Тестируем НОВЫЙ ФОРУМ Ссылка



АвторСообщение



Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.04.05 15:22. Заголовок: Туалгом


Какие фамилии вышли из этого ущелья?
В широком смысле, эту тему можем не ограничивать только одним ущельем. Все остальное тоже приветствуется [IMG SRC=/img/sm10.gif]


а на Заречной улице весна..... Спасибо: 0 
Цитата Ответить
Ответов - 135 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 All [только новые]


постоянный участник




Пост N: 107
Откуда: Нарты Бэстэ, Зилахар
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.10.07 01:37. Заголовок: Re:


Понятие Туалгом довольно растяжимое. Есть урстуалтае - проживающие на территории Южной части Осетии. О них я знаю меньше. А вот северные туалтае живут в глубине Алагирского ущелья южнее Бурона.
От Зарамага туалтае опять разделяются на два больших ответвления: Наргом (по транскаму в сторону тоннеля) аемае Мамысон (по военно-осетинской дороге). Из нарских фамилий вышли: Хетагуровы, Губаевы, Дзидахановы, Гиоевы, Хозиевы и тд. Из сел Мамысона (Тиб, Калак, Лисри, Згъил и тд.) вышли: Багаевы, Джергаевы (Гергаевы, Гергауловы), Кучиевы, Кадзовы, Кадзаевы, Тедеевы и тд. Диалекты этих двух осетинских обществ тоже немного различаются. Нарцы говорят на более мягком тягучем говоре. А Мамисонцы по говору довольно близки Джавцам. Кстати, многие туальские фамилии имеют эрвадэлтэ (ветви этих фамилий) в других ущельях Осетии.
Очень интересно прослеживаются фамилии туалгома в сел.Коста, Ардонского района. Это село было заселено после революции выходцами из Мамысона, Нара, Захъа, Зарамага. И до сих пор отдельные его части носят названия мест, откуда выселились жители. В селе вам могут сказать, например: "Тедеты Раман уалэ Мамысоны цэры...", имея в виду верхнюю часть села.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 701
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.10.07 10:38. Заголовок: Re:


Бардзин пишет:

 цитата:
Диалекты этих двух осетинских обществ тоже немного различаются. Нарцы говорят на более мягком тягучем говоре. А Мамисонцы по говору довольно близки Джавцам.

Это потому,что нарцы как бы на проходе(сюда можно попасть из многих мест),а мамисонцы обособлены к углу Туалгома.Скорее всего это шеканье мамисона и джавы говорит о местном двальском субстрате(сваны-основа в смеси с нахами).

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 3801
Откуда: Москва

Замечания: ахам арыгон ама зардама-дзауга куы на уаид, уад йа Задалесчы нана асхонан уаид, - йа адамы сарыл хацгайа дур-дурыл на ныуаддзан. Не попадайтесь ей на язык, под руку и на глаза...
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.10.07 12:10. Заголовок: Re:


Болат! Какие тебе двалы "саны с нахами"?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 702
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.10.07 17:45. Заголовок: Re:


Туаллаг пишет:

 цитата:
Какие тебе двалы "саны с нахами"?

Сколько ,,копий поломали,,тут с Сосланом по Туальской теме за год...Двалы(НЕ ТУАЛЫ)исторические-древние скорее всего НЕ ИРАНОЯЗЫЧНЫ.Хотя версий по их изначальному индоевропейству немало...Вахушти указывает,что их язык не осетинский,а иной--,,черкесский,,.Естественно,что на его время жизни,вряд ли были живые двалы,но на некие исторические факты он опирался.По Ксанской хронике мы можем предполагать,что двалы УЖЕ БЫЛИ,к времени Бибилури(Колено алано-овсских царей)двуязычны.Время кобанской культуры ДО СКИФОВ,предполагает нам всёж иную,не ираноязычную основу этого народа(например, смесь индоевропейцев и местных кавказцев того времени).
...А ТУАЛЫ,это в основе---осетины,в коих лишь 10-30%остатки от прежних двалов (отсюда всего лишь особенности говора,но ПОЛНОСТЬЮ ЕДИНЫЙ ЯЗЫК,от Тамиска до Кехви).Предания самых коренных ТУАЛОВ,говорят о том,что предя на эти земли ,осетины застали их почти безлюдными.Я бы попросил Сослана ещё раз выставить сюда,этот туальский материал.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Бывалый


Пост N: 6847

Замечания: уаззау зондыл хаст у.ницы хуызы йа ис фезмалын канын йа бынатай.агъдауджын ирон лаппу-лаг у.
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.10.07 17:59. Заголовок: Re:


Bolat пишет:

 цитата:
Я бы попросил Сослана ещё раз выставить сюда,этот туальский материал.



где-ж его взять?

Bolat пишет:

 цитата:
Двалы(НЕ ТУАЛЫ)исторические-древние скорее всего НЕ ИРАНОЯЗЫЧНЫ.



тем кто в этом сомневается, можно предложить перевести с осетинского все топонимы Туалгома


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 3803
Откуда: Москва

Замечания: ахам арыгон ама зардама-дзауга куы на уаид, уад йа Задалесчы нана асхонан уаид, - йа адамы сарыл хацгайа дур-дурыл на ныуаддзан. Не попадайтесь ей на язык, под руку и на глаза...
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.10.07 18:55. Заголовок: Re:


Сосик! Я тебя люблю, туальский братик!!!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 706
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.10.07 20:55. Заголовок: Re:


Сослан пишет:

 цитата:
где-ж его взять?

Ты наши темки пооткрывай,там есть.А то у меня интер ползучий Туаллаг пишет:

 цитата:
туальский братик!!!

Хорошо хоть не двальский

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 132
Откуда: Уаераесе, Бетъырбух
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.10.07 17:59. Заголовок: Re:


ну да... Так и есть. Нахская топо-и гидронимика. ЛеуаХИ, ЛомеХИ и др.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
умножающий знание,
умножает печаль




Пост N: 1592

Замечания: зонды къуыбылой ФУДЗИ-йы цъуппыл факафыдис.
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.10.07 18:15. Заголовок: Re:


спорное утверждение.
грузины неплохо знали нахов и в случае близости к ним двалов это было бы отмечено в исторических документах, и не было бы утверждений типа того что язык двалов иной "черкесский", было бы просто указано что это язык кистов.

Мы не только собираемся экспериментировать с матерью природой, но и убеждены, что она сама того хочет (Уилорд Гейлин)

Часто думая, что Бог не слышит наших вопросов, мы не слышим его
ответов.
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 879
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.10.07 18:26. Заголовок: Re:


Cандро пишет:

 цитата:
и не было бы утверждений типа того что язык двалов иной "черкесский",


Давно хочу спросить, как вы понимаете эту фразу?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 707
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.10.07 20:25. Заголовок: Re:




 цитата:
грузины неплохо знали нахов и в случае близости к ним двалов это было бы отмечено в исторических документах, и не было бы утверждений типа того что язык двалов иной "черкесский", было бы просто указано что это язык кистов.


ЛЕОНТИ МРОВЕЛИ
ЖИЗНЬ КАРТЛИЙСКИХ ЦАРЕЙ
Захватил [Саурмаг] Картли и сокрушил отступников.... преумножились при нем дурдзуки, потомки Кавкаса . В пору же хазарского пленения(ЭТО НАШЕ ) все пребывали в мире в силу крепости страны, и не вмещала людей Дурдзукети.
Тогда же Саурмаг привел с собой всех [дурдзуков] — половину рода Кавкасианов. Некоторых из них сделал родовитыми, остальных посадил в Мтиулети , от Дидоети до Эгриси, которая есть Суанети , и овладел он всеми ими — роднёю матери своей — надежно...-------------ТО ЕСТЬ ,ОТ ДИДОЕТИ ДО ЭГРИСИ-СВАНЕТИ,ЧЕРЕЗ МТИУЛЕТИ--ВСЁ ЕСТЬ ДУРДЗУКИ Значит территория Двалетии(либо её немалая часть)--это дурдзуки.
Недоразумение по ,,черкесскому,,у Вахушти вполне можно понять ,так как Он даже Двалети,перевёл как ДАНЬ ЦАРЯМ СКИФСКИМ,собираемую раз в два года(два лета).В своём труде Он утверждает,что это слово от скифов-овсов,что в общем то могло иметь основу,как и в слове дурдзук .Так же у него есть КАБАРДО И ЧЕРКЕЗИЯ.Естественно,что это путаница,и адыгского там практически ничего (в Туалгоме),зато свано-нахского немало.Единственно допускаю до сванские древности относящиеся к адыго-абхазскому миру,но это так древнюче,что и воспринимать в ЦК очень трудноразличимо.



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 528
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.11.07 02:56. Заголовок: Cослан пишет: основ..


Cослан пишет:
 цитата:
основное отличие в том, что алагирские сильные фамилии во-первых не были зафиксированы в осетинских адатах как алдарские и во-вторых не имели крепостных.

Разве это малые отличия? Основное всё-же отличие в том, что наименование "алдар" не могло покупаться и продаваться, а исключительно передавалось по крови. Причем кровь с обоих сторон должна была быть высших слоев. Еще мужчина алдарского(феодального) рода не имел права работать совершенно, а только заниматься военным делом и руководить в обществе. Женщина тоже не могла работать, только заниматься вышиванием. Это такие правила у них были, как и у кабардинских князей тоже. Представители сильных фамилий как известно сами работали и им это позволялось.
 цитата:
Это ты верно заметил. Кстати тоже самое и с Бадилятами и с Тагиатами.

Баделята и Тагиата не фамилии изначально.
 цитата:
и алагирцы и туальцы имели и квдасардов и рабов. Подробно об этом читай в этнографическом очерке Коста Хетагурова "Особа".

Коста пишет конкретно о туальцах и алагирцах? А есть данные по фамилиям, кто сколько кавдасардов имел, гурзиаков? Сколько стоила кровь зависимого или раба? По моему, алагирцы, а особо туальцы жили не так зажиточно, чтобы владеть кавдасардами и рабами. Природные условия здесь гораздо суровее, чем в иных районах.
 цитата:
И туальцы и южные осетины испокон веков имели рабов только из грузин. алагирцы иногда добывали их ещё у дигорцев.

Такие факты мне не известны. У дигорцев нет песен-кадагов о нападениях алагирцев, но алагирцы имеют ряд песен по поводу нападений дигорских баделят. Баделята и царгасата имели постоянные вооруженные отряды, которые большей частью только тем и занимались, что в походах находились. Например, известны случаи нападения аж на ингушские и чеченские общества, когда оттуда пригонялся скот и приводились захваченные люди. Ряд современных дигорских фамилий происходят от таких пленных чеченцев и ингушей(Келоевы, Озиевы..), а также от женщин которых баделята превращали в кумячек(хъумайаг). Известны нападения и на русские станицы нижнего терека.. Насколько известно, алагирцы и туальцы этим не занимались, если разве в своем обществе.
 цитата:
Чеченцы тоже занимались отходничеством в России, строили дома, пасли скот и т.д. и тем не менее их зинданы были полны русскими.

Чеченцы занимались отходничество во время Кавказской войны? Строили дома, пасли скот..
 цитата:
экспедиции Ранненкампфа в Южную Осетию, были обращения грузинских дворян к русским, что осетины постоянно воруют у них людей и скот

Это касается осетин южных отрогов, а именно кударских. Они совершали набеги и захватывали людей и добро.. Но это не туальцы из Туалгома. Данные карательные экспедиции направлены были к кударцам конкретно, а не к туальцам по притокам верхнего Ардона.
 цитата:
никогда(!) никто из нарских осетин не знал практически ни слова по грузински,

Ну как же.. Известный нам товарищ Пахомий пишет, что нашел наконец-то людей знающий грузинский язык.. в Наре. Наш главный осетинский посол 18 века Зураб Магкаев, житель Туалгома, прекрасно знал грузинский язык.
 цитата:
Письменные документы где дигорские крестьяне и фарсаглаги тагаурцев жалуются на притеснение с их сторон имеются в большом количестве.

А где ты видел, чтобы зависимые были довольны своими владельцами? Бедные и слабые, всегда недолюбливают богатых и сильных. Были конечно таковые жалобы.. Но больше всех недовольство подогревали российские власти с помощью своих агентов(чаще всего священники). Таким образом ослаблялась местная национальная власть. Ведь если интервент занимает чужую для себя территорию(страну), то первым делом обезглавливает местные общества, удаляет, либо ликвидирует наиболее сильные категории. Или как это правильнее можно сказать по осетински - лаегдаертаей баестае суаегъд каен аемае фаелмаен адаем коммаегаес. То же самое происходило в Осетии тогда. Россия видела для себя врагов в первую очередь в наиболее сознательной и сплоченной массе зажиточных слоев и поэтому всячески расшатывала их основу и власть. В оконцовке все их земли государство выкупило, а до этого крепостное право отменило и власть местной элиты сведена была практически к нулю. Во всех отношениях и сферах управление взяли на себя наместники и приставы.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 784
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.11.07 12:35. Заголовок: Русланбек пишет: На..


Русланбек пишет:

 цитата:
Например, известны случаи нападения аж на ингушские и чеченские общества, когда оттуда пригонялся скот и приводились захваченные люди.

А помнится кто-то усиленно спорил со мной по этому поводу на двух форумах Руслан Ты ДИГОРЕЦ

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Бывалый


Пост N: 6995

Замечания: уаззау зондыл хаст у.ницы хуызы йа ис фезмалын канын йа бынатай.агъдауджын ирон лаппу-лаг у.
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.11.07 20:46. Заголовок: Русланбек пишет: Р..


Русланбек пишет:

 цитата:
Разве это малые отличия?



других тем не менее нет. звание сильной фамилии также не покупалось и не продавалось. повторяю, отличие в том, что ваши феодалы имели крепостных, были прописаны в кабардинской иерархии как уздени и обязательно были магометане.

Русланбек пишет:

 цитата:
Еще мужчина алдарского(феодального) рода не имел права работать совершенно, а только заниматься военным делом и руководить в обществе.



что-то не очень-то приуспели Бадиляты ни в том, ни в другом. О их ратных делах ничего не известно, зато известно как они не ладили с обществом.

Русланбек пишет:

 цитата:
Баделята и Тагиата не фамилии изначально.



вот я и говорю. это роды. у 10 фамилий тагиат, кроме Дударовых общий предок Тага, от которого все их фамилии вели своё происхождение. Также и у Баделят и Хетагуровых и Царазоновых и др. это фамильные объединения, сделавшиеся привелегированными сословиями.

Русланбек пишет:

 цитата:
Коста пишет конкретно о туальцах и алагирцах?



исключительно о нарцах.

Русланбек пишет:

 цитата:
Сколько стоила кровь зависимого или раба?



естественно.

Русланбек пишет:

 цитата:
По моему, алагирцы, а особо туальцы жили не так зажиточно, чтобы владеть кавдасардами и рабами.



алагирцы, как и туальцы жили конечно гораздо беднее бадилят, но врядли беднее простых дигорцев и уж точно не беднее их рабского сословия, которым ты так козыряешь.
кавдасарды были совершенно обычным делом. Поверь, знаю конкретные подробности просто не люблю об этом говорить. Набеги в Грузию нарцы совершали если верить Коста, также как и в Дигорию. Текст о набеге Кучиевых в Дигорию и о ограблении их на обратном пути алагирцами, я приводил раз пять тут. Кстати в тексте говориться об этом ни как о чём-то исключительном, а как об обычном деле. Набеги на соседей были вообще обычным делом. Балкарцы например держали караулы со стороны Дигории и при этом сами наведывались к сванам. Под всё что я говорю, если надо я приведу основания. Точно также как и дигорские тексты в которых описаны нападения алагирцев. Правда я не очень люблю эти все склоки.

Русланбек пишет:

 цитата:
Например, известны случаи нападения аж на ингушские и чеченские общества, когда оттуда пригонялся скот и приводились захваченные люди.



а конкретно?

Русланбек пишет:

 цитата:
Насколько известно, алагирцы и туальцы этим не занимались, если разве в своем обществе.



ну пока лично мне неизвестно о набегах дигорцев в Чечню и Ингушетию. Разве только в качестве моздокских казаков-ерашти, но это уже в русских мундирах. Кроме как о набегах в Дигорию и Грузию о туальцах и алагирцах мне ничего неизвестно, зато точно известно, что они были полностью независимы, чего не скажешь о дигорцах.

Русланбек пишет:

 цитата:
Чеченцы занимались отходничество во время Кавказской войны? Строили дома, пасли скот..



Чеченцы занимались отходничеством , строили дома, пасли скот , в советское время и позже, и при этом имели русских рабов и при советской власти и позже.

Русланбек пишет:

 цитата:
Это касается осетин южных отрогов, а именно кударских.



кударцы - по Вахушти это потомки двалов "единые с ними языком и обычаями", а по осетинским преданиям большинство из них выходцы либо из алагирского ущелья, либо из куртатинского. Пример южных осетин я привёл тебе в ответ на нелепое утверждение, что если одни представители той или иной группы "работают или служат в войсках" , то другие представители этой-же группы якобы не могут заниматься грабежом. тоже касается и примера с чеченцами.

Русланбек пишет:

 цитата:
Ну как же.. Известный нам товарищ Пахомий пишет, что нашел наконец-то людей знающий грузинский язык.. в Наре.



Не знаю как Пахомий, а мне мой дед рассказывал обратное. В Наре вплоть до революции очень редко кто знал русский, не говоря уже о грузинском. Конечно были люди которые знали русский или грузинский, но таких было очень мало. По крайней мере о таком количестве людей, которые в Южной Осетии знали грузинский, или как в Северной русский, в Центральной Осетии не могло быть и речи. Мой дед начал учить русский в 17 лет, не смотря на то. что его дядя Дахцко Гиоев учился в Петербурге, знал грузинский ( так как жил в Тифлисе и был женат на дочери тамошнего купца) русский, а ещё французский и немецкий и был горным инженером проектировавшим дорогу Алагир-Гори и не раз просил за Коста , так как был лично знаком с Кахановым. О чём есть упоминания в письмах Коста. Мы говорим не об исключениях таких например как Магкаев, который с детства жил при грузинском дворе, а о большинстве населения.

В остальном Русланбек , я хочу тебе сказать, что глупее спора я не могу себе представить. При чём замечаю это у тебя я не первый раз. Я знаю, что у тебя круче дигорцев могут быть только звёзды и ещё горские татары, но в этом ты врядли сможешь кого-то убедить.

По моему разумению дигорцы такая-же часть осетин, как и все остальные. Не хуже и не лучше.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 529
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.11.07 02:49. Заголовок: Сослан фыссы : зван..


Сослан фыссы :

 цитата:
звание сильной фамилии также не покупалось и не продавалось.

Стал род многочисленным и сильным, стал выделяться в обществе и притеснять своих соседей - вот все условия для тыхджын мыггаг. Родниться они могли с кем угодно, но не алдарскими фамилиями Осетии. За звание алдаров и соответственно признание как сословие, например Кусовы и Хамицаевы готовы были заплатить большие деньги российским властям. Но им не дали и на это были причины.
 цитата:
и обязательно были магометане

Откуда эти данные? Например, Абисаловы не были совсем мусульманами.
 цитата:
О их ратных делах ничего не известно, зато известно как они не ладили с обществом.

Так эта закрытая тема и никто про них ничего не знает. Элита Осетии - стала в глазах народа врагами. Пропаганда такая была. И песни и сказания про них были под строгим запретом. Даже фамилию такую носить нельзя было и многие потомки сменяли фамилии на материнские или другие..
 цитата:
алагирцы, как и туальцы жили конечно гораздо беднее бадилят, но врядли беднее простых дигорцев

Жили беднее гораздо и это всем было известно. Известно также, что нередко своих детей продавали, лишь бы прокормиться. НЕ все конечно, но многие точно.. Экономические условия и двигают социальные реформы в обществе, поэтому в более экономически благополучных обществах возникает классовое деление. Это аксиома.
 цитата:
не беднее их рабского сословия, которым ты так козыряешь

Никто не козыряет, а признаем вещи как есть. Косагов и фамилий от них произошедщих - достаточно мало. У каждого своя судьба и рабы у осетин считались чуть ли не членами семейства. Попробовал бы кто обидеть даже словом иного раба - тут же выплати штрафы хозяину, либо понеси наказание..
 цитата:
Набеги в Грузию нарцы совершали если верить Коста, также как и в Дигорию. Текст о набеге Кучиевых в Дигорию и о ограблении их на обратном пути алагирцами

А где ты это читаешь, там разве ничего не пишут о набегах дигорцев или тагаурцев? Как-то у тебя инфа однобокая. Дай источники..
 цитата:
Чеченцы занимались отходничеством , строили дома, пасли скот , в советское время и позже

В советское время. Мы говорим о более ранних этапах истории и это совершенно разные моменты. Когда чеченцы совершали набеги на русские станицы, то они там или еще где в России отходничеством совершенно не занимались. Что касается рабов уже в советское время, то таковых из России не только чеченцы имели, но и ингуши, осетины, кабардинцы и практически все народы СК. Просто бичей привозили и те работали в частных хозяйствах за прокорм.. Таких и сейчас много. Если хочешь купить такого, то иди в приемник-распределитель во Владике и тебе продадут блюстители порядка Кстати, национальность тут не имеет значения, потому как встречаются не только русские, но и татары, чуваши, украинцы и бывают осетины тоже у нас. Это не рабы, а работники. Так и называются - косаег.
В сми раздули эту тему, мол вот какие изверги эти кавказцы, чё творят со славянами.. Но это специальный "репортаж" с четким оттенком. При этом в самой России сплошь и рядом это встречается и у каждого нового русского на даче таковые "рабы" имеются.Кстати, относятся они к ним гораздо хуже чем на кавказе.. Однако рабство видят исключительно у кавказцев.
 цитата:
кударцы - по Вахушти это потомки двалов "единые с ними языком и обычаями",

Зачем мне Вахушти нужен для этнической характеристики кударцев? Мы сами прекрасно способны знать и видеть кто есть кто.
 цитата:
Не знаю как Пахомий, а мне мой дед рассказывал обратное.

А ты постарайся найти материалы этого посольства и узнаешь, что Пахомий(грузин) именно в Туалгоме встретил грузиноговорящих осетин, которые очень благосклонно вообще к грузинам относились. Пахомий по осетински не знал, а только по грузински и по русски. Уже в Питере, когда осетинское посольство проверяли на полномочность(возникли сомнения в подставе), то приглашенные грузинские послы общались с ними(туальцами) по грузински и выяснили, что они вовсе не владетели Осетии и тысяч подвластных да зависимых не имеют. Императрица этих обычных осетин тогда решила одарить кафтанами и подарками и отправила домой. А Пахомия за обман и растрату убрали от работы по осетинскому направлению.
Предки Коста Хетагкаты при установлении русской администрации и переписи населения, назвали свою фамилию по грузински - Хетагури. Вот их и записали Хетагуровы. Это указывает на степень распространения грузинского языка и культуры.
 цитата:
В Наре вплоть до революции очень редко кто знал русский, не говоря уже о грузинском.

Мы говорим о более ранних временах.
 цитата:
По моему разумению дигорцы такая-же часть осетин, как и все остальные. Не хуже и не лучше.

Совершенно верно. Тогда почему в твоих источниках, текстах, фотоальбомах и тд и тп, что посвящено осетинам - нет ничего о дигорцах? Они что, фантом какой, а не осетины разве?. Неужели ничего не имели достойного, чтобы можно было поведать. Либо твои источники сами о них ничего не пишут? Почему так складывается, непонятно.. Вот мы и восстанавливаем пробелы. Ничего плохого не вижу, если по дигорцам будет информация тоже, хоть зачастую и неведомая ранее. Надо знать себя лучше и это обогатит наши этнокультурные знания. Пусть не кажется никому, что если дигорец пишет о дигорцах, то он уже враг осетин. Это не так и кто так думает, тот недалекий человек. Надо вещи признавать и называть своими именами.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 530
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.11.07 03:09. Заголовок: Иоганн Бларамберг.. ..


Иоганн Бларамберг.. 1834 год.

Район Нара

Жители этого района, расположенного к западу от Турсо, занимают высокогорные долины, находящиеся в непосредственной близости от снежного Кавказского хребта, а также ущелья Закка, Ринат, Гсркум, Зрого и Варги, откуда вытекают основные притоки Верхнего Ардона. Русские называют жителей этого района «нарцы». Ущелья, также как и высокогорные долины, которые они занимают, очень глубокие, скалистые и неплодородные. Пути сообщения там плохие; главные дороги, которые ведут к ним, проходят вдоль ущелий Турсо и Зба.

Земледелие там едва удовлетворяет потребности жителей, которые выращивают только ячмень, просо и немного пшеницы; овцеводство там также развито незначительно. Соль там дороже, чем серебро.

В ущельях Геркум и Ринат есть небольшие леса. В глубине ущелья Закка есть плодородные пастбища, а поблизости от поселения Нара — теплые источники.

Жилища построены из камня и имеют башни. Жители района Нара, нарцы, имеют наиболее мягкие нравы из всех осетинских племен. На обоих берегах Верхнего Ардона и его притоках число поселений достигает 44. Главные из них: Нара, Гинат, [237] Закка, или Закха; Отати и Чебат, за которым Ардон течет по территории района Зрамага.

Горы Зрого-мта, Зикара и Бруцамзели более всего выделяются из заснеженного хребта и образуют южную границу этого района.

Район Зрамага

Этот район, расположенный к западу от района Нара, занимает республика Зрамага, жители которой также известны под именем двалети, или дуалети. Они живут в Мамиссонском ущелье, где течет один из главных притоков Верхнего Ардона, и у выхода из этого ущелья находится центральное поселение Зрамаги, которое называется также Мидакакау. Местность этого района такая же, как и в районе Нара. Мамиссонское ущелье, начинающееся у Кавказского хребта, достаточно широкое, и пути сообщения там хорошие; главная дорога, ведущая туда, выходит из района Рача.

В этом районе совсем нет леса. Его жители — в постоянной вражде с нарцами, своими ближайшими соседями. Их религия представляет собою смесь христианских и языческих обрядов. Они независимы, хотя формально подчиняются России. У них нет соли, и они изготавливают сукно, которое продают в Имеретию, покупая в обмен то, что им нужно. В двух верстах ниже Зрамаги Ардон вступает в знаменитое Кассарское ущелье, по которому он течет 12 верст на север, река вытекает из этого ущелья около поселения Нусал, или Нузал, расположенного в районе Валаджир.

Кассарское ущелье — наиболее страшное и узкое из всех, какие только известны в Кавказских горах. Лошади осетин без поклажи пересекают его с большим трудом и к тому же с помощью людей.

Вот перечень поселений этого района: Гигеле, Калахи, Конухо, Тхле, Кльяна, Лизри, Тиби, Сальта — эти поселения расположены в Мамиссонском ущелье.

Поселения, расположенные на Ардоне: Далла-као, [238] Чими, Зрамага, Картита, Мечат; Велсай — на маленькой речушке Коссай в развалинах; Зилан-дур — также в развалинах, расположен на северной границе этого района; Тоборза — к востоку от поселения Зрамага на маленьком притоке Ардона.

Район Дигор, или Дугур

Этот район расположен к северо-западу от предыдущего района, жители занимают там долину Уруха, от начала реки в заснеженных горах Кавказа до равнин Кабарды, так же как и берега маленьких речушек Дурдур, Хуголия и Психох, или Белая.

Наиболее населенные ущелья этого района называются Валлаком и Истур-Дигор, в них нет леса. В своем основании эти ущелья достаточно широкие и имеют обширные пастбища; скотоводство в районе Дигор значительно развито и составляет основное богатство его жителей. Дальше местность менее плодородна до урочища Сурх, где Урух выходит из узких теснин, чтобы вступить в отроги Кабарды, покрытые лесом.

Дигорцы выращивают пшеницу, ячмень, овес, а также просо. У них нет соли, и они ее выменивают на скот на обменных пунктах (дворах) в Кабарде. Они говорят по-осетински, но у них свой диалект, многие из них также говорят на кабардинском языке и на языке имеретин, поскольку они торгуют с этими районами.

Высоко в горах их жилища построены из камня, а внизу, в долинах, они имеют плетеные основы домов.

Они подчиняются коменданту (военачальнику) Кабарды, а внутри себя имеют управление с помощью узденей, которых имеется довольно много.

Простонародье у них обращено в христианство, а уздени — мусульмане. Дигорцы имеют репутацию очень честных людей, друг с другом живут мирно, однако враждуют со всеми своими соседями, кроме кабардинцев. Дорога, ведущая к ним из Кабарды, проходит через поселение Валлагир в Мизоре. [239]

Вот перечень их поселений:

1. Поселения, расположенные в Валлакомском ущелье: Каджалта в развалинах, Джвартарах, Хузар, Камунта, Чирого, Пашмаль, Машпандж, Чебоэти, Вакачи, Камати, Калмахта, Махнишкай, Таботи, Фараскат, Нир.

2. Близ истока Уруха: Гулар-кау, Джинах-кау, Ноак-кау.

3. В Истурдигорском ущелье: Куцу, Истур-Дигор, Аксаргин, Одола, Моске, Хшава, Кумбулта.

4. На Урухе, до выхода реки с высокогорья: Дони-фарс, Ханаза, Задлешха, Большой и Малый Лесгор.

5. На Урухе, в Кабарде, ниже Сурха: Лесгор, Дин-дината; Маскуава — этот поселок называют также Масхуава, он расположен на обрывистой со всех сторон горе, справа от которой протекает Урух, а слева — Харбиндон, который в пяти верстах ниже по течению впадает слева в Урух. К югу от этого поселения, вплоть до Черных гор простираются леса. Поскольку лес на правом берегу Уруха дает прекрасную древесину, жители Маскуавы в отличие от других строят свои дома из дерева (так называемые срубы). Жители Маскуавы владеют значительной частью этого леса, что очень важно для России, заинтересованной в использовании ресурсов района Дугур.

6. На Дурдуре расположены поселки: Мирцы, Туганова, Дурдур.

7. На реке Психуш — поселения Кубатова, или Кубати; Каран, или Караген; Ислана, Карачаева, Кобанова.

Маскуава, Дурдур и Кобанова - это последние поселения дигорцев на севере.

Примечание. В этом племени есть семьи, которые происходят от бадийатов и которые до сих пор управляют значительной частью дугурцев. Эти бадийаты, или бадийцы, происходят от мадьяр, от которых они откололись, когда этот район был разорен ордами Чингисхана. До прихода бадийатов дигорцы были совершенно свободны и имели республиканское управление; они выбирали наиболее храбрых из своей среды в качестве судей и защитников; и, осуществляя свою власть, они не обязательно передавали ее по наследству. Но когда два брата-бадийца, которые заявили, что они сыновья хана мадьяров, прибыли в [240] долины Дигора, судей перестали выбирать. Бадийцы были дружелюбно встречены дугурцами и осели к югу от гор. проходит дорога из Гарнисской долины, и там они обрабатывай маленький клочок бесплодной земли, который имел максимум 200 шагов в окружности и который до сих пор называют «Бадиейхум», т. е. «Поле бадийцев».

Они стали оборонять узкий проход Хадсерт, поэтому они стали получать добровольные подношения, на которые и жили, что постепенно вошло в привычку; они обогатились грабительскими набегами, уважение к ним возрастало, и в конце концов они стали хозяевами большей части дугурских поселении. С этого времени они постоянно усиливали свою власть браками .и союзами с князьями Кабарды, и сегодня они составляют самый значительный дугурский род.

Когда какой-либо бадиец приезжает куда-либо, ему оказывают лучший прием — убивают барана, варят пиво в его честь, если то время, на которое он приехал, позволяет это сделать.

Дугурцы сами себя называют «тугур» или «тугур-лек» (люди Тугура); соседи называют их «дугурцы», «дигорцы» или «дугорцы», а черкесы называют и «диrop-куш-ха», т. е. «жители гор Дигор».

Раньше они подчинялись царям Имеретин. В договоре, заключенном между одним из этих царей и князьями Кабарды, говорится, что земля дигорцев принадлежит Имеретии, вплоть до Сурха — места, где Урух выходит в отроги Кавказа через узкое скалистое и отвесное ущелье (ущелье Хадсерте). Дети князей Имеретии учатся воевать у дигорцев.




Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Бывалый


Пост N: 7000

Замечания: уаззау зондыл хаст у.ницы хуызы йа ис фезмалын канын йа бынатай.агъдауджын ирон лаппу-лаг у.
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.11.07 08:50. Заголовок: Русланбек , хоть ты ..


Русланбек , хоть ты меня и вынуждаешь дать тебе ответ по дигорцам с многочисленными цитатами и фактами их зависимости от кабардинских князей, коих по дигорцам раз в пять больше, чем по всем остальным осетинам вместе взятым. Есть у меня и ещё кое-какая любопытная инфа о взаимоотношениях дигорцев и горских татар, но я этого делать наверное не стану.
Скажу лишь одно, что ты сам себе противоречишь приводя Бларамберга, так как он из "мимо проходящих". Обратись лучше к фольклорным осетинским источникам и ты увидишь в них массу мотивов ( как в дигорских, так и в иронских) о частых набегах алагирцев в Дигорию. Например я встречал у нескольких авторов ( в частности у Калоева) информацию о том, что дигорцы платили алагирцам дань в виде мальчика каждый год.
На счёт продажи детей, этим кстати довольно широко занимались адыги. Ну и что? А есть свидетельства когда убивали новорожденных девочек за ненадобностью.

Кстати по твоему любимому выборочному Иоганн Бларамбергу, джерахи и даже рачинцы это осетины, а самые бедные и низкостоящие из осетин это куртатинцы.
И тут он совершенно прав? Или ты действуешь как твои приятели из карачайза? Приводишь цитаты по выгодности. Так они очень любят везде пихать Гумилёва, но ни словом не обмолвятся, что он везде говорит о скифах и аланах, как об иранцах и о прямых предках осетин.
Смешно всё это

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Бывалый


Пост N: 7001

Замечания: уаззау зондыл хаст у.ницы хуызы йа ис фезмалын канын йа бынатай.агъдауджын ирон лаппу-лаг у.
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.11.07 12:04. Заголовок: Русланбек пишет: Ст..


Русланбек пишет:

 цитата:
Стал род многочисленным и сильным, стал выделяться в обществе и притеснять своих соседей - вот все условия для тыхджын мыггаг.



тоже самое можно сказать и об алдарах. стали тагиаты сильными и стали контролировать Дарьял. создались условия для их возвышения над соседями.
Привёз с собой Бадила первое в Дигории ружьё и стали Бадиляты охранять дигорцев по их же просьбе. Размножились Бадиляты и стали притеснять дигорцев. Условия для того чтобы стать сильной фамилией и алдарской фамилией были одинаковыми. Разница в том, что баделятское и тагиатское узденство было вписано в структуру кабардинской феодальной иерархии. Осетинские, горско-татарские и абазинские феодалы были в этой иерархии дворянами ( узденями 1-ой и 2-ой степеней) и роднились они соответственно либо между собой, либо с кабардинскими дворянами соответствующих степеней. Кабардинские же князья роднились с кумыкскими князьями и ногайскими мурзами.
Куртатинские сильные фамилии занимали промежуточное положение между бадилятами и тагиатами с одной стороны и алагирскими и туальскими сильными фамилиями с другой. ибо они могли родниться с тагиатами, но в отличии от последних не имели такой власти над народом.
Согласно осетинским адатам куртатинцы Арисхановы, Боговы, Борсиевы, Гумецаевы, Гуговы,Гуриевы, Габисовы, Гайтовы, Есиевы, Сокаевы, Томаевы,
Тезиевы, Цаликовы, Худзиевы и Цопановы, а также Цимитинские:
Елоевы, Карджиевы, Гутиевы и Таучеловы «По кровомщению с баделятами и
алдарами были равны». Симптоматична информация о зависимом
населении. «Подвластных людей (т.е. целыми деревнями, как в
Кабарде) мы у себя не имели, а имели только кавдасардов и
холопов, точно в той же зависимости, в какой находятся
таковые у баделят и алдаров». 17 мая 1860 г. показания по этому же вопросу давали
депутаты от кабардинского народа: «в Куртатинском обществе,
сколько мы слышали, есть высшее и низшее сословие, но из
каких именно состоит это общество и в каких отношениях
между собою – нам не известно. Мы слыхали только, что там
есть почетные фамилии». Согласно показаниям депутатов от
Джераховского общества, «благородные» фамилии куртатинцев
«пользовались равным уважением и значением с тагаурскими
алдарами и дигорскими баделятами, как по родственным связям,
так и по кровомщению; но имели-ли в своем обществе особую
власть или влияние на других, называемых низшими сословиями,
мы не знаем».
Еще раньше, 18 августа 1859 г. показания дали депутаты
от Дигорского общества: «сколько можем припомнить с детства
нашего, сколько слышали мы от отцов наших..., что в
Куртатинском обществе известны были 9 фамилий: Гайтовы,
Томаевы, Тезиевы, Есиевы, Цаликовы, Борсиевы, Цопановы,
Гуриевы и Фарниевы. Они носили общее название Куртат.
Пользовались в своем народе одинаковыми правами с
кабардинскими узденями 2-ой степени, т.е. подвластных имели
одних кавдасардов и холопов, которых имеют и в настоящее
время... из упомянутых выше фамилий некоторые женились на
дочерях тагаурских алдар и отдавали своих дочерей за алдар
при одинаковых условиях».
Депутаты от Алагирского общества «указали на те же 9
фамилий из высшего сословия, но с присовокуплением к ним еще
2-х – Арисхановых и Худиевых. Эти 11 фамилий пользовались
особым уважением не только в своем обществе, но и от всех
соседних народов и именовались куртатинскими узденями, так
что они имели равное по женитьбе родство, как с тагаурскими
алдарами, так и с дигорскими баделятами. Особых вольных
людей в зависимости не имеют, а есть у них... кавдасарды и
холопы».

как мы видим сильные фамилии куртатинцев ( по сведениям всех соседей в т.ч. и дигорцев ), отличались от бадилят и алдар только тем, что не имели у себя крепостных.

Примерна та же ситуация была и в Алагире и Туалгоме. Правда алагирские и туалгомские тыджын мыггаг не роднились с алдарами и бадилятами и соответственно цена их крови по осетинским адатам была ниже. На самом деле со временем и они могли превратиться в феодалов. Если-бы не пришла Россия и Кабарда продолжала бы усиливаться, то её влияние могло распространиться и на алагирцев и туальцев. Тогда-бы Кабарда в лице алагирских и куртатинских старшин искала-бы своих вассалов и союзников, а те в свою очередь в лице кабардинцев своих сюзеренов . По примеру тагиат и бадилят, они приняли-бы ислам и группировались вокруг тех или иных кабардинских князей в качестве союзников. Те же в свою очередь помогли-бы алагирским и туальским сильным закрепостить народ. Но, история не любит сослагательных наклонений. И мы имеем то, что имеем. Баделяты и тагиаты как самые приближенные к Кабарде, получили от неё поддержку в виде признания своего узденства, а алагирцы и туальцы, как от Кабарды совершенно независимые таковой поддержки не имели. Куртатинцы находились между этими двумя группами.
Тем не менее не были редкостью случаи получения нарцами дворянства ( азнаурства ) у грузин. Мало того одному из Хетагуровых за воинскую службу в рядах грузинских войск был дарован значительный земельный участок близ Цхинвала, который находился тогда в значительном отдалении от осетинских территорий. Потомки этих Хетагуровых со временем огрузинились и именуются ныне Хетагури.
На рубеже XVII-XVIII вв. другой влиятельной фамилией в Наро-
Мамисонской котловине(Туалгом)
являлись Елихановы. В последней трети
XVII в. они поддерживали дружеские отношения с карталинским
царем Георгием ХI и его братом Арчилом. Георгий и Арчил
неоднократно бывали в горах Осетии: Зарамаге, Цее, Тагаурии
и Дигории. Отсюда Арчил добивался возвращения утраченного
имеретинского престола и устанавливал связи с Россией. Где-
то здесь Арчил написал свою поэму «Спор между Таймуразом и
Руставели».
В 1688 г. в Картли воцарился Ираклий I. Сыновья Арчила
– Александр (впоследствии соратник Петра I и первый
фельдцехмейстер русской артиллерии) и Мамука скрывались в
осетинском ауле Зарамаге. Когда же Ираклий по требованию
проиранских кругов послал чиновника Бардзима с войском для
захвата детей Арчила, осетины во главе с Елихановым вынудили
вернуться их ни с чем. Детей Арчила Елиханов отправил в
Дигорию. В 1703-1724 гг. в Картли правил Вахтанг VI, хорошо
знавший Осетию, ибо с дядей Арчилом не раз находил убежище в
Зарамаге и Дигории.
В 1719 г. часть «осетинских дворян» Елихановых
переселилась в Грузию. В течение XVIII в. туда же прибыли
«осетинские дворяне Годобрелидзе... Шалмеликисшвили,
осетинские дворяне из Двалети».
Один из Елихановых – Зураб – воспитывался при
грузинском царском доме. Являясь видным политическим
деятелем, он при Вахтанге VI играл большую роль. Архимандрит
Пахомий в донесении Синоду от 12 апреля 1745 г. сообщал о З.
Елиханове: в Касарском ущелье «между ими знатной фамилии
есть один .. и оному главному имя Зураб Елиханов. У
грузинского царя в доме воспитан и диалект грузинский хорошо
знает, тако же и божественное писание знает же и как в сих
местах, так и во всей Осетии он знатный человек и знают ево
от самых горских черкасов по тракту до внутри Осетии.
Главные люди все ему родственники и свойственники и сей
Елиханов и в России бывал».
По свидетельству иеромонаха Ефрема, З. Елиханов был
казначеем Вахтанга; вместе с ним отправился в Россию, жил в
Москве и Санкт-Петербурге, в Осетию выехал в 1734 г. По
данным синодальной канцелярии, З. Елиханов «послушных имеет
около 3-х тысяч человек».


Многие Хетагуровы «служили грузинским царям верою и
правдою, получали от них за это дворянское достоинство»
. Сын
Арчила Александр пожаловал грамоту « нарскому дворянину» Аса
Амиранову, в которой, кроме прочего, значилось: «отцы и
деды Ваши служили отцам и дедам нашим с таким тщением, что
дом наш и по сей день находится вне опасности». Им же дана
грамота «царскому князю Махамату Зидаханову в том, что отец
и деды ваши служили отцам и дедам нашим самопожертвованием,
отчего наш дом был всегда невредим». Аналогичную грамоту
Александр, внук царя Вахтанга, пожаловал в 1780 г. Чибиру и
Куба Бигуловым, Козаевым из Зрукского ущелья. Грамоты,
датированные 28 апреля 1701 г. и 22 мая 1702 г., хранились у
Черджиевых.
За службу в ополчении крестьяне получали своего рода
плату. Те же Черджиевы за усердную службу награждались
«красными товарами». Нарские «дворяне» Джаналд Хурумов,
Канибат Пареев, Вахтанг Эладиев, Гако Батаев, Ладо Гисаев,
Джаша Епхиев, Кайхо Салваев, Джагка Джанаев, Болатико Туаев
и др. получали по 50 марчилей ( 1 марчили = 60 коп. в ценах
того времени) в год; Басил Шикоев – 130, а Тавкан Хелпомаев
и Габис Самураев – по 150 марчилей в год. В 1780 г. сын царя
Бакара «назначил нарским дворянам» ежегодное жалованье:
Петру Мимиствали – 70 марчилей, Канча Зарашвили и « нарскому
князю Махмуду Джида-швили по 50 марчилей».

Так что Русланбек ты конечно можешь спорить, но основным фактом бадилятского дворянства узаконенного осетинскими адатами, было то, что бадилята находясь в тесной свзи с князьями Кабарды и будучи их вассалами, были признаны последней дворянами. Влияние Кабарды на горцев было очень значительным и поддержка Кабардой тех или иных горских групп обеспечивала им возможность возвышения внутри своего этноса. Со своей стороны все осетинские феодалы должны были и приняли ислам и давали Кабарде как свою военную поддержку, так и подати.

Русланбек пишет:

 цитата:
Откуда эти данные? Например, Абисаловы не были совсем мусульманами.



Ты любишь Бларамберга?

"Простонародье у них обращено в христианство, а уздени — мусульмане." да для этого не нужен никакой Бларамберг. Абисаловы приняли христианство когда уже на Кавказе правили русские и сделано это было дабы сохранить свои привелегии при русской администрации. Вообще многие исследователи отмечали изворотливость бадилят. осетинская устная традиция также несёт в себе стойкий сюжет дигорской изворотливости.

Русланбек пишет:

 цитата:
В советское время. Мы говорим о более ранних этапах



ок. вот тебе ранний этап.

Грабежами «занимались не только прямо враждебные русским
осетины ..., но и те, которые имели русские чины и на шее
медали. Особенно выделялся этим тагаурский старшина Дударуко
@ulernb;.
В марте 1784 г. тифлисский житель Бежан Петров и его
товарищи жаловались П.С. Потемкину на Ахмета Дударова,
который ограбил их у аула Чми, «отняв ружья, сабли и что
было... деньги и платье без остатку». В этом же году П.С.
Потемкин в письме С.Д. Бурнашеву от 31 октября отмечал, что
«некоторые осетинцы на дороге шалят, посылать войско их
наказывать – по чрезмерно дурному времени не можно, так до
времени потерплю». Но власти вынуждены были держать во
Владикавказе «многочисленный гарнизон для конвоя едущим из
России в Грузию и обратно»
На рубеже XVIII-XIX вв. своими набегами «прославился»
Девлет-Мирза Дударов. Он имел обыкновение награбленное
делить с комендантом Владикавказа графом Ивеличем, за что
последний оставлял без наказания все его «шалости».
Вероятно, о Девлет-Мирзе сообщает и Гамба: «Селение Балта
принадлежит одному из князей дома Дондаровых. Их отец был
знаменит среди горцев своими разбойничьими набегами и
жестокостью». В 1806 г. Ивелич в рапорте вышестоящим
инстанциям писал, что Мирзабек Есенов «делал и делает
воровством своим и с подданными своими часто на дороге
нарушения».

Русланбек пишет:

 цитата:
Зачем мне Вахушти нужен для этнической характеристики кударцев? Мы сами прекрасно способны знать и видеть кто есть кто.



Ну Бларамберг же тебе нужен чтобы определить этнические характеристики нарцев и дигорцев.

О нарцах я расскажу в следующий раз. Это моя любимая тема.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 531
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.11.07 04:14. Заголовок: Сослан фыссы : хоть..


Сослан фыссы :

 цитата:
хоть ты меня и вынуждаешь дать тебе ответ по дигорцам с многочисленными цитатами

Пожалуйста приводи все цитаты . Только конкретные, с датами, фамилиями, сколько платили и кому. Не надо общих фраз. Они часто просто вымысел чей-то и доверия не вызывают.
 цитата:
Скажу лишь одно, что ты сам себе противоречишь приводя Бларамберга, так как он из "мимо проходящих". Обратись лучше к фольклорным осетинским источникам и ты увидишь в них массу мотивов ( как в дигорских, так и в иронских) о частых набегах алагирцев в Дигорию.

Бларамберг военный и специальный агент правительства России. Он добывал полные данные по некоторым народам Кавказа, дабы знать что и как предпринимать с ними. Потому его доклад находился под грифом секретно и стал доступным лишь в начале 90-х гг. прошлого века. В его данных как раз отражена наиболее точная и достоверная информация о нас и наших предках.
Что касается фольклорных осетинских источников, то по ним я как раз таки и сужу . Ты знаешь поговорку такую осетинскую "бадтаей таегиаты фаезмы, цыдаей та бадилаты"? В каких случаях и почему в народе так стали говорить?
 цитата:
Например я встречал у нескольких авторов ( в частности у Калоева) информацию о том, что дигорцы платили алагирцам дань в виде мальчика каждый год.

Это всё сказки придуманные одним человеком. Факты нужны и кпри этом конкретные, а не одна бабка сказала.. Я тоже встречал авторов, которые даже в энциклопедию фальшивки запихивают. То обман и всегда при подробном разборе обнаруживается.
 цитата:
На счёт продажи детей, этим кстати довольно широко занимались адыги. Ну и что?

А то, что детей своих кровных продают только в крайнем случае - когда совсем худо жить, жрать нечего проще говоря. Адыги продавали детей в рабство, но это всегда были захваченные где-то дети, не свои. Своих они не продавали и таких фактов мне неизвестно.
 цитата:
А есть свидетельства когда убивали новорожденных девочек за ненадобностью.

В туальском обществе. У других осетин такой традиции не было. Это наверно указывает на высокое дворянское положение в Двалетии .
 цитата:
джерахи и даже рачинцы это осетины, а самые бедные и низкостоящие из осетин это куртатинцы.

Не надо изворачиваться и переводить стрелки.. И кто-то здесь о дигорской изворотливости говорит! Куртатинцы - третье общество осетин по развитию. И это подтверждают твои же источники чуть выше, да и всем это прекрасно известно.
 цитата:
тоже самое можно сказать и об алдарах. стали тагиаты сильными и стали контролировать Дарьял. создались условия для их возвышения над соседями.

Совершенно верно. Стали Тагиата сильными и уважаемыми - и заставили всех платить за проезд по Дарьяльской дороге. Стали сильными и богатыми - купили земли на равнине для своего народа. Стали сильными - с ними роднятся сильные владетели Северного Кавказа и Грузии. И это не какая-то там "зависимость", о которой ты далдонишь постоянно из своих русских анагажированных источников. Это есть самоутверждение в оружающей среде народов и стран. Потому тагаурское общество жило зажиточно.Если бы и туальские сильные фамилии так утверждались, то имели бы земли на плоскости и не места продажи детей в обществе, чтобы не умереть с голоду. И не продались бы грузинским агентам России за кафтаны и штаны.. Извиняюсь за прямоту.
 цитата:
Те же в свою очередь помогли-бы алагирским и туальским сильным закрепостить народ.

Ты совершенно неправильно понимаешь политику формирования феодального общества. Это не на силе основано, а на экономическом уровне. Приведу простые примеры.. У кого больше скота, много скота - тот не пасет его сам уже, а нанимает соседа для этого и тот за плату в десять голов в год допустим - следит за стадом. У кого земля хорошая, дает урожайность большую - тот богаче и сам перестает на ней работать, а нанимает соседа и то за процент от урожая обрабатывает эту землю. Так возникают классы зажиточных и зависимых. Если же в обществе нет возможностей к обогащению, т.е. земля неплодородная, леса скудные, пастбища неудобные и тд, то хозйственные отношения не развиваются и находятся в постоянной стагнации. Общесту, людям трудно содержать самих себя и не до классового деления. Классы там вообще не могут образоваться. Одна фамилия может иметь больше мужчин, а другая меньше.. Тогда зачастую первая силой отбирает имущество вторых, при этом могут и уничтожить вообще вторых. Затем через поколение уже у третьей какой-то фамилии рождается больше мальчиков и теперь те отбирают у предыдущих имущество и это продолжается вечно. И такое мы знаем очень часто случалось в Туалгоме, Хевсуретии, Ингушетии, Уаллагире и других раннеклассовых обществах. Потому как не было установленного и признанного закона. НЕ было смотрящих грубо говоря за обществом потому и бардак. Знаешь как по осетински часто можно услышать? Ды цаемаей лаегдаер дае На самом деле лаегдаераей лаегдаертае бирае и это глупо не признавать. Оттого и раздор случается.
 цитата:
Мало того одному из Хетагуровых за воинскую службу в рядах грузинских войск был дарован значительный земельный участок близ Цхинвала

Так я и говорил, что в Туалгоме очень сильное грузинское влияние было и туальцы больше тяготели к югу, чем к северу. Грузинские церкви сплошь и рядом в Туалгоме встречаются..
 цитата:
По
данным синодальной канцелярии, З. Елиханов «послушных имеет
около 3-х тысяч человек».

Эти все недостоверности, мягко говоря, взяты из издания "История Осетии" под авторством одного туальца . А частично сочинены известным агентом Пахомием, который много чего приписал своему "послу вся Осетии" Зурабу.. За что этого авантюриста грузина затем и лишили работы. Бабки он отмыл русские и привез в Питер не представителей знати осетин, а обычных крестьян из Туалгома со своими несовершеннолетними сыновьями..Так как действительная знать Осетии его и слушать не стали и просто прогнали от себя.
 цитата:
Абисаловы приняли христианство когда уже на Кавказе правили русские и сделано это было дабы сохранить свои привелегии при русской администрации.

Да что ты? А чего же остальные баделятские, царгасатские, гагуатские, тагиатские фамилии на такой шаг не пошли? Никто не принял из них христианство, но они при этом не хуже Абисаловых сохранили свои привилегии. А дело в том, что Абисаловы вообще ислам не приняли никогда. Это единственная алдарская фамилия у дигорцев, которые не построили себе мечеть. Их вотчина в горах - Махческ, там в середине села стояло святилище. Затем оно русской администрацией было перестроено в церковь. Но и теперь называется именем святилища - Стъонае.
О степени изворотливости говорят факты сами за себя: Алдарские фамилии не приняли христианство даже при полном российском покорении. Когда совсем уже зажали, то они предпочли покинуть свою Родину. Кстати, их потомки и потомки их крестьян - сейчас во многом лучше знают осетинский язык, чем живущие в Осетии в составе России. Я вот с несколькими турецкими дигорцами переписывался, так они очень хорошо знают язык, немного по стариковски разговаривают. Сравните ради интереса с нашими осетинами-казаками..
 цитата:
осетинская устная традиция также несёт в себе стойкий сюжет дигорской изворотливости.

С каких это пор правда стала называться изворотливостью? Для сведения: до прихода России значительная часть иронцев и дигорцев были приверженцами ислама. Во всяком случае так признавалось тогда. Теперь смотрим картину: часть дигорцев так и остались мусульманами(так считается), подавляющее большинство иронцев теперь православные христиане. Ты можешь степень изворотливости в данном случае определить? Напрасно ты выразился так неудачно о изворотливости. Можем обсудить, причем на фактах.

Так всё таки.. Что тебе мешает всегда ничего не писать о дигорцах в прошлом? Нет и фотографий никаких оказывается..



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 532
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.11.07 05:04. Заголовок: Вот отрывок из весьм..


Вот отрывок из весьма большого и очень подробного труда академика Ковалевского.. "Современный обычай и древний закон", Обычное право осетинъ въ историко-сравнительномъ освъщении. Москва, 1886г. стр.280-281:
"..В голодные годы, особенно южные осетины или туальцы, нередко продавали своих детей мужского пола в рабство, на что в один голос указывают путешественники посетившие осетин в первой половине текущаго столетия. Девушек же они умерщвляли при самом их рождении, сдавливая имъ шею въ моментъ рождения или оставляя их без ухода и пищи. Этот последний факт слишком хорошо засвидетельствован местным духовенством, чтобы возможно было еще сомневаться в его достоверности. Но если убийство девочек было в ходу между осетинами, то далеко не как общераспространенное явление, а скорее как особенность туальцев, жителей Наръ, Тиба, Мамиссона и других аулов, расположенных в узких ущельях и почти лишенных средств к размножению. В остальной Осетии мне ни разу не пришлось слышать о нем, как о явлении обыденном, даже в старые годы."

Всё-же довольно неординарное чувство вызывает изречение о стойкой традиции изворотливости дигорцев в устах якобы осетин.. Которое я слышу от осетина-москвича никогда не жившего в Осетии .
Интересно, как ты расцениваешь степень изворотливости дигорцев, когда их интеллигенция вынуждена была издавать печатные издания в соседней КБАССР? Тогда как в самой Осетии было издательство "Ир" в Орджоникидзе, но на дигорском языке там ничего нельзя было издать. И как только эти дигорские писатели и поэты не извернулись, чтобы писать на иронском, чтобы попасть в союз писателей СОАССР, публиковаться и тд. А их ведь заставляли прямо и запрещали писать на дигорском. Однако ни один не стал писать и нет дигорцев на осетинском-иронском писавших. Вот слова Тазе Бесаева: - Мы готовы и с удовольствием будем развивать свое творчество и на иронском-осетинском. Но мы должны иметь полное такое же право писать и на дигорском, так как это наш родной диалект. Запрет творчества на дигорском - не может нас заставить перейти на иронский.
В конце тридцатых ряд дигорских писателей были репрессированы, затем в 50-60е ряд творческих людей были осуждены как националисты. Гонениям подвергались многие отстаивающие права дигорского вплоть до конца 80-хгг.
И всё это думаешь за что? За то что никак не изворачивались, чтобы иметь карьеру и признание - всего то нужно было отказаться от своего родного в пользу иронского диалекта.
Сейчас большинство дигорцев знают оба осетинских диалектов и дигорские писатели пишут и на иронском тоже. Дигорский диалект же получил одинаковые права с иронским и вместе называются осетинский язык. Не поддались, не подстроились, не сломались и имеют теперь право на существование. Хотя свои же братья и пытались поставить крест на языке дигорцев.
О изворотливости красноречиво гласит одна поговорка: каей уаердоны бадыс - уый зараег каен. На дигорском диалекте данная поговорка не существует.
Уважать должны все друг друга и не скрывать, не приписывать, не клеветать и тд и тп относительно частей своего народа. Тогда будет полное взаимопонимание и благодать .


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 135 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 20
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



ЧАТ "НЫХАС"