Тестируем НОВЫЙ ФОРУМ Ссылка



АвторСообщение





Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.06.06 10:48. Заголовок: Немного об адыгах


Приятно, что автор балкарец.
Журнал в г. Ростов-на-Дону: ИЗВЕСТИЯ ВУЗОВ. СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ РЕГИОН. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ. 2005. № 3


A.M. Малкандуев

О ВЛИЯНИИ АДЫГСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА НРАВСТВЕННУЮ ЖИЗНЬ НАРОДОВ КАВКАЗА
Под собирательным названием «адыги» исторически понимаются кабардинцы, бжедуги, бесленеевцы, абадзехи, темиргоевцы, убыхи, шапсуги и др. Самая представительная из этих народностей - кабардинцы. Их численность в Российской Федерации ныне составляет 500 тыс. человек, адыгейцев - 160 тыс., черкесов - 60 тыс. человек.
Исторический путь развития адыгов, осетин, чеченцев, балкарцев, карачаевцев, народов Дагестана, ингушей с древности и по настоящее время имел много общего. Им свойственны однотипный образ жизни и этническая культурная идентичность. Хотя, по общему признанию ученых и мнению самих народов, преобладающей по своему влиянию являлись адыгская культура и цивилизация, но прежде всего - нравственная культура адыгов.
Начиная с XIII в. в европейских странах адыгов стали называть черкесами. По мере знакомства с Северным Кавказом, с жизнью адыгов европейские авторы стали уделять им все большее внимание, особенно это проявилось после разгрома татаро-монгольских завоевателей, алан и половцев. Впоследствии адыги стали хозяевами всей равнинной части Предкавказья. Влияние их среди окружающих этносов непрерывно росло. Более того, их популярность в европейских странах оттеснила на второй план другие народы Кавказа на многие столетия. В результате балкарцы, осетины, ингуши, карачаевцы стали также называться адыгами (черкесами). Их общественный строй, образ жизни, традиции, обычаи, нравы, одежда и вооружение олицетворяли жизнь других горских народов. Короче говоря, адыги в XIII - XV вв. стали самым известным народом Северного Кавказа во всех сферах общественного развития. Занимая обширную территорию, они прославились достижениями в экономической, культурной, нравственной, военной сферах, в воспитании, проявляли себя отличными наездниками, стрелками, ловкими, храбрыми, смелыми, отважными, предприимчивыми воинами в боях с врагами.
Известный немецкий ученый К. Кох сравнивал храбрость и мужество адыгов-рыцарей и джигитов с Рыцарями XVIII в. на юге Франции. Для них были характерны .умение носить оружие, искусство держаться в седле, умение вести себя в обществе, соблю-дение этикета и приличия в общественных местах.
Адыги (черкесы) «объединенными силами, часто оказывали эффективную помощью Иберии, Грузии, Армении, персам и туркам; их внушительная сила заставляла трепетать весь Кавказ» [ 1 ].
Литературные источники XVI - XVII вв. свидетельствуют о развитости хозяйственно-экономической жизни и торговли у адыгов. Так обстояло дело с земледелием, скотоводством, домашней промышленностью и ремеслом. Об этом говорят сведения в сочинениях таких европейских авторов, как Дортелли д'Асколи, Д. Лукка, Н. Витсен, Ж. Шарден и др.
В системе кавказской культуры и цивилизации ведущее место занимала традиционная адыгская нравственная культура. В период феодального общественного устройства она достигла совершенства, расцвета. Достижения ее были превосходными в сравнении с другими.
С восхищением отозвались о достижениях адыгов (черкесов) в разных сферах известные русские академики Гмелин, Гюльденштедт, Паллас и Потоцкий. В этот период Кавказ стал центром внимания западноевропейских стран. Изучались образ жизни и нравственная культура живущих здесь этносов.
Известный ученый, археолог Ф. Дюбуа де Монпе-ре писал: «Как много общего в нравах с античной Грецией, Грецией Гомера находим мы у черкесов!.. Все, что я говорил о воспитании мужчин и женщин, о женском труде, о постыдности для мужчины появиться на людях со своей женой... все это возвращает нас в Грецию и заставляет согласиться с тем, что должна была быть колонизация в какой-то форме, должны были быть частые связи в античные времена для того, чтобы черкесы могли сохранить столько черт примитивных нравов греков. Но ... вопрос в том, какая из наций оказывала влияние и какая была восприемницей?» [2].
Эта цитата приводится для того, чтобы подчеркнуть с каким восхищением интересовались ученые европейских стран адыгской нравственной культурой и цивилизацией. Духовность, этикет, традиции и обычаи в нравственной сфере - все это вызвало в те времена широкий резонанс во многих странах. Близкие соседи - этносы, и народности, живущие на далеком расстоянии, подражали адыгскому образу и стилю жизни. Исторический опыт показывает, что достижениям одного этноса могут подражать другие, скажем, соседние, только при условии, если первые по сравнению с ними имели внушительные преимущества в нравственных отношениях, если в их культурных достижениях содержались образцы, нормы и правила поведения, идеалы, которые удовлетворяли интересам и вкусам других и поэтому считались образцовым» во всех отношениях. Так обстояло, например, с традиционной нравственной культурой адыгов, несомненно, уникальны содержание и форма тех обычаев и традиций, которые составляют этическую систему адыгов с названием «адыгагъэ», «адыгэ хабзэ», выступающие как морально-этические кодексы.
Начиная с XVIII в. и уже в первой половине XIX в. в многотомных описаниях посвященных Кавказу, черкесы занимали главное место. Не только европейские газеты и журналы, но и американские публиковали о них специальные статьи. Широко была представлена черкесская тематика в русской художественной литературе.
«Черкесы теперь олицетворяют все лучшие качества кавказских горцев, к которым в передовых кругах русского общества относятся с большим вниманием и сочувствием. Черкесы олицетворяют храбрость и свободолюбие кавказцев, их рыцарские нравы. Черкесов воспевают в своих произведениях великие русские поэты Пушкин и Лермонтов. Изумительные по художественным достоинствам кавказские поэмы Пушкина и Лермонтова в немалой степени способствовали повышению интереса к черкесам не только в России, но и в Западной Европе» [3] - пишет известный историк В.К. Гарданов.
Адыгам подражали не только в духовной (нравственной) культуре, но и в материальной. Так, «подражая кабардинцам в их одежде, оружии, домашней утвари, способе постройки жилищ и манере держать себя в обществе, горские народности Западного Кавказа усвоили себе также кабардинскую точку зрения на те же отношения, какие должны существовать между повелительными и подвластными, между князем и его вассалами» [4].
Традиции этнической нравственной культуры - это важнейший элемент нравственной культуры адыгского социума, носители его менталитета. На них равнялись, их считали и воспринимали как эталон в нравственных отношениях и образе жизни. Для подтверждения этой мысли приведем слова известного генерала русской службы И.Ф. Бларамберга. Он писал, что кабардинские князья в силу своего происхождения и подвигов своих предков считались первыми по благородству крови не только среди черкесов, но и горских народностей. «И им действительно нельзя отказать в этом превосходстве. За исключением тех качеств, которые у них могут оспаривать другие народы, кабардинцы отличаются благородством характера, учтивостью, а также чистотой своих одежды и жилищ. Все эти качества свидетельствуют о том, что кабардинцы находятся на более высокой ступени цивилизации, чем прочие горские народности... Балкарцы, чеченцы, карачаевцы и абазины признают их превосходство» [5].
Ученые того времени неоднократно отмечали утверждение на Кавказе кавказской цивилизации, а адыгскую считали ее важнейшим компонентом. Влияние адыгской культуры и цивилизации на соседние и дальние народы имело объективный характер. Чеченцы, осетины, ингуши, балкарцы, карачаевцы, казаки, народности Дагестана перенимали их лучшие достижения в духовной, нравственной культуре именно потому, что, во-первых, эти достижения отвечали их потребностям, интересам, вкусам и ценностным ориентациям.
Во-вторых, развитая в идеале, по оценкам других народов, совершенная адыгская духовно-нравственная культура олицетворяла все лучшие качества кавказских горцев и играла доминирующую роль по сравнению с другими.
В-третьих, адыги в период расцвета феодализма в военном отношении на Северном Кавказе считались сильными, мощными и храбрыми, что способствовало признанию их культуры соседями. Перенимать превосходящую адыгскую культуру заставляли необходимость защиты от иноземных захватчиков, расчет на помощь и поддержку со стороны сильного и опытного по ведению войн адыгского народа.
В-четвертых, важным показателем доминирующего влияния адыгов, их культуры явилось то, что, благодаря торговому обмену, общению, в языках соседних народов образовались словосочетания со словом «адыг», «черкес». Осетины, чеченцы, балкарцы, карачаевцы, ингуши считали образцом воспитания адыгскую степенность и благородство. Карачаево-балкарцы говорят: «Черкесле адетни бийикде тутадыла» - «Черкесы дорожат обычаями, этикетом».
В-пятых, система воспитания в Кабарде была поставлена на высоком уровне благодаря развитости нравственных отношений и высокой нравственной культуры, соблюдению этикетных норм и приличия. Наличие такой культуры привлекало к себе внимание других этносов и народностей, которые стремились перенять совершенную нравственную культуру и воспитанность.
Сыновья крымских ханов, осетинских алдаров «отсылаются к черкесам на воспитание и обучение» [6]. Чеченцы, осетины, ингуши, балкарцы посылали своих детей учиться приличиям и этикету именно к адыгам.
В этой связи английский политический деятель Д.Белл писал о порядках, о высокой нравственной воспитанности так: «Немногие страны, с их установленными законами и всем сложным механизмом правосудия, могут похвалиться той нравственностью, согласием, спокойствием, воспитанностью - всем тем, что отличает этот народ в его повседневных взаимных сношениях» [7].
В-шестых, у адыгов (черкесов) получили свое совершенство такие- социальные институты, как гостеприимство, куначество, покровительство, абречество, хаса, институт джегуако (народные певцы), которые способствовали в течение длительного времени преемственности поколений, духовности и, в первую очередь, нравственности. В этой связи огромна была роль института аталычества, явившегося основной школой воспитания детей князей и дворян. Она заменяла семейное, родительское воспитание.
В-седьмых, в традиции адыгской нравственной культуры стратегической целью являлось формирование человечности. Адыгство как свод нравственной системы по своей сущности было направлено за сплочение этносов, за единство, против национализма, национальной розни. В этом заключалась притягательная сила нравственной культуры адыгов. Как и другим этносам, адыгам была характерна верность общепринятым нравственным требованиям, установкам, заинтересованность в их продолжении. Об этом хорошо сказал известный карачаевский просветитель И. Хубиев (Карачайлы): «В отношении верности адатам, точности их соблюдения всегда впереди всех народностей шли кабардинцы. Недаром Кабарда считается родиной и законодательницей всех адатов, нравственных норм.
Гостеприимство, почтение к старшему, почтение к женщине, навыки взаимопомощи, товарищеские услуги, услуги соседу и многое другое, что обозначается одним словом - воркхабза (т.е. соблюдение правил, обязательных для дворянина - ворка, но это имеет значение более широкое и принципиальное),- все это, развитое до тончайших мелочей, можно было видеть в старой дореволюционной Кабарде,.. развитие этих обычаев дошло в Кабарде до своего логического конца...» [8].
Когда мы говорим о всеобъемлющем влиянии традиции адыгской нравственной культуры, то имеем в виду совокупность нравственных универсалий, включающих человечность, чуткость, почтительность, вежливость, скромность, гостеприимство и т.п.
Как было сказано, традиции нравственной культуры адыгов составляли целостную и стройную систему. Она в период расцвета феодализма была уникальной и очень популярной. «В системе адыгской этики роль определяющей ценности выполняет, как мы видим, человечность, все другие ценности образуют инструментальную субсистему адыгства. На деле это означает, что адыгство обязывает быть добрым, отзывчивым, почтительным, деликатным, рассудительным, мужественным, честным, великодушным во имя одной высшей цели - человечности» [9]. И эта целевая установка привлекала к себе и балкарцев, и осетин, и карачаевцев, и чеченцев и других народов, ибо нет и не может быть иной высшей цели для человека, чем проявлять человечность в отношении к другим людям.
По выражению известного ученого правоведа-исследователя права, обычаев и традиций горских народов М. Ковалевского, культурное воздействие адыгов на другие этносы в период феодализма было всеохватывающим.
Адыгская нравственная культура свое влияние оказывала на весь Кавказ. Об этом свидетельствуют словарный фонд языков народов Кавказа, языковые выражения. Например, карачаево-балкарцы говорят: «содержанием и Черкес намыс» - «Черкесская честь, совесть», «Черкесде намус бийикде жюрюйдю».- «У черкесов этикет соблюдается образцово».
Традиционная нравственная культура адыгов не противопоставляла себя культурам осетин, карачаевцев, лезгин, кумыков, чеченцев, балкарцев и другим. Ее развитость, значительные преимущества в достижениях, притягательная сила, связанная с ее богатым содержанием и формой, проживание адыгов на огромной территории - все это носило объективный характер и способствовало преобладающему влиянию их культуры на культуры других этносов Кавказа.
Приведем пример из жизни горских народов и казачества, их взаимоотношений. Известно, что в укреплении дружественных отношений между горцами и терско-гребенскими и другими казаками большую роль играли кавказские гостеприимство и куначество. Последнее выступало как своеобразный обычай кавказского побратимства. Казаки гордились своей дружбой с кабардинцами, балкарцами и передавали ее детям как священное завещание. Эта дружба продолжалась достойно от поколения к поколению.
«Терские казаки, породнившись с кабардинцами, балкарцами, осетинами и другими народами, приняли их образ жизни, обычаи, нравы», - подчеркивает В.Г. Коломиец [10].
Однако эти мирные отношения межу ними не всегда сохранялись. Причина тому - политика царизма, которая вела к обострению вражды между разными кавказскими нациями, а также между горцами и казаками. Свою враждебную роль по отношению к казакам не скрывали и представители местного мусульманского духовенства, они вселяли в сознание мусульманского населения вражду к христианам- казакам.
Как видно, взаимовлияние традиции нравственной культуры явилось сложным и противоречивым процессом. Оно имело и конфликтный характер на конфессионально-религиозной основе, «на основе языковых отличий, на основе территориальных претензий и других», - справедливо отмечает Р.А. Ханаху [11].
Как сказано выше, северокавказским этносам были характерны однотипные социально-экономические, географические и другие объективные условия. Они имели между собой торговые, семейно-брачные отношения, которые способствовали общению друг с другом. В результате общения лучшие элементы духовной культуры одного этноса передавались другим, происходило взаимопроникновение культур. Не только перенималась адыгская нравственная культура, но и, наоборот, лучшие достижения других народов перенимались адыгским социумом, т.е. происходило взаимовлияние и взаимообогащение культур, естественный «диалог культур», процесс их равноправного взаимодействия с учетом самобытности сторон.
Исторический опыт развития свидетельствует, что адыги не занимались захватом чужих земель, тем более земель соседних этносов. Они выступали защитниками карачаевцев, балкарцев, осетин от геноцида царизма, от чужеземных захватчиков.
В вышеприведенных оценках адыгской нравственной культуры, в том числе и этикета, основные нормы которого содержатся в адыгэ хабзэ, нет ни малейшего преувеличения и восхваления культуры адыгов, нет никакого этноцентризма. Этикет адыгов «был всегда примером подражания и предметом восхищения многих народов», - подчеркивает известный культуролог К.Х. Унежев [12, с. 153]. Исторический путь развития северокавказских народов, их жизнь - тому яркое свидетельство.

Литература
1. Рейнеггс Я. Всеобщее историческое и топографическое описание Кавказа // Атаяиков В.М. Наша старина. Нальчик, 1996. С. 174.
2. Дюбуа де Монпере. Путешествие по Кавказу, к черкесам и абхазам, в Колхидию, Грузию, Армению и в Крым // Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII - XIX вв. Нальчик, 1974. С. 456.
3. Введение // АБКИЕА. 1974. С. 27.
4. Ковалевский М.М. Закон и обычаи на Кавказе. М., 1890. С. 254.
5. Бларамберг И.Ф. Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа // АБКИЕА. 1974. С. 414.

6. Кантемир Д.К. История роста и упадка Оттоманской империи // Наша старина. Нальчик, 1996. С. 149.
7. Белл Д. Дневник пребывания в Черкесии в течение 1837-1839 гг. // АБКИЕА. 1974. С. 479.
8. Карачайлы И. Быт горских народностей Юго-Востока // Карачаево-балкарские деятели культуры конца XIX- начала XX вв. Т. 2. Нальчик, 1996. С. 158.
9. Бгажноков Б~Х. Адыгская этика. Нальчик, 1999. С. 20.
10. Коломиец В.Г. Очерки истории и культуры терских казаков. Нальчик, 1994. С. 71.
11. Ханаху Р.А. Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы времени. Майкоп, 1997. С. 135.
12. Унежев КЛ. Феномен адыгской (черкесской) культуры. Нальчик, 1995. С. 153.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 218 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 All [только новые]







Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.06.06 22:54. Заголовок: Re:


Это я Лео :)

Sarmat, мне сложно говорить с тобой, потому что ты видишь опасность там, где её нет. Мне странно видеть, как вы пытаетесь отнекиваться от реальной истории и подменяете её политикой. Я не собираюсь убеждать тебя в том, что ты не хочешь принимать, потому что это бессмысленное занятие. Мы всё равно останемся при своих мнениях. Но ты надеешься переубедить меня, а тебя не надеюсь. :)


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Не зарегистрирован

Замечания: йа ном йа уала, - "сары мат". йа мат у ирон адамыл.
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.06.06 23:24. Заголовок: Re:


Сая
насчет хатиаг. Более распространена версия о том что это один из китайских языков. Забыл точно как тот народ называется. Ну а вторая ерсия что это хеттский язык.

Сая пишет:

 цитата:
Sarmat, мне сложно говорить с тобой, потому что ты видишь опасность там, где её нет.

консретно в разговоре с тобой я вроде не говорил ни о каких опасностях. Как раз с тобой трудно говорить так как ты что-то утверждаешь и потом не можешь это подтвердить и только отшучиваешься, навешивая ярлыки на меня.

Сая пишет:

 цитата:
Мне странно видеть, как вы пытаетесь отнекиваться от реальной истории и подменяете её политикой.

Но мы не отнекиваемся от своей истории, почему ты так говоришь? Мы как раз её изучаем. Ведь изучено то мало. Для нас важна именно истина, только на ней можно построить эффективную политику, если уж говорить о политике. Разве разумно строить свой дом на песке? А зачем ты обвиняешь нам в неразумности? Оно конечно никто не совершенен и у нас минусов хоть отбавляй, но всё же в данном случае не вижу необходимости оних говорить.

Сая пишет:

 цитата:
Мы всё равно останемся при своих мнениях. Но ты надеешься переубедить меня, а тебя не надеюсь. :)

То есть у тебя такая "непрошибаемая" позиция? Очень жаль, я то говов в свою очередь к новому людя себя. И обоснованное и готов принять, так как знание реальное положение дел (в том числе в прошлом) даёт силу.

Хаедбар Ирыстон Уаелахиз!
США+Саакашвили = Россия+Гиоргадзе = фашизм
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.06.06 00:00. Заголовок: Re:


Sarmat пишет:

 цитата:
То есть у тебя такая "непрошибаемая" позиция? Очень жаль, я то говов в свою очередь к новому людя себя. И обоснованное и готов принять, так как знание реальное положение дел (в том числе в прошлом) даёт силу.

Хорошо, попробуем построить диалог. Заодно проверим, насколько верна цитата осетина с другого сайта:

 цитата:
Вот есть, например, миссионеры кришнаитов, Вы не обшались? У них аргумент - Бхагават Гита! Но они, в основе, милые люди, я полагаю. Но если Вы будете с ними обшаться, то у Вас не будет никаких аргументов в споре с ними. Харе Кришна - и все!


Sarmat пишет:

 цитата:
Сая
насчет хатиаг. Более распространена версия о том что это один из китайских языков. Забыл точно как тот народ называется. Ну а вторая ерсия что это хеттский язык.

Вот это уже ближе к делу. Небольшая поправка:

http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000014/st024.shtml
Протохеттский, или хаттский

На этом языке произносили свои заклинания жрецы многочисленных культов; большая часть этих культов была посвящена ведущим божествам хеттского пантеона. Однако все эти тексты очень короткие и не дают достаточного материала, чтобы составить ясное представление о структуре или словарном составе языка. Для последнего, видимо, характерно обилие префиксов; например, слово binu — «дитя» образует множественное число с помощью префикса le, т. е. lebinu. Ученым до сих пор не удалось найти ни одной языковой группы, с которой этот язык находился хотя бы в отдаленной связи. (здесь, видимо, у автора недостаточно информации, потому что учёные уже давно пришли к мнению, что наиболее близкими к хаттскому языку являются языки абхазо-адыгской группы).

Как мы отмечали выше, тексты на этом языке предварялись словом hattili. Название «протохеттский» широко применяют, чтобы не путать язык с официальным хеттским, но это может породить некоторое недоразумение, поскольку может показаться, что протохеттский — это ранняя стадия хеттского, тогда как на самом деле эти языки не имеют ни малейшего отношения друг к другу. Название «хаттский» предпочтительнее, поскольку оно произведено от наречия hattili, так же как лувийский — от luwili (см. следующий раздел).

Т.е. хаттский язык был священным языком хеттов. Хетты в обычной жизни общались на индоевропейском, а богослужения проводились на хатском .

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Не зарегистрирован

Замечания: йа ном йа уала, - "сары мат". йа мат у ирон адамыл.
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.06.06 00:15. Заголовок: Re:


Сая пишет:

 цитата:
проверим, насколько верна цитата осетина с другого сайта

а может уже хватит паясничать? Сколько можно обвинять голословно человека? И ещё снисходительно делать одолжение. Ведь надоедают эти мантры (да да, именно твои).

Сая пишет:

 цитата:
Хетты в обычной жизни общались на индоевропейском

вот это действительно интересно. Только хотел бы твои мысли послушать. Особенно в связи с отношением к этому абхазо-адыгских языков.

Хаедбар Ирыстон Уаелахиз!
США+Саакашвили = Россия+Гиоргадзе = фашизм
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.06.06 00:45. Заголовок: Re:


Sarmat пишет:

 цитата:
Только хотел бы твои мысли послушать. Особенно в связи с отношением к этому абхазо-адыгских языков.

Абхазо-адыгские языки имеют отношение к хатскому - священному языку хетов. Хеты прийдя в Анатолию, принесли туда с собой свой язык - индоевропейский, но при этом восприняли культуру хатов, их религию и священные тексты писали на хатском. Позже они воспроизводили эти тексты уже не понимая их смысла.
Sarmat пишет:

 цитата:
а может уже хватит паясничать? Сколько можно обвинять голословно человека? И ещё снисходительно делать одолжение. Ведь надоедают эти мантры (да да, именно твои).

Sarmat
Ну с чего ты взял, что я поясничаю? И не в чём тебя не обвиняю. Просто сначала мне показалось, что ты очень решительно настроен переубедить меня. Я согласна при условии, что у тебя будут убедительные аргументы.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Не зарегистрирован

Замечания: йа ном йа уала, - "сары мат". йа мат у ирон адамыл.
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.06.06 00:47. Заголовок: Re:


Сая
то есть хаттский язык, это язык абхазо-адыгов? И тогда каким языком владели мои предки в качестве секретного? хаттским, то есть абхазо-адыгским?

Кстати, а когда и откуда пришли адыги? Какими этапами.

Хаедбар Ирыстон Уаелахиз!
США+Саакашвили = Россия+Гиоргадзе = фашизм
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.06.06 01:03. Заголовок: Re:


Sarmat пишет:

 цитата:
то есть хаттский язык, это язык абхазо-адыгов?

Я бы сказала - праязык.
Sarmat пишет:

 цитата:
И тогда каким языком владели мои предки в качестве секретного?

Моим
Sarmat пишет:

 цитата:
Кстати, а когда и откуда пришли адыги? Какими этапами.

Самый древний известный слой - хатский. Хаты жили в Анатолии в районе IVтыс. до н. э. Несколькими волнами эмигрировали на Кавказ. Были и обратные миграции. Майкопская археологическая культура имела отношение к хатам.
Следующий этап формирования адыгов - индоевропейские вливания. Сарматские племена аорсов и сираков растворились в местных племенах, оставив значительный след в языке.
Киммерийцы тоже влились в этот народ. Племя темиргоевцев считается киммерийского происхождения.
И, вероятно, позже остальных на нас оказали влияние тюрки.
Это очень коротко. Если интересует более подробная информация, могу дать ссылки.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Не зарегистрирован

Замечания: йа ном йа уала, - "сары мат". йа мат у ирон адамыл.
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.06.06 01:41. Заголовок: Re:


Сая пишет:

 цитата:
Самый древний известный слой - хатский

хатский? А хатты это народ? Или это второй язык хеттов? Или и то и другое? :)

Сая пишет:

 цитата:
Следующий этап формирования адыгов - индоевропейские вливания. Сарматские племена аорсов и сираков растворились в местных племенах, оставив значительный след в языке.
Киммерийцы тоже влились в этот народ. Племя темиргоевцев считается киммерийского происхождения.

слушай, так они все в вас влились? Тогда может вы большие ираннцы чем мы? ;)

Хаедбар Ирыстон Уаелахиз!
США+Саакашвили = Россия+Гиоргадзе = фашизм
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
"маленькая, тихая и скромная"




Не зарегистрирован

Замечания: гыццыл, сабыр ама хадафсарм.фала йа ма асмасты канут, андара уыл магуыры бон кандзан.зоны алцы, - чи каима рахыл ис, чи каман радта гартам, кай сисдзысты йа бынатай ама афта дарддар.иу ныхасай, - иунаг сусаг хъуыддаг дар йын на баззайдзан. Любит думать, что всё знает.
Награды: Горе от ума
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.06.06 12:10. Заголовок: Re:


хатский язык—это латиница

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.06.06 20:59. Заголовок: Re:


Лео, хатский язык никто никогда не связывал с латинским.
http://www.hworld.by.ru/hyst/hatti/dohet.html
В III тыс. до н.э. в Восточной Анатолии появились центры экономической, политической и культурной жизни малоазийских племен, обладавшие не только ресурсами, но и технологиями раннего бронзового века. На этой территории образовалось несколько крупных городов-государств, таких как Канеш (Неса), Хаттуса, Цальпа, Бурусханда, Куссар и др. Во главе них стояли так называемые "цари", которые вели друг с другом упорную борьбу за гегемонию в регионе. Население этих городов говорило на языке, условно называемом протохеттским. Однако это название является не очень удачным, т.к. данный язык никак не связан с собственно хеттским. Более подходящим следует признать название хаттский. Оно происходит от слова hattili, которым предварялись фрагменты текстов записанных на этом языке. Они встречаются в архиве Богазкея в виде очень кратких высказываний жрецов. Скудность материала не позволяет структуру и словарь хаттского языка, а также связать его с другими языками. Существует, правда, предположение о его родстве с абхазо-адыгейской языковой группой.

Sarmat пишет:

 цитата:
хатский? А хатты это народ? Или это второй язык хеттов? Или и то и другое? :)

http://zihia.narod.ru/culture/chapter2.htm
http://zihia.narod.ru/culture/chapter3.htm
Sarmat пишет:

 цитата:
Тогда может вы большие ираннцы чем мы? ;)

Запросто.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Не зарегистрирован

Замечания: йа ном йа уала, - "сары мат". йа мат у ирон адамыл.
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.06.06 03:39. Заголовок: Re:


Сая пишет:

 цитата:
Запросто.

ну вот, как мы иранцы, так это мифические аланы. Зато у вас, самие что ни на есть немифические сарматы, аорсы, сираки, киммерийцы...

Хаедбар Ирыстон Уаелахиз!
США+Саакашвили = Россия+Гиоргадзе = фашизм
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.06.06 18:54. Заголовок: Re:


Sarmat пишет:

 цитата:
ну вот, как мы иранцы, так это мифические аланы. Зато у вас, самие что ни на есть немифические сарматы, аорсы, сираки, киммерийцы...



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Не зарегистрирован

Замечания: йа ном йа уала, - "сары мат". йа мат у ирон адамыл.
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.06.06 19:16. Заголовок: Re:


Сая пишет:

 цитата:

вот вот, и я об этом, о двойных стандартах и недобросовестном подходе.

Хаедбар Ирыстон Уаелахиз!
США+Саакашвили = Россия+Гиоргадзе = фашизм
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.06.06 20:06. Заголовок: Re:


Понимаешь, двойные стандарты тебе почудились. Тут надо разделять историю и политику. Об аланах имеет смысл говорить с точки зрения истории. И я, когда говорю о "немифических сарматах, аорсах, сираках, киммерийцах...", понимаю, насколько здесь переплелись мифы и реальность и не пытаюсь на этом строить будущее. Вы же, говоря об аланах, хотите отгородить себя от народов с которыми соседствовали столетиями, а может даже тысячелетиями и не только соседствовали, а были в родственных отношениях и ищете родню то в Европе, то в Азии.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Справедливый




Не зарегистрирован

Замечания: сагуыты хуызан лаппу Чем-то напоминает оленя
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.06.06 20:24. Заголовок: Re:


Я вот не понимаю, почему нельзя однозначно дать ответ с каких языков переводится та или иная надпись или имена тех же персонажей Нартских Сказаний? Самое интересное - со всех языков, включая не только осетинский и черкесский, но и вайнахский всё это "ПРЕКРАСНО переводится"... Объясните профану.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Не зарегистрирован

Замечания: йа ном йа уала, - "сары мат". йа мат у ирон адамыл.
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.06.06 20:36. Заголовок: Re:


Сая пишет:

 цитата:
Вы же, говоря об аланах, хотите отгородить себя от народов с которыми соседствовали столетиями, а может даже тысячелетиями и не только соседствовали, а были в родственных отношениях и ищете родню то в Европе, то в Азии.

Сая, не клевещи на меня. Хаватит. Хватит приписывать свои стереотипы. Я такого не говорил и не считаю так, как ты мне приписываешь. Другие тоже не говорили здесь так. Так что попрощу быть честным с собеседником и не приписывать ему того чего он не говорил. Если же какие-либо слова по твоему дают тебе возможность так меня истолковывать, тогда приведи эти слова.

И ещё, ты говоришь что-то что ты сказала о своей истории сильно перемешано с мифологией? Я запомню это. И ты не забывай. Я же в свою очередь скажу что мне интересна реальность. А мифология ровно настолько насколько помогает раскрывать через анализ реальность.

Хаедбар Ирыстон Уаелахиз!
США+Саакашвили = Россия+Гиоргадзе = фашизм
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.06.06 20:42. Заголовок: Re:


http://www.cbook.ru/peoples/obzor/div7.shtml

Наткнулась случайно на это (может кого-то заинтересует):
http://alternatiwa.org.ru/ANC/Tema%20ot%20Vladimira%203000%20let%20do%20nashej%20ery.htm
3.Центральная Европа, Балканы, Малая Азия (голубой цвет) – марровские яфетиды – ныне сохранившиеся в реликтовых группах Северного Кавказа (адыги, вайнахи, дагестанские народы) Родословная прослеживается до протоцивилизации Чатал-Гейюк на юге Турции, существовавшей в VII-VI тысячелетиях до н.э. (чье население уже пользовалось косметикой), и далее до кебарийского ближневосточного палеолита. Одними из первых перешли к земледелию и скотоводству. Уже тогда существовали культ быка и культ Великой Матери, объединяемые в единую мистерию. С началом засухи расселились, распространяя свои навыки, по Европе, Азии и даже проникли в дельту Нила (северные египтяне – Нижнее Царство, которое было завоевано хамитами из Верхнего Египта ок. 3118 г до н.э., при этом установлено некоторое родство яфетических языков – прежде всего хаттско-адыгских – с хуррито-уратскими, относящимися к картавельской семье). К яфетидам относятся шумеры, иевусеи Палестины (строители Иерусалима задолго до его завоевания Давидом), критяне Минойской цивилизации – по языку они наиболее близки к хаттам Малой Азии, пеласги (континентальная Греция первоначально именовалась Пеласгией), протохаттские племена Малой Азии (родственные современным адыгам), майкопская протоцивилизация, крымские тавры, синды и меоты Приазовья, а также древнейшие земледельческие культуры Центральной Европы (линейно-ленточная керамика) и Южной Италии (сиканы Сицилии, в отличие от сикулов – более поздних иберов). Шумеров – загадочный народ Южного Двуречья ранее связывали с тюркскими, финно-угорскими и дравидскими народами. Последняя по времени версия устанавливает их родство с племенами мунта-кола австроазиатской языковой семьи. Однако, шумеры, подобно иным создателям древнейших цивилизаций – египетской, индийской, китайской, скорее всего смешанный народ. Из современных реликтов адыги больше связаны с яфетическим дохеттским населением Малой Азии, а нахско-дагестанские народы – с касситами, кутиями, луллубеями – горными народами к северо-востоку от Двуречья, которые сохранялись в малодоступных горных районах до времен Александра Македонского (современные дагестанские фольклористы настаивают на наличии явных параллелей нахско-дагестанских эпосов с мифологией Междуречья). В конце VI тысячелетия до н.э. на востоке некоторые яфетические племена достигли Белуджистана, а затем и Индии и создали там несколько неолитических культур, просуществовавших до конца II тысячелетия до н.э. Н.Я.Марр считал яфетидов едва ли не демиургической расой, которая создала все древние цивилизации. Хотя это, конечно, преувеличение, но роль яфетических племен в распространении земледелия на огромных пространствах от Центральной Европы до Индии весьма значительна. Трипольская протоцивилизация также относится некоторыми исследователями к яфетическим, но, скорее всего, она возникла при соединении двух потоков: индоевропейского с востока (причем, со временем этот компонент возобладал) и яфетического – с юго-запада. На Северном Кавказе немного позднее возникает Майкопская культура, яфетическая по происхождению, которую некоторые склонны также считать протоцивилизацией, а от нее около 2000 года до н.э. отделяется группа переселенцев – племена Балановской культуры, которые расселяются в Волго-Окском Междуречье и, вероятно, доживают там до 1500 года до н.э. в окружении финских племен и пришедших с запада протобалтских.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.06.06 20:55. Заголовок: Re:


Ос-Багатар пишет:

 цитата:
Я вот не понимаю, почему нельзя однозначно дать ответ с каких языков переводится та или иная надпись или имена тех же персонажей Нартских Сказаний? Самое интересное - со всех языков, включая не только осетинский и черкесский, но и вайнахский всё это "ПРЕКРАСНО переводится"... Объясните профану.

Возможно, потому, что в основе этих языков лежит общий праязык, а может потому, что при разной огласовке можно получать совершенно разные по смыслу слова. Каждый может подобрать нужную ему огласовку, и перевести со своего языка.
Sarmat пишет:

 цитата:
Если же какие-либо слова по твоему дают тебе возможность так меня истолковывать, тогда приведи эти слова.

Ищу. Где-то видела, не помню в какой теме.
Sarmat пишет:

 цитата:
И ещё, ты говоришь что-то что ты сказала о своей истории сильно перемешано с мифологией?

Не обольщайся, твоя тоже. Мы только пытаемся приблизиться к реальности, но наверняка мы её не узнаем никогда.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Не зарегистрирован

Замечания: йа ном йа уала, - "сары мат". йа мат у ирон адамыл.
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.06.06 21:02. Заголовок: Re:


Сая пишет:

 цитата:
Мы только пытаемся приблизиться к реальности, но наверняка мы её не узнаем никогда.

Тогда ты не можешь с видом истины в последней инстанции заявлять о моей ошибочности как ты это уже делала.

Сая пишет:

 цитата:
Ищу. Где-то видела, не помню в какой теме.

Найди пожалуйста. А то ты уже не первый раз меня обвиняешь. И я хотел бы что бы последний раз. Речь о необоснованных обвинениях разумеется. По обоснованным я готов полемизировать и обосновывать свой мнение. И либо сохранить за собой право придерживаться этого мнения, либо под воздействием неопровержимых доводов изменить своё мнение.

Хаедбар Ирыстон Уаелахиз!
США+Саакашвили = Россия+Гиоргадзе = фашизм
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.06.06 21:17. Заголовок: Re:


Sarmat пишет:

 цитата:
А то ты уже не первый раз меня обвиняешь. И я хотел бы что бы последний раз.

Где-то ты говорил о том, что вы только аланы и никакого кавказского пласта у вас нет. Если я неправильно поняла твои слова, извини.
И потом, я тебя ни в чём не обвиняю, потому что считаю, что у тебя есть право на своё мнение. Я пыталась оспорить твоё мнение, но никак не обвинять тебя в чём бы то ни было.
Sarmat пишет:

 цитата:
Тогда ты не можешь с видом истины в последней инстанции заявлять о моей ошибочности как ты это уже делала.

Давай сначала сформулируем вопрос, по которому мы спорим, а то у меня уже голова кругом идёт. Мне кажется, за выяснением отношений мы потеряли суть спора.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 218 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 15
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



ЧАТ "НЫХАС"