Тестируем НОВЫЙ ФОРУМ Ссылка



АвторСообщение
постоянный участник


Пост N: 154
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.12.06 15:03. Заголовок: НАРТЫ


Пообсуждаем ЭПОС,Он ДУША народа,в Нём наша древняя история.
Вот мнение Олега:
,,Я уже говорил про скифскую богиню Апи на другой ветке. Она одна из воплощений Великой Богини. Полуженщина полузмея. Крылатая богиня с рыбьими или змеиными хвостами. Апи означает "водная" или "принадлежащая воде", что прекрасно отражает ее сущность, ведь она символизирует влажную землю, оплодотворенную небом. Она была женой Папая ("отец" или "защитник") и была прародительницей скифов.
В нартиаде олицетворением Апи является Дзерасса. Это настолько очевидно, что не требует даже комментариев. Она богиня, дочь бога воды, моря Донбеттра. Образ Дзерассы то в виде птицы прилетающей к яблоне нартов (символу мирового древа) то в виде рыбы перекликается с образом Апи. полуптицы полурыбы (полузмеи). Как и Апи, она является прародительницей нартов. Самая потрясающая параллель, это рождение у Дзераасы Сатаны от Уасгерги.

Вообще образ Уастырджи тесно перекликается с образом скифского бога Таргитая (Геракла). Возможно, не зря имена их так похожи. Уас-Гер-ги -"божественный Гер-ги" и Гер-акл" кто может, дайте этимологию "Геракла".
Поразительное совпадение с моментом связи Таргитая с Апи (полудевой полузмеей) в пещере и рождения от этой связи скифов. Связь Уасгерги с богиней Дзерассой в склепе я считаю поразительной аналогией.
Причинами смерти Уайсан’а стали: а) родник - вода, идущая из земных глубин; сравните со значением имени Арпоксай -
“Глубин-царь”, причем корень apra “глубина” возводится к ар “вода”, что только укрепляет наше сравнение, поскольку родник является идеальным воплощением в одном слове двух значений: вода и
глубина,,

МНЕНИЕ САИ: ,,Я думаю, что Асы они и есть(испы,ацаны—дольменники,,,хатиагские жрецы,,)


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 61 , стр: 1 2 3 4 All [только новые]


администратор




Пост N: 32
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.12.06 04:48. Заголовок: Re:


леопольдина пишет:

 цитата:
Терек-Терычы-Тырычы-дон. Тыры-бурлит (старое название Терека) (просто надо хорошо знать язык предков)



А вы хорошо знаете язык наших предков, на котором они говорили в 1м веке нашей эры?
Терк. Вы в курсе, что буква "ы" в осетинском это тюркизм и позднее приобретение? Об этом свидетельствует его отсутствие в более архаичном дигорском.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 165
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.12.06 09:57. Заголовок: Re:


Q-Духов пишет:

 цитата:
Я, все таки, больше склоняюсь к тому, что нартские Быцента это печенеги.

Я приведу сегодня свою версию Q-Духов пишет:

 цитата:
Русланбек утверждал, что ксанцы не знают своих корней и они все находились под властью грузинских феодалов.

Олег,это мысли перевёртыша Нифига он не знает по ксанцам (они жители немалой терр).Мой предок также ушёл из Алагирского ущелья по кровной мести(в поколениях все ИРОНЫ) Q-Духов пишет:

 цитата:
их соседи Цирции, вероятно, наши Царциата


Жрецы Алагата—Ацата(хранители чаши):,,Нет АЦОВ,вымерли славные некогда грозные АЦЫ.Бог Богов истребил их до единого.Лишь остался малютка МАЛЕНЬКИЙ Ацамаз,,
Алагата-Ацата-Албеговы(сестра АЦАНОВ ЗЫЛХА,ТОТРАЗ—тоже МАЛЕНЬКИЙ,Арахдзау сын АЦАТА Теувеза --МАЛЕНЬКИЙ)род их тоже исчез с земли.
Ацаны-маленькие-вымершие(Абхазия).Подарок Афсати(опять АФС-АПС-ПС) для АЦЫ—свирель.
Быцента-Мыцата(Аца)-Камбадата(Сидящие в Ущелье)…Страна Быцента—ДУРАГОНКОМ—ДАЛЁКОЕ УЩЕЛЬЕ…Хадмастпшалта---вспыльчивые(гневные)быцента-пшалта

Ахсартагата(АхсНАРТагата)—Схуртуковы—Ахснартуко-Архастой(Орхустой-Орстхой)


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 166
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.12.06 11:54. Заголовок: Re:


http://millet.narod.ru/karaket.html Сайт КБ…ЧИТАЕМ!
В других мифах предводительница нартов (первая с чертами небожителя женщина) вещая Сатанай порождена Богом Солнца, или Солнцем (ее отец), и Богом Луны, или Луной (ее мать).---- АхсНАРТагата(Уастырджи)---СОЛНЦЕ(ДЕТИ СОЛНЦА-СВЕТА)—Донбеттырта (Луна)
Наиболее полно происхождение человека можно проследить по представлениям людей о развитии плода в чреве матери. Согласно им плод перевоплощается из змеи в волчонка, затем из него в щенка и только потом появляется человек (7). Под змеей в данном случае подразумевается земля, а представления о волке, по всей видимости, связаны с мифами древних тюрков------ Дзерасса(Дева змея,Русалка)—Ахснартагата(Волчёнки-волки)АБСОЛЮТНО ВЕРНО!!!
У М.Джуртубаева читаем:,,Мать воды звали Анеки или ДАММЕТИР(,,распоряжающаяся влагой,ОНА КРАСАВИЦА),что и есть наше Донбеттир,скорее всего


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 167
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.12.06 14:47. Заголовок: Re:


Из Абаева:
1)Миф об Урузмаге и Шатане вводит нас в круг изначальных
теогонических, антропогонических и этногонических мифов. Это
подтверждается тем, что с рождением Шатаны связано также рождение
первого коня и первой собаки. В самом деле, выражения “старшии из
коней” (бæхты хистæр) и “старший из псов” (куиты
хистæр) нельзя понимать иначе, как “родоначальник коней” и
“родоначальник псов”. Для мифологических представлений совершенно
обычно и в порядке вещей, что первый земной конь произошел от
небесного коня, а первая земная собака — от небесной собаки. Народ-
коневод, пастух, охотник и воин, каким мы знаем древних алан и нартов,
должен был изо всех домашних животных ценить и любить всего больше
коня и собаку. Не удивительно, что именно их он ввел в свой антропогонический миф
2) Многие исследователи отмечают существование несомненной связи междутотемизмом и матриархатом. Во всяком случае, последний не моложе первого.
3) Ответ на этот вопрос находим в записи этнографа-кавказоведа Г.Ф. Чурсина со слов сказителя-осетина: “Когда-то у солнца были дети,богатыри нарты” (сборник “Юго-Осетия”. Тбилиси, 1924, с. 209),


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 168
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.12.06 14:48. Заголовок: Re:


.,,Отправляясь
к подводным жителям быценагам, он оставил мне свое полотенце и
завещал,,
,,Быценаги охотились, а тут
вдруг на небе раскрылись ворота, и упал оттуда обломок небесной
руды прямо на голову старшего из быценагов и пробил ее насквозь.
Быценаги унесли этот обломок небесной руды к себе под воду,,
,, – Происходим мы от донбеттыров, – сказал маленький охотник. –
Принадлежу я к роду Быцента, и живем мы постоянно под землей.,,

,, СЫН БЕДЗЕНАГА, МАЛЕНЬКИИ АРАХДЗАУ
А внизу на равнине жил Бедзенаг-алдар. Владел он большими
стадами. Детей у него не было. У Бедзенаг-алдара в подданстве были
рыбаки, и жили они в отдельных селениях у реки.,,
---Олег,БЫЦЕ,это не БЕДЗЕ..по иным текстам Бедзенаг(Деденаг) пришлый к нартам Бедзенаг--,,Простое происхождение,,+ есть порода лошадей… "Нарт пши Бадыноко, чьи противники – чинты(синды)!"
В общем ОН ЖИВЁТ НА РАВНИНЕ(либо в Аварии),а Быценаги в горах,лесах.Тот кто на равнине,соответствует вроде ПЕЧЕНЕГАМ,возле ДЖИКОВ(Зихов)по Мровели.Печенеги ирано-тюрская смесь,жена БЕДЗЕНАГА вроде бы из нартовских.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 169
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.12.06 14:53. Заголовок: Re:


1),,Заглянули лучи утреннего солнца
в сердца Уархага и жены его Сайнагон, и почувствовали родители,как дороги им дети, порожденные ими..,
---- Напоминает проникновение солнца-света к Алан-Гоа
----- Сайнаг алдар,МЕСТНЫЙ ГОРНЫЙ КНЯЗЬ,Уархаг степной Волк.Через Сайнагон союз Степи и Гор,как и у Уобоса (Осетины)
2),, Озорными
мальчишками были Ахсар и Ахсартаг. Сделали они себе луки и стрелы,
и не стало птицы, которая могла бы пролететь над ними: тотчас подбивали они ее, и камнем падала она на землю.,,
--- Стрелы фаллический символ+ воинская доблесть,эротико-сексуальные (привлекательные)были ребята.
3),, Пусть каждый из нас положит под этот придорожный
камень стрелу, им самим выделанную. Кто первый вернется, пусть
проверит, на месте ли стрела, положенная братом».,,
--- Маркеры места ,стрелы-,,фаллосы,,.
4) ,, – Эта дверь ведет в подземную пещеру, и вечером, под субботу,
она открывается. Быценаги выходят оттуда, чтобы похитить хотя бы
одного живущего на поверхности земли человека. Если они этого не
сделают, один из них умрет. Вот и похитили они моего мужа.,,
-------- То есть Донбеттыры и Быценаги ,,похитители,,одни крадут яблоки для продолжения рода,другие СРАЗУ людей.Прям нехватка людских ресурсов.Незря они потом и вымерли ..
5),, Когда Ахсар и Ахсартаг спустились на землю из кузницы
Курдалагона, их поджидал предводитель быценагов Карамаг. Ахсар и
Ахсартаг вступили тут в бой с Карамагом. Но Карамаг сумел так
ловко ударить Ахсартага, что тот упал замертво, и меч выпал из его
рук. Но тут вдруг неведомо откуда появился один из донбеттыров и
шепнул Ахсару:
– Смажь лезвие своего меча авадз-мазью – и сразу осилишь врага…. А тот из донбеттыров,
который дал совет Ахсару, унес Ахсартага к молочному озеру,
искупал его в волнах, и Ахсартаг сразу ожил.,,

--- То есть ,какая то часть местных адыго-абхазских племён(РАВНИНА-море) Донбеттыры,Чинты(Синды)более благосклонны к иранцам,какие то нет (ГОРЫ-море)быценаги
6),, Но она не
послушала нас. И пусть мечами друг друга зарубят нарты Ахсар и
Ахсартаг! Они в эту ночь охраняли яблоню и ранили нашу Дзерассу,,
---- Проклятие жрецов-хаттов бьёт в точку.
7),, В заветный час выдернула Дзерасса из косы своей золотой волос,
обвила им себя и Ахсартага, превратились они в рыб, сияющих
перламутровой чешуей, и выплыли на поверхность моря.,,
--- Без коммента.Моря однако…
8),, А нартские юноши радовались тому, что не возвращаются Ахсар и
Ахсартаг, везде и во всем превосходившие их. Стали они издеваться
над сединами Уархага и назло приставили его бессменно пасти скот.
Сердился Уархаг. Не раз в отместку угонял он нартские стада и
топил их в море или бросал с вершины крутой скалы.,,
--- Жертвоприношение морю и земле.Неубили однако ВОЛКА!!!
9) ,, КАК УРЫЗМАГ И ХАМЫЦ НАШЛИ ДЕДА СВОЕГО УАРХАГА..

А
когда вышли они первый раз из родного дома на улицу и стали,
играя, стрелять из луков, от свиста их стрел нарты попрятались кто
куда..,,
--- Копия ПРЕДКИ-ОТЦЫ!
10),, Издали услышал Уархаг богатырские шаги
Урызмага и Хамыца.,,
--- Волк ЧУЕТ СВОИХ!
11),, Возмужал Урызмаг и взял в жены красавицу Эльду из нартского
рода Алагата.,,
--- Ацата.Карлики быцента опять!
12),, – Эх, нартский человек, или ты не узнал меня? Я племянник
Уастырджи Бигар. Уастырджи, брат моей матери, издавна благосклонен
к нартам и во всем держит их сторону……У моего отца были хорошие виноградники, а вот взгляни туда
– Харан-Хуаг превратил их в заросли кустарника…………..Превратился Харан-Хуаг в паршивую козу, кинулся в лес, где его
и зарезали волки.,,
,,
--- Опять связь Уастырджи,Ахсартаггата и Кавказа (виноградники).ВОЛКИ—замочили гада.
13),, Когда выехали они на равнину, отрезвел Урызмаг и проснулся.
Видит: сидит возле него Шатана, лопухом отгоняет мух от его лица,
покрикивает на быков и подгоняет их березовой хворостиной.,,
--- Дом САТАНЫ—Равнина (Донбеттыры+Уастырджи)
14),, СЫН ШАТАНЫ..
Стали на него жаловаться девушки, идущие за
водой, и женщины, возвращающиеся с мельницы: кувшины, кадушки,
кожаные мешки пробивал он насквозь своими меткими стрелами. Не
было такого озорства, в котором бы он не участвовал.,,
--- Сексуальные террористы эти Ахснартаггата (стрелы-фалос,кувшины-форма женщины)
15),, – Теперь построй высокий загон с крепкой оградой. Сплел Урызмаг
крепкие плетни и построил из них высокий загон. Побежала собака в
лес, и стаю за стаей стала она пригонять в этот загон свирепых
волчиц. Далеко было слышно, как воют они, рычат и грызутся в
загоне.
– Теперь можешь их доить,– сказала Урызмагу собака Силам………………И тогда из всех ста бурдюков слили волчье молоко и наполнили им
колоду. Из пламенеющих углей выхватил Курдалагон раскаленного
Сослана и бросил его в молоко. Зашипело и в белый пар обратилось
молоко – закалился Сослан.
,,
--- Родовые штучки ВОЛКОВ-Ахснартаггата.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 170
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.12.06 14:54. Заголовок: Re:


16),, СОСЛАН И БЕЗВЕСТНЫЙ СЫН УАРХАГА
.. мой старший сын
уехал в дальний
погибельный край, посетил небожителя Авдиуага и посватался к его
единственной сестре….. Поехал Сослан по пути, указанному Уархагом. Много дней он ехал,
много ночей скитался, выехал в пустынные степи Хиза, но никого не
встретил………. – Кто ты такой? Что за пес? Что за осел? По тому пути, по
которому я еду, даже птица пролететь боится, мышь прошмыгнуть
остерегается. Как же ты посмел, как ты решился погнать своего коня
прямо мне навстречу?........ Вышел на
нартский нихас. Нартская молодежь спрашивает его:
– Как удалось твое путешествие, Сослан?
– Все как должно. Но если старый Уархаг выйдет к нам, пусть
каждый снимет свою шапку и подложит ему для сидения: у него такой
могучий сын, что поставь все три нартских рода с одной стороны, а
его одного – с другой, сын Уархага окажется им равным в силе.,,
--- У ВОЛКА-ИРАНЦА И САЙНАГОН,сын без смеси с донбеттырами,И ОН САМЫЙ СИЛЬНЫЙ СТЕПНЯК,в родстве с небожителями.Все нарты равны ему одному.
17),, – Я направляюсь в Страну донбеттыров свататься к дочери Куан-
алдара….. А Куан-алдар со стороны матери приходился родственником
Сырдону………..Наутро сын Куау-алдара и Арахдзау пошли в Рыбное ущелье. А
Сырдон уже тут как тут. Изловил рыбину, заколдовал ее и превратил
в оленя-рыбу. Показалась олень-рыба перед Арахдзау, и кинулся он
за ней. Добежали они до Молочного озера. Посреди озера – остров,
на нем – лужайка. Олень-рыба кинулась туда, ходит там, пасется.
Арахдзау приметил ее и пустил в нее стрелу. Олень-рыба свалилась.,,
---- Ацанские и донбеттырские штучки!
18),, КАК СОСЛАН ЖЕНИЛСЯ НА ВЕДУХЕ

Семь лет сватался Сослан в Ведухе, прекрасной дочери
Челахсартага, и семь лет подряд отказывал ему гордый Челахсартаг,
сын Хиза………..( Подобную локализацию находим и у адыгов. В частности, вблизи бывшего Хумаринского укрепления, находившегося в замке "Чуана" ("подземный дом"), по преданиям адыгов, некогда жил нарт Челахстен злоязычный.),,
--ЧелАХСАРТАГ из Ахсартаггата ,судя по местности они жили и в КБ,а не только у Каспия(Схуртуковы).
19),, А молодой Сослан вернулся из похода
и привел с собой собаку. Нарты хвалили собаку. На ночь Сослан
привязал ее во дворе. Когда все уснули, Сырдон прокрался во двор
Сослана и украл его собаку. Сырдон дал собаке колдовское снадобье
и приворожил ее к своему дому. Днем собака ходила всюду, а ночью
непременно возвращалась в дом Сырдона. Сослан хотел вернуть себе
собаку, но та к нему и близко не подходила. Понял Сослан, что
собаку его украл Сырдон, но не знал он, где Сырдон живет. Бывало,
Сослан погонится за собакой, а она исчезает где-то под мостом.,,
--- Донбеттыровские проделки с ВОЛКАМИ-СОБАКАМИ,АхсНАРТАМи,приручение их и тд.
20),, Хамыц так и сделал. Заготовил в дорогу и еды, и напитков – все,
что может быть нужным в пути, приторочил сумы к своему седлу, и
отправились братья-близнецы в Фаснарт, к тетке своей Кызмыде.,,
--- Уархагова(волчья) сестра СОБАКА!
21).,, Слезли тут нарты
с коней, и сразу же выскочили из-под кучи юноши из рода Быцента.
Низкорослые и ловкие, приняли они у нартов их доспехи……… – Я не дух небесный и не дух земной. Я девушка из рода Быцента…….. И не бойся, что мы обеднеем от
этого. Никогда не иссякнет и не растратится то, к чему
прикоснулась я..,,
---- Ацаны-хатиажные.
22),, Стала Шатана считать дни и месяцы. А когда наступило время,
осторожно разрезала она опухоль на спине Хамыца – и выпрыгнул
оттуда раскаленный младенец. Выше поясницы из стали, а ниже
поясницы из булата был этот мальчик, и прыгнул он в самое море.
Закипела вода в синем море, превратилась вся в облако, поднялась к
небу, и до капельки высохло море. Но остыли облака, и ливнем упала
вода на землю, и снова наполнилось море, и даже вышло из своих
берегов. КАК БАТРАДЗА ИЗ МОРЯ ВЫМАНИЛИ
На дне моря у донбеттыров рос и воспитывался сын Хамыца. За
месяц вырастал он на столько, на сколько другие дети вырастали за
три года. Там дали ему имя Батрадз, сын Хамыца.,,
--- Батрас,БАТЫР-АЦ(?)по матери,а если по отцу то АС,Нарты –АСЫ(!!?)???
23),, – Не подобает мне рубить тебя еще раз! Нарты Ахсартаггата, как
повелители грома, поражают с первого, подобного молнии удара, –
ответил ему Батрадз..,,
--- Одноударные—точечные цигунисты нартовские(Ахсартагата)
24),, Так, высунув язык, еле добрался дзуар до жилища Тутыра-дауага –
покровителя и властелина волков. Сам Тутыр вышел к Батрадзу и
попросил его:
– Эй, нарт Батрадз, окажи честь заступнику и прости виноватого.,,
--- Ахсартагата (ВОЛКА),только покровитель ВОЛКОВ и просит и Успокаивает.
25).,, – Пришлось мне однажды, возвращаясь с охоты, проезжать по
чужому селению. Собака была со мной, и множество чужих разъяренных
псов окружили ее. «Разорвут ее»,– подумал я. Но гляжу–собака моя,
не теряя времени, изо всей силы помчалась вперед, и все собаки
кинулись за ней. Но, преследуя ее, стали они отставать друг от
друга, растянулись по полю, и тут собака моя вдруг повернулась и
поодиночке перекусала их всех. На всю жизнь запомнил я, что, если
хочешь победить врага, разъедини его, уничтожь его сплоченность,
разбей его силу – и добьешься над ним победы.,,
---- Собака учит ВОЛКА.
26),, А юноши вышли из потайной
комнаты, и еще лучше, чем вчера, заиграл Ацамаз на свирели, и на
остриях кинжалов сплясал нартскую пляску Сидамон..,,
--- Осетинские РОД Сидамоновых -НАРТЫ.
27),, – Уархтанаг, ты среди нартов прожил почетную жизнь, но нет у
тебя потомства, нет наследника, и мы хотим, чтобы ты женился…… Сколько прожили вместе Уархтанаг и дочь стальноусого Хамыца,
кто знает об этом! Но вот родился у них сын, и назвали его
Сыбалцем.,,
--- Брат Уархага ,тож ВОЛК УАРХтанаг.
28),, В
молодости я был такой, что какой бы зверь ни пробегал по черной
земле, я по запаху узнавал его – такой был нюх у меня. Три сестры-
красавицы жили под небом. Одна стала моей женой, на второй женился
Уацилла, а на третьей – Уастырджи..,,
----НАРТ-Маргудз,типичный ВОЛК.
29),, Подошли они к кургану, раскопали могилу. Уастырджи снял свою
бурку и расстелил ее рядом с курганом.,,
--- Степные ,,волчьи,,могилы КУРГАНЫ


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 171
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.12.06 19:25. Заголовок: Re:


1)НАРТЫ У ИНГУШЕЙ
http://www.targim.ru/modules.php?op=modload&name=News&file=article&sid=757&mode=thread&order=0&thold=0

2)Донбеттыровские отголоски у осетин: АВГЪАДЫ ДЗЫККУТА(,,первые волосы,,)—волосы девочек бросали В РЕКУ,считая в таком случае,что они будут расти быстрее и будут очень красивыми.ДОНЫСКЪАФАН(,,хватание воды,,)—в новогоднем цикле,хождение по воду,с принесением ей жертв(формовая выпечка,сыр,зерно)КАСУТА(,,выход к реке за потомством,,)родившие с молодыми женщинами молились у воды весной,далее праздник дома.
3)Сказитель А.Кайтуков:,,Мы из камбада—племянники ЕЛИЕВ.Елиата были слишком сильными,и Бог повёл их на Небо,,
4)Вместо традиционного Донбеттыр редко встречается МЕНАГОРТ
5)Жена Урызмага Эльда(АЛДИ)из Алагата(АЦАН).У дигорцев поговорка:,,Подобно Алди лопнула от злости,,Вдова царя авасгов Георгия—аланка Альда.
6)Иногда вместо БЫЦЕНТА есть БЦЕНТА.Жена Хамыца из БЫЦЕНТА—шесть информаторов;КАМБАДАТА-6;Донбеттырта-6.Перевес за карликами.
7),,В море и получил своё имя БАТРАЗ,,
8).,,Царазон,глашатай верхнего квартала,и Сибека,глашатай нижнего квартала,вышли и прокричали.,,----- Сидамоны и Царазоны—НАРТЫ!!!
9)САЙНАГ (Сайнагон,жена Уархага)в дословном переводе--,,недоступная твердыня гор,,Сайнаг-алдар:,,Владетель,князь скалистой твердыни,,
10)Нартовские кони породы Дур-Дур,говорящие ,убивали и поедали противников своего всадника.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 174
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.12.06 16:34. Заголовок: Re:


С Новым Годом всех!!!Счастья,здоровья,успехов!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 145
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.12.06 02:47. Заголовок: Re:


Дорогой Болат! Счастья тебе и твои близким! и чтобы 2007=й был лучше всех предыдущих!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
"маленькая, тихая и скромная"




Пост N: 3810

Замечания: гыццыл, сабыр ама хадафсарм.фала йа ма асмасты канут, андара уыл магуыры бон кандзан.зоны алцы, - чи каима рахыл ис, чи каман радта гартам, кай сисдзысты йа бынатай ама афта дарддар.иу ныхасай, - иунаг сусаг хъуыддаг дар йын на баззайдзан. Любит думать, что всё знает.
Награды: Горе от ума
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.12.06 18:51. Заголовок: Re:


Q-Духов тыры - тырны это осетинское и не важно в каком веке осетины додумались называть бурлящую воду - тыргы (тырчы) дон, но одно вам могу точно сказать, что у тюркоязычных его в словаре нет. И еще, напомните мне, плз, в каком веке стали терек называть тереком, и потом припомните, когда первые беглые русские появились на берегу той самой речки и когда стали использовать буковку "е"

С наступающим новым годом!!!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 175
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.01.07 13:07. Заголовок: Re:


НАРТЫ-Ахснартаггата

Первопредком нартов был Саеуаессае(Сауасс).Дал ему имя - Сауасс, так как появился он на свет в "утреннюю зарю"(саеу-утро, ).
Сауасс взял себе в жены дочь Донбеттыра(владетель воды,моря) Со временем у них появилось три сына: Борае, Дзылау и Болатбаерзаей. От них пошли затем нарты.. Предком Ахсартаговых был знаменитый Ахсартаг, сын Уархага (близнец Ахсара). Сам же Уархаг (и его брат Уархтанаг) - были из рода Курисовых(Куыристы мыггагаей).
Изначально у нартов Старшим на Ныхасе был Уархаг из Курисовых.. Он жил сперва в укреплениях высокой горы, где построил много крепостей и башен. Как-то ему небесный Курдалагон(кузнец) спустил с неба соху с железным наконечником. Уархаг стал пахать им землю и посеял семена данные ему Уацилла(божество урожая,молнии и грома). Затем Уархаг женился на сестре Сайнаг алдара - Ацирухс и занял местность/равнину Талаг(Таелаегты быдыр-) ,,Заглянули лучи утреннего солнца
в сердца Уархага и жены его Сайнагон(АЦЫРУХС), и почувствовали родители,как дороги им дети, порожденные ими.Здесь он создал первый лук из большого рога сугака(сугъахъы? сыкъа), а стрелы из камыша(хъаезын фаттае).
БЕЗВЕСТНЫЙ СЫН УАРХАГА Он старший сын АЦЫРУХС и УАРХАГА,зять
Авдиуага (у него такой
могучий сын, что поставь все три нартских рода с одной стороны, а
его одного – с другой, сын Уархага окажется им равным в силе.)
Сколько прожили вместе Уархтанаг и дочь стальноусого Хамыца,
кто знает об этом! Но вот родился у них сын, и назвали его
Сыбалцем.,, Есть версия,что Субалци рождён у Уархага и Дзерассы.
Жена Субалцы была небожительница
,,Ахсартаггата и Бората трижды истребляли друг друга..После последнего побоища остались Уархаг и Борафарнуг,,
,,Лютым выдался год для НАРТОВ и Бората,,
Алборов http://www.darial-online.ru/2006_1/alborov.shtml

Все горные божества Осетии с большим ополчением
подчиненных им людей и духов начинают у Татартупа страшную войну из-
за горсти хлебных зерен, причем, по представлению осетин,
наступательным оружием служат стрелы. После продолжительного
сражения какая-нибудь сторона уступает другой. Победившая сторона
хватает с кликами радости сноп, а из него – горсть зерен рассыпает
в направлении своего края. Многие из участников божественного сражения, – пишет Дж.
Шанаев, – получают раны, которые для обыкновенных людей не заметны,
а заметны только для участвующих в войне. Выражением «идущие за снопом» Дж. Шанаев передает осетинское
«Курисмæ дзаутæ». Однако осетины ведунов и ведьм осетинских
поверий, добывающих хлебные зерна, называют «Курысмæ дзаутæ».
Объяснение загадочного слова «курыс» словом «курис» (сноп) –
домысел Дж. Шанаева. В. Миллер считает, на
основании его осведомителя Таймураза Хетагурова, более правильной
формой будет «Курыс», а не «Курис», как полагает Шанаев. Что же
касается цели поездки, а именно приобретение горсти хлебных зерен,
дающих урожай на следующий год, то В. Миллер склонен полагать, что
«Курисмæ цæун» ближе к объяснению слова «Курыс». Курысдзау, курысмæдзог – колдун, ведьма (идущий в страну
Курыс). Слово «дзау» представляет из себя озвонченную форму
от «цау», которая является корнем слова «цæун» – идти.
Следовательно, слово Курысдзау переводится выражением «идущий в
Курыс». Точно так же переводится слово Буркудзау – «идущий в
Бурку». Во множественном числе это «Курысдзаутæ» и «Буркудзаутæ».
Иногда осетины-иронцы говорят «Курысмæдзææуæг» или «Курысмæдзог», в
котором первым компонентом является Курысмæ – форма направительного
падежа от слова Курыс. Это указывает, что движение участников идет
в направлении местности Курыс. Второй компонент, а именно «дзæуæг»
из «цæуæг» является причастием настоящего времени глагола «цæун» –
идти и обозначает «идущий». Таким образом, слово Курысмæдзæуæг
также переводится выражением «идущий в Курыс». В слове
«Курысмæдзог» второй компонент «дзог» является стяженной формой от
слова «цæуæг» и обозначает также «идущий».
Местности Курыс и Бурку богаты хлебными зернами, цветами,
фруктами. Где же находятся они? В записях Дж. Шанаева поход
совершается в местность Татартуп, под которым был расположен Ясский
город Дедяков у Эльхотовских ворот.
---- Уархаг (и его брат Уархтанаг) - были из рода Курисовых(Куыристы мыггагаей).
Гатиев Борис, окончивший духовную академию,
следовательно, трезво разбирающийся в народных поверьях… объясняет: «Курыс
значит луг, заключающий в себе дивные семена различных произведений
земных, а также счастья и несчастья. Он составляет собственность
мертвых».
В каждом ауле души нескольких человек, во время крепкого
сна их отправляются на Курыс, один на голубе, другие – на лошади,
, собаке, т.д. Когда наступает время отъезда, они крадут у
соседей лошадей, , собак, и пр. …………На всех предметах и на лошади
вырастают крылья необыкновенной величины, как только на них сядут
отправляющиеся в путь на Курыс…….. На конях и других средствах передвижения вырастают крылья. .(КОНЬ УАСТЫРДЖИ КРЫЛАТ)
По народному представлению осетин, легендарные кони породы Авсург
также имеют крылья
поляна Курыс находится
во владении мертвых. Последние, узнав о нападении на поляну,
бросаются на напавших, обращают их в бегство и, настигая, пускают в
них стрелы.
Подле Уархага стали обживаться другие нарты, а также соседние им чынты и стали большими народами.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 176
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.01.07 13:09. Заголовок: Re:


Ахсартаггата оспаривали у Алагата право на руководство нартами: как и Алагата, Ахсартаггата считаются narti sær «главой Нартов» .в этом плане им удалось настолько сильно потеснить своих соперников, что в некоторых сказаниях род Алагата не упоминается вовсе, а там, где упоминается, его роль почти незаметна. Согласно одному сказанию, нарты платили дань (qalon) роду Ахсартаггата
Поскольку большая часть эпоса посвящена прославлению героических представителей рода Ахсартаггата , родовое имя «Ахсартаггата» и слово nartæ «нарты» стали восприниматься как синонимы Отсюда легко понять причину появления варианта интересующего нас родового имени – Æxsnærtæggatæ , представляющего контаминацию родового имени Æxsærtæggatæ с термином nartæ
Следы названия этого рода сохранились в других национальных вариантах эпоса. В балкарских вариантах – это Схуртуклар «Схуртуковы» Один из эпических текстов начинается словами: «Таулуланы улу башы эки тукъум болгъандыла - Деуетлары бла Усхуртуклары. - Начатком горцев были два рода - Дебетовы и Усхуртуковы» (АЦЫ и АХСНАРТЫ!!!), в адыгских вариантах – «чужеземные нарты» – братья Шоген и Хамиш Ахснартуко, именуемые также «сыновьями и потомками Ахснарта», в вайнахских вариантах – «Архастой», или «Орхустой» – название части нартов От названия нарт-орстхойцев неотделимо название этнографической группы вайнахов-карабулакцев – «орстхойцы», которые еще в прошлом веке сохраняли определенную этническую индивидуальность
В вайнахских сказаниях род Орстхойцев характеризуется как род храбрецов, что соответствует характеристике рода Ахсартаггата в осетинских сказаниях. Так, «сказитель Ганыж (разделявший нартов и орстхойцев) уверял, что орстхои были храбрее нартов»
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------

НАРТЫ--Бората
Предок фамилии Борае был женат на племяннице Бога(Хуцау) и поэтому весь род пользовался особым покровительством.Яблоня Нартов из их сада.
Имя – Buræfærnyg или Boræfærnug; первый элемент этого имени, может быть, является родовым (Абаев), а возможно, представляет собой видоизменение beuræ (ирон. biræ), т. е. «много» (Шифнер, Миллер), второй – farn – авестийское χυαrәnαh элемент φαρν-, φερν стольких персидских имен, транскрибированных греками (Φαρνάβαζος, Τισσαφέρνης…) , который у осетин означает довольство, богатство и также счастье [6].


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 177
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.01.07 13:11. Заголовок: Re:


НАРТЫ Алагата(Албеговы, Astæ.)—АЦАНЫ?!


АЦАмонга.
Нартамонга или Уацамонга – «указующая Нарта»
Уас-указательница.
Что такое Уас?(АЦ?!).. Обратимся к В.И. Абаеву. «Уас в обычном
переводе можно перевести «слово», «известие». Но в осетинской
традиции «семантика уас явно связана с религиозно-магическими
представлениями». Так, к примеру, главнейшие персонажи
христианизированного осетинского пантеона снабжены эпитетом Уас:
Уасгерги (Святой Георгий), Уасилла (Святой Илья), Уастутыр
(Святой Федор). Здесь Уас может означать только «божество,
божественный, святой». И. Гершевич, привлекая некоторые
среднеиранские факты, дает для уас в приведенных сочетаниях
значение – дух, что также приемлемо (ср. выражение уас рухс –
«божественный свет»)»
Алагата играют ту же роль, что у Геродота νομάρχης, а также маги, потому что ведь чаша – волшебная. Они хранят у себя Нартамонга и торжественно приносят на кувд. Возможно, она используется ими и для других целей, и тогда Алагата сами ставят условия. Например, во время кувда, когда соперничающие друг с другом Сослан и Челахсартаг плясали и на полу и на столах, а один из них – даже на концах поднятых кверху нартовских мечей. «Алагата вынесли Уацамонга, четырехугольную чашу Нартов, полную ронга,
Таким образом, Алагата действительно несут первую функцию, и это иллюстрируется характерными чертами: бражничанье на многолюдных собраниях, чудесные свойства волшебной чаши, физическое уничтожение стариков. Определение этой функции, записанное Тугановым, выявляет другую ее сторону – ум.
Функциональное значение рода Алагата на первый взгляд проявляется не столь четко, как у двух других, поскольку понятия «богатство» и «воинственность» представляются при определенных военных и экономических условиях более простыми и неизменными, чем религия, глубоко нарушенная обращением в ислам или в христианство. Как подразумевает их родовое имя, в старину они рассматривались также как самые высокопоставленные из Нартов. Чтобы попасть от Ахсартагката во «Внешнюю деревню», где живут Ацата, нужен проводник.Albegatæ «Албеговы», или Ælumbegatæ «Алумбеговы» представлены героями Albeg (варианты: Alibeg, Albæg, Ælbeg, Alymbeg) и Totradz. Иногда Албег принадлежит не к роду Албегата, а к другим родам: «(в селе) Даредзанов, говорят, дочь Алборты Албега Залихан-краса замуж выходит» ; Alægaty Alymbeg ; Acæty Alymbeg , Alyty Alybeg
Этот род «исчез с земли», оставив лишь единичных представителей В одном сказании у рода Албеговых росло Дерево, «которое нужно охранять». В данном сказании Албеговы подменяют род Бората, так как «нартовское дерево» обычно растет в саду последнего рода.
В адыгских вариантах эпоса имя Албег и имя его сына Тотрадза встречаются довольно часто – это «Тотреш сын Альбека», или «Тутарыш, сын Алджара»

В абазинских вариантах эпоса встречаем «Албяка сын Сотраш» В абхазском эпосе встречается герой по имени «Алтар Толумбак» , или «сын Алтара Талумбакь» , имя которого сопоставлено с именем Алумбега осетинских сказаний Не исключено, что в абхазском эпосе род Албеговых совпал с родом Ацанов (см. выше осет. Acæty Alymbeg). Если так, то с именем дочери Албега «Залихан-краса» можно сопоставить имя «сестры ацанов Зылха» Т. А. Гуриев и Е. А. Тулатова, в родовом имени Astæ видят «ложноэтимологическое осмысление названия Ацæтæ»
Существование разных фамильных имен подтверждается и адыгскими вариантами эпоса, - где рядом с «сыном Аши Ашамезом», соответствующим осетинскому Aci furt Acæmæz «сын Аца Ацамаз», находим фамильное имя Язхэ «Язовы» , связанное с осет. Astæ. В абхазских вариантах эпоса этноним as сохранился в составе топонима Ашвады – название северокавказской равнины в районе среднего течения Кубани.
В адыгском эпосе коллективные пиршества нартов происходили в доме рода Аледжхер, Ал(л)ыджхьар «Алиджевых» Подобно осетинским Алагата, хранившим чудесную чашу «уацамонга», адыгские Алиджевы хранят «чашу для сана белого» (сана – вино) Там же, в доме Алиджа, проходил совет старейшин – хаса нартов
В адыгской топонимии сохранилось название каменных зданий за Кубанью – Эллигах-яунне «Дом Эллиговых» , связанное с названием нартовского рода Алагата. Адыгский эпос сохранил много описаний дома Алэджа, одна деталь в которых привлекла наше внимание: этот дом характеризуется как «белый и длинный» В цветовой символике индоиранцев белый цвет соответствует именно первой функции, представителями которой в эпосе являются
В адыгских вариантах сохранились и другие архаичные черты рода Алэджа, отражающие индоиранские представления о носителях первой функции, но потускневшие или вовсе исчезнувшие у осетин
В балкарских сказаниях род Алагата известен под названиями «Алыглар» и «Алигатэ», последнее из которых в точности отвечает осетинскому Alægatæ .ивестен балкарцам как «старший нартский род, что безгрешен», представителем которого является Алик.
В сванских вариантах эпоса род Алагата скрывается под фамильным именем «Аликановы»
В абхазо-абазинских, вайнахских и дагестанских вариантах эпоса имя Alæg и производные от него не сохранились. Несмотря на это, в абхазском эпосе упоминается «большой нартовский дом» – каменный или железный дом с железной (иногда золотой), большой балкой посередине нa которой нарты подвешивали громадный общесемейный медный котел (Нартаа ркуаб ду) «на сто человек»
К уже известным характеристикам рода Алагата добавим слова сказителя, записанные нами в Дигории: Æxsærtæggatæ, Boriatæ – bеræ muggægtæ adtæncæ. Alægatæ sæ sær adtænсæ. «Ахсартаггата, Бориата – много было родов (у нартов). Алагата были их головой».
Родоначальником рода Алагата был Alæg, Вначале у рода Алагата могло быть другое название. Это предположение находит поддержку в материалах эпоса. В одном сказании нарты собираются на пир в «старом доме» рода Ацата Acæty zærond xædzar . Здесь «Ацата» подменяет родовое название «Алагата», и есть основание полагать, что первоначально именно так назывался род жрецов.
Родовое название Acætæ образовано от имени главы рода, «старого Асæ». Имя Асæ восходит к апеллятиву wacæ «божество, божественный» , что как нельзя лучше подходит к функции служителей культа.
То, что в одном сказании род Ацата оказывается живущим «за нартами» , не должно смущать, так как в данном случае, как это наблюдается и в некоторых других случаях, под «нартами» имеется в виду род Ахсартаггата. Следовательно, выражение «за нартами» в применении к роду Ацата означает только то, что они жили за пределами села (или квартала) рода Ахсартаггата. Из сказанного следует, что характеристики рода Ацата можно перенести и на род Алагата.
Ацата – это stur muggag «большой род», жили они в stur ġæwtæ «больших селах», у нартов они известны как bæğatær muggag «богатырский род», составлявший авангард нартовского войска (findzicæwæg, jevxæsgutæ. Представителями рода Ацата были старый Асæ и его сын Acæmæz, а также некий Tewvez. В адыгских вариантах эпоса род Ацата представляет «сын Аши Ашамез» или «Ашамазоко сын Ашама». Иногда имя героя звучит «Ящ».
В карачаевских вариантах эпоса этому имени соответствует «Ачимез сын Ачи», или «Ецемей сын Ецей». В одном осетинском сказании читаем: «Сын Аца, маленький Ацамаз, из Большой Нарты (Istur Nart) отправился охотиться на Черную гору» . Кажется, в данном случае слова «Большая Нарта» или «большая группа нартов» относятся к роду Ацата, соответственно – Алагата. Эта догадка подтверждается и тем, что Ацата считались большим родом и жили в больших селах . Подобно тому, как вместо родового названия «Ахсартаггата» сказители часто употребляют термин «нарты», в данном случае вместо родового имени «Ацата» употреблено выражение «Большая Нарта», «большая группа нартов». Но если так, то Ацата противопоставляются всем остальным нартам как большой род менее крупным родам. Эта характеристика рода Ацата стоит в противоречии с другим утверждением сказителей: «Нет ацов, вымерли славные, некогда грозные ацы. Бог богов истребил их до единого. Лишь остался малютка маленький Ацамаз» . С последним утверждением следует связать и тот факт, что в некоторых осетинских сказаниях вместо трех нартовских родов упоминаются два :Ахснарты и Бора.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 178
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.01.07 13:14. Заголовок: Re:


Крамольные мысли—ВЕРСИЯ… так как АС ставит немало вопросов,и особенно в Азии (асы и аланы Бируни),на Дону,Предкавказье и тд.
,,Малорослые,,и иные АЦАНИСТЫЕ
0)Саеуаессае(Сауасс)АЦ(!?).---Утро АЦОВ

1)АЦЫрухс---Свет АЦОВ
2) Жена Урызмага Эльда(АЛДИ) Алагата(АЦАТА)
3) АЦАТА Теувез—ТеувАЦ ,его сын АЦ-- Арахдзау
4)ТотырАЦ
Тот(ы)радза связывается с родом Алагата(АЦАны); Тотрадз из рода Албегата (отец его Алыбег, Албег)


5)Батр АЦ
(БатырАЦ,БыттырАЦ—от Донбеттыр)
чаще встречается Батрадз;
6)АцамАЦ

7.Кузнец Алагата(АЦАнов)

Небесный Кузнец – Kurd-alægon, существует вариант Kurd-Alæugon, который появляется (без kurd), в заимствованиях балкарцев в виде Alaugan – старший сын «золотого кузнеца» (С. Урусбиев, Сказания о нартских богатырях, стр. 7–26). У КБ главные нарты - это Аликовы. Это прямые потомки бога кузнечного дела Золотого Дебета. Они живут на побережии Черного моря(там где АЦАНЫ и Донбеттыры).Схуртуковы у Каспия (Восточный Кавказ).Сыновьям же Уархага (Ахсар и Ахсартаг) имена дал Курдалагон(божество кузнечного дела)В эпосе КБ --- АЦАНЫ – Джеки(ПШ-ПС,либо пщы испов Жачеж (ЖэкIэжъ — букв. старая борода).), карлики, кот. живут под землей и занимаются тем же самым что и троли...---АЦАНЫ,служат Кузнецу –куют .

8)АЦилла
Таким образом, существует род УАЦиллата, «святые Ильи» (УАЦилла – дух грозы). Сын Уацилла по имени Габутдзали охранял пашню Уархага от ветров и града.
9)ЛистАЦА!?
(Созрыко) из загробного мира, куда он спускался за листом Аза (или азан) к своей жене Бедухе, которая должна была испросить этот листу покровителя мертвых Барастыра.
10)АЦАН-АЦЕКО
,,Когда же сошлись,жених заплатил выкуп чистым золотом 3000 монет сыну Бцена
---- Отдал я тебе сестру,--говорит АЦЕКО,--теперь нужно тебе(Хамыцу) пробыть здесь один год.,,
11)Версия ,что Сайнаг –Алдар из Алагата.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 179
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.01.07 13:17. Заголовок: Re:


Алборов http://www.darial-online.ru/2006_1/alborov.shtml
«ЦАРЦИАТÆ»---ЦАРЦА-АЦА-АЦАТА(?!)
1)Царцаты сæфт фесты – погибли подобно царцатам---ацаны вымерли ,погибли.
2)Уæ, мæнæ та дыссæгтæ, царцаты диссæгтæ – О, вот еще чудеса,
царцатские чудеса: т.е. это похоже на те чудеса, которые
совершались царциатами---ацаны чудесники,кудесники .
3)В сказаниях о гибели царциатæ (царцатæ) находим полное
совпадение с описанием гибели Нартов .
4) сильно голодали, в ожидании
смерти готовили себе катакомбы для всей семьи и живыми заходили
туда, чтобы не остаться непогребенными…..
Говорят, что они погибли от своей гордости---склепы(АЦАНЫ-ИСПУНЫ-ДОЛЬМЕНЫ ),гордость Быцента-Пшалта.
5) Нарты и царца, говорится в другом сказании, были горды и
заносчивы, как даредзаны; за это наказаны богом (И. Джанаев, запись
в Кесаты Кау, 1932г)--- АХСНАРТА и АЦАТА .
6) В сказаниях жителей дигорской части Осетии гибель народа царца,
жившего до прихода дигорцев, объясняют тем, что они сильно
возгордились и перестали признавать бога.--- ДИГОРЦЫ И КАБАРДИНЦЫ потомки Нартов ,АЦАНЫ жили до них в горах .
7) В Южной Осетии по данным Чурсина, полученным от старика
Бегизова Левана, Содтиева Макси, о гибели царцатæ говорили
следуюшее. В нагорной части жил неизвестный народ царцатæ или
царциатæ, который умел зашивать раненые головы медными пластинками.
---- Кующие карлики .
8) После их гибели
страна опустела, и все кругом заросло лесом. Тогда-то с севера на
юг, вследствие малоземелья, переселились осетины. Осетинские
предания ничего не говорят о грузинском населении и помнят только о
царциатах (Чурсин. Южная Осетия. Этнографический очерк)---АЦАНЫ (СОНЫ-ЦОНЫ-ЧАНЫ??)
9) Царциата
погибли поголовно все лет 2000 назад, передает рассказчик Гатази
Дзусов. Его отец, известный сказитель нартских сказаний Рамон
Дзусов, во время пахоты на этом месте нашел золотую чашу---Даже после смерти АЦАНЫ напоминают о ЧАШЕ .
10) В Куртатинском ущелье население называет царциатскими могилы в
местностях Дзивгис, Лац и Хилакском ущелье. По Уваровой здесь
имелись дольмены; по мнению Е.Г. Пчелиной это не дольмены, а пещеры
среди глыб камней.---склеповая культура


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 180
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.01.07 13:21. Заголовок: Re:


Некоторые итоги
,,загорелась утренняя
звезда, и на синем небе появился солнечный диск. Из небесных слез
на земле появилось все вокруг: горы и реки (вода), сады и деревья,
трава и злаки. Появились звери. От солнечного тепла вздохнули
широкие реки и появились Донбеттырта . Позже ярким светом
драгоценного камня блеснула на небе звезда и упала с неба. Когда
она упала, то все вокруг на земле покрылось темным пеплом. Бог
создал из остатков небесного огня Нартов . И дал им ум и силу,
счастье и горе».)--- Донбеттырта РАНЬШЕ нартов в этом краю .,,
В абх-адыгских же языках "вода" стала синонимом слова "душа", псы-псэ.. ПС-АПС(АФ,АП,ДОН)
Это находит параллели с этрусскими воззрениями на воду, как на лучшее лекарство в мире.. (в КБ и осетинском божество Апсаты, Афсати - (А-)Пса-тхьэ? - бог, распоряжающийся душами своих творений )..

АБЕШЛА,КАШКИ, Апшилы Даны или Аспы (дандары,дараспы) В древнегрузинском ---джвари и ХАТИ.Дайтии – Изадта—Хати(Хатиаги,,,хатиагские лучники,, ).

Нарты соотносят и отождествляют себя с морем: “Хыр зи щапхъэ дэ нартхэм!”, т. е. море нам в пример, мы — море…. Мир испов — это как бы оазис, вокруг них лежат земли воинственных чинтов.(НАРТОВ )

Итак ,,Карлики,,---местные кавказцы,родом из ДОНБЕТТЫРОВ(Менагорта)
АЦАНЫ—ИСПЫ--БЦЕНТА(быцента-мыцата-бырсы-(д)жэки)—ПШАЛТА(псалта,)—КАМБАДАТА(камбада)……….Сюда ,,возможно,,и отнести наших ЦАРЦА (АЦА)??
,,КАРЛИКИ,,—горцы,и горцы у моря,Донбеттыры население приморских равнин…
Чинты и Нарты их соседи.Осетины-Нарты,по эпосу --- это смесь (она видна с самого изначалия)Нарты(Ахсартаггата)+ Бората----------Алагата(АЦАНЫ)+ Донбеттыры =50% на 50%.Либо чуть больше или меньше в одну из сторон,что ещё можно просмотреть…


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 148
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.01.07 23:47. Заголовок: Re:


леопольдина

Есть в Балкарии город Тырныауз. Кажется переводится как труднодоступное ущелье. А Терк - терек - черек это тюркизм обозначающий реку.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.01.07 16:58. Заголовок: Re:


Леопольдина пишет:

 цитата:
Терек-Терычы-Тырычы-дон. Тыры-бурлит (старое название Терека) (просто надо хорошо знать язык предков)



Ну ненадо так мучать себя и уродовать слова
есть 2 варианта
Терк и Черек
Терк - означает с балкарского "Быстрый, бурлящий"
Черек - означает с балкарского "река"


Спасибо: 0 
Цитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 150
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.01.07 17:52. Заголовок: Re:


Быстрый и бурлящий оставь для ваших горе - лингвистов.. И терек и черек в значении река в Центральной Азии сплошь и рядом. Особенно в горных районах. Кипчацкие слова. И это говорит в пользу кипчацкого происхождения всех кавказских тюрков. Однозначно река. Другое дело почему оно у осетинов закрепилось? Мое мнение или оно было сосзвучно с каким-то значимым подходящим термином или уже было у осетин до их прихода на территорию Осетии.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 61 , стр: 1 2 3 4 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 7
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



ЧАТ "НЫХАС"