Тестируем НОВЫЙ ФОРУМ Ссылка



АвторСообщение
Осетин - Полиция Нравов




Пост N: 4945
Откуда: КНК, Нальчик

Замечания: ирон зондджын лаппу уада ма адам афта загъынц ама къайных у. Ещё выбирает между "Омменом" и иманом
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.05.07 11:45. Заголовок: Осетинская свадьба II



Что есть? Что утеряли?
Что утратило в ней свою актуальность и нужно забыть?
Какие ритуалы стоит беречь?

Адмирал.
Осетинский Военно-Морской Флот.
---
а как только на свет я появился,
участковый местный застрелился,
доктора мне закричали хором, вах, мама-джан!
этот мальчик - точно будет вором...


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 26 , стр: 1 2 All [только новые]


постоянный участник




Пост N: 7
Откуда: Ирыстон, Уалладжыр
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.05.07 05:20. Заголовок: Re:


В буквальном смысле
Скажем вечереет, и гости потихоньку расходятся. Соседская молодёжь или друзья жениха заранее готовят машину (раньше конечно что-нибудь гужжевое) с яствами и напитками. Затем, незаметно (это мог быть целый разыгранный спектакль) выводят невесту и закидывают её в машину. Обычно машин бывает больше. Едут к кому-то из участников акции, накрывают столы находят гармонистку с гармошкой и всю ночь до утра идёт молодёжная гулянка, как на самой свадьбе. Но на другой день семья, в которой невеста "гостила" должна отправить её обратно почти с теми же почестями, как из родительского дома - с песнями, плясками, подарками и др.

Уалахиз уад Ирыстон! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 127
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.05.07 15:06. Заголовок: Re:


а жоних-то хде в это время?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 3352
Откуда: Москва

Замечания: ахам арыгон ама зардама-дзауга куы на уаид, уад йа Задалесчы нана асхонан уаид, - йа адамы сарыл хацгайа дур-дурыл на ныуаддзан. Не попадайтесь ей на язык, под руку и на глаза...
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.05.07 15:39. Заголовок: Re:


berzek пишет:

 цитата:
а жоних-то хде в это время?



Пирует!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Кайзер Баршби I


Пост N: 7094
Откуда: Kenigsberg

Замечания: уындай паддзахы хуызан у, фала хъаугъа канын бира уарзы. авзар зардыл хаст нау.
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.05.07 15:55. Заголовок: Re:


у тещи кушает яишницу

"Революцию задумывают гении, осуществляют фанатики, но её результатами ВСЕГДА пользуются проходимцы"
Отто фон Бисмарк
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 128
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.05.07 17:12. Заголовок: Re:


Туаллаг пишет:

 цитата:
Пирует!

Barshbe пишет:

 цитата:
у тещи кушает яишницу

с тещей пирует?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Кайзер Баршби I


Пост N: 7098
Откуда: Kenigsberg

Замечания: уындай паддзахы хуызан у, фала хъаугъа канын бира уарзы. авзар зардыл хаст нау.
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.05.07 11:04. Заголовок: Re:


berzek пишет:
 цитата:
с тещей пирует?


такой обычай. Пока в доме у жениха идет праздник, он с друзьями в это время идет к теще, а она его яичницей кормит. При этом может как следует поперчить и пересолить, а зять не должен подавать вида - должен кушать и нахваливать.

"Революцию задумывают гении, осуществляют фанатики, но её результатами ВСЕГДА пользуются проходимцы"
Отто фон Бисмарк
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Справедливая




Пост N: 3947
Откуда: - Ма Ирыстон -

Замечания: баллицон чызг донбеттырты мыккагай йам цыдар хацца каны, уалагуыр - расугъд чызг, далагуыр - касаг. Йа арм куы бадары уаларвма, уад йыл стъалыта абадынц.
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.05.07 11:15. Заголовок: Re:


Barshbe пишет:

 цитата:
Пока в доме у жениха идет праздник, он с друзьями в это время идет к теще, а она его яичницей кормит. При этом может как следует поперчить и пересолить, а зять не должен подавать вида - должен кушать и нахваливать.

ой, мне вчера такой анекдот осетинский рассказали на эту тему...

Чтобы достичь цели, нужно, прежде всего, идти. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Кайзер Баршби I


Пост N: 7112
Откуда: Kenigsberg

Замечания: уындай паддзахы хуызан у, фала хъаугъа канын бира уарзы. авзар зардыл хаст нау.
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.05.07 11:40. Заголовок: Re:


Manu_nya ну так давай, чего остановилась?

"Революцию задумывают гении, осуществляют фанатики, но её результатами ВСЕГДА пользуются проходимцы"
Отто фон Бисмарк
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 129
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.05.07 11:40. Заголовок: Re:


Barshbe пишет:

 цитата:
такой обычай. Пока в доме у жениха идет праздник, он с друзьями в это время идет к теще, а она его яичницей кормит. При этом может как следует поперчить и пересолить, а зять не должен подавать вида - должен кушать и нахваливать.

за что же его так? Ая слышал, что яишницу едят еще до свадьбы

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 83
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.05.07 15:13. Заголовок: Re:


Barshbe пишет:

 цитата:
а зять не должен подавать вида - должен кушать и нахваливать.

Баршби, некоторые особо проворные новоиспеченные зятья приглашают в группу поддержки всеядного товарища.. И такой может съесть вместо зятя хоть любую начинку и выпить любую выпивку .
 цитата:
я тоже с вашего позволения внесу лепту!
АЛАНЫ: КТО ОНИ?

Про аланскую свадьбу интересно было бы узнать. Никто не знает, у грузин не сохранилось в летописях описание свадьбы Сослана и Тамары? Видимо Бурдухан(теща Сослана) перчика не пожалела в яичницу..

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 96
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.05.07 03:44. Заголовок: Re:


ОСЕТИНСКАЯ СВАДЬБА

СВАТОВСТВО.
Любая свадьба, как в старину, так и в наши дни, начинается со сватовства. Если юноша чувствует себя морально и физически готовым к тому, чтобы взять на себя ответственность за семью, если у него есть любимая девушка и они решили связать свои судьбы, и если избранница сына наделена теми качествами, которые родители жениха желали бы видеть в будущей невестке, они (с согласия девушки) засылают сватов.
Сватов должно быть не менее 3 человек. Один из них, по возможности, родственник жениха, старшим обычно посылают самого уважаемого из соседей, третьим может быть хороший знакомый семьи невесты - это, обычно, ускоряет дело.
Семья девушки, как правило, знает о приходе гостей. По тому, как их встречают, можно судить об исходе сватовства. Тем не менее, после второго тоста старший должен сообщить хозяевам о цели своего прихода.
Часто бывает так, что семья девушки знает о чувствах молодых и ничего не имеет против их союза, но дать согласие сразу не позволяет этикет. Глава семьи благодарит гостей за оказанную честь и отвечает примерно так:
- Мы должны посоветоваться со старейшинами фамилии, родственниками, наконец, спросить о согласии девушку, и только тогда сможем ответить вам.
То есть в завуалированной форме дает понять гостям, что их приходу рады и сватовство может закончиться свадьбой. Тогда же договариваются о времени следующего визита.
ФИДЫД (договор).
В наше время фидыд может проходить как в доме жениха, так и в доме девушки, причем второе бывает гораздо чаще. Родители юноши через фидауджыта(заключающие договор,сваты) оставляют в доме девушки фидауаггаг - определенную сумму денег в знак того, что две фамилии породнились.
Иногда фидыд происходит в день свадьбы, что также не возбраняется обычаями.
В доме девушки для фидауджыта готовят угощение. Более состоятельные семьи режут барана. Пока мясо варится, гостям приносят легкую закуску, произносят 2-3 тоста. Затем стол накрывают уже по обычаю.
Встает старший и предлагает обсудить дело, из-за которого они собрались.
Во время фидыда назначается день свадьбы, обговаривается количество гостей, которые приедут за невестой, а также кто и когда привезет жертвенного бычка.
Обсудив непосредственно все, что касается предстоящей свадьбы, гости и хозяева переходят к застолью.
На столе по обычаю - три пирога, голова и шея жертвенного животного. Старший (тамада) сидит во главе стола, справа от него второй старший - фидауджыты хистар, слева — третий старший — родственник семьи или представитель фамилии. Все встают. Старший произносит тост за Стыр Хуыцау (Большого Бога), поручает молодых и породнившиеся фамилии Мады Майрам, Уастырджи и другим святым и передает куваггаг и базыг младшему за столом. Второй и третий старшие поддерживают тост.
Как мы уже сказали, первый тост произносят за Стыр Хуыцау, второй — за Уастырджи, а третий — за здоровье и долголетие двух породнившихся фамилий. Хозяева и фидауджыта в знак сговора пожимают друг другу руки.
Тамада предоставляет слово старшему из гостей, который произносит тост за здоровье соседей и жителей села, благодарит хозяина дома и желает, чтобы две фамилии были довольны новым родством, а счастье молодых озаряло не только их близких и родных, но и всю Осетию.
Застолье оживляется, тосты следуют один за другим. Старший, ведущий стол, старается, чтобы никто не был обделен вниманием. Третий старший отрезает ухо жертвенного животного, надрезает его три раза и передает старшему. Старший благословляет младших и передает им ухо вместе с бокалом.
В заключение старший просит Хоры Уацилла, Фосы Фалвара, Мыкалгабырта и Касары Уастырджи (покровитель порогов), чтобы они взяли под свое покровительство Осетию, породнившиеся фамилии и молодых.
Жизнь вносит свои коррективы в веками устоявшиеся традиции и обычаи. В наше время молодые после сго вора, а чаще в день свадьбы идут в ЗАГС регистриро вать брак.
СУСАГЦЫД.
Через несколько дней после фидыда жених с шафером, дружкой и несколькими друзьями наносят визит в дом невесты. По возможности это не афишируется, собираются только самые близкие и подружки невесты. Зять непременно должен принести с собой конфеты, которые он раздает всем собравшимся в доме женщинам. Гостям накрывают столы, устраивают танцы.
За столом первый тост старший (обычно это кто-нибудь из соседей, подходящий гостям по возрасту) произносит за Великого Бога, второй - за Уастырджи. Третий тост поднимают за счастье молодых.
После этого жених с кухылхацагом и амдзуарджыном идет в к старшим женщинам. Женщины дают им нуазанта**, причем жениху подносит нуазан мать невесты или ее свекровь, если она есть. Поблагодарив за теплый прием, гости возвращают нуазанта, положив в них деньги, кто сколько считает нужным. Кто-нибудь из молодых женщин раздает принесенные женихом конфеты. Женщины благодарят: «Пусть ваша жизнь будет такой же сладкой, как эти конфеты».
В сусагцыд жених преподносит невесте обручальное кольцо.
Молодежь во дворе или в другой комнате устраивает веселье с танцаи и песнями. Могут поросить и жениха показать своё искусство. Умелые танцоры, хорошие исполнители песен всегда окружались особым уважением.
Застолье может длиться до глубокой ночи, но как-бы ни сложились обстоятельства, по этикету жених не должен оставаться ночевать в доме невесты.
КУХЫЛХАЦАГ И АМДЗУАРДЖЫН
Назначаемые заранее родителями жениха, Кухылхацаг(ведущий за руку) и Амдзуарджын(сокрестник) имеют много прав и обязанностей на свадьбе. По существу -это главные действующие лица на празднестве, особенно шафер. От его распорядительности и организаторских способностей зависит порядок на свадьбе, он определя ет, когда и кто поедет за невестой, как примут гостей и т.д. Как правило, кухылхыцага и амдзуарджына назначают из близких семье людей, родственников, друзей жениха. В старину существовал обычай: невесту выводили к шаферу и амдзуарджыну и говорили: «Богу угодно, чтобы с сегодняшнего дня эти двое стали твоими братьями. И хотя у вас разные родители, отныне они - твои братья, а ты их сестра». В те времена это имело особое значение - часто шафер оставался ее единственным советником и защитником. В доме жениха к нему относились как к родственнику.
Кухылхацаг отвечает за порядок не только в доме жениха, но и невесты. Когда свадебный пир подходит к концу и настает пора выводить невесту, шафер вместе с представителями ее фамилии, это обычно брат невесты или кто-либо из близких родственников, входит в ее комнату.
Родственник девушки обращается к Богу, чтобы он благословил его сестру и ниспослал ей любовь и счастье в новой семье, чтобы она никогда не опорочила честь рода и т.д. После этого он дает разрешение женщинам одеть невесту. Обычно это делают две - три молодые соседки.
Перед свадьбой хозяин дома приглашает нескольких соседей, наиболее близких ему и отличающихся ответ ственностью, и вверяет им свое хозяйство. Те, в свою очередь, обговаривают, кто за что будет отвечать, кто будут кусартгёнджытё(разделывающие туши мяса), хонджытё(посыльные к приглашенным), уырдыглауджыта(обслуживающие столы), а кто кабицы хицау(заведующий кладовой).
СВАДЬБА.
Тех, кого удостаивают чести быть чындзхассаг(следующие за невестой в ее дом), уведомляют заранее. Во главе чындзхасджыта должен быть старший, которого оповещают раньше всех и который должен проследить за тем, чтобы все прошло соответственно свадебному этикету. Как правило, это бывает человек уважаемый, хорошо знающий осетинские обычаи.
Перед выездом для чындзхасджыта накрывают стол - они должны помолиться Богу, попросить благословения у Уастырджи и подкрепиться на дорогу. Помимо этого, они должны познакомиться друг с другом, обговорить некоторые другие вопросы.
И вот, наконец, с песнями, музыкой свадебный кортеж отправляется к дому невесты. Навстречу им выходят старшие – рапорядители в доме невесты и другие встречающие. Кто-нибудь из молодых несет три пирога, араку, пиво.. Старший воздает хвалу Богу и высказывает пожелание, чтобы отныне этот дом посещали только такие уважаемые гости и чтобы торжество, по поводу которого они собрались, было угодно Богу и Дзуарта. Старший чындзхассаг благодарит за теплый прием и в свою очередь желает счастья и благополучия молодым и двум породнившимся фамилиям. Тоже самое делают и двое его помощников.
При этом вполне достаточно если трое старших от гостей выпьют преподнесенные бокалы. Абсолютно неприемлемы и должны повсеместно отвергаться случаи современного грубого искажения древних осетинских традиций, когда некоторые строптивые молодые хозяева заставляют выпить «встречный бокал» каждого, кто приехал чындзхассаг, не впуская их без этого в дом. В таком случае лучше повернуться и уйти с честью, чем допускать анагъдаудзинад**.
Гостей приглашают в дом. Молодежь устраивает танцы, после которых гостей сажают за стол, причем чындзхасджыта сидят отдельно, вперемешку с несколькими представителями принимающей стороны..
Стол ведет фынджы хистар***. На столе, по обычаю, голова и шея жертвенного животного, как правило, бычка. (На праздничных и свадебных столах шея обязательно кладется с левой стороны от головы), три пирога. Базыг у тамады. У старшего чындзхассага — физонаг**** (шашлык - обычно приготовленный из нечетного количества кусков сердца, печени и легких от кусарттаг) он сидит за второго старшего. Физонаг из трех правых ребер у третьего старшего, который обычно представляет фамилию или родственников невесты по материнской линии. Фынджы хистар встает, держа в правой руке чашу с пивом, а в левой — базыг. Все сидящие за столом тоже встают, молодежь подходит ближе. Старший про износит молитву.
Кухылхацаг берет у старшего чашу с пивом. Второй и третий старший так же возносят молитвы Богу. Второй старший дает куваггаг амдзуарджыну, а третий старший - младшему за столом, и все садятся.
Старший произносит первый тост за Великого Бога, второй — за Уастырджи, третий — за здоровье фамилии и семьи. После этого тосты идут один за другим как того желает старший и требует этикет.
Произносится тост за чындзхасджыта. Старший воздает им хвалу и дает традиционные три нуазана. Хозяева стараются всячески угодить гостям. И когда старший из гостей пьет свой нуазан, младшие поют застольную «Нуазаны Зараг».

Если поблизости живут люди, недавно потерявшие близкого человека (обычно – ещё не справившие годовщину), хозяин дома, в котором состоится свадьба, заранее до дня свадьбы, посылает к ним уважаемых людей, мол, такого числа мы намерены женить сына (выдать дочь), но, радуясь этому событию, мы бы не хотели проявить неуважение к вам, вашему трауру. Как нам быть? Те отвечают, что в жизни есть и радости, и горе. Просим вас не отменять из-за нашего горя вашу свадьбу. То есть таким образом чтутся древние осетинские обычаи взаимоуважения и сострадания.

На свадьбе хозяева стараются, чтобы никто из гостей за столом не был обделен вниманием, но пить насильно никого не заставляют. Те же случаи, когда на некоторых современных свадьбах и других праздниках это все-таки делается под различными предлогами, нужно рассматривать как анагъдаудзинад и не идти на поводу у любителей выпить. Потому что наши предки прежде всего ценили трезвость и сдержанность в выпивке и еде. Напиться или напоить гостя до неблаговидного состояния не делает чести никому.
Обязательно произносится тост за здоровье молодых. Им желают прожить в любви и согласии и вместе состариться. Желают, чтобы у них появились сыновья, которые смогут прославить Осетию и страну. Право произнести молитву предоставляют старшему из гостей. Он желает здоровья хозяевам, соседям, односельчанам и благодарит их. Просит принести три ребра. Ложит их на тарелку с тремя нуазанами, и отсылает с молодыми из числа гостей к женщинам, находящимся в доме.
1-ый бокал преподносится афсинтан (готовившим еду и накрывавшим столы),
2-ой – женщинам -гостьям,
3-ий -старшей женщине в семье.
От имени гостей, их старший поручает трем молодым отнести такие же бокалы к столу, за которым сидят соседи, родственники и другие приглашенные для того чтобы поблагодарить их за гостеприимство.
Часто такой жест благодарности и внимания делается по направлению молодежи, веселящейся и танцующей во дворе.
Далее старший чындзхассаг просит позвать хозяина дома и от имени гостей благодарит его. Дальше застолье идет своим порядком. После двух-трех тостов хозяин дома с двумя молодыми людьми преподносит почетные бокалы гостям.
Молодежь, приехавшая за невестой, также преподносит нуазанта хозяевам. Благодарит их, желает, чтобы те всегда сидели за свадебными и праздничными столами, а они, в свою очередь, были для них достойными младшими.
Но вот невеста одета, ее пора выводить, однако женщины, одевавшие ее, не позволяют это сделать, пока шафер не «выкупит» ее. Идет забавный и непринужденный «торг» после которого стороны приходят к соглашению.
Иногда соседские девушки прячут самую молодую гостью, которую юноши – чындзхассджыта должны у них «выкупить». В некоторых селах прячут гармошку, принадлежащую гостям, и требуют за нее выкуп. Все это сопровождается веселыми шутками и смехом.
Наконец невесту выводят. Кухылхацаг держит ее за правую руку, амдзуарджын идет с левой стороны.
Молодые люди, сопровождающие невесту, поют.
Старший передает нуазан кухылхацагу. Второй и третий старший так же произносят напутственные слова с добрыми пожеланиями. Невесту сажают в машину.
Старший произносит тост за Хоры Уацилла, за Фосы Фалвара. Третий старший отрезает ухо с головы жертвенного животного, надрезает три раза, и старший стола, по благодарив и выразив всем добрые пожелания, вместе с нуазаном передает его младшим за столом (в знак того, чтобы младшие всегда слушались старших, постигая их мудрость). Один из них берет нуазан, разрезает ухо на три части и, в свою очередь, благодарит старших. Произносится тост за Мыкалгабырта.
Последний тост за Фандагсар Уастырджи (покровителя путников) пьют стоя.
После этого несколько человек из старших чындзхасджыта идут в хадзар к женщинам, чтобы поблагодарить их за оказанный прием. Поскольку это не полагается делать с пустыми руками, афсинта дают им нуазанта.
В это время несколько молодых людей или мальчиков закрывают ворота, чтобы машина с невестой не могла выехать, и требуют соблюдения ещё одной традиции. Шафер выносит им три пирога, курицу и араку (детям - конфеты, деньги) - путь невесте открыт.

И вот, наконец, с музыкой, с песнями свадебный кортеж покидает дом невесты. Очень часто по дороге, все заезжают в святую Рощу Хетага, где возносят молитву Уастырджи и просят счастья молодым, а себе счастливой дороги.
В последнее время появился не очень хороший обычай – по дороге в дом жениха устраивать гонки с оглушительным ревом звуковых сигналов. Это – небезопасно и очень часто приводит к неприятным последствиям. Старшие должны сдеживать молодых.

И вот наконец машина с невестой въезжает во двор жениха. Молодежь и женщины помоложе окружают машину, слышатся шутки, смех.
Кухылхацаг и амдзуарджын подводят невесту к стар шим. Все встают. У трех старших в руках — нуазанта. Первый старший произносит молитву Богу и всем святым.
Куваггаг дают кухылхацагу. Второй и третий старший так же возносят благодарение Богу и передают куваггаг амдзуарджыну и кому-нибудь из молодежи за столом. Младшие благодарят, и невесту под песню «Фарн идет, фарн! счастье с собой несет» ведут в хадзар (дом), где сидят старшие женщины.
Перед входом в дом ей дают подержать мальчика, с пожеланием, чтобы ее первенец был сыном.
Невеста переступает порог хадзара правой ногой. Движения ее полны достоинства и грации. Вступив в хадзар, она кланяется три раза. Старшая из женщин просит молитву Богу-Хуцау, Лагты Дзуара (женщина не должна произносить имя «Уастырджи», называя его Лагты Дзуа – Покровитель Мужчин), Бынаты хицау, Мады Майрам и других дзуаров взять невесту под свое покро¬вительство. После этого под музыку и песни ее ведут в ее комнату, где устраиваются танцы. Через некоторое время кухылхацаг и амдзуарджын снова ведут невесту в хадзар, где с нее должны снять фату. В старину фату снимали только на второй день, в некоторых селах это практикуется и по сей день.
ХЫЗИСЫН – СНЯТИЕ ФАТЫ (Обряд приобщение к дому жениха).
Хызисаг (снимающий с невесты фату) бывает молодым и красноречивым юношей. Как правило, хызисагом назначают кого-нибудь из близких: например, племянника или соседа. Хызисаг берет сары зады хацил*, который присылается вместе с тремя пирогами из родительского дома, и три раза обводит им над головой невесты, произнося при этом пожелания счастья.Хызисаг поднимает фату, и люди видят лицо невесты. Сары зады хацил укрепляют над печкой, где он должен храниться постоянно.
МЫДЫ КУС (чаша со смесью меда и топленого масла).
Вместе с сары зады хацилом присылается и мыды кус. После снятия фаты, невеста должна угостить пожилых женщин, сидящих в комнате, медом. Когда невеста угощает медом свекровь, женщины желают им, чтобы они были друг другу так же сладки, как эти мед и масло. После этого часто Мыды Кус выхватывал кто-то из соседских мальчиков и под веселые одобрительные возгласы уносил друзьям.
После этого ритуала невесту снова уводят в ее комнату, где возобновляются танцы, песни, веселые шутки и смех. Невеста обычно стоит в дальнем от входа углу комнаты «под охраной» двух молодых людей приехавших вместе с ней из отчего дома в качестве сопровождения и поддержки. Они не разрешают фамильярничать или каким-либо другим образом обижать невесту. Всестороннюю поддержку и внимание оказывает невесте Канга Мад (букв. – «назаначенная мать» обычно молодая женщина из числа соседей, заблаговременно назначается матерью жениха или старшей женщиной в доме). Она становиться настоящим заботливым опекуном невесты на время адаптации в новом доме, а очень часто - и на всю жизнь.
После того как с невесты сняли фату, кто-то из молодых парней может отважиться пригласить её на танец. Невеста не должна отказываться, но танец её (обычно «Хонга Кафт») скромный, плавный и недолгий. Остановившись возле «своего угла», она дает юноше возможность в искрометном танце показать всем на что он способен. После этого, рискнувшему на этот танец с невестой, она сама преподносит, приготовленный расторопными молодыми, нуазан – бокал. Юноша благодарит невесту, желает ей и её избраннику здоровья и счастья а дому благополучия и процветания и выпивает. Затем положив в опустошенный стакан денежную купюру достаточно высокого достоинства, возвращет его невесте.

СИАХСЫЦЫД (посещение зятем дома невесты)
После того как невесту увозят, жених с шафером и несколькими мо лодыми людьми приезжает в дом невесты.
Его приезда ждут с нетерпением: родственникам и соседям интересно взглянуть на выбор невесты. Молодежь устраивает в его честь танцы, женщины накрывают столы. За старшего сидит обычно кто-нибудь из соседей, как правило, близкий гостям по возрасту.
Жених привозит с собой конфеты и одаривает ими всех находящихся в доме женщин. Наутро конфетами также угощают всех близживущих соседей.
За столом жених ведет себя скромно. Сдержан в еде и, особенно, в употреблении крепкого спиртного. Старается произвести на новых родственников приятное впечатление.
Застолье может длиться долго, но в определенное время жених с двумя — тремя молодыми людьми должен попроситься встать из-за стола зайти к женщинам (афсинтам) готовившим еду и накрывавшим на столы. Афсинта дают им нуазанта (бокалы). Жениху подносит нуазан мать невесты или старшая в доме женщина. Выразив женщинам благодарность за гостеприимство и затраченный труд, молодежь пьет за их здоровье и возвращает нуазанта, предварительно положив в них деньги, кто сколько считает нужным. После этого они возвращаются за стол. Гостей обычно отпускают заполночь.

На второе утро свадьбы посмотреть на невесту сбегаются соседские ребятишки. Невеста, по обычаю, всячески привечает их: девочкам вплетает в волосы банты, мальчикам дарит различные игрушки.
Ближе к обеду из дома невесты привозят хуын — приданое невесты. Гостей встречают со всеми почестями: устраивают танцы, накрывают богатые (по возможности) столы, делают кусарт — забивают жертвенное животное. Хуындзаутта (молодежь сопровождающая приданное) принимают в доме жениха также, как принимали чындзхасджыта в доме невесты. Снова застолье, песни танцы допозна. Обычно в числе хуындзаутта приезжают друзщья, подруги, родственники, соседи невесты, а также младшие братья и сестры. Они все хотят проведать невесту, поддержать ободрить её в новом, непривычном для неё пока, доме. Для этого они во время застолья, после произношения первых трех тостов, просят старшего разрешить привести к ним невесту. После этого гости – хуындзаутта могут усадить невесту на некоторое время за стол и пообщаться с ней. Веселье, танцы с песнями обычно не смолкают допозна.


Раньше в день свадьбы жениху не полага лось быть дома — это противоречило свадебному этикету. Несколько дней он находился в доме своего кухылхацага, который теперь по отношению к нему назывался «фысым». Он с традиционными тремя пирогами вел его домой, в комнату к невесте.
В настоящее время жениха приводят к невесте на второй день. Это делают кухылхацаг или амдзуарджын с двумя-тремя молодыми людьми. Обязательны три пирога, пиво или арака. Кухылхацаг произносит молитву: молодые вступили в новую жизнь, и пусть эта жизнь будет счастливой; на их плечи легла тяжелая ноша -ответственность друг за друга, за семью, так пусть они с достоинством пронесут эту ношу по жизни...

Раньше почти повсеместно в Осетии существовал обычай «кражи невесты». Сейчас он сохранился только в некоторых селах. На второй день (чаще вечер), друзья жениха или молодые соседи, тайно сговорившись, увозят невесту из дома жениха, предварительно запасшись всевозможными яствами со свадьбы. Обосновавшись у кого-то из участников «преступления» они все, вместе с невестой всю ночь веселятся, танцуют, поют, в шутку надсмехаясь над женихом. На следующий день семья, в которой гостила веселая кампания, провожает невесту почти с такими же почестями, которые были до того в родительском доме. Иногда эта шутка повторялась по 2-3 вечера, изрядно подразнив жениха.

На следующий же после свадебного день, ближайших соседей участвовавших в приготовлениях и проведении свадьбы, помогавших обслуживать гостей и взявших на себя большую часть забот отдельно прилашают на «Сар ама Барзай». Хозяин дома угощает их, и произносит слова благодарности, пожелав таких же праздников и веселья в доме каждому присутствующему. Этим застольем заканчиваются свадебные мероприятия.

Через некоторое время, семья жениха приглашает родителей и других старших из семьи невесты к себе в дом. По этому поводу устраивается официальный прием, с обильными столами, приглашением родственников, ближайших соседей.
Тем же самым отвечает и семья невесты.
С этого момента новые родственники могут навещать друг друга в любое время, неофициально, без приглашения. www.ossetians.com

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 100
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.05.07 14:00. Заголовок: Re:


Не менее любопытными были свадебные обычаи в Осетии. Изучавший жизнь и быт осетин в начале 70-х годов XIX века В. Пфаф писал: «По достижении сыном 16— 17-летнего возраста отец выбирает ему невесту, и после уплаты калыма 12— 13- летняя девушка, не спрошенная о согласии, выходит замуж...»

Обряды осетин описала в своей статье «Свадебная обрядовая поэзия Осетин» исследователь Т. Хамицаева: «Основным ритуальным моментом осетинского свадебного обряда в его традиционной форме являлось прощание невесты с родным очагом и приобщение ее к очагу супруга, или, как говорят осетины, ее «постоянного дома», в отличие от «отцовского дома». ...В осетинской мифологии важное место занимал дух домашнего очага — «уалартон Сафа» (над-очажный Сафа). По поверьям осетин, он «дал первый образец для существующих на земле цепей». Олицетворением его на земле являлась железная цепь, висящая над очагом. У очага и цепи происходили многие семейные обряды осетин.

Именно Сафа, покровитель очага, должен был благословить невесту и в ее родном доме, и в доме жениха. По Д. Шанаеву, этот обряд заключался в следующем: «Когда все вещи невесты приведены в порядок и уложены в арбе, крытой сверху ковром, со стороны невесты остается исполнить одно требование обычая: получить напутственное благо-словление от домашнего очага и надочажной цепи, имеющих, по представлению сего народа, большую святость и силу напутственного благословения. ...Шафер является проводником невесты в место нахождения домашнего очага. Он берет невесту под руку и в сопровождении всех девиц вводит ее с опущенною на лицо шалью в отделение, служащее для стряпни, где, следовательно, находятся очаг и над-очажная цепь. Шафер подходит с невестою к очагу, и в это время дружки и гости встают со своих мест в ожидании молитвы, которую должен произнести старший и почетнейший из них. А между тем во время этой молитвы шафер с невестой делает три полных оборота вокруг очага; в конце третьего оборота он приглашает невесту прикоснуться к надочажной цепи рукой, что, разумеется, исполняется ею немедленно».

Девушки, следующие за невестой, играют на гармони и поют традиционную свадебную песню «Алай».

В Нарской котловине шафер вел к очагу невесту с обнаженной шашкой и, обойдя с невестой вокруг очага, трижды ударял шашкой по цепи. После этого все присутствующие, не исключая старух и стариков, становятся в круг, берутся под руки и начинают танец вокруг очага с песней и припевом «ой, алай», хлопаньем в ладоши и в доску».
В Дигории данный обряд, совпадая в общих чертах с описанным выше, имел свои особенности; невеста, прикоснувшись к надочажной цепи, сама обращалась с просьбой к Сафа:

Сафа, небесный Сафа,
Благослови меня в путь,
Надели меня большим счастьем.

В доме жениха этот обряд повторялся. Невеста, которую под руку вводил в дом шафер, трижды касалась надочажной цепи и отходила от нее, не поворачиваясь спиной и кланяясь; взявшиеся под руки гости и домочадцы танцевали в такт исполняемой ими же песни «Алай». Важно отметить, что обряд хождения вокруг очага у осетин сохранился в своем подлинно обрядовом оформлении, в теснейшем сочетании действия, танца, песни, молитвословия и дает возможность предположить, что смысл его заключается в следующем: хор поющих вокруг очага и невесты просил у огня (духа огня) дать всяческие блага невесте, благословить брак.

Образцовая невеста должна была быть красивой и обходительной, внимательной не только к родным жениха, но и к соседям, односельчанам.

В песне «Алай» воспевались черты именно такой невесты: «Дружную с людьми ласточку мы ведем в дом. Старшего от младшего отличающая — она будет такой. Для семьи — обилие, мед, среди соседей — ангел».

Т. Хамицаева пишет: «Отдельным жанром, самостоятельной частью общего действа можно считать молитвословия. Наиболее устойчивыми из них оказались те, которые произносились во время отправления невесты из родительского дома, ввода невесты в дом жениха и в момент снятия платка с невесты. В день свадьбы может быть не спета та или иная песня, если среди товарищей жениха нет хорошего запевалы, но молитвословие будет произнесено обязательно.

Молитвословие произносится старшим, чаще мужчиной, иногда пожилой женщиной. В руке произносящего — чаша с пивом. Перед ним невеста, которую берет под руку шафер, за ними стоят родственники невесты, старшие женщины. После каждой фразы они произносят: «оммен» — истинно, да будет так.

Молитвословия имеют определенный канон, их можно разделить на три вида: обращение к богу, пожелание двум роднящимся фамилиям, пожелания невесте.
На современной свадьбе произнесение молитво-словий осталось обязательным. Молитвословие превратилось в напутствие, в котором кто-то из родственников невесты при всех собравшихся гостях наставляет ее, как вести себя в новом доме, старается напомнить ей, что она должна полюбить свою новую семью так, как любит свою, и даже больше».


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Пост N: 1004
Откуда: Владикавказ

Замечания: расугъд ама хадафсарм чызг. хи адамы бира уарзы.
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.05.07 18:52. Заголовок: Re:


Недавно в Дарьяле нашла вот что: "Из материалов Гатуева М.М. Ковалевский позаимствовал сведения о
том, что при заключении брака с девушкой всему аулу жених платит до
9 руб.
Эта плата называлась «хъæуфæндаг» — «путь из деревни»".
:) Скорее всего именно отсюда пошел обычай бросать деньги перед машиной невесты( в момент когда ее вывозят из дому).


Невозможно-это всего лишь громкое слово, за которым прячутся маленькие люди, им проще жить в привычном мире, чем найти в себе силы его изменить. Невозможно-это не факт, это только мнение. Невозможно это не приговор, это вызов. Невозможно-это шанс проверить себя. Невозможно это не навсегда. НЕВОЗМОЖНОЕ ВОЗМОЖНО. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 8
Откуда: Ирыстон, Уалладжыр
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.05.07 04:55. Заголовок: Re:


Zalina, врядли это может быть действительно традицией. Ведь у большинства тогдашних женихов не то что 9 руб, но и 9 копеек не было. Видимо некоторые богачи и тогда забавлялись тем, что сейчас называют цэхджын митэ. Любые "традиции" связаные с деньгами на самом деле являются псевдотрадициями, наносом. Часто очень вредным и разрушающим истинные традиции. Согласны?
Если да, тогда давайте об этом поговорим

Уалахиз уад Ирыстон! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 4046
Откуда: ИРЫСТОН, ЧЪРЕБА

Замечания: доны хъазы хуызан, - тынг зардахалар ус.ирон адамыл йа зарда тынг тыхсы.
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.05.07 11:23. Заголовок: Re:


я тоже в это мало верю. Зная какой калым обычно требовали за невесту, и как женихи годами не могли заплатить этот калым, трудно представить что они еще и всему селу платили огромные для того времени деньги

_______________________
Адæмы фарн бирæ у, бирæ у адæмы тых, æрмæст се ’хсæн иудзинад куы уа, уæд.
Зæрдиагæй цæуыл ныллæууой, уый баххæст кæндзысты, æрмæст кæрæдзийы ныхас куы 'мбарой, уæд.
_______________
Фондзæссæдз фысы хъахъхъæнынæй дзых хъахъхъæнын зындæр у
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 3372
Откуда: Москва

Замечания: ахам арыгон ама зардама-дзауга куы на уаид, уад йа Задалесчы нана асхонан уаид, - йа адамы сарыл хацгайа дур-дурыл на ныуаддзан. Не попадайтесь ей на язык, под руку и на глаза...
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.05.07 11:46. Заголовок: Re:


Дух сармата пишет:

 цитата:
Zalina, врядли это может быть действительно традицией. Ведь у большинства тогдашних женихов не то что 9 руб, но и 9 копеек не было. Видимо некоторые богачи и тогда забавлялись тем, что сейчас называют цэхджын митэ. Любые "традиции" связаные с деньгами на самом деле являются псевдотрадициями, наносом. Часто очень вредным и разрушающим истинные традиции. Согласны?
Если да, тогда давайте об этом поговорим



Ну почему? "Продажа" Къулхаецаегу невесты является едва ли не самой веселой частью свадьбы. Дело ведь не в деньгах. Столько смеха бывает и ведь самих бойких девушек выдвигают на эти позиции.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Справедливая




Пост N: 4057
Откуда: - Ирыстон -

Замечания: баллицон чызг донбеттырты мыккагай йам цыдар хацца каны, уалагуыр - расугъд чызг, далагуыр - касаг. Йа арм куы бадары уаларвма, уад йыл стъалыта абадынц.
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.05.07 22:48. Заголовок: Re:




Чтобы достичь цели, нужно, прежде всего, идти. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
туаллаг пысыра




Пост N: 245
Откуда: Торонто
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.05.07 23:37. Заголовок: Re:


Что за лица сурьёзные! Таерсун, таерсун!

Общественное мнение торжествует там, где нет собственного. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Пост N: 1037
Откуда: Владикавказ

Замечания: расугъд ама хадафсарм чызг. хи адамы бира уарзы.
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.07.07 14:47. Заголовок: Re:


Фати пишет:

 цитата:
Таерсун, таерсун!




Невозможно-это всего лишь громкое слово, за которым прячутся маленькие люди, им проще жить в привычном мире, чем найти в себе силы его изменить. Невозможно-это не факт, это только мнение. Невозможно это не приговор, это вызов. Невозможно-это шанс проверить себя. Невозможно это не навсегда. НЕВОЗМОЖНОЕ ВОЗМОЖНО. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 14
Откуда: Нарты Бэстэ, Зилахар
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.09.07 02:26. Заголовок: Re:


Тем, кому ещё не пели:
Сырдтон цъиу баеласаей ратахти,
Иннае баеласыл абадти.
Чындздзон чызг хаедзараей рарастис,
Иннае хаедзармае бацыдис.

Дай вам бог скоро услышать это в свою честь!


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 26 , стр: 1 2 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 7
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



ЧАТ "НЫХАС"