Тестируем НОВЫЙ ФОРУМ Ссылка



АвторСообщение





Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.06.06 10:48. Заголовок: Немного об адыгах


Приятно, что автор балкарец.
Журнал в г. Ростов-на-Дону: ИЗВЕСТИЯ ВУЗОВ. СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ РЕГИОН. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ. 2005. № 3


A.M. Малкандуев

О ВЛИЯНИИ АДЫГСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА НРАВСТВЕННУЮ ЖИЗНЬ НАРОДОВ КАВКАЗА
Под собирательным названием «адыги» исторически понимаются кабардинцы, бжедуги, бесленеевцы, абадзехи, темиргоевцы, убыхи, шапсуги и др. Самая представительная из этих народностей - кабардинцы. Их численность в Российской Федерации ныне составляет 500 тыс. человек, адыгейцев - 160 тыс., черкесов - 60 тыс. человек.
Исторический путь развития адыгов, осетин, чеченцев, балкарцев, карачаевцев, народов Дагестана, ингушей с древности и по настоящее время имел много общего. Им свойственны однотипный образ жизни и этническая культурная идентичность. Хотя, по общему признанию ученых и мнению самих народов, преобладающей по своему влиянию являлись адыгская культура и цивилизация, но прежде всего - нравственная культура адыгов.
Начиная с XIII в. в европейских странах адыгов стали называть черкесами. По мере знакомства с Северным Кавказом, с жизнью адыгов европейские авторы стали уделять им все большее внимание, особенно это проявилось после разгрома татаро-монгольских завоевателей, алан и половцев. Впоследствии адыги стали хозяевами всей равнинной части Предкавказья. Влияние их среди окружающих этносов непрерывно росло. Более того, их популярность в европейских странах оттеснила на второй план другие народы Кавказа на многие столетия. В результате балкарцы, осетины, ингуши, карачаевцы стали также называться адыгами (черкесами). Их общественный строй, образ жизни, традиции, обычаи, нравы, одежда и вооружение олицетворяли жизнь других горских народов. Короче говоря, адыги в XIII - XV вв. стали самым известным народом Северного Кавказа во всех сферах общественного развития. Занимая обширную территорию, они прославились достижениями в экономической, культурной, нравственной, военной сферах, в воспитании, проявляли себя отличными наездниками, стрелками, ловкими, храбрыми, смелыми, отважными, предприимчивыми воинами в боях с врагами.
Известный немецкий ученый К. Кох сравнивал храбрость и мужество адыгов-рыцарей и джигитов с Рыцарями XVIII в. на юге Франции. Для них были характерны .умение носить оружие, искусство держаться в седле, умение вести себя в обществе, соблю-дение этикета и приличия в общественных местах.
Адыги (черкесы) «объединенными силами, часто оказывали эффективную помощью Иберии, Грузии, Армении, персам и туркам; их внушительная сила заставляла трепетать весь Кавказ» [ 1 ].
Литературные источники XVI - XVII вв. свидетельствуют о развитости хозяйственно-экономической жизни и торговли у адыгов. Так обстояло дело с земледелием, скотоводством, домашней промышленностью и ремеслом. Об этом говорят сведения в сочинениях таких европейских авторов, как Дортелли д'Асколи, Д. Лукка, Н. Витсен, Ж. Шарден и др.
В системе кавказской культуры и цивилизации ведущее место занимала традиционная адыгская нравственная культура. В период феодального общественного устройства она достигла совершенства, расцвета. Достижения ее были превосходными в сравнении с другими.
С восхищением отозвались о достижениях адыгов (черкесов) в разных сферах известные русские академики Гмелин, Гюльденштедт, Паллас и Потоцкий. В этот период Кавказ стал центром внимания западноевропейских стран. Изучались образ жизни и нравственная культура живущих здесь этносов.
Известный ученый, археолог Ф. Дюбуа де Монпе-ре писал: «Как много общего в нравах с античной Грецией, Грецией Гомера находим мы у черкесов!.. Все, что я говорил о воспитании мужчин и женщин, о женском труде, о постыдности для мужчины появиться на людях со своей женой... все это возвращает нас в Грецию и заставляет согласиться с тем, что должна была быть колонизация в какой-то форме, должны были быть частые связи в античные времена для того, чтобы черкесы могли сохранить столько черт примитивных нравов греков. Но ... вопрос в том, какая из наций оказывала влияние и какая была восприемницей?» [2].
Эта цитата приводится для того, чтобы подчеркнуть с каким восхищением интересовались ученые европейских стран адыгской нравственной культурой и цивилизацией. Духовность, этикет, традиции и обычаи в нравственной сфере - все это вызвало в те времена широкий резонанс во многих странах. Близкие соседи - этносы, и народности, живущие на далеком расстоянии, подражали адыгскому образу и стилю жизни. Исторический опыт показывает, что достижениям одного этноса могут подражать другие, скажем, соседние, только при условии, если первые по сравнению с ними имели внушительные преимущества в нравственных отношениях, если в их культурных достижениях содержались образцы, нормы и правила поведения, идеалы, которые удовлетворяли интересам и вкусам других и поэтому считались образцовым» во всех отношениях. Так обстояло, например, с традиционной нравственной культурой адыгов, несомненно, уникальны содержание и форма тех обычаев и традиций, которые составляют этическую систему адыгов с названием «адыгагъэ», «адыгэ хабзэ», выступающие как морально-этические кодексы.
Начиная с XVIII в. и уже в первой половине XIX в. в многотомных описаниях посвященных Кавказу, черкесы занимали главное место. Не только европейские газеты и журналы, но и американские публиковали о них специальные статьи. Широко была представлена черкесская тематика в русской художественной литературе.
«Черкесы теперь олицетворяют все лучшие качества кавказских горцев, к которым в передовых кругах русского общества относятся с большим вниманием и сочувствием. Черкесы олицетворяют храбрость и свободолюбие кавказцев, их рыцарские нравы. Черкесов воспевают в своих произведениях великие русские поэты Пушкин и Лермонтов. Изумительные по художественным достоинствам кавказские поэмы Пушкина и Лермонтова в немалой степени способствовали повышению интереса к черкесам не только в России, но и в Западной Европе» [3] - пишет известный историк В.К. Гарданов.
Адыгам подражали не только в духовной (нравственной) культуре, но и в материальной. Так, «подражая кабардинцам в их одежде, оружии, домашней утвари, способе постройки жилищ и манере держать себя в обществе, горские народности Западного Кавказа усвоили себе также кабардинскую точку зрения на те же отношения, какие должны существовать между повелительными и подвластными, между князем и его вассалами» [4].
Традиции этнической нравственной культуры - это важнейший элемент нравственной культуры адыгского социума, носители его менталитета. На них равнялись, их считали и воспринимали как эталон в нравственных отношениях и образе жизни. Для подтверждения этой мысли приведем слова известного генерала русской службы И.Ф. Бларамберга. Он писал, что кабардинские князья в силу своего происхождения и подвигов своих предков считались первыми по благородству крови не только среди черкесов, но и горских народностей. «И им действительно нельзя отказать в этом превосходстве. За исключением тех качеств, которые у них могут оспаривать другие народы, кабардинцы отличаются благородством характера, учтивостью, а также чистотой своих одежды и жилищ. Все эти качества свидетельствуют о том, что кабардинцы находятся на более высокой ступени цивилизации, чем прочие горские народности... Балкарцы, чеченцы, карачаевцы и абазины признают их превосходство» [5].
Ученые того времени неоднократно отмечали утверждение на Кавказе кавказской цивилизации, а адыгскую считали ее важнейшим компонентом. Влияние адыгской культуры и цивилизации на соседние и дальние народы имело объективный характер. Чеченцы, осетины, ингуши, балкарцы, карачаевцы, казаки, народности Дагестана перенимали их лучшие достижения в духовной, нравственной культуре именно потому, что, во-первых, эти достижения отвечали их потребностям, интересам, вкусам и ценностным ориентациям.
Во-вторых, развитая в идеале, по оценкам других народов, совершенная адыгская духовно-нравственная культура олицетворяла все лучшие качества кавказских горцев и играла доминирующую роль по сравнению с другими.
В-третьих, адыги в период расцвета феодализма в военном отношении на Северном Кавказе считались сильными, мощными и храбрыми, что способствовало признанию их культуры соседями. Перенимать превосходящую адыгскую культуру заставляли необходимость защиты от иноземных захватчиков, расчет на помощь и поддержку со стороны сильного и опытного по ведению войн адыгского народа.
В-четвертых, важным показателем доминирующего влияния адыгов, их культуры явилось то, что, благодаря торговому обмену, общению, в языках соседних народов образовались словосочетания со словом «адыг», «черкес». Осетины, чеченцы, балкарцы, карачаевцы, ингуши считали образцом воспитания адыгскую степенность и благородство. Карачаево-балкарцы говорят: «Черкесле адетни бийикде тутадыла» - «Черкесы дорожат обычаями, этикетом».
В-пятых, система воспитания в Кабарде была поставлена на высоком уровне благодаря развитости нравственных отношений и высокой нравственной культуры, соблюдению этикетных норм и приличия. Наличие такой культуры привлекало к себе внимание других этносов и народностей, которые стремились перенять совершенную нравственную культуру и воспитанность.
Сыновья крымских ханов, осетинских алдаров «отсылаются к черкесам на воспитание и обучение» [6]. Чеченцы, осетины, ингуши, балкарцы посылали своих детей учиться приличиям и этикету именно к адыгам.
В этой связи английский политический деятель Д.Белл писал о порядках, о высокой нравственной воспитанности так: «Немногие страны, с их установленными законами и всем сложным механизмом правосудия, могут похвалиться той нравственностью, согласием, спокойствием, воспитанностью - всем тем, что отличает этот народ в его повседневных взаимных сношениях» [7].
В-шестых, у адыгов (черкесов) получили свое совершенство такие- социальные институты, как гостеприимство, куначество, покровительство, абречество, хаса, институт джегуако (народные певцы), которые способствовали в течение длительного времени преемственности поколений, духовности и, в первую очередь, нравственности. В этой связи огромна была роль института аталычества, явившегося основной школой воспитания детей князей и дворян. Она заменяла семейное, родительское воспитание.
В-седьмых, в традиции адыгской нравственной культуры стратегической целью являлось формирование человечности. Адыгство как свод нравственной системы по своей сущности было направлено за сплочение этносов, за единство, против национализма, национальной розни. В этом заключалась притягательная сила нравственной культуры адыгов. Как и другим этносам, адыгам была характерна верность общепринятым нравственным требованиям, установкам, заинтересованность в их продолжении. Об этом хорошо сказал известный карачаевский просветитель И. Хубиев (Карачайлы): «В отношении верности адатам, точности их соблюдения всегда впереди всех народностей шли кабардинцы. Недаром Кабарда считается родиной и законодательницей всех адатов, нравственных норм.
Гостеприимство, почтение к старшему, почтение к женщине, навыки взаимопомощи, товарищеские услуги, услуги соседу и многое другое, что обозначается одним словом - воркхабза (т.е. соблюдение правил, обязательных для дворянина - ворка, но это имеет значение более широкое и принципиальное),- все это, развитое до тончайших мелочей, можно было видеть в старой дореволюционной Кабарде,.. развитие этих обычаев дошло в Кабарде до своего логического конца...» [8].
Когда мы говорим о всеобъемлющем влиянии традиции адыгской нравственной культуры, то имеем в виду совокупность нравственных универсалий, включающих человечность, чуткость, почтительность, вежливость, скромность, гостеприимство и т.п.
Как было сказано, традиции нравственной культуры адыгов составляли целостную и стройную систему. Она в период расцвета феодализма была уникальной и очень популярной. «В системе адыгской этики роль определяющей ценности выполняет, как мы видим, человечность, все другие ценности образуют инструментальную субсистему адыгства. На деле это означает, что адыгство обязывает быть добрым, отзывчивым, почтительным, деликатным, рассудительным, мужественным, честным, великодушным во имя одной высшей цели - человечности» [9]. И эта целевая установка привлекала к себе и балкарцев, и осетин, и карачаевцев, и чеченцев и других народов, ибо нет и не может быть иной высшей цели для человека, чем проявлять человечность в отношении к другим людям.
По выражению известного ученого правоведа-исследователя права, обычаев и традиций горских народов М. Ковалевского, культурное воздействие адыгов на другие этносы в период феодализма было всеохватывающим.
Адыгская нравственная культура свое влияние оказывала на весь Кавказ. Об этом свидетельствуют словарный фонд языков народов Кавказа, языковые выражения. Например, карачаево-балкарцы говорят: «содержанием и Черкес намыс» - «Черкесская честь, совесть», «Черкесде намус бийикде жюрюйдю».- «У черкесов этикет соблюдается образцово».
Традиционная нравственная культура адыгов не противопоставляла себя культурам осетин, карачаевцев, лезгин, кумыков, чеченцев, балкарцев и другим. Ее развитость, значительные преимущества в достижениях, притягательная сила, связанная с ее богатым содержанием и формой, проживание адыгов на огромной территории - все это носило объективный характер и способствовало преобладающему влиянию их культуры на культуры других этносов Кавказа.
Приведем пример из жизни горских народов и казачества, их взаимоотношений. Известно, что в укреплении дружественных отношений между горцами и терско-гребенскими и другими казаками большую роль играли кавказские гостеприимство и куначество. Последнее выступало как своеобразный обычай кавказского побратимства. Казаки гордились своей дружбой с кабардинцами, балкарцами и передавали ее детям как священное завещание. Эта дружба продолжалась достойно от поколения к поколению.
«Терские казаки, породнившись с кабардинцами, балкарцами, осетинами и другими народами, приняли их образ жизни, обычаи, нравы», - подчеркивает В.Г. Коломиец [10].
Однако эти мирные отношения межу ними не всегда сохранялись. Причина тому - политика царизма, которая вела к обострению вражды между разными кавказскими нациями, а также между горцами и казаками. Свою враждебную роль по отношению к казакам не скрывали и представители местного мусульманского духовенства, они вселяли в сознание мусульманского населения вражду к христианам- казакам.
Как видно, взаимовлияние традиции нравственной культуры явилось сложным и противоречивым процессом. Оно имело и конфликтный характер на конфессионально-религиозной основе, «на основе языковых отличий, на основе территориальных претензий и других», - справедливо отмечает Р.А. Ханаху [11].
Как сказано выше, северокавказским этносам были характерны однотипные социально-экономические, географические и другие объективные условия. Они имели между собой торговые, семейно-брачные отношения, которые способствовали общению друг с другом. В результате общения лучшие элементы духовной культуры одного этноса передавались другим, происходило взаимопроникновение культур. Не только перенималась адыгская нравственная культура, но и, наоборот, лучшие достижения других народов перенимались адыгским социумом, т.е. происходило взаимовлияние и взаимообогащение культур, естественный «диалог культур», процесс их равноправного взаимодействия с учетом самобытности сторон.
Исторический опыт развития свидетельствует, что адыги не занимались захватом чужих земель, тем более земель соседних этносов. Они выступали защитниками карачаевцев, балкарцев, осетин от геноцида царизма, от чужеземных захватчиков.
В вышеприведенных оценках адыгской нравственной культуры, в том числе и этикета, основные нормы которого содержатся в адыгэ хабзэ, нет ни малейшего преувеличения и восхваления культуры адыгов, нет никакого этноцентризма. Этикет адыгов «был всегда примером подражания и предметом восхищения многих народов», - подчеркивает известный культуролог К.Х. Унежев [12, с. 153]. Исторический путь развития северокавказских народов, их жизнь - тому яркое свидетельство.

Литература
1. Рейнеггс Я. Всеобщее историческое и топографическое описание Кавказа // Атаяиков В.М. Наша старина. Нальчик, 1996. С. 174.
2. Дюбуа де Монпере. Путешествие по Кавказу, к черкесам и абхазам, в Колхидию, Грузию, Армению и в Крым // Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII - XIX вв. Нальчик, 1974. С. 456.
3. Введение // АБКИЕА. 1974. С. 27.
4. Ковалевский М.М. Закон и обычаи на Кавказе. М., 1890. С. 254.
5. Бларамберг И.Ф. Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа // АБКИЕА. 1974. С. 414.

6. Кантемир Д.К. История роста и упадка Оттоманской империи // Наша старина. Нальчик, 1996. С. 149.
7. Белл Д. Дневник пребывания в Черкесии в течение 1837-1839 гг. // АБКИЕА. 1974. С. 479.
8. Карачайлы И. Быт горских народностей Юго-Востока // Карачаево-балкарские деятели культуры конца XIX- начала XX вв. Т. 2. Нальчик, 1996. С. 158.
9. Бгажноков Б~Х. Адыгская этика. Нальчик, 1999. С. 20.
10. Коломиец В.Г. Очерки истории и культуры терских казаков. Нальчик, 1994. С. 71.
11. Ханаху Р.А. Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы времени. Майкоп, 1997. С. 135.
12. Унежев КЛ. Феномен адыгской (черкесской) культуры. Нальчик, 1995. С. 153.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 218 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 All [только новые]


постоянный участник




Не зарегистрирован

Замечания: йа ном йа уала, - "сары мат". йа мат у ирон адамыл.
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.06.06 13:04. Заголовок: Re:


Сослан
Я приводил Чиколинцу (Таторсу) на другом форуме ссылки. Но там те темы почти все уже исчезли. Я приведу один из ответов ему. Для ясности я перед читатами поставлю их авторов.

Сармат: kauk - древняя форма современного хох, гора

Таторс: Это с какого языка? Обрати внимание теперь на это: ирон. хох - гора, считается производным из дигор. хонх; аварское арчинское хонх - гора, дидойское хон - гора, лезг. хуан - скала, агульское хуан - скала.

Сармат: Ответ на этот вопрос следующий. В.И. Абаев пишет, что в дигорской форме данного слова — «хонх»«н» перед «х» является вторичным, неэтимологическим. А первичной является форма kauka без всякого «н». Отсюда же берёт начало древнеперсидское kaufa (гора), персидское kuh, авестийское fanku (вершина), сакское (одно из иранских) as-khaukara (выступ). Абаев не утверждает, что kauka является именно арийским термином, хотя по контексту именно это напрашивается. Однако, независимо от этнического происхождения термина kauka, термин kauk-as означает асские (аланские, осетинские) горы. Этот термин, как известно, очень древний, ему несколько тысяч лет. А это значит, что горы, о которых идёт речь, являются арийскими, аланскими, осетинскими последние несколько тысяч лет. И уж, наверное, несколько тысяч лет проживания и владения этой территорией вполне достаточны для того, чтобы считать ари-скифо-сармато-алано-осетин наикореннейшими наиавтохтоннейшими жителями Кавказа, который сам, своим названием обязан ари-скифо-сармато-алано-осетинам, ибо КАУК-АС — это ГОРЫ АСов-ариев-скифов-сарматов-алан-осетин.
(см. В.И. Абаев, ИЭСОЯ, том IV, стр.222-223)
А кто такие асы, ещё раз читаем у Абаева:
«Asy | Asi, Assi … Одно из самоназваний осетинского племени в прошлом, перенесённое впоследствии на новых насельников той же территории (современной Балкарии - Sarmat). Известно, что территория позднейшей Балкарии была занята в прошлом осетиноязычным населением… Что as не связано с позднейшим тюркоязычным населением Балкарии, подтверждается и тем, что в этнической номенклатуре самих балкарцев этот термин отсутствует. Под названием as известен был в средние века тот же северокавказский народ, который обычно зовётся аланами и с которым преемственно связаны современные осетины… Плано Карпини (1245г.) говорит об аланах-асах как об одном народе… ».
(см. В.И. Абаев, ИЭСОЯ, том I, стр.79-80)
Там же (стр.80), В.И.Абаев отмечает древность термина as, приводя свидетельство Птолемея о том, что as — сарматское племя.


Хаедбар Ирыстон Уаелахиз!
США+Саакашвили = Россия+Гиоргадзе = фашизм
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Бывалый


Не зарегистрирован

Замечания: уаззау зондыл хаст у.ницы хуызы йа ис фезмалын канын йа бынатай.агъдауджын ирон лаппу-лаг у.
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.06.06 13:23. Заголовок: Re:


ты ссылаешься только на Абаева и его суждения в лингвистике. Абаев выдающийся иранист и своими работами много раз доказывал сделаные ранее различными учёными предположения о связях осетин с ираноязычными аланами через язык, но не менее убедительно он определил местный кавказский субстрат как в осетинском языке, так и в ономастике, топонимике,культуре, антропологии и пришёл к выводу что этногенез осетин произошёл в ходе слияния двух компонентов аланского и кавказского. ты вероятно считаешь что в этом он ошибался? так вот на основании чего ты так считаешь? кто те учёные опровергнувшие его?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Не зарегистрирован

Замечания: йа ном йа уала, - "сары мат". йа мат у ирон адамыл.
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.06.06 13:27. Заголовок: Re:


Сослан пишет:

 цитата:
ты ссылаешься только на Абаева и его суждения в лингвистике.

Тебе В.Абаев не убедителен? Сказанного достаточно. Этимология Кавказа показана. Какие из этого следуют неизбежные выводы показаны. Дальше можно сколько угодно мусолить эту тему, но кому надо, тот видит. Уверен, что и ты сам, Сослан, всё это прекрасно видишь.

Хаедбар Ирыстон Уаелахиз!
США+Саакашвили = Россия+Гиоргадзе = фашизм
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
"маленькая, тихая и скромная"




Не зарегистрирован

Замечания: гыццыл, сабыр ама хадафсарм.фала йа ма асмасты канут, андара уыл магуыры бон кандзан.зоны алцы, - чи каима рахыл ис, чи каман радта гартам, кай сисдзысты йа бынатай ама афта дарддар.иу ныхасай, - иунаг сусаг хъуыддаг дар йын на баззайдзан. Любит думать, что всё знает.
Награды: Горе от ума
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.06.06 13:37. Заголовок: Re:


Саермает, иронау дае маей бажурон, Абайты лаегаен йае куыстыты уыйас аипп бынаеттае ис, аемае иу тыуалгомы адаеммае йае куыстытае худаег кастысты, уыдон аенхъаел никуы уыдысты аемае ацы лаег цы тае фыста уыдонмае исчи серьезон аегъдауаей бакаесдзаен. но прошло время и я наблюдаю обратную картину, мы все отстаиваем те ошибочные теории, которые он нам внушил. к сожалению среди нашего поколения, нет тех, кто бы мог посвяттить себя осетинской лингвистике, она никем не финансируется, хотя на мой взгляд именно изучение нашего языка, должно стать основополагающей в строении нашей государственности. наш язык настолько уникален, что нам могут позавидовать многие народы мира.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Не зарегистрирован

Замечания: йа ном йа уала, - "сары мат". йа мат у ирон адамыл.
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.06.06 13:45. Заголовок: Re:


леопольдина
Васойаен шас раедыдтытае ис, уый маехаедаег даер зонын. Фаелае уышы радыдтаен ис аендаер ахуыргонддаей информациа. Стей йае куыст аеппаетаей у тынг ахсджиаг аемае вазыгджын. Уый никуы схуыдта йаехи куыд раестжинады къопп, фаелае бандур сываердтае шаемаей нае аевзаг аемае адаемы гъаед иртасаем. Стей дае нае бамбаерстон, туалгомы адаем шаеуыл худтысты? Заехкусаег адаемы кой каеныс аеви ахуыргонд лингвистты аемае иторикъты? Каед аей раст бафаудтой, уаед сае ныхма-ныхаеста шы хуызаен уыдысты? Никуы уыдысты мыхуыр, никуы уал баззадысты? Худгае бирае чидаер фаекаены, уаелдайдаер та саехадаег чи нишы саразы уый, умаен йаехигъаедаей штыр нысаниуаег наей.

Хаедбар Ирыстон Уаелахиз!
США+Саакашвили = Россия+Гиоргадзе = фашизм
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Бывалый


Не зарегистрирован

Замечания: уаззау зондыл хаст у.ницы хуызы йа ис фезмалын канын йа бынатай.агъдауджын ирон лаппу-лаг у.
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.06.06 14:26. Заголовок: Re:


да нет Sarmat
это ты выдёргиваешь из Абаева только то что тебя у него устраивает. то что вписывается в исповедываемою тобой концепцию и то что взяли из Абаева отцы-основатели этой концепции твои учителя имён которых ты так и не назвал.

Sarmat пишет:

 цитата:
Дальше можно сколько угодно мусолить эту тему, но кому надо, тот видит. Уверен, что и ты сам, Сослан, всё это прекрасно видишь.



можно как ты говоришь и помусолить если надо будет.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Не зарегистрирован

Замечания: йа ном йа уала, - "сары мат". йа мат у ирон адамыл.
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.06.06 14:34. Заголовок: Re:


Сослан
ого, короче пока тебя источники интересовали, потом тебе Абаевский источник неугоден. Назвав сказанное мною выдергивание. Потом еще в байки ударился. Ну ну, сочиняй...

А чем тебя не устравивает этимология Абаева? Скажи конкретно?

Хаедбар Ирыстон Уаелахиз!
США+Саакашвили = Россия+Гиоргадзе = фашизм
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Бывалый


Не зарегистрирован

Замечания: уаззау зондыл хаст у.ницы хуызы йа ис фезмалын канын йа бынатай.агъдауджын ирон лаппу-лаг у.
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.06.06 15:50. Заголовок: Re:


Sarmat
Sarmat пишет:

 цитата:
А чем тебя не устравивает этимология Абаева? Скажи конкретно?



меня как раз у Абаева устраивает всё. Это ты берёшь только то что тебя в нём устраивает. скажи чем тебе не нравится теория кавказского субстрата в осетинах и осетинском языке которую развил Абаев.

"Своеобразие осетинского языка по сравнению с другими иранскими языками во многом объясняется языковыми контактами в древности (II–I тысячелетия до н.э.) со славянскими, балтийскими, германскими и др. языками, а также значительным кавказским субстратом. В начале I тысячелетия н.э. предки осетин аланы из южных районов России перекочевали на Кавказ, где осетинский язык испытал сильное влияние кавказских языков, в частности в фонетике появились глоттализованные (смычно-гортанные) согласные, не характерные для иранских языков. Была утрачена древняя система флективного склонения. В отличие от других иранских языков, в осетинском развилась новая многопадежная агглютинативная система склонения. Глагол имеет развитую систему, которая в основном является прямым продолжением древнеиранской. Спряжение опирается на две основы (прошедшего и настоящего времени) и систему личных окончаний. "



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Бывалый


Не зарегистрирован

Замечания: уаззау зондыл хаст у.ницы хуызы йа ис фезмалын канын йа бынатай.агъдауджын ирон лаппу-лаг у.
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.06.06 15:54. Заголовок: Re:


Дохристианская религия алан


Кавказский субстрат

"Известно, что в языке и фольклоре осетин оставил заметный след кавказский субстрат . Религиозные воззрения их также не остались чужды кавказскому влиянию. В этнографической литературе по Кавказу имеется много указаний о большой близости осетинских культов, обрядов, празднеств к соответствующим верованиям и обрядам кавказских, в особенности, западнокавказских народов: черкесов, абазин, абхазов, сванов, мегрелов, а также горногрузинских племен: рачинцев, мохевцев, мтиульцев, пшавов, хевсур. Эта близость бывает не только типологической, но и материальной, т. е. совпадают имена божеств, обрядов, праздников.

По многим архаическим чертам религиозные верования осетин представляют первостепенный интерес для восстановления древнейшего религиозного состояния кавказских народов [19].

Поскольку осетино-кавказские схождения в верованиях и обрядах не раз отмечались, не буду на них останавливаться. Напомню только некоторые более яркие факты.

Культ охотничьего божества. Этот культ чужд иранскому миру, но он занимал видное место в верованиях западнокавказских народов и осетин. Название бoгa охоты Æfsati примыкает к балкарскому Apsat∂, сванскому Ар’sаt’ [20].

У абхазов соответствующее божество зовется Ažwejpša, у черкесов Меz∂tx, у мегрелов Mesepi. Хотя названия разные, но все это – родные братья. Представление об этом божестве – патроне зверей, которому молится каждый охотник, отправляясь на охоту, обряды, связанные с его культом, посвященные ему гимны – все это весьма близко у всех перечисленных народов.

Обряды при поражении молнией. Хотя культ грозного божества имел широкое распространение, в том числе и у арийских народов, обряды, исполнявшиеся при поражении человека молнией, настолько близки у осетин и некоторых кавказских народов, что должны рассматриваться как специфика кавказской, а не иранской этнографии. Если человека убивала молния, ни в коем случае не разрешалось выражать скорбь, плакать и пр. Напротив, следовало всячески выражать радость, петь и танцевать. Обрядовая пляска вокруг пораженного молнией называлась coppaj (черк. čoppa, абх. čopa, балк. čoppa) и продолжалась до восьми дней [21].

Можно указать еще на ряд верований и обрядов, в которых имелась большая близость у осетин и их кавказских соседей: культ божества, насылающего оспу, культ домашнего очага и надочажной цепи, культ предков, обряды и поминки, связанные с покойником, священные рощи (роща Хетага в Куртатинском ущелье и др.), гадание по бараньей лопатке и многое другое.

Из кавказского мира идет, по-видимому, и осетинское название верховного божества xucaw. Хuсаw у осетин – типичный deus otiosus. В отличие от божеств, о которых говорилось выше, он лишен каких-либо индивидуальных черт и мало активен, действуя, как правило, не лично, а через окружающих его зэдов и дауагов.

Осет. xucaw фонетически несопоставимо с перс. xudā или согд. xutāw. В кавказских же языках (именно в картвельских и дагестанских) распознается элемент хuс в ряде религиозных терминов: лезгинское хuсаг ‘бог’, грузинское xucesi ‘священник, xucuri ‘церковный’ (о письме) и др.

Возможно, в осетинском хuсаw мы имеем контаминацию кавказского хuс с иранским *xutāw.

Вывод, к которому мы приходим из всего изложенного, таков.

Дохристианская религия алан представляла синтез двух элементов: дозороастрийского иранского (с рядом специфических черт, характерных для скифо-массагетской группы) и субстратного кавказского, который стал проникать в религию алан с момента их появления на Кавказе, т. е. с первых веков н. э.

Зороастризм не оставил в религии алан сколько-нибудь заметных следов."

В. И. Абаев


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Не зарегистрирован

Замечания: йа ном йа уала, - "сары мат". йа мат у ирон адамыл.
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.06.06 15:54. Заголовок: Re:


Сослан
Не отвечай вопросом на вопрос. Скажи, согласен ли ты с этимологией слова Кавказ Васо Абаева? Если согласен, то из этого невозможно не сделать выводы. А потом уже про субстрат продолжим.

Хаедбар Ирыстон Уаелахиз!
США+Саакашвили = Россия+Гиоргадзе = фашизм
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Не зарегистрирован

Замечания: йа ном йа уала, - "сары мат". йа мат у ирон адамыл.
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.06.06 19:56. Заголовок: Re:


Сослан пишет:

 цитата:
меня как раз у Абаева устраивает всё. Это ты берёшь только то что тебя в нём устраивает.

Сослан, давай рассуждать.

Во первых, если тебя в Абаеве всё нравится, то должно нравиться и его объяснение этимологии Кавказа.

Во вторых, тут ты используешь двойные стандарты. Разумеется я в подтверждение своего мнения привожу то что мне нравится. Но разве ты подтверждая свою позицию приводишь то что тебе не нравится? Конечно это абсурд.

В третьих, я действительно привочу лишь часть сказанного Абаевым. Но разве ты приводишь всё им сказанное? Разве каждый раз надо приводить его всего? Конечно это абсурд.

Хаедбар Ирыстон Уаелахиз!
США+Саакашвили = Россия+Гиоргадзе = фашизм
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.06.06 20:47. Заголовок: Re:


Sarmat пишет:

 цитата:
Это угроза или констатация факта? :)

А что, похоже на угрозу?
Sarmat пишет:

 цитата:
Ты хочешь сказать что соседи оказывают на нас давление и хотят нас поставить перед выбором? То есть основой вашего к нам отношения является не наше к вам миролюбивое неагрессивное отношение, а соответствие нашего предствления о свей истории вашим установкам для нас? Я надеюсь что не надо так понимать, как я развил мысль.

С чего ты взял, что я хочу так сказать? Где вообще ты увидел такие мысли? Ты совершенно прав: мало того, что не надо так понимать, но ещё и не надо так развивать эту мысль.:)
Sarmat пишет:

 цитата:
От братской помощи не отказываемся, но вот от указаний -- да.

Да кто же вам указывает? Странный у нас складывается разговор. Ты сам себе говоришь, и сам себе отвечаешь.
Sarmat пишет:

 цитата:
Мы не должны отказываться от истины

Надо сначала опредилиться с тем, что считать истиной.
Sarmat пишет:

 цитата:
Высшая раса и низшая?

Это как раз из арийской :) терминологии. Не надо приписывать мне свои болячки.
Sarmat пишет:

 цитата:
Kauk-as

AS- это несколько иное. Не надо валить всё в кучу. Это очень большая тема и не стоит её сейчас поднимать.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Не зарегистрирован

Замечания: йа ном йа уала, - "сары мат". йа мат у ирон адамыл.
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.06.06 21:43. Заголовок: Re:


Сая пишет:

 цитата:
Это как раз из арийской :) терминологии. Не надо приписывать мне свои болячки.

это не из арийской терминологии, это из терминологии германских фашистов. Они злоупотребляли арийской терминологией, но это не означает что сами арийцы это уже расисты. Вот Аум Сенрикё, христианская секта, хотел самостоятельно устроить армагеддон. И злоупотребляла христианской терминологией. Но это ведь не значит что христианство за тотальное уничтожение человечества?

Подумая Сая, зачем нам на таком детском уровне разговаривать. Неужели нам надо просить у кого-либо право называть этнос своим именем? Разве если вы скажете о меотам мы обвиним вас в расизме? Хотя да, Не было такого фашиста который бы взял на вооружение адыгскую национальную терминологию, но дажеесли бы был, это бы ничего не могло значить для тех кто к тому фашизму бы не имел никакого отношения. В как осетины боролись против фашизма вам прекрасно известно.

И не надо говорить что это наши болячки. Это очень серьезное обвинение. Обвинение в фашизма, расизме. Не надо так. Надеюсь это напраслина возводится хотя бы на меня лично, а не на мой народ в целом.

Сая пишет:

 цитата:
AS- это несколько иное. Не надо валить всё в кучу. Это очень большая тема и не стоит её сейчас поднимать.

Ну как несколько иное? Это именно то самое. Асы это аланы, так нас знали и грузины и русские, от этого и современная русская форма - осетины. И об этом тот же Абаев совершенно четко и убедительно пишет. Я с ним в этом вопросе полностью соглсен, и не надо это моё согласие трактовать как расизм.

Сая пишет:

 цитата:
С чего ты взял, что я хочу так сказать? Где вообще ты увидел такие мысли? Ты совершенно прав: мало того, что не надо так понимать, но ещё и не надо так развивать эту мысль.:)

НУ ты так противопоставила, типа или вы нам родственники, или мы к вам плохо относимся. Как будто нельзя к неродственным соседям относиться дружелюбно.



Хаедбар Ирыстон Уаелахиз!
США+Саакашвили = Россия+Гиоргадзе = фашизм
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.06.06 21:57. Заголовок: Re:



Sarmat пишет:

 цитата:
НУ ты так противопоставила, типа или вы нам родственники, или мы к вам плохо относимся. Как будто нельзя к неродственным соседям относиться дружелюбно.

Я такого не могла сказать. Это уже твоя фантазия поработала. :)
Sarmat пишет:

 цитата:
Асы это аланы, так нас знали и грузины и русские, от этого и современная русская форма - осетины.

Это не совсем точно. Есть мнение, что ASы - это как раз кавказкий слой вашего народа, в отличие от иранского - аланов (хотя тюрки пытаются это оспаривать). Их язык - это язык хаттиаг из нартского эпоса. Язык священный, которым пользовались жрецы древнего языческого культа, пришедшего из Малой Азии. Проводится параллель с хаттами.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Не зарегистрирован

Замечания: йа ном йа уала, - "сары мат". йа мат у ирон адамыл.
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.06.06 22:03. Заголовок: Re:


Сая пишет:

 цитата:
Я такого не могла сказать. Это уже твоя фантазия поработала. :)

Если я ошибся, тогда давай разберём что же ты на самом деле имела ввиду. Не буду все косвенные моменты собирать, но вот прямой текст из которого можно сделать такой вывод я привожу.

Сая пишет:

 цитата:
Ты пытаешься отказаться от реальной родни в лице кавказцев в обмен на мифическую. Ты противопоставляешь осетин всем окружающим народам. Возможно это оправдано в том смысле, что поможет вам консолидироваться. Но не думаю, что это улучшит взаимопонимание с соседями. Если вы претендуете на кавказскость, вы не должны отказываться от истинно кавказского пласта.



Если из этого я сделал неправильный вывод, то объясни мне пожалуйста истинный смысл сказанного тобой. Это важно. Важно понять друг друга верно.

Хаедбар Ирыстон Уаелахиз!
США+Саакашвили = Россия+Гиоргадзе = фашизм
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.06.06 22:30. Заголовок: Re:



 цитата:
Ты пытаешься отказаться от реальной родни в лице кавказцев в обмен на мифическую. Ты противопоставляешь осетин всем окружающим народам. Возможно это оправдано в том смысле, что поможет вам консолидироваться. Но не думаю, что это улучшит взаимопонимание с соседями. Если вы претендуете на кавказскость, вы не должны отказываться от истинно кавказского пласта.


Не знаю, что тут объяснять. Нормальный текст со всеми знакомыми словами. Единственное, что можно было бы убрать, это «не должны ». И не потому, что в этом можно увидеть что-то криминальное, а потому, что у тебя неправильная реакция на него.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
"маленькая, тихая и скромная"




Не зарегистрирован

Замечания: гыццыл, сабыр ама хадафсарм.фала йа ма асмасты канут, андара уыл магуыры бон кандзан.зоны алцы, - чи каима рахыл ис, чи каман радта гартам, кай сисдзысты йа бынатай ама афта дарддар.иу ныхасай, - иунаг сусаг хъуыддаг дар йын на баззайдзан. Любит думать, что всё знает.
Награды: Горе от ума
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.06.06 22:36. Заголовок: Re:


Сая у осетин хатиаг это латынь :-)

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Не зарегистрирован

Замечания: йа ном йа уала, - "сары мат". йа мат у ирон адамыл.
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.06.06 22:37. Заголовок: Re:


Сая пишет:

 цитата:
Не знаю, что тут объяснять. Нормальный текст со всеми знакомыми словами.

ну если у тебя желание в таком духе разговаривать, тогда я умываю руки. До поры до времени :) пока в очередной раз не будет несостоятельного обвинения в противопоставленни тем что у нас то или иное происхождение.

Хаедбар Ирыстон Уаелахиз!
США+Саакашвили = Россия+Гиоргадзе = фашизм
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.06.06 22:38. Заголовок: Re:


Это вы сейчас с принятием христианства так думаете :)

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Не зарегистрирован

Замечания: йа ном йа уала, - "сары мат". йа мат у ирон адамыл.
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.06.06 22:39. Заголовок: Re:


Сая пишет:

 цитата:
Это вы сейчас с принятием христианства так думаете :)

Это ты о чём?

Хаедбар Ирыстон Уаелахиз!
США+Саакашвили = Россия+Гиоргадзе = фашизм
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 218 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 31
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



ЧАТ "НЫХАС"