 999
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.04.08 11:39. Заголовок: Ну, скифские имена к..


Ну, скифские имена как только не читают в полуискаженной греческой передаче.. Я просто уверен, что Сидам-он связан с местом Сидан и дигорскими Седан-та. Совершенно четкое схождение по всем правилам. Может Абаеву не стоило так далеко углубляться с "сидамон"? Всё лежит рядом..

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 1000
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.04.08 11:49. Заголовок: Помнишь я приводил с..


Помнишь я приводил странные созвучия с нашими названиями в хамитских(афроазийских) языках? Там тоже одно племя северо-востока африки(эфиопия) называется Сидамо. Это тоже надо обяснять.. Причем попадание удивительно точное. А соседями этого племени являются некие Гимирра..

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 69
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.04.08 16:20. Заголовок: А как насчет Царазон..


А как насчет Царазона у Абаева? Не мог бы ты высказаться об этом более подробно? Что тебя смущает в его этимологии?

Лучше быть первым в Галии, чем вторым в Риме.
Гай Юлий Цезарь
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 70
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.04.08 16:22. Заголовок: Русланбек пишет: Я ..


Русланбек пишет:

 цитата:
Я просто уверен, что Сидам-он связан с местом Сидан и дигорскими Седан-та.



Расскажи если можно более подробно про дигорское Седан-та. И есть ли этимология этих терминов?

Лучше быть первым в Галии, чем вторым в Риме.
Гай Юлий Цезарь
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 1001
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.04.08 04:01. Заголовок: Железный дровосек пи..


Железный дровосек пишет:

 цитата:
Расскажи если можно более подробно про дигорское Седан-та. И есть ли этимология этих терминов?

Этимологии точной нет, как я уже сказал. Есть варианты. Что касается Седановых, то кратко я уже поделился.. Но раз ты поинтересовался, то пришлось покопаться в своем "архиве" и вот что имею. У меня написано на дигорском и русский перевод значиться мое авторство..

Записано в 1991 году у жителя с.Задалеск Цагъати Сосланбеги фурт Дзебо(74г.) Другие старожилы соседних селений тоже подтверждают именно эту версию предания.

Люди рода Седанта очень давно пришли на жительство в Ханаз и являются одними из первых местных жителей. Они пришли от иронцев(Ири комаей аербафтудаенцае). Род был сильный и они построили себе замок близ Ханаза под горой Уорс-хонх(г.Белая). Одно предание гласит о Седановых.. В далеком прошлом как-то персы вторглись к грузинам и разбили их. Затем они пришли в Алагирское ущелье, чтобы сломать иров(Ири басаеттун..). Один отряд персов перешел через Гъевон(Кионский перевал) в Дигорию и здесь свой удар направили на крепость Седановых. Однако Седановы заперлись в крепости и персы не могли их одолеть. В замке находились семь братьев Седановых с семьями и их три незамужние сестры. Тогда персы решили взять их измором, мол "вода и еда у них кончатся и они сами сдадутся". Прошло время, но жители замка не сдаются. Три сестры Седановых ночью выходили через лаз в стене и тайной тропой приносили воду в крепость. Однако в один такой момент персам удалось засечь девушек и они их поймали. Персы стали издеваться над девушками, чтобы они указали на тайный лаз в стенах крепости.. Но те ничего им не сказали и тогда их убили.. Лагерь персидского отряда располагался рядом под отвесной скалой и в эту ночь разразилась страшная гроза. Вдруг гора содрогнулась и сошел оползень, часть скалы тоже рухнула и отряд персов оказался погребен, ни один из них не выжил. То место с тех пор называется "Ихаелд"(разрушенная). Наутро братья Седановы вышли из своей крепости и обнаружили тела убитых своих сестер.. Похоронили они их с почестями вместе, рядом с дорогой в Задалеск в местности "Морги аендзаерае". И в наши дни три могильных камня сестер стоят на том же месте.

Фото крепости Седановых: http://edu.osetia.ru/Presidential/gallery/digoria/digoria2.jpg


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 71
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.04.08 09:25. Заголовок: Русланбек пишет: Эт..


Русланбек пишет:

 цитата:
Этимологии точной нет, как я уже сказал. Есть варианты. Что касается Седановых, то кратко я уже поделился.. Но раз ты поинтересовался, то пришлось покопаться в своем "архиве" и вот что имею. У меня написано на дигорском и русский перевод значиться мое авторство..

Записано в 1991 году у жителя с.Задалеск Цагъати Сосланбеги фурт Дзебо(74г.) Другие старожилы соседних селений тоже подтверждают именно эту версию предания.

Люди рода Седанта очень давно пришли на жительство в Ханаз и являются одними из первых местных жителей. Они пришли от иронцев(Ири комаей аербафтудаенцае). Род был сильный и они построили себе замок близ Ханаза под горой Уорс-хонх(г.Белая). Одно предание гласит о Седановых.. В далеком прошлом как-то персы вторглись к грузинам и разбили их. Затем они пришли в Алагирское ущелье, чтобы сломать иров(Ири басаеттун..). Один отряд персов перешел через Гъевон(Кионский перевал) в Дигорию и здесь свой удар направили на крепость Седановых. Однако Седановы заперлись в крепости и персы не могли их одолеть. В замке находились семь братьев Седановых с семьями и их три незамужние сестры. Тогда персы решили взять их измором, мол "вода и еда у них кончатся и они сами сдадутся". Прошло время, но жители замка не сдаются. Три сестры Седановых ночью выходили через лаз в стене и тайной тропой приносили воду в крепость. Однако в один такой момент персам удалось засечь девушек и они их поймали. Персы стали издеваться над девушками, чтобы они указали на тайный лаз в стенах крепости.. Но те ничего им не сказали и тогда их убили.. Лагерь персидского отряда располагался рядом под отвесной скалой и в эту ночь разразилась страшная гроза. Вдруг гора содрогнулась и сошел оползень, часть скалы тоже рухнула и отряд персов оказался погребен, ни один из них не выжил. То место с тех пор называется "Ихаелд"(разрушенная). Наутро братья Седановы вышли из своей крепости и обнаружили тела убитых своих сестер.. Похоронили они их с почестями вместе, рядом с дорогой в Задалеск в местности "Морги аендзаерае". И в наши дни три могильных камня сестер стоят на том же месте.



А сейчас есть фамилия Седановых (Седантæ)?

Лучше быть первым в Галии, чем вторым в Риме.
Гай Юлий Цезарь
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 1157
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.04.08 19:26. Заголовок: Техов http://budetin..

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 1007
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.04.08 01:45. Заголовок: http://budetinteresn..



 цитата:
http://budetinteresno.narod.ru/kraeved/skif_content.htm




"Территория северокавказского варианта позднебронзовой культуры Центрального Кавказа в течение веков была ареной важных исторических событий и передвижений племен. Со временем на этой территории оказались ираноязычные племена, в формировании культуры которых кавказская позднебронзовая культура явилась одним из важнейших компонентов. Именно она была субстратом, на который сверху наложился иранский слой [3, с. 80]. Это особенно четко прослеживается с того периода, когда аланские племена, продвинувшись в сторону Центрального Кавказа, смешались с местным автохтонным населением и передали ему свой язык [6, с. 145; 3, с. 78—79]. Результатом этого смешения было образование осетинского народа. Судя по антропологическим данным, ираноязычные осетины являются потомками этнических групп, населявших Центральный Кавказ с глубокой древности [17, с. 169] и бывших создателями богатой позднебронзовой культуры северного склона Центрального Кавказа. Об этом свидетельствуют многочисленные факты, сохранившиеся в материальной и духовной культуре осетинского народа — иранского по языку и кавказского по культуре."

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 1008
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.04.08 01:47. Заголовок: Железный дровосек пи..


Железный дровосек пишет:

 цитата:
А сейчас есть фамилия Седановых (Седантæ)?

Да, есть. Фамилия небольшая.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 1208
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.04.08 07:08. Заголовок: Русланбек пишет: см..


Русланбек пишет:

 цитата:
смешались с местным автохтонным населением

Смешались а не курсы языка

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 133 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 42
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



ЧАТ "НЫХАС"