Тестируем НОВЫЙ ФОРУМ Ссылка



АвторСообщение
администратор




Пост N: 728
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.03.08 16:21. Заголовок: История Осетии


Болат, не знаешь, куда Русланбек пропал?
Помнишь наши диспуты, где он доказывал, что осетины не знают, кто такой Сослан-Давид, ибо никакого упоминания о нем у осетин не осталось.

Так вот, очень любопытно, что на территории Южной Осетии в Ленингорском р-не, т.е. в Чысангоме было такое село "СОСЛАНЕТИ".

Там жили фамилии Битаровы, Хинчаговы, Калхидовы, Кулаутовы.
Очевидно, что название связано с именем Сослан. Причем, с грузинского оно означает "страна Сослана". Очень необычное название, т.к. формант "ети" обычно употребляется в связи с крупными территориальными образованиями. Осети, Абхазети и т.д.

Сейчас этого села уже нет, оно находилась рядом с селом Мудзых, и упоминалось еще в материалах камерального описания территории 1830-1831 г.г.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 133 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 All [только новые]





Пост N: 168

Замечания: дзырдарахст лаппу. ма бахау йа цасты, андара да хынджылаг сараздзан.
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.03.08 12:36. Заголовок: Из той же ссылки, ко..


Из той же ссылки, которую я давал :

 цитата:
Oswald Szemerényi devotes a thorough discussion to the etymology of the word Scyth in his work "Four old Iranian ethnic names: Scythian - Skudra - Sogdian - Saka"



Oswald Szemerenyi подвёрг тщательному анализу этимологию слова "Скиф" в своей работе "Четыре старых иранских имени: Скиф - Скудра - Согдиана - Сака".
(Работа была написана в 1980 году).
Тут про автора:
http://en.wikipedia.org/wiki/Oswald_Szemer%C3%A9nyi


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 921
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.03.08 13:10. Заголовок: kaizersoso пишет: Т..


kaizersoso пишет:

 цитата:
Ты общаешься с Бзаровым где-то вдругом месте, а тут ты общаешься с ним без него

Cлушай, ты что кривотолками занимаешься? Где ты видел, чтобы здесь я обращался к нему?? Здесь идет обсуждение того бреда, который зачастую двигает и он в том числе. Вопросы ему я задавал и задаю там, где он их может прочитать. Больше по этому поводу можешь не писать, если до сих пор не догнал.Q-Духов пишет:

 цитата:
антидэвовскую надпись Ксеркса, отрывок из него:

Дай ссылку пожалуйста, откуда это взято. Мне интересно знать, каким образом Ксеркс(перс) называет скифов скифами на персидском языке.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 1079
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.03.08 13:24. Заголовок: Русланбек пишет: Ч..


Русланбек пишет:

 цитата:
Что глупость сказанул? В нартах нет сидамонов и царазонов. Это знают все кто хоть знаком с эпосом.

Библиотека журнала Дарьял НАРТ СИДАМОН

Собрались нарты в Лакандоне и решили отправиться в поход. Оба
m`prqjhu селения от мала до велика собрались там, только из рода
Бората не пришло ни души.
Урызмаг тогда велел своим младшим:
– Не вижу я никого из рода Бората. Что случилось? Подите и
узнайте!
Ацамаз, как самый младший, был послан к Бората. Прежде всего
пришел он к старикам из рода Бората.
– Оба нартских селения собрались в Лакандоне и ждут вас. Почему
вы медлите?
– Что ж нам делать, солнышко наше? Сломана спица нашего колеса:
уаиг Схуалы убил на горе Уарпп нашего Бцега, отрезал ему уши и
унес их. Как же теперь нам быть, ведь нельзя покойника похоронить
изуродованными? Вот мы и горюем об этом. А сын Бцега Сидамон
охотится в горах Цога и ни о чем не знает. Надо бы его известить.
Когда Ацамаз рассказал нартам, как погиб Бцег, все оцепенели.
Тогда Ацамаз сказал:
– Вы пока идите в поход, а я разыщу Сидамона, расскажу ему все,
и мы вас догоним.
Нарты двинулись в поход. По пути состязались они в ловкости,
стреляли из луков и сбивали птиц на лету.
Ацамаз поехал по Черному ущелью, поднялся на перевал, огляделся
кругом и в соседнем ущелье увидел чудесное дело: Сидамон погнался
за ланью, поймал ее и стал ее сосать. А потом, когда насосался,
лань замертво упала на землю.
«Как мне поступить? – подумал Ацамаз. – Надо к нему подойти
поосторожнее, а то вдруг он примет меня за врага и разобьет о
скалы?»
Вдруг Ацамаз увидел на выступе горы оленя, выстрелил в него, и
олень покатился вниз. Теперь у Ацамаза был предлог, чтобы
спуститься в то ущелье, где он видел Сидамона, так как олень как
раз свалился туда. И Ацамаз, спустившись и встретив Сидамона,
сказал:
– Добрый день, сын Бцега!
– Счастливо тебе прожить, добрый путник! Скажи, кто ты и куда
держишь путь?
– Я нарт Ацамаз, сын Аца, и ищу тебя.
– Так это тебя называют в трех нартских поселках Певучая
Свирель?
– Да, так называют меня. А ты что здесь делаешь? Люди собрались
на тревогу, а ты зашел в кладовую?
– А что за тревога, сын Аца?
– Следуй за мной, и я скажу тебе.
Сидамон пошел за Ацамазом, и тот привел его в поселок Бората.
Тишина в поселке, ни звука не слышно, всех жителей словно унес кто-
то. И Сидамон вдруг догадался, что Дело неладно, и зарыдал.
От его плача в домах с потолков копоть посыпалась и покривились
стены. Незрячие дети прозрели, а у стариков из глаз искры
посыпались. У грудных детей зубы прорезались. Пернатые попадали
сквозь облака на землю, а звери забились в свои логовища.
За время, пока Ацамаз искал Сидамона, Бората приделали Бцегу
медные уши и похоронили его в своем склепе. А когда Ацамаз и
Сидамон вернулись, молодежь Бората вместе с ними поспешила
bdncnmjs за нартами.
И Урызмаг порадовался, что Бората вместе со всеми участвуют в
походе.
Сидамон сказал нартам:
– Уаиг Схуалы умертвил моего отца, я прежде всего должен
отомстить за его кровь. Все стада убийцы и добро его мы угоним и
унесем с собой. Прошу вас, начнем с этого.
Но Сырдон возразил ему:
– Уаиг далеко живет. По пути к нему мы сильно размножимся,
зато, назад возвращаясь, очень многих не досчитаемся.
Сидамон разгневался на Сырдона и уже схватился было за меч, но
Ацамаз остановил его.
Долго совещались нарты, куда им двинуться, и все же наконец
согласились с Сидамоном.
Семь дней и семь ночей ехали они, на восьмой день добрались до
степей Кирмыза. Там встретился им пастух.
– Скажи нам, пастух, почему так много ухабов и рытвин на этой
равнине? Почему так много здесь сломанных деревьев и столько пыли
колышется в воздухе?
И пастух им ответил:
– О, были бы вы свидетелями того, что происходило здесь! Схуалы
сражался тут с нартом! Деревья вырывали они с корнями и били ими
друг друга. Скалы да камни разбивали друг о друга. В землю они
упирались с такой силой, что оставляли после себя ямы. А пыль над
ними такая поднялась, что до сих пор она не осела.
Так нарты напали на след своего кровника. И опять спросили они
пастуха:
– А что там за пещера в горах?
– Здесь уаиг Схуалы осилил нарта Бцега. Нарт застрял в
расселине, уаиг отрезал ему уши, сунул их себе в карман, а затем с
высоты Уарпп швырнул Бцега на Площадь нартов.
И тут поняли нарты, насколько силен уаиг Схуалы, и спросили у
пастуха:
– А чей ты скот пасешь?
– Уаига Схуалы. Он сам на охоте, до вечера не вернется.
– А как можно убить его? Ты знаешь о том или нет? – спросил
пастуха Сидамон.
– Насколько я могу знать, обычной смерти он не боится. Никто,
кроме жены его, не может знать, от чего придет к нему смерть.
И тогда Сидамон сказал Ацамазу:
– Сегодня ты будешь мне нужен. Захвати свою золотую свирель и
пойдем со мной. А вы, нарты, дождитесь нас здесь.
Нарты остались на месте, а Сидамон и Ацамаз добрались до дома
уаига Схуалы. Когда приблизились они к его дому, Ацамаз заиграл на
свирели. И сразу трава пошла в рост и выросла вдвое выше, а сухие
стебли ее зазеленели. Листва на деревьях стала гуще, птицы
слетелись к Ацамазу и запели, и звери собрались из лесу и
пустились в пляс.
Услышала жена уаига Схуалы звуки золотой свирели, захотелось ей
сплясать, и тотчас же послала она к Ацамазу:
– Приходи с товарищем ко мне в гости!
– Если получу я право говорить с тобой, тогда могу я прийти,
hm`we не приду! – велел передать Ацамаз жене уаига.
– Сколько вам захочется, столько и говорите, – велела передать
она.
После этого нарты вошли в дом уаига. Хорошо приняла их хозяйка.
Когда стемнело, сказала она гостям:
– Мой муж на охоте, ему уже домой пора. Он может принять вас за
своих врагов, и тогда не ждите пощады. Потому спрячу я вас в
потайной комнате, там вы можете ничего не бояться.
Спрятала она молодых нартов в потайной комнате. А тут как раз
вернулся уаиг и сразу спросил у жены:
– Слышу я, пахнет аллон-биллоном?
– О муж мой! – ответила ему жена. – Наше селение посетили двое
юношей, один играл на свирели, а другой выплясывал на кончиках
пальцев. Люди диву давались, такого чуда никогда мы не видели. Вот
их запах и остался в этой комнате.
Больше ни о чем не спросил уаиг, только встал с места, сунул
руку между главным столбом и поперечной балкой потолка, достал
оттуда кинжал-невеличку, до блеска натер его и семь раз увеличил
этим свою силу. Затем положил он кинжал на место.
С утра уаиг опять ушел на охоту. А юноши вышли из потайной
комнаты, и еще лучше, чем вчера, заиграл Ацамаз на свирели, и на
остриях кинжалов сплясал нартскую пляску Сидамон.
А в селении уаига Схуалы все восторгались и удивлялись: что за
юноши, откуда они взялись? Слушая свирель Ацамаза, скот уаигов,
резвясь, рассыпался по пастбищам. Увидев это, уаиг Схуалы
напугался и прискакал на своем коне туда, где пасся скот и где
нарты должны были, по условию, дождаться Ацамаза и Сидамона.
Дыхание коня уаига подбросило вверх нартов, и лишь кое-кто
удержался, схватившись за деревья. Таким образом Сырдон оказался
вдруг около уаига Схуалы.
Уаиг с гневом спросил его:
– Что за собака, что за осел? Эго ты встревожил мой скот?
– Это ты сам осел и собака! А скот твой встревожил тот, кто
сейчас развлекает твою жену, – ответил ему Сыр-дон.
Эти слова взбесили уаига, и он повернул коня к дому. Пока он
добирался до дома, Сидамон успел спросить жену уаига:
– Если откроешь нам тайну жизни и смерти твоего мужа, мы
подарим тебе нашу свирель.
– Мужу моему смерть принесет кинжал-невеличка. Одной царапины
этого кинжала достаточно, чтобы умертвить его.
Показала она нартам, где спрятан этот кинжал, достал его
Сидамон и сказал Ацамазу:
– Торопись скорее к нашим! Угоняйте скот, а с уаигом я сам
управлюсь.
Ацамаз уехал к своим. Прискакал уаиг домой. Сначала они, не
слезая с коней, схватились с Сидамоном, но долго никто из них не
мог одолеть другого. Схватил тогда уаиг Сидамона и вместе с конем
швырнул его с Уартского хребта. Подломились ноги у коня Сидамона,
тогда уаиг соскочил со своего коня, и схватились они в пешем бою.
Сидамон швырнул уаига в болото. И уаиг там увяз. Сидамон
спустился к нему, и снова они схватились. Нарты издалека наблюдали
за битвой. Три дня и три ночи сражались они, но так и не одолели
dpsc друга. И тогда Ацамаз крикнул:
– Уаиг Схуалы! Угоняют твой скот!
И сразу у уаига силы пропали. Попытался он вырваться из рук
Сидамона и уже вырвался было, но Сидамон ударил его кинжалом-
невеличкой. Зашатался уаиг Схуалы и замертво упал на землю.
Как радовались нарты! Забрали добро уаига, его драгоценные
вещи, и угнали его скот, – а как же иначе? Ацамаз и не подумал
отдать жене уаига свою свирель, и с шутками и смехом вернулись
нарты домой.
На поминки отцу Сидамон отдал ту долю скота уаига, какую
полагалось отдать на поминки. Все остальное поровну разделили
между нартами. После этого Сидамон в почете жил среди нартов до
самой своей смерти.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 927
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.03.08 13:39. Заголовок: Надо же! :sm227: Уж..


Надо же! Уже в нартах осетинские патронимы появились!! Притом как всегда наверное исключительно в иронском варианте! Мда.. Ну тогда и Царазонов, Алгузонов, Кусагонов надо вписать. А потом уже Чибировых, Бзаровых и еще кого-то.. Вот так сугубо в автономном режиме и создается мифотворчество. Надо бы дигорским нартоведам ввести теперь Баделиатов с Царгасатами, а кабардинским - Биаслановых, Кайтукиных, Таусултановых.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 928
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.03.08 14:32. Заголовок: В Македонии и Фракии..


В Македонии и Фракии остались персидские гарнизоны. Около 512 г. до Р. X. обе эти страны образовали самую западную из персидских сатрапий под названием Скудра. То было время наивысшего могущества державы Ахеменидов: в конце жизни Даря-вахуша она простиралась от реки Инд на востоке до Ионического моря на западе http://www.hronos.km.ru/biograf/bio_d/daryavahush.html

В той же надписи сохранилось свидетельство о покорении персами фракийцев — народа, жившего уже в Европе, к западу от проливов, соединяющих Чёрное и Эгейское моря. Этот народ, согласно Геродоту, при единодушии среди его племён «был бы неодолим и могущественнее всех народов». Однако единодушия среди фракийских племён в то время не было, и поэтому Дарий смог вслед за «саками, которые за морем», отметить среди подвластных стран и Фракию, называемую в персидских надписях «Скудра». http://historik.ru/books/item/f00/s00/z0000017/st006.shtml

Горцы-фракийцы есть предки современных македонцев и болгар. Фракия-Скудра какое отношение имеет к сакам/скифам и тем более кударцам?


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 1081
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.03.08 18:12. Заголовок: Русланбек пишет: Уж..


Русланбек пишет:

 цитата:
Уже в нартах осетинские патронимы появились!! Притом как всегда наверное исключительно в иронском варианте!

Всё как всегда Лоханулся малость и сразу не признавать а нападать(лучшая защита) Руслан,иронцы и особенно южане здесь не при чём Ещё совсем недавно Ты только текст с Дарьяла признавал только настоящим,а теперь и он не катит под твои хамитские вещи.Так не пойдёт.Если Ты хочешь реально познавать Историю--учитывай всё(например югоосетинский вариантсказки о Тамерлане,работу Юнусбаева по дагестанским G и многое другое)

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 1082
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.03.08 18:14. Заголовок: Русланбек пишет: в ..


Русланбек пишет:

 цитата:
в автономном режиме и создается мифотворчество.

Ну да Тавитовы да Берюканы чистейшие правдолюбы

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 170

Замечания: дзырдарахст лаппу. ма бахау йа цасты, андара да хынджылаг сараздзан.
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.03.08 19:09. Заголовок: Русланбек пишет: Cл..


Русланбек пишет:

 цитата:
Cлушай, ты что кривотолками занимаешься? Где ты видел, чтобы здесь я обращался к нему?? Здесь идет обсуждение того бреда, который зачастую двигает и он в том числе. Вопросы ему я задавал и задаю там, где он их может прочитать. Больше по этому поводу можешь не писать, если до сих пор не догнал.


Никаких кривотолков. Ты писал, Бзаров не знает того, Бзаров не знает сего, Бзаров наносит вред, и т.д. Бзаров - не Геродот, возможность общения с ним есть. Если то, что он пишет - бред, надо, в первую очередь, сообщить об этом ему. Было бы некрасиво, если бы я, например, говорил "Русланбек пишет бред" не тебе, а кому-то другому.
Русланбек пишет:

 цитата:
Горцы-фракийцы есть предки современных македонцев и болгар. Фракия-Скудра какое отношение имеет к сакам/скифам и тем более кударцам?


Русланбек, если ты наберёшь в google "skudra", ты получишь около ста тысяч результатов. Топоним "Скудра" есть и в других местах. Естественно, они не имеют отношения ни к скифам, ни к кударцам. Есть сотни других "Русланбеков", не имеющих отношения к тебе, но их наличие не означает того, что ты - не "Русланбек".
Речь здесь идёт об этимологии слова "скиф" из иранских языков. Ты обвинил некоего Дзиццойты (а заодно и Бзарова) в том, что он сфальсифицировал название скифов "скудра" (при этом, ты, насколько я понял, даже не читал его статьи).
Я дал тебе ссылку на совсем другого автора, который также возводил название "скифов" к "скудра". Ни о каких фракийцах речи нет. И автор этот (Oswald Szemerenyi) не кударец, уверяю тебя.

Болат, ты не мог бы давать просто ссылки на статьи, или выделять небольшие отрывки. Из-за больших цитат трудно читать тему.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 1083
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.03.08 20:58. Заголовок: kaizersoso пишет: Б..


kaizersoso пишет:

 цитата:
Болат, ты не мог бы давать просто ссылки на статьи, или выделять небольшие отрывки

Да я бы ЗА,но у нас некоторые оситиноведы не особо в них копаются либо переворачивают

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 930
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.03.08 02:09. Заголовок: Bolat пишет: Руслан..


Bolat пишет:

 цитата:
Руслан,иронцы и особенно южане здесь не при чём

Болат, некоторые просто придумывают историю и занимаются фальсификациями. Они что, дети? Все нартоведы до сих пор не пришли к единому мнению о точной привязке нартов, а тут на тебе - "нарт Сидамон"!
Какие тогда могут быть еще споры, когда потомки Сидамона несколько десятков иронских фамилий - прекрасно до наших дней существуют! Вот тебе живые нарты! И сказание бытующее буквально у всех кавказских народов о том, что нарты умерли, их не осталось - это получается неправда. Они все эти народные предания врут, в том числе предание самих иронцев у которых тоже нарты исчезнувший народ.
А всё потому, что кому-то так и хочется искажениями в своем дворе заниматься и то заменить название народа "нарт" на "ирон", то ввести в фамильный ряд нартов именно ирон патроним.. Так некоторые и до БСЭ добрались, где разместили явную историческую недостоверность "аланы - самоназвание "ироны"..
А потом приезжают в гости некоторые соседи, тоже ученые, и спрашивают почему такими бреднями занимаетесь? А отвечать никто не может и начинаются "мы не знали", "давайте вместе писать, нам такие факты не были известны" и тд и тп. Если ты ученый, то должен знать всё. Хотя бы то, что совершенно не скрывается и доступно всем. И не заниматься мифотворством.
 цитата:
Лоханулся малость и сразу не признавать а нападать

Лоханулись опять твои сказочники и искаженцы. На таких я всегда нападаю и ты это прекрасно знаешь.
 цитата:
Если Ты хочешь реально познавать Историю--учитывай всё

Знаешь, не хочется признавать открытые фальсификации. Даже если эта фальшивость будет возводить моего предка в ранг Цезарей.kaizersoso пишет:

 цитата:
он пишет - бред, надо, в первую очередь, сообщить об этом ему.

Уважаемый, ты пишешь бред. Мусолить тот сказал, этот сказал и т.п. - занимайся сам этим судачеством. Без меня.
 цитата:
Речь здесь идёт об этимологии слова "скиф" из иранских языков.

Мне известно, что ты где-то с третьего раза только понимаешь о чем сказано, поэтому повторяю уже второй раз.. Этноним или слово "скиф" нет вообще в иранских языках; никакие персы, курды, парфяне и даже сарматы - скифов не знали как "скифы"; даже сами скифы - себя так не называли; скифы - это внешнее греческое название этого народа; из греческого попало в славянские и европейские языки; ВСЕ иранские народы называли скифов "САКА"; сами скифы себя называли СКОЛОТА.
 цитата:
Ни о каких фракийцах речи нет. И автор этот (Oswald Szemerenyi) не кударец, уверяю тебя

Если тебе кажется, что бред могут писать только кударцы, то ты ошибаешься. Важно не просто написать скудар-кударцы или скудра-скифы или еще как угодно, а важно как это основывается. Доказательная база, а не просто заявление типа как тот же Бзаров сказал: "как блестяще доказал выдающийся лингвист Дзиццойты..!" Что доказал? Кому доказал? Себе или Бзарову? А теперь выяснилось(как подсказывает Кудух) что Дзиццойты ничего и не доказывал! Кто же тут тогда всех за нос водит и лапшу вешает?
Чтобы что-то доказывать, для этого нужно иметь доказательную базу, исторические факты, правила языкознания. Плюс к этому, аналогичные названия встречающиеся в других местах - тоже обяснить, почему они связаны с нами или почему не связаны. С нашим кудар именно это и не сделано: нет схемы прехода скутара(?) в къудар; историческая необоснованность так как даже если читать греческое skythai не скифа, а скита, то это название ВНЕШНЕЕ для скифов. Каким образом могли кударцы назвать себя внешним скифским названием и что мешало бы им назвать себя самоназванием скифов - сколоты или саки?!
Еще потом надо обяснить, почему недалеко от местности Къудар находятся еще местности с этим названием: Къодор в верхней Сванетии(ныне Абхазия) и Къодар на стыке Кахетии и Дагестана. Почему одна этногруппа бурятов в сибири называется Кудар?
А так заявить всякую гипотезу и никак ее не обосновывать - может любой автор. То называется вольные интерпретации.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 1088
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.03.08 09:53. Заголовок: Фальсификация была в..


Фальсификация была во все времена,и конечно это делают не дети Ты вот например открыл новое направление в Осетиноведении,и ничего разбираем спорим,находим интересные факты.В изучении Истории--это нормально,развитие и познание должно идти вперёд,вот только старое забывать не надо,так как осетины всёж достаточно неплохо изучены по всем разделам науки...Нарт Сидамон--это сказание с паспортом,то есть записано конкретным человеком от повествователя осетина в осетинском селе(данные позже)И если Ты не знал,то--- в работах почти всех Нартоведов принадлежность осетин к Нартам всегда на первых местах,и уж совсем малюсенькое число изучающих тянет их к андо-цезам( )То что нарты ,,погибли,,говорит о мифологизации и стройности эпоса(зачин,повествование,окончание)Ты видимо не понимаешь простые вещи,если бы нарты-осетины совсем крякнулись,то КТО бы донёс нам эпос через времена(века)и в таких подробностях ....Ведь крякнулись ЦАРЦА и ничё,топогидронимика есть,как и часть их крови в нас Нарты и щас живы,например ,,Нарты из Абхазии,,,да и ваще пока эпос читаем и повторяем--Нарты живы.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 457
Откуда: Уаераесе, Бетъырбух
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.03.08 12:41. Заголовок: В Кударском ущелье б..


В Кударском ущелье бытовала легенда, по поводу образования названий в той местности. Я ее точно не помню, потому не взыщите... помню только, что была она связана с Уастырджы, млечным путем и что-то типа ящика Пандоры, из которого какая-то женщина выпустила какого-то духа, и началась страшная метель... а Уастырджы был в пути в это время, и когда снег дошел до лопаток его коня, он назвал место, которое проезжал - Он- теперь городок в Раче есть такой (по грузински- Они). (до Он-а тоже были какие-то обозначения, по высоте снега относительно лошади, но их я не припомню- однако точно знаю, что топонимика соответствующая имеется (на территории Грузии-надо будет на карте посмотреть)... Когда же лошадь не смогла дальше продвигаться и замерзла в снегу- он назвал это место Къуыдар- ома баех ныккъуыдыр. В кударском климате- замерзшие насмерть животные зимой- обычное в общем-то явление- очень уж у нас зимы суровые.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 171

Замечания: дзырдарахст лаппу. ма бахау йа цасты, андара да хынджылаг сараздзан.
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.03.08 18:48. Заголовок: Русланбек пишет: Мн..


Русланбек пишет:

 цитата:
Мне известно, что ты где-то с третьего раза только понимаешь о чем сказано, поэтому повторяю уже второй раз.. Этноним или слово "скиф" нет вообще в иранских языках; никакие персы, курды, парфяне и даже сарматы - скифов не знали как "скифы"; даже сами скифы - себя так не называли; скифы - это внешнее греческое название этого народа; из греческого попало в славянские и европейские языки; ВСЕ иранские народы называли скифов "САКА"; сами скифы себя называли СКОЛОТА.



Русланбек, ты всё понял, и это главное.
Впредь, старайся хотя бы прочитать статью, прежде чем бросаться на автора.

Между прочим, твоя манера вести дискуссию напомнила мне слова одного неуравновешенного человека:

 цитата:
Сначала они считают каждого своего противника дураком. Когда же они убеждаются, что это не так, они начинают сами прикидываться дураками. Если все это не помогает, они делают вид, что не понимают в чем дело, или перескакивают совсем в другую область. Или они с жаром начинают настаивать на том, что само собою разумеется, и как только вы соглашаетесь с ними в этом, они немедленно применяют это совсем к другому вопросу. Как только вы их поймали на этом, они опять ускользают от сути спора и не желают даже слушать, о чем же в действительности идет речь. Как вы ни пытаетесь ухватить такого апостола, рука ваша как будто уходит в жидкую грязь. Грязь эта уходит сквозь пальцы и тотчас же каким то образом опять облегает ваши руки. Но вот вам, хотя и с трудом, удалось побить одного из этаких людей настолько уничтожающе, что ему ничего не остается больше делать, как согласиться с вами. Вы думаете, что вам удалось сделать по крайней мере один шаг вперед. Но каково же ваше удивление на следующий день! На завтра же он совершенно забывает все что произошло вчера, он продолжает рассказывать свои сказки и дальше, как ни в чем не бывало. Если вы, возмущенный этим бесстыдством, указываете ему на это обстоятельство, он делает вид искренне изумленного человека; он совершенно не может ничего вспомнить из вчерашних споров, кроме того, что он вчера как дважды два четыре доказал вам свою правоту.

Иногда это меня совершенно обезоруживало. Я просто не знал, чему удивляться: хорошо привешенному языку или искусству лжи.

Постепенно я начал их ненавидеть.





Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 933
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.03.08 03:24. Заголовок: Bolat пишет: Фальси..


Bolat пишет:

 цитата:
Фальсификация была во все времена,и конечно это делают не дети

Фальсификация - ничем не оправдывается. В нашем случае - это большой вред осетинскому народу. Кто этим занимается - тот соответственно наносит нам урон в национальном масштабе.Bolat пишет:

 цитата:
и познание должно идти вперёд,вот только старое забывать не надо,

Старые фальсификации и заблуждения - не должны иметь места в новом познании. Ведь посмотри что творится.. Чтобы полноценно познать историю осетин, мы постоянно сталкиваемся с несуразицами которые запутывают всю картину, не дают развиваться правильному направлению. Все зациклены на скифо-сарматах. А когда этногенетика доберется до скифо-сарматов - тогда как? Ведь окажется что осетины совершенно генетически не являются скифами! Антропология это уже доказала, теперь генетика докажет. останется какая база? Только писанина и фантазии ряда ученых. И всё. СКифские племена были завоевателями Кобанских народов(то есть нас, ир, туал, кудар,дигор), они уничтожили эту выдающуюся культуру, они за многие века навязали свой язык. Они не наши генетические и этнические предки. Они иранские кочевники, а мы - кавказские этносы объединенные в один народ "осетины".Bolat пишет:

 цитата:
Нарт Сидамон--это сказание с паспортом,

Нартские герои, имена нартов - известны практически всем народам которые имеют эпос. Они дублируются всегда. Но Сидамон почему-то вдруг появляется только в иронском варианте. Почему его нет хотя бы вдигорском? Никто в нартах такое имя и такого нарта не знает, а в иронском варианте он теперь появился. Значит скоро появятся еще "нужные" персонажи, чтобы притянуть к себе. Но это подлог в исключительно автономной версии. Как бы ты посмотрел, если бы "обнаружилась" сказание о нарте-Бадели к примеру? Bolat пишет:

 цитата:
И если Ты не знал,то--- в работах почти всех Нартоведов принадлежность осетин к Нартам всегда на первых местах,

Знаю таких нартоведов. Это Миллер, Абаев и Дюмезиль. Все - иранисты. А ты полагал, что они будут сторонниками какой-то иной версии? А каковыми методами они на скифство-иранство нартов апеллируют знаешь ведь.. Отрезание руки у врага; снимание скальпа и тому подобные несущественные и ОБЩЕРАСПРОСТРАНЕННЫЕ явления в древности. Как они хевсуров только не заметили! Эти вообще вплоть до начала 20-го века отрубали руку кровнику и приколачивали к двери. Вот они - настоящие нарты и даже скифы наших времен! Если конечно исходить из такой примитивной аргументации. Ну а индейцы америки со своим скальпированием - явно все скифы да нарты тоже! Вот такая доказательная база..Bolat пишет:

 цитата:
если бы нарты-осетины совсем крякнулись,то КТО бы донёс нам эпос через времена

То есть, все версии о том что нарты умерли - неправда. А твои измышления что нет - правда. Сказания о древних народах очень часто сохраняются у соседних народов, если даже народ погибает(эпидемия,голод,природный катаклизм).Bolat пишет:

 цитата:
Ведь крякнулись ЦАРЦА и ничё,топогидронимика есть,как и часть их крови в нас

Также топонимика нартов тоже есть и сами названия селений Нар, рек Нар - живое тому подтверждение. Нарты, царца и многие другие этносы раньше существовали единовременно с ир, туал, дигор и кудар, только те умерли, а мы остались, но сохранили о них память. Хуссайраг пишет:

 цитата:
помню только, что была она связана с Уастырджы, млечным путем и что-то типа ящика Пандоры, из которого какая-то женщина выпустила какого-то духа, и началась страшная метель...

Да, есть такое предание. Записано Миллером в 1884 году в Южной Осетии, называется "предание о Тамар дедапали".. Но это очевидно фантазия народная на созвучии сыграла, так как къударо на грузинском значит типа "место смерти". kaizersoso пишет:

 цитата:
Впредь, старайся хотя бы прочитать статью, прежде чем бросаться на автора.

Какую статью ты советуешь прочитать? Где развиваются фантазии на тему скутар-кудар? Так я ее давно читал.. Это сказки. Могу обосновать ошибочность мнения автора. Тебе это не надо.. Всё равно не догонишь.
 цитата:
Русланбек, ты всё понял, и это главное.

Я прекрасно понимаю о чем речь веду, а ты нет. В этом и разница. Никаких скутар,скудра относительно скифов не было и скифы никогда себя так не называли(пишу третий раз, ты теперь должен понять как всегда..). Следовательно тождество неведомого скутара-къудар - чистой воды вымысел. Кстати, цхинвальские ученые довольно часто занимаются "вольными упражнениями" в науке и данный случай из той же серии..


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 172

Замечания: дзырдарахст лаппу. ма бахау йа цасты, андара да хынджылаг сараздзан.
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.03.08 09:00. Заголовок: Русланбек пишет: Я ..


Русланбек пишет:

 цитата:
Я прекрасно понимаю о чем речь веду, а ты нет. В этом и разница. Никаких скутар,скудра относительно скифов не было и скифы никогда себя так не называли(пишу третий раз, ты теперь должен понять как всегда..). Следовательно тождество неведомого скутара-къудар - чистой воды вымысел. Кстати, цхинвальские ученые довольно часто занимаются "вольными упражнениями" в науке и данный случай из той же серии..



lol!
Русланбек, вряд-ли какой-нибудь "цхинвальский учёный" всерьёз воспримет твои обвинения.
Поэтому, придётся тебе довольствоваться цхинвальским любителем, ты уж не обессудь.
Итак, во-первых, я рад что ты преодолел своё заблуждение насчёт самоназвания скифов. Ещё недавно ты был уверен, что:

 цитата:
Самоназвание скифов неизвестно, известно древнегреческое наименование скифов - skytha



Во-вторых, я тебе уже привёл мнение авторитетного учёного (не-цхинвальского) Oswald Szemerenyi, но ты обозвал его работу бредом (как, впрочем, и работы других учёных).
Вот ещё одна работа, посвящённая скифам - скудрам.
http://www.cais-soas.com/CAIS/Anthropology/Scythian/saka_nomenclature.htm
Вот отрывок из неё:

 цитата:
In Darius' Persian records, the term Saka appeared as a place name, first as a dahya (BD2:8), which Darius understood to be situated para Sugdam (DPh:5-6) [beyond Sogdiana], past the Oxus (Amu Darya) and Jaxartes in Central Asia. Later, he noted also Skudra as Saka tyaiy paradraya [DNa:28-29], meaning "Saka beyond sea," even though darya could have meant any body of water.


"В Персидских записях Дария термин САКА появился впервые в связи с местом дахия, которое по понятиям Дария находилось за Согдианой после Аму-Дарьи и Яксарта в Центральной Азии. Позже он выделял также Скудра как Сака Парадрайа, то есть "Заморские Саки" , хотя "драйа" может означать большой водоём или реку."

В статье доказывается, что Скудра - это саки причерноморья.
Автор Guive Mirfendereski - явно не-цхинвалец.
Тоже бредит?

Русланбек пишет:

 цитата:
Какую статью ты советуешь прочитать? Где развиваются фантазии на тему скутар-кудар? Так я ее давно читал.. Это сказки. Могу обосновать ошибочность мнения автора. Тебе это не надо.. Всё равно не догонишь.


Ну, не догоню - назову "бредом"... Ты ведь знаешь, как это делается.
Но, пока отложим в сторону "скудар-кудар". Ты утверждал, что термин "скудар" придумал автор, и стал учить его греческой грамматике. Речь идёт только об этом.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 1093
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.03.08 10:51. Заголовок: Русланбек пишет: На..


Русланбек пишет:

 цитата:
Нар, рек Нар - живое тому подтверждение. Нарты, царца и многие другие этносы раньше существовали единовременно с ир, туал, дигор и кудар, только те умерли, а мы остались, но сохранили о них память.

Какой бездарный мы народ дигорцы и иры,только всё записали за иными(маздаки-евреи).Когда Осы(Иры и дигоры)овладевали горами,они твёрдо видели там царца и двалов,никаких нартов они там не застали,потому что носителями этого эпоса ОНИ САМИ И БЫЛИ,ибо в этом же эпосе они знают иные народы,а царциатские сказания(от имени самих царциат)нам не известны.Зато чёткое разделение свой-пришелец мы и видим именно у вайнахов.Русланбек пишет:

 цитата:
Вот такая доказательная база..

Это в твоём виде Русланбек пишет:

 цитата:
Сказания о древних народах очень часто сохраняются у соседних народов, если даже народ погибает

Исходя из твоей логики ---сидели некие НИКАК НЕ ОБОЗНАЧЕННЫЕ ИРЫ за Кассарой и записали нартовские сказания+царциатские смерти.Весело конечно Русланбек пишет:

 цитата:
Как бы ты посмотрел, если бы "обнаружилась" сказание о нарте-Бадели к примеру?

Ты видимо не понимаешь,как эпос подаётся в изданиях.Сначала идут крупные циклы,затем разрозненные сказания(например ингуши вытянули о ,,разврате,, Хуыцау).Так вот в осетинском варианте таких минициклов,разрозненных немало,в эту категорию и попал Нарт-Сидамон.Я ещё как и обещал Царазона выствлю Русланбек пишет:

 цитата:
Почему его нет хотя бы вдигорском?

Потому что Нарты-ироны и Нарты-Дигоры имеют в эпосе своих Богов(Уастырджи и тд)а иные версии нет.Это локальные вариации эпоса,к тому же при общем анализе мы видим.что сохранений древних изголосов у нас (осетин)гораздо больше,таких как взятие Гори например и тд.Дигорская версия эпоса естественным образом более ,,степная,,(я сравнивал)и более ,,адыгезированная,,Русланбек пишет:

 цитата:
Кто этим занимается - тот соответственно наносит нам урон в национальном масштабе

Согласен.Русланбек пишет:

 цитата:
теперь генетика докажет.

Исходя из двух работ она уже почти доказала,что то что мы называем осетинами нечто иное чем супер-пупер кавкасионность(сваны--мохевцы-нахо-даги)И это факт подтверждающий,что при общей антропологии народы эти разные.То есть на горе Кавказ фэйсы со временем одни,но есть хурриты,картвелы,и др,среди которых скифо-сарматы(осетины и абхазо-адыги(смесь с хатами))

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 936
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.03.08 13:37. Заголовок: lat kaizersoso пишет..


lat kaizersoso пишет:

 цитата:
Русланбек, вряд-ли какой-нибудь "цхинвальский учёный"

Ха-ха.. Цхинвал-Валгалла.. kaizersoso пишет:

 цитата:
я тебе уже привёл мнение авторитетного учёного

Меня не интересует его мнение. Интересует на каком основании это мнение у него появилось. То есть - первоисточник, на каких данных он вывод делает.kaizersoso пишет:

 цитата:
Вот ещё одна работа, посвящённая скифам - скудрам.

Это опять же чьи-то выводы. Первоисточник, а именно текст или прямой перевод записей Дария. Можно по персидски, я прочитаю.kaizersoso пишет:

 цитата:
Ты утверждал, что термин "скудар" придумал автор, и стал учить его греческой грамматике.

Автор написал(блестяще доказал по словам Бзарова) что "самоназвание скифов - скудар, отсюда идет самоназвание части осетин кударцев." Якобы их(скифов-скударов) загнали в ущелье Южной Осетии сарматы (сущий бред..). Вот они и сохранили дескать свое "скифское" самоназвание..
Теперь разъяснения действительности: скифов скударами никто не нызывал; самоназвание у них тоже совсем не скудар; Скудра(а не скудар) - название Фракии в устах древних персов. Фракийцы - не скифы.
Если даже допустить, что персы напутали чего-то и фракийцев ошибочно прозвали Скудра(якобы скифы, хотя скифов они знают как "сака"), то да будет известно "цхинвальским ученым и любителям", что Фракия-Скудра находилась и находится на Балканском п-ве. Какими путями гнали сарматы скифов, чтобы догнать их в Кударское ущелье??? И где данные из истории той эпохи, где описывается подобный невообразимый маршрут преследования?
Это ж надо додуматься.. Известны из прошлого моменты, когда в отношении южных осетин применялся геноцид (от грузин). Но куда страшнее геноцид кударцев сотворили оказывается.. сарматы! Тысячи километров преследовали скифов(якобы скудра или скудар, ныне кударцы) через огромные степи, реки, проливы и горы и только в маленьком Кударском ущелье отстали от них.. Ну разве это не бред!Bolat пишет:

 цитата:
они твёрдо видели там царца и двалов,никаких нартов они там не застали,потому что носителями этого эпоса ОНИ САМИ И БЫЛИ

Я тебе могу показать места в Осетии, где местные жители прямо указывают на местности нартов, ныхасы, камни, могилы и тд и тп. Точно также и царцатские места и могилы известны. А двальские есть и места и сами туальцы живы здоровы слава богу. Никуда мы не пришли и не застали.. Мы всегда здесь жили и живем. Когда раньше в горах бывала эпидемия, то целое ущелье блокировалось, карантин обявляли. Никто туда не ходил - не выходил. Вот так целые селения и умирали бывало.. Затем через два поколения эти места занимали соседи. Так и извелись множество племен, от которых остались могилы и местности, предания и сказания о них.Bolat пишет:

 цитата:
в эту категорию и попал Нарт-Сидамон.Я ещё как и обещал Царазона выствлю

Да можешь хоть себя вставлять.. Только не забудь дать толкование одному всего лишь моменту: когда буквально все осетинские предания гласят, что нарты вымерли все от голода и болезней, каким чудом удалось уцелеть Сидамоновым и Царазоновым? Bo пишет:

 цитата:
и более ,,адыгезированная,,

Ну да конечно.. Вместо нарта Сослана - это у дигорцев нарт Созырыхъо? Ты прекрасно знаешь, что в старых иронских сказаниях всегда присутствовал нарт Созырыхъо(адыгская форма имени Сослан). Но примерно с сороковых годов 20-го века - вдруг все сказания переписываются и Созырыхъо превращается в Сослана! Bolat пишет:

 цитата:
Исходя из двух работ она уже почти доказала,

Уверяю тебя, что будет результат главной работы, а именно по останкам скифских, сарматских и аланских захоронений. Вот тогда мы и узнаем кто есть кто..
Пока мы знаем, что все иранские народы действительно в своей основе имеют общий индоевропейский генотип(R1). Осетины - не имеют. Из всех СК народов этот генотип больше всего присутствует у кабардинцев. Они - потомки индоевропейцев генетически.

П.С. на пару дней отлучаюсь в командировку..

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 4083
Откуда: Москва

Замечания: ахам арыгон ама зардама-дзауга куы на уаид, уад йа Задалесчы нана асхонан уаид, - йа адамы сарыл хацгайа дур-дурыл на ныуаддзан. Не попадайтесь ей на язык, под руку и на глаза...
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.03.08 13:52. Заголовок: Опять генотип... Сто..


Опять генотип... Сто раз было сказано, что не помнит никто в 2 Осетиях о каких-либо серьезных исследованиях по этому поводу. Нужно спросить у Олега - что там по исследованиям москвичей, которые проводились только в СО. Ученые четко назвали цифры - сколько людей должно быть обследовано и по каким правилам, чтобы научный эксперимент считался действительным. А тут на основании "данных" какого-то Носидзе, который непонятно где и кого обследовал несут чушь.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 1100
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.03.08 15:22. Заголовок: Русланбек пишет: Ув..


Русланбек пишет:

 цитата:
Уверяю тебя, что будет результат главной работы, а именно по останкам скифских, сарматских и аланских захоронений. Вот тогда мы и узнаем кто есть кто..

Мне хватило и двух работ по живым осетинам,чтобы понять что к чему..Тебе известно,что генетические работы и по мимо Юнусбаева с Носидзе есть,?Так вот проверить всю инфу по генетике Кавказа не так уж и сложно,для этого не обязятельно кости ворошить.Сваны,Мохевцы,Нахо-даги и осеты это разные генетические группы.Русланбек пишет:

 цитата:
Да можешь хоть себя вставлять..

Не ,Бзаровы про Тавитовский Дигорой писать будут,мол жили такие нарты с твёрдым семито-хамитизмом Русланбек пишет:

 цитата:
не забудь дать толкование одному всего лишь моменту: когда буквально все осетинские предания гласят, что нарты вымерли все от голода и болезней, каким чудом удалось уцелеть Сидамоновым и Царазоновым?

Так же как и шаху Хела-эламитскому дожить до сыновей Багатара...Ты сам себя топишь Русланбек пишет:

 цитата:
вдруг все сказания переписываются и Созырыхъо превращается в Сослана!

Такой подлог,ну никак Созрыко Батразом не делает

 цитата:
Когда раньше в горах бывала эпидемия, то целое ущелье блокировалось, карантин обявляли. Никто туда не ходил - не выходил. Вот так целые селения и умирали бывало..

А маздаки сидели и записывали подыхающих нартов,им видите ли царцатские байки не нравились,только нартовские. Сидит такой маздак ирский и пишет выкрики потомков Сослана через бойницу,мол завтра подохнем,а вы онас помните,типа как Уастырджи с Ацой под руки ходили Bolat пишет:

 цитата:
Мы всегда здесь жили и живем.

Ну да ,потому и неможем переводить ни с дигорского ни с иронского старые царцато-двальские названия Русланбек пишет:

 цитата:
Я тебе могу показать места в Осетии, где местные жители прямо указывают на местности нартов, ныхасы, камни, могилы и тд и тп.

Правильно Потому что эти могилы и места есть НАШИ,а царцатские(и иные мелких групп)чужие.Есть ли хоть какие имена в нас от Царца--ответ нет,есть ли Боги--нет,есть ли что ещё--по мелкому--Да.НО ИМЕННО ОТ НАРТОВ У НАС ВСЁ ПОЛНОСТЬЮ!Видишь ли какие осы оказались изберательными ,только от нартов всё и брали Бывает ли такое,конечно нет.Если бы мы были какойто иной группой то сохранили бы местные ИНЫЕ эпосы и циклы,имели бы противопоставление нартам,а этого у нас нет.Право,выделить иров и нартов на терр.СО меня умиляет.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 1101
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.03.08 16:59. Заголовок: Из погребального же ..


Из погребального же обряда, описанного Шифнером, следует, что Нарты исчезнув с земли, ушли в своеобразный рай: родственники, покойного, собравшись у могилы, желают ему счастливого пути «в страну Нартов».

Несмотря на эти легенды, и в Осетии, и в Кабарде многие семьи претендуют на то, что происходят от Нартов — кто от Хамыца, кто от Созырыко.
М. С. Туганов в одной статье — кстати сказать, преинтересной—отличился в подобном упражнении. (…) По его мнению, подробности жизни, самосознания в рассказах о Нартах — «национальны»; окончания стихов наводят его на мысль «о степном ветре»: в самом деле, «не такова ли история осетинского народа, начавшего жизнь в широких степях на берегу Дона и Азовского моря, может быть, Днепра и Днестра, развившего самобытную культуру и загнанного затем в трущобы гор?» Туганов находит три следующие основные доказательства: 1) только осетины знают полную историю Нартов, 2) все нартовские имена объяснимы из языка осетин, а не черкесов, 3) нравы — осетинские. Два последних аргумента не представляют ценности: нравы Нартов соответствуют нравам осетин в нартовских сказаниях Осетии, но в сказаниях Кабарды бытовые черты — кабардинские, в татарских — татарские и т. д.; что же касается имен (Нарт, Сатана), то все этимологические доказательства, которые Туганов приводит з подтверждение своего тезиса, безотрадны. Лишь первый аргумент имеет под собой прочное основание: никто не станет оспаривать, что нартовский цикл у осетин — более богатый и стройный, чем у черкесов; но достаточно ли этого для окончательного утверждения, что они его первые и единственные создатели?Поле героической деятельности Нартов в фольклоре данного народа не ограничивается территорией, занимаемой этим народом. Кабардинские Нарты мало действуют в Кабарде; в своих походах они достигают обычно Дона (Ten, Tan) или Волги (Idyl’, Edyl’) и забираются даже дальше — в необъятные степи, где история уже не помнит черкесов. Осетинские Нарты не столь вездесущи: осетины представляют себе их по своему образу и подобию как горцев, но заставляют их спускаться и совершать свои подвиги в Кабардинской степи (Kaecaediy bydyr), там, где была древняя родина предков осетин, покуда черкесы не оттеснили их в высокогорные ущелья. Что касается чеченцев, то они говорят, что Нарты жили в Осетии и в походах своих достигали Дарьяльского перевала.

Несмотря на то, что эпос этот — достояние многих народов, каждый из них с гордостью показывает на своей территории «неоспоримые» свидетельства «пребывания» Нартов. В Дигории (Западная Осетия) близ аула Нар В. Ф. Миллера проводили к могиле Нарта Сослана, а неподалеку оттуда — на огражденную камнями площадку, которая была известна, как nyhas (ныхас) Нартов, т. е. одно из тех мест для собраний и игрищ, где Нарты коротали время в период между двумя военными походами . По словам Туганова, почти нет такого ущелья, где бы не существовало подобного «ныхаса Нартов» . В Дигории, близ местности под названием Mahcesgi Kubus показывают к тому же скалу с высеченным на ней планом лабиринта. Это дом Сырдона, хитрейшего из Нартов. Три главных святилища Осетии — Реком, Таранджелоз и Мыкалгабырта —образовались из слез, пролитых богом над трупом Нарта Батраза. В Куртатинском ущелье на старых кладбищах близ аула Дзивгис показывают множество «могил Нартов». В деревне Стур-Дигор живет еще род, считающий, что происходит от Нарта Хамыца.

Не отстают и кабардинцы: неподалеку от крепости Хумаринской, там, где сливаются Теберда и Кубань, Л. С. Урусбиеву указали на замок под названием Сиап (Чуан), который местное предание приписывает «злоязычному Нарту Гилястырхану». На левом берегу той же Теберды показывали еще более прекрасный замок, именуемый Synty (Сынты),— название, часто встречающееся в нартовских историях не только Кабарды, но и Осетии. Наконец, около Чуана па каменной глыбе видны следы героической лошади Сосруко.

То же и у других народов: абхазиды показывают могилы великанов Аду, убитых Нартами в Калдахварском ущелье, близ развалин крепости Хасан-Табо (а великая битва Нартов с великанами, согласно преданию, состоялась в мрачной теснине, так и названной — Аду), где часто попадается старинное железное оружие.

У чеченцев обычное место подвигов героев — Мяртов или Орхустойцев — ущелье Балчай, по которому протекает Асса; здесь у деревни Накист можно видеть колодец, образовавшийся под копытом лошади героя Соска-Солсы, которому жители не давали пить.

Из всего этого нагромождения явно противоречивых деталей нельзя извлечь никакого указания на то, где же «родина» Нартов.

Можно утверждать следующее: татары Кавказских гор, явившиеся сюда позднее других, заимствовали свои нартовские сказания у черкесов, чеченцы же, видимо, взяли их у осетин; таким образом, только два народа и могут оспаривать друг у друга отцовские права на этот фольклор — черкесы и осетины. Общий вид «нартовского цикла» у различных народов подтверждает это единодушное мнение ученых. Богатый живописными образами, ясный, постоянный у осетин и черкесов (и заимствовавших у них татар), в других местах он сохранился лишь в отрывках, хотя и весьма интересных, но разрозненных и порой искаженных. В Дагестане, в частности у аварцев, Нарты — это великаны, то добрые, то злые, но всегда безымянные. Любители спать и охотиться, они бродят по лесам, оставляя за собой огромные следы, со свежевырванным платаном па плече, на который вешают подстреленную дичь; пьют они из чаши величиной с дом . Ясно, что здесь прижилось чуждое название: оно было воспринято благодаря своему престижу, но утратило прежний смысл и стало применяться лишь к тем неопределенным существам, «великанам» или «людоедам», которыми кавказские народы севера и юга столь охотно населяют свои скалы.

Чеченские сказания интересуются более Орхустойцами, нежели Няртами. Но, странное дело, эти Орхустойцы во многом похожи на осетинских Нартов, которые в отличие от чеченских Нартов далеко не всегда дружат с богом. Орхустойцы, например Орзми, Патараз — сын Хамча, носят знаменитые имена осетинских Нартов (Урызмага, Батраза). Главный герой Орхустойцев Соска-Солса соединил в своем имени имена двух осетинских Нартов— Созырыко и Сослана, а, кроме того, его рождение и смерть — это рождение и смерть Созырыко. Второй герой Орхустойцев — Ширтга, который не является ни Орхустойцем, ни Няртом, по своему характеру и приключениям представляет одновременно и хитроумного советчика Нартов Сырдона у осетин, и Ширдана у татар-горцев Пятигорска. Таким образом, часто создается впечатление, что чеченцы, позаимствовав на севере имена и темы, перераспределили одни и перегруппировали другие по собственной системе, где Нартам, как таковым, уже не принадлежит лучшая часть.


Ж. Дюмезиль, «Осетинский эпос и мифология.»,
ВАНЕЕВВ--- Осетии, как Северной, так и Южной, было распрост-ранено следующее предание о происхождении осетин.
Родоначальником осетин является Ос-Багатар. У него было пять сыновей: Сидамон, Царазон, Кусагон, Агуз и Цахил. От них произошли роды Сидамоновых, Царазоновых, Кусагоновых, Агузовых и Цахиловых.
Доктор Пфаф сообщает о семи братьях, сыновях Ос-Багатара. Шестого он называет Тетло, а имени седьмого брата он не мог узнать. Однако, общераспространенным следует признать вариант о пяти братьях. По словам того же автора, «каждому из этих сыновей отец перед своею смертью завещал известную вещь, например, Кусагону — кус, т. е. чашу, отчего каждый сын и получил свое название.
Как в Северной Осетии, так и в Южной сохранилась сле-дующая характеристика трех из этих родов: «многочислен-ность Сидамоновых (Сидамони бира); сила, воинственность Агузовых (Агузы ахсар); слава Кусагоновых (Кусагони кад). В Южной Осетии мы слышали «слава Хубуловых», что говорит о том, что род Хубуловых принадлежал Кусагонцам.
По одному юго-осетинскому варианту трое из братьев при разделе получили; Сидамон — кусок (целый) золотой ткани (сыгъзгерин тын), Агуз — золотой меч (сыгъзарин кард), Кусаг — золотой мяч (сыгъзарин пурти). Оттого род Сидамона как длинный «тин» распространился по всей стране (т. е. стал многочисленным); роду Агуза достался «ахсар» (отвага, воинственность, сила); роду Кусаг дос-талась в удел слава
....В результате приведенного сравнения общественного быта алан и нартов само собой напрашивается вывод, что в нартовском эпосе отражается общественный строй сред-невековой Алании (Осетии), т. е. эпохи после великого переселения народов, когда аланы приобрели оседлость и в общественна: быту они уже вступили в период фео-дального строя, в то же время удержав черты патриар-хально-родового быта.Нартовский эпос, таким образом, является почти единст-венным источником до известной степени рисующим нам картину средневекового осетинского общества.
На это следует указать на тот бросающийся в глаза факт, что осетинские нартовские сказания в глубокой сте-пени насыщены самобытными осетинскими чертами, осе-тинским социально-культурным бытом, и поэтому они бес-спорно отражают именно жизнь осетинского народа, а не какого-нибудь другого.
http://osetins.info/2008/02/14/dannye-antropologii.-o-vremeni.html
Данные антропологии. О времени переселения южных осетин(Ванеев)


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 133 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



ЧАТ "НЫХАС"