Тестируем НОВЫЙ ФОРУМ Ссылка



АвторСообщение
"маленькая, тихая и скромная"




Пост N: 3787

Замечания: гыццыл, сабыр ама хадафсарм.фала йа ма асмасты канут, андара уыл магуыры бон кандзан.зоны алцы, - чи каима рахыл ис, чи каман радта гартам, кай сисдзысты йа бынатай ама афта дарддар.иу ныхасай, - иунаг сусаг хъуыддаг дар йын на баззайдзан. Любит думать, что всё знает.
Награды: Горе от ума
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.11.06 15:22. Заголовок: Это очень интересно.


Надеюсь наши братья - карачай-балкарцы, не будут претендовать на это Все таки речь идет о хрстианских памятниках, а не мусульманских
http://www.gazeta.ru/science/2006/11/29_a_1100933.shtml

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 8 [только новые]


Кайзер Баршби I


Пост N: 6233
Откуда: Kenigsberg

Замечания: уындай паддзахы хуызан у, фала хъаугъа канын бира уарзы. авзар зардыл хаст нау.
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.02.07 17:34. Заголовок: Re:


ПУТЕШЕСТВИЕ В ВОСТОЧНЫЕ СТРАНЫ
Вильгельм де Рубрук2
…И накануне Пятидесятницы пришли к нам некие аланы3, которые именуются там аас4, христиане по греческому обряду, имеющие греческие письмена и греческих священников. Однако они не схизматики, подобно грекам, но чтут всякого христианина, без различия лиц. Они принесли нам вареного мяса, прося покушать их пищи и помолиться за одного усопшего их. Тогда я сказал им, что теперь канун столь великого праздника, и что в такой день мы не будем есть мяса, я объяснил им этот праздник, чему они очень обрадовались, так как не знали ничего, имеющего отношение к христианскому обряду, за исключением только имени Христова...
Наконец, когда мы потеряли очень много, мучения сообщили нам разум. Мы добрались до края области, которая замыкается перекопом от одного моря до другого; за нею были пристанища тех, по входе к которым они показывались нам все прокаженными, так как это были презренные люди, помещенные там, чтобы получать дань с берущих соль из вышеупомянутых солеварен. С того места, как говорили, нам надлежало странствовать 15 дней, не встречая никаких людей. Мы выпили с ними кумысу и дали им корзину, полную сухарей; они дали нам, восьми человекам, для столь продолжительного пути одну козу и сколько-то бурдюков, полных коровьего молока.
Переменив лошадей, баранов и быков, мы снова пустились в путь, который совершили в десять дней до другой остановки, и на этой дороге находили воду только во рвах, сделанных в долинах, да еще в двух небольших реках. И все время, как мы оставили упомянутую выше область Газарию, мы ехали на восток, имея с юга море, а к северу большую степь, которая в некоторых местах продолжается на 30 дневных переходов и в которой нет никакого леса, никакой горы и ни одного камня, а трава отличная. В ней прежде пасли свои стада команы, именуемые капчат; немцы же называют их валанами, а область Валанией. Исидор же называют страну от реки Танаида5 до Меотидских болот6 и Данубия Аланией, и эта страна тянется в длину от Данубия до Танаида, который служит границей Азии и Европы, на двухмесячный путь быстрой езды, как ездят татары. Она вся заселена была команами-капчат, ровно как и дальше, от Танаида до Этилии7; между этими реками существует 10 больших дневных переходов. К северу от этой области лежит Руссия, имеющая повсюду леса; она тянется от Польши и Венгрии до Танаида. Эта страна вся опустошена татарами и поныне ежедневно опустошается ими...
Итак, мы направлялись к востоку, не видя ничего, кроме неба и земли, а иногда с правой руки — море, именуемое морем Танаидским, а также усыпальницы команов8.
Итак, мы с великим трудом странствовали от становища к становищу, так что не за много дней до праздника блаженной Марии Магдалины достигли большой реки Танаида, которая отделяет Азию от Европы, как река Египта — Азию от Африки. В том месте, где мы пристали, Батый и Сартах приказали устроить на восточном берегу поселок русских, которые перевозят на лодках послов и купцов. Они сперва перевезли нас, а потом повозки, помещая одно колесо на одной барке, а другое - на другой; они переезжали, привязывая барки друг к другу и так гребя. Там наш проводник поступил очень глупо. Именно он полагал, что они должны дать нам коней из поселка, и отпустил на другом берегу животных, которых мы привезли с собою, чтобы те вернулись к своим хозяевам; а когда мы потребовали животных у жителей поселка, те ответили, что имеют льготу от Батыя, а именно: они не обязаны ни к чему, как только перевозить едущих туда и обратно. Даже и от купцов они получают большую дань.
Там, на берегу реки, мы стояли три дня. В первый день они дали нам большую свежую рыбу — чебак, на второй день — ржаной хлеб и немного мяса, которое управитель селения собрал наподобие жертвы в различных домах, на третий день — сушеной рыбы, имевшейся у них там в большом количестве. Эта река была там такой же ширины, какой Сена в Париже. И, прежде чем добраться до того места, мы переправлялись через много рек, весьма красивых и богатых рыбою, но татары не умеют ее ловить и не заботятся о рыбе, если она не настолько велика, что они могут есть ее мясо, как мясо барана. Эта река служит восточной границей Руссии и начинается из болот Меотиды, которые простираются к северу до океана. Течет же река к югу, образуя, прежде чем достигнуть моря Понта, некое великое море в семьсот миль, и все воды, через которые мы переправлялись, текут в те стороны. Упомянутая река имеет также на западном берегу большой лес. Выше этого места татары не поднимаются в северном направлении, так как в то время, около начала августа, они начинают возвращаться к югу; поэтому ниже есть другой поселок, где послы переправляются в зимнее время.
Итак, мы были там в великом затруднении, потому что не находили за деньги ни лошадей, ни быков. Наконец, когда я доказал им, что мы трудимся на общую пользу всех христиан, они дали нам быков и людей; самим же нам надлежало идти пешком. В то время они жали рожь. Пшеница не родилась там хорошо, а просо имеют они в большом количестве. Русские женщины убирают головы так же, как наши, а платья свои с лицевой стороны украшают беличьими или горностаевыми мехами, от ног до колен. Мужчины носят епанчи, как и немцы, а на голове имеют войлочные шляпы, заостренные наверху длинным острием. Итак, мы шли пешком три дня, не находя народа, и, когда сильно утомились сами, а равно и быки, и не знали, в какой стороне можем найти татар, прибежали внезапно к нам две лошади, которых мы взяли с великой радостью, и на них сели наш проводник и толмач, чтобы разведать, в какой стороне можем мы найти народ. Наконец, на четвертый день, найдя людей, мы обрадовались, как будто после кораблекрушения пристали к гавани. Тогда, взяв лошадей и быков, мы поехали от становища к становищу, пока 31 июля не добрались до местопребывания Сартаха.
Эта страна за Танаидом очень красива и имеет реки и леса. К северу находятся огромные леса, в которых живут два рода людей, а именно: моксель9, неимею-щие никакого закона, чистые язычники. Города у них нет, а живут они в маленьких хижинах в лесах. Их государь и большая часть людей были убиты в Германии. Именно татары вели их вместе с собою до вступления в Германию, поэтому моксель очень одобряют германцев, надеясь, что при их посредстве они еще освободятся от рабства татар. Если к ним прибудет купец, то тому, у кого он впервые пристанет, надлежит заботиться о нем все время, пока тот пожелает пробыть в их среде. Если кто спит с женою другого, тот не печалится об этом, если не увидит собственными глазами; отсюда они не ревнивы. В изобилии имеются у них свиньи, мед и воск, драгоценные меха и соколы. Сзади них живут другие, именуемые мердас10, которых латины называют мердинис, и они — сарацины. За ними находится Этилия. Эта река превосходит своею величиной все, какие я видел; она течет с севера, направляясь из Великой Булгарии к югу, и впадает в некое озеро, имеющее в окружности пространство (пути) в четыре месяца; о нем я скажу после. Итак, эти две реки, Танаид и Этилия, отстоят друг от друга в направлении к северным странам, через которые мы проезжали, только на десять дневных переходов, а к югу они очень удалены друг от друга. Именно Танаид впадает в море Понта, а Этилия образует вышеназванное море или озеро, вместе со многими другими реками, которые впадают в него из Персии. К югу у нас были величайшие горы, на которых живут по бокам, в направлении к пустыне черкисы и аланы, или аас, которые исповедуют христианскую веру и все еще борются против татар11. За ними, вблизи моря или озера Этилии, находятся некие сарацины, именуемые лесгами12, которые равным образом не подчинены татарам. За ними находятся Железные ворота13, которые соорудил Александр для преграждения варварским племенам входа в Персию; о положении этих ворот я скажу вам впоследствии, так как я проезжал через них при возвращении, и среди этих двух рек в тех землях, через которые мы проехали, до занятия их татарами, жили команы-кап-чат...
Что касается до Сартаха, то я не знаю, верует ли он во Христа или нет. Знаю только, что христианином он не хочет называться, а скорее, как мне кажется, осмеивает христиан. Именно он живет на пути христиан, то есть русских, валахов, булгаров Малой Булгарии, сол-дайнов, черкисов и аланов, которые все проезжают через его область, когда едут ко двору отца его, привозя ему подарки; отсюда он тем более ценит христиан. Однако, если бы явились сарацины и привезли больше, их отправили бы скорее. Он имеет также около себя священников несториан, которые ударяют в доску и поют свою службу. У Батыя14 есть еще брат, по имени Берка, пастбища которого находятся в направлении к Железным воротам, где лежит путь всех сарацинов, едущих из Персии и из Турции; они, направляясь к Батыю и проезжая через владения Берки, привозят ему дары. Берка выдает себя за сарацина и не позволяет есть при своем дворе свиное мясо. Тогда, при нашем возвращении, Батый приказал ему, чтобы он передвинулся с того места за Этилию к востоку, не желая, чтобы послы сарацинов проезжали через его владения, так как это казалось Батыю убыточным.
В те же четыре дня, когда мы были при дворе Сар-таха, о нашей пище вовсе не заботились, кроме того, что раз дали нам немного кумысу. А на пути между ним и его отцом мы ощущали сильный страх: именно русские, венгры и аланы, рабы их (татар), число которых у них весьма велико, собираются зараз по 20 или 30 человек, выбегают ночью с колчанами и луками и убивают всякого, кого только застают ночью. Днем они скрываются, а когда лошади их утомляются, они подбираются ночью к табунам лошадей на пастбищах, обменивают лошадей, а одну или двух уводят с собою, чтобы в случае нужды съесть. Наш проводник сильно боялся такой встречи. Во время этого пути мы умерли бы с голоду, если бы не взяли с собой немного сухарей.
Итак, мы добрались до Этилии, весьма большой реки. Она вчетверо больше, чем весьма глубокая Сена; начинается Этилия из Великой Булгарии, лежащей к северу, направляется к югу и впадает в некое озеро или в некое море, которое ныне называется море Сир-кан по имени некоего города, лежащего на берегу его в Персии, а Исидор называет его Каспийским морем. К югу от него находятся Каспийские горы и Персия, а к востоку горы Мулигек15, то есть Человекоубиец, которые соприкасаются с Каспийскими горами; к северу же от него находится та пустыня, в которой ныне живут татары. Прежде же там были некие команы, называвшиеся кангле16. С этой-то стороны море принимает Этилию, которая летом увеличивается, как египетский Нил. К западу же от Каспийского моря находятся Аланские горы, лесги, Железные ворота и горы георгианов. Стало быть, это море с трех сторон окружено горами, а с северной стороны к нему примыкает равнина. Брат Андрей лично обогнул две стороны его, именно южную и восточную, я же другие две, именно северную при путешествии от Батыя к Мангу-хану и равным образом при возвращении, западную же — при возвращении от Батыя в Сирию. Море это можно обогнуть в 4 месяца, и неправильно говорит Исидор, что это — залив, выходящий из океана, ибо он нигде не прикасается к океану, но отовсюду окружен землей.
Удалившись, таким образом, от Сарая в праздник Всех Святых и направляясь все к югу, мы добрались в праздник Святого Мартина до гор аланов. Между Батыем и Сараем, в течение 15 дней, мы не встретили никого из людей, кроме одного из сыновей Батыя, который двигался вперед с соколами, и его сокольников, бывших в большом количестве, и одного маленького поселка. Две недели, начиная с праздника Всех Святых, мы не находили никого из людей; и мы чуть не умерли от жажды в течение одного дня и одной ночи, не найдя воды почти до трех часов следующего дня.
Аланы на этих горах все еще не покорены, так что из каждого десятка людей Сартаха двоим надлежало караулить горные ущелья, чтобы эти аланы не выходили из гор для похищения их стад на равнине, которая простирается между владениями Сартаха, аланами и Железными воротами, отстоящими оттуда на два дневных перехода, где начинается равнина Аркакка. Между морем и горами живут некие сарацины, по имени лесги, горцы, которые также не покорены, так что татарам, жившим у подошвы гор аланов, надлежало дать нам 20 человек, чтобы проводить нас за Железные ворота. И я обрадовался этому, так как надеялся увидеть их вооруженными, ибо я никогда не мог увидать их оружия, хотя сильно интересовался этим. И когда мы добрались до опасного перехода, то из 20 у двоих оказались латы. Я спросил, откуда они к нам попали. Они сказали, что приобрели латы от вышеупомянутых аланов, которые умеют хорошо изготовлять латы и являются отличными кузнецами.
Прежде чем добраться до Железных ворот, мы нашли один замок аланов, принадлежавший самому Мангу-хану, ибо он покорил ту землю. Там впервые нашли мы виноградные лозы и пили вино. На следующий день мы добрались до Железных ворот, которые соорудил Александр Македонский. Это — город, восточная оконечность которого находится на берегу моря, и между морем и горами имеется небольшая равнина, по которой тянется самый город вплоть до вершины горы, прилегающей к нему с запада; таким образом, выше нет никакой дороги из-за непроходимых гор, а ниже нельзя пройти по причине моря, и дорога лежит единственно прямо посередине города поперек, где находятся Железные ворота, от которых назван город. Он имеет в длину более одной мили, а на вершине горы стоит крепкий замок; в ширину город простирается в полет большого камня. Он окружен крепчайшими стенами без рвов, с башнями, построенными из больших обтесанных камней. Но татары разрушили верхушки башен и бойницы стен, сравняв башни со стеною. Внизу этого города земля считалась прежде за рай земной.
На два дня пути отсюда мы нашли другой город, по имени Самарой, в котором живет много иудеев; когда мы проехали через него, то увидели стены, спускающиеся с гор до моря. И, покинув дорогу через горы у этих стен, так как она сворачивала там на восток, мы поднялись на горы в южном направлении...
_____________________________________

2. Сочинения французского монаха Вильгельма де Рубрука «Путешествие в восточные страны» напечатано впервые на рус
ском языке в 1911 г. в переводе А. И. Маленна. Труд этот счи тается одним из серьезных источников по истории Востока позд него средневековья; он содержит пенные сведения и, об аланах. Путешествие Рубрука относится к середине XIII в. Посланный Людовиком IX в Восточную Европу, Рубрук в 1253.г. высадился со своими спутниками на берегу Южного Крыма; далее он двинулся по суше и, пройдя Перекоп и южнорусские степи, достиг ставки Батыя, откуда был отправлен в столицу Монголии Каракорум. С аланами Рубрук познакомился, по-видимому, на Керченском полуострове, где они тогда были еще довольно многочисленны. Тексты Рубрука приводятся по изданию: «Путешествие в восточные страны Плано-Карпини и Рубрука». Редакция, вступительная статья и примечания Н. П. Шастиной.'.М., 1957.
3. Аланы — предки современных осетин. В I в. н. э. аланы распространились из Прикаспия в Придонье, Прикубанье и в районы
Центрального Кавказа, где смешались с родственными им сарматами. Между аланами и местными кавказскими племенами существовали тесные культурные взаимоотношения (см. «История Северо-Осетинской АССР», М., 1959).
4. Так называли алан, живших в бассейне р. Уруха и верховьях Кубани. Эти аланы-асы были непосредственными предками совре
менных-осетин-дигорцев.
5. Танаида — древнее название Каспийского моря.
6. Меотидские болота — древнее название Азовского моря. Оно называлось также Меотийское озеро.
7. Этиль — название Волги в средние века. «Итиль»—по-тюркски означает «река».
8. Команами называли кипчаков византийские и латиноязычные авторы.
9. Прим. Н. П. Шастиной: «Вероятно, народ мокш-эрзы финско-мордовского происхождения, населявший бассейн р. Мокши
(левый приток р. Оки)».
10. Мордва.
11. Имеется в виду монгольское нашествие. По сведениям средневековых авторов, аланы оказывали упорное сопротивление мон
гольским полчищам на Северном Кавказе. Некоторые города и крупные населенные пункты алан, блокированные монголами, дер жались годами.
12. Сарацины или лезги — древнее и средневековое название дагестанцев. От него позже произошло грузинское название народов Дагестана — леки.
13. Железными воротами называли в древности Дербентский и Дарьяльский проходы. В данном случае имеется в виду Дербент
ский проход, в котором, по преданию, Александр Македонский якобы основал существующую ныне стену.
14. Батый (Бату)—монгольский хан, основатель Золотой орды.
15. Прим. Н. П. Шастиной: «Имеется в виду арабское слово «мульхид» — еретик».
16. Прим. Н. П. Шастиной: «Кочевое племя, входившее в состав кипчаков. В XIII в. канглы обитали на восток от р. Яик
(р. Урал)».


"Революцию задумывают гении, осуществляют фанатики, но её результатами ВСЕГДА пользуются проходимцы"
Отто фон Бисмарк
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Кайзер Баршби I


Пост N: 6234
Откуда: Kenigsberg

Замечания: уындай паддзахы хуызан у, фала хъаугъа канын бира уарзы. авзар зардыл хаст нау.
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.02.07 17:37. Заголовок: Re:


ДОКЛАД О КОЛХИДЕ, НЫНЕ НАЗЫВАЕМОЙ МИНГРЕЛИЕЙ, В КОТОРОМ ГОВОРИТСЯ О ПРОИСХОЖДЕНИИ, ОБЫЧАЯХ И ПРИРОДЕ ЭТОЙ СТРАНЫ, СДЕЛАННЫЙ АРКАНДЖЕЛО ЛАМБЕРТИ, ТАМОШНИМ МИССИОНЕРОМ — ЕГО СВЯТЕЙШЕСТВУ МОНСИНЬОРУ ДИОНИСИЮ МАССАРИ, СЕКРЕТАРЮ СВЯЩЕННОЙ КОНГРЕГАЦИИ ПРОПАГАНДЫ ВЕРЫ В НЕАПОЛЕ 1654 г.

На северо-востоке Колхиду окружают Кавказские горы; населена же она народами столь дикими и варварскими, что для описания этой страны и всех ее обычаев понадобились бы длиннейшие повествования и целые книги.
Ближе всего живут: абхазцы, аланы, сваны, карачаевцы, зихи и черкесы, которые исповедуют на словах христианскую веру, но законов не имеют, занимаются охотой и разбоем; разнообразие языков и наречий, на которых они говорят, столь велико, что каждое из этих племен имеет свой особый язык, отличающийся от языка соседей, так что между ними нельзя найти ни малейшего сходства.
Все эти люди, попадая в турецкие страны, вскоре принимают неверную магометанскую религию, отрекаясь от веры христовой. И это дело творит дьявол с помощью живущих там турок, которые очень рьяно относятся к торговле людьми и не останавливаются ни перед какими трудностями и затратами, лишь бы приобрести невольников. Поэтому у них немало рабов не только из Мингрелии, но и черкесов, абхазцев, аланов и зихов...
В этих горах живут самые дикие племена, говорящие на языках столь различных между собой, что одно племя не может понять языка другого. Все эти народности перечислены у Страбона и некоторых других авторов; ближе всего к Колхиде живут сваны, абхазцы, аланы, черкесы, зихи, карачаевцы. Они называют себя христианами, но у них нет и следа христианского благочестия и милосердия.
Между ними наиболее смирные — сваны, которые охотно слушают, когда им говорят о боге и загробной жизни, и умиляются.
У аланов и зихов, а также у сванов и абхазцев ни в образе жизни, ни в обычаях мне не удалось заметить более ничего особенного.
Далее к Каспийскому морю на этом перешейке лежит, по свидетельству космографов, страна амазонок.



Арканджело Ламберти, итальянский монах, прибыл в Грузию в 1623 г. в составе миссии, направленной папой Урбаном VIII
(1623—1644 гг.) для пропаганды католической веры. Деятельность_Ламберти, хорошо владевшего грузинским языком, протекала в основном в Западной Грузии, в Мингрелии. Он написал две книги: «Сообщение о Колхиде, называемой теперь Мингрелия» (1654 г.) и «Священная история колхов» (1657 г.). Сведения об аланах-осетинах содержатся в первой книге, переведенной на русский язык в 1913 г. и напечатанной в «Сборнике материалов для описания местностей и племен Кавказа» (1913 г.). (См. М. А. Полиевктов. Европейские путешественники XIII—XVII вв. по Кавказу. Тифлис, 1935, стр. 140—143). Тексты Ламберти даются в переводе с латинского.


"Революцию задумывают гении, осуществляют фанатики, но её результатами ВСЕГДА пользуются проходимцы"
Отто фон Бисмарк
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Кайзер Баршби I


Пост N: 6235
Откуда: Kenigsberg

Замечания: уындай паддзахы хуызан у, фала хъаугъа канын бира уарзы. авзар зардыл хаст нау.
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.02.07 17:39. Заголовок: Re:


ХРОНИКА ИОАННА МАРИНЬОЛА, ФЛОРЕНТИНЦА ЕПИСКОПА ВИЗИНЬЯНСКОГО

Из книги П. Геласия Добнер. "Исторические памятники Богемии".
Т. 2, Прага, 1768.

Выше всех (стоят) также князья его государства, более 30 тысяч, которые зовутся аланами и управляют всей восточной империей. Они — христиане либо на деле, либо по имени и называют себя рабами папы, готовы умереть за франков, ибо так именуют они нас не от слова Франция, но Франквия. Первоапостолом их был брат Иоанн де Монте Корвино.
О вере после потопа
Ревностно служил истинному богу Сим, историю которого ныне мы исследуем. На второй год после потопа он произвел на свет Элама, от которого, как говорят, произошел на востоке благородный род аланов, являющихся ныне величайшим и благороднейшим народом мира; всех красивее и храбрее их мужчины.


"Революцию задумывают гении, осуществляют фанатики, но её результатами ВСЕГДА пользуются проходимцы"
Отто фон Бисмарк
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Кайзер Баршби I


Пост N: 6236
Откуда: Kenigsberg

Замечания: уындай паддзахы хуызан у, фала хъаугъа канын бира уарзы. авзар зардыл хаст нау.
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.02.07 17:42. Заголовок: Re:


ПУТЕШЕСТВИЕ ГОСПОДИНА ДВОРЯНИНА ШАРДЕНА В ПЕРСИЮ И ДРУГИЕ ВОСТОЧНЫЕ СТРАНЫ1
Амстердам, т. 1, 1711.

В издании 1735 г. указано следующее: «Жители Кавказа составляют воинственную нацию, прославившуюся под именем гуннов, которая в настоящее время разделена на различные маленькие племена, те, которые граничат с Колхидой, являются аланами2, чья страна в древние времена образовывала границу Армении между Кавказскими горами и Каспийским морем, где, как полагают, находилась страна амазонок. Это - прославленная нация, присоединявшаяся обычно к персам в их войнах с римлянами в течение первых 7 веков нашей эры.
К другим народам относятся сваны, зихи, карасиолы, или карачеркесы.
Имеретинское царство несколько больше тех стран, о которых я только что говорил. Это Иберия древних3. Оно расположено между Кавказскими горами, Колхидой, Черным морем, Гурийским княжеством и Грузией. Длина его 26 миль, ширина—60. Народами Кавказских гор, с которыми оно граничит, являются грузины и турки на юге, а на севере оссы и карасиолы; турки называют этих последних карачеркесами, т. е. черными черкесами. Карасиолы, или черные черкесы являются как раз тем народом, который европейцы прозвали гуннами; это они произвели все те опустошения в Италии и Галлии, о которых сообщают историки и между ними Седренус. Их язык представляет собой смесь с турецким.
В Кахетинском царстве было раньше несколько городов; все они в настоящее время разрушены... Это дело рук северных народов Кавказских гор — аланов, сванов, гуннов и других, прославившихся своей силой н храбростью...


1. Текст переведен с французского языка.
2. Примечание во французском издании 1711 г.: «Аланы это аланои Птолемея; этот народ часто упоминается в работах византийских историков, как-то: Прокопа, Калкохондиля и т. д.; все они помещают их в местности, которую указывает Шарден. Валерий Флак сообщает, что они жили на берегах Дуная. Аммиан Марцеллин рассматривает их как потомков массагетов. Я полагаю, что предки аланов были частью той огромной нации, которая называлась скифами (современные татары). Мое предположение под крепляется сообщениями Евстафия, уверяющего, что аланы получили свое имя от горы в Сарматии. Добавим, что на языке татар-манчу алан означает «гора».
3. Примечание Шардена: «Древние называли Иберией обширную страну, окруженную горами... Северными соседями Грузии с востока на запад являются жители Лесгистана, Кишетии, Осетии, Басиании, Абхазии; на западе — Черное море; на юго-западе - турецкие провинции; на востоке—Персия... Много грузин живет среди кавказских народов, в особенности среди лезгин и осетин, в результате чего они в значительной степени забыли как свой язык, так и религию. В Грузии можно встретить осетин, живущих в горах и подчиненных ранее грузинскому царю».


"Революцию задумывают гении, осуществляют фанатики, но её результатами ВСЕГДА пользуются проходимцы"
Отто фон Бисмарк
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 216
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.03.07 09:34. Заголовок: Re:

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 217
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.03.07 09:58. Заголовок: Re:


Тоже интересно

из статьи про императорский конвой http://www.nkj.ru/archive/articles/5317/

Императорский конвой, в том числе и казачий, во все времена отличался высоким искусством джигитовки. Горцы метко стреляли на полном скаку, могли при резком карьере схватить с земли платок, скакать, стоя на седле, и на скаку пролезать под брюхом лошади. Ими любовались, о них заботились. Александр Христофорович Бенкендорф, например, составил правила обращения со служившими царю горскими мусульманами:

"Не давать свинины и ветчины... Строго запретить насмешки дворян и стараться подружить горцев с ними... и маршировке не учить, стараясь, чтобы горцы с охотой занимались этим в свободное время... Телесным наказаниям не подвергать: вообще же наказывать только при посредстве прапорщика Туганова, которому лучше известно, с каким народом как обращаться... Эффендию разрешить посещать горцев, когда он желает, даже в классах... Чтобы во время молитвы горцев дворяне им не мешали... Наблюдать, чтобы не только учителя, но и дворяне насчет веры горцев ничего худого не говорили и не советовали переменить ее..."



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 354
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.08.07 05:04. Заголовок: Re:


ГЛАВА 57.

Осетинцы еще в первый раз привлекли на себя внимание российского правительства. Известно, что они быв в древности христианами, с падением Константинополя и с ослабле-нием Грузии потеряли возможность иметь проповедников. Хотя они именуются христианами, но священников не имеют; только по временам приходят к ним из Грузии более для собрания пожитка, нежели для учения, чрез что в таком суеверии находятся, что едва за христиан почесть можно.

В 1744 году правительство российское ласкало грузинских духовных, которые употребили себя к обращению Осетинцов и Ингуш. Сие благое дело начато под распоряжением святейшого Синода, но восприятой надежде к их обращению, в рассуждении всегда оказыванной ими к тому склонности, и в рассуждении еще и того, что по оставшимся в их жилищах следам старых церковных строений, предки их были христиане, почему подлинно многие из них и крестятся с великою охотою и желанием.

В 1747 году предписано приезжающим в Кизляр из осетинского народа, которые приняв крещение пожелают возвратиться в свои жилища, давать в награждение знатным по 20 рублей, а прочим кормовые деньги; принимать их в российское подданство, и обретающимся в Осетии духовным [267] персонам производить жалованье и на покупку для раздачи в Осетии холста и прочого 500 рублей.

В том же 1747 году приезжал в Кизляр из Осетии архимандрит грузинский Пахомий, и в 1751 году был он с осетинскими старшинами в С.-Петербурге, и там 1752 года дано ему на раздачу убогим Осетинцам крестящимся холста на рубашки 500 рублей; самому ему определено окладное жалованье. Он учинен начальником так названной Осетинской коммиссии, и в том же 1752 году отпущен он в Осетию с причетниками и старшинами от двора одаренными. Сверх того позволено им купить в России серебряной посуды, ружей и прочого на некоторую сумму и вывезти из России.

В Кизляре было Осетинское подворье, с огородом, рыбными ловлями и сенокосными лугами, которые уже 1773 года обращены в казенное ведомство. Постановлены и другие выгоды для приласкания сего народа.

В 1751 году, в показании к новокрещенным Осетинцам высочайшей милости повелено, присылаемых от них в Кизляр и Астрахань для дел их давать из казны кормовые деньги: старшинам по 10, а рядовым каждому по 3 копейки на день; а которые будут приезжать для продажи своего скота и прочого купечества, и тех от обыкновенных пошлин увольнять, а вместо их брать пошлины с российских купцов, купивших у них товары; от них же в замену того требовалось возвращать российских пленных, когда они к ним попадутся. Пошлин с вещей для употребления к церковному строению и для расхода при церквах съестных и прочих припасов, по указу 1758 года брать не велено, но во взимании же пошлин с холста, соли и прочого потребного на собственные нужды, или товаров, указами 1756, 1758 и 1760 годов повелено поступать с Осетинцами как предписано о прочих горцах.

В 1761 году предписано: на дорожный проезд из Кизляра Осетинской коммиссии архимандрита Пахомия и прочих духовных давать в конвой Казаков, и для сохранения в [268] самой Осетии духовных, церквей с их утварью и прочого к коммиссии принадлежащого содержать в Осетии караул.

Впрочем, когда прилагаемо было попечение о возобновлении христианства в кавказских горах, обращено внимание и на аманатов кумыкских и кабардинских содержащихся в Кизляре. В 1763 году предпринято, во время содержания их в Кизляре, стараться искусным образом отводить их от варварских нравов, вселять в них людкость и лучшее обхождение, доводя их до того, чтоб они часто обращались с Россиянами, и дабы они российского языка и грамоте обучались, и призывать их в торжественные дни к столу.

В 1770 г. высочайше повелено обучать кабардинских аманатов российской и татарской грамоте.

Подлинно из аманатов владелец Девлет-Мурза Хасаев и уздень Шабаз-Гирей Куденетов в кизлярских школах обучались и знали российской грамоте читать и писать.

В 1761 г. кабардинские владельцы нанесли обиды, разорение и в крещении помешательство духовным персонам и осетинскому и киштинскому народу.

Устройство Осетинской коммиссии по обращению Осетинцов и Ингушевцов в Християнство быв в руках грузинских духовных мало приносило пользы.

Хотя с немалого времени под распоряжением святейшого Синода происходить проповедь христианского закона в осетинском и ингушевском народах, но сие худой успех имело от грузинских духовных. Почти все бывшие в кизлярской стороне начальники единогласно предъявляли, что не предполагают в том ни малейшей пользы и прочности, по причине грубого и дикого сих людей состояния, и неспособности их понимать христианские истины и приступать к оным со внутренним удостоверением. Они крестились по большей части из корыстолюбия, для определенного на такой случай снабдения и оставались потом в прежнем своем нечестии [269] и своевольстве, как не подручные к здешнему за ними всегда смотрению. Временные же к ним здешних священников приезды, иногда с опасностию соединенные, не могут к тому достаточны быть, чтоб утвердить их вобщем благоустройстве; а все другие меры означали бы уже их к нашей стороне непосредственное присвоение; но тем кабардинские владельцы, кои их своими подчиненными называют, были бы напрасно огорчены, и может быть еще и больше наконец изобрели бы затруднительств в течении проповеди, и произвели бы нужду совсем от оных людей отступиться, не стоя они в настоящем своем состоянии употребления великих усилий.

Таким образом, видим из сего, что нет лучшого способа по обстоятельствам Осетинцов и Ингушевцов и прочих горцов учинить их прямыми христианами и к здешней стороне приверженными, как просвещением из них молодых людей.

В сем рассуждении высочайше конфирмован 27 сентября 1764 года доклад Коллегии иностранных дел, и по оному заведена в Моздоке особливая школа для преподавания обучения новокрещеным осетинским детям закона христианского и российской грамоте, с определениеем на каждого ученика на пищу и платье и учителю по 2 рубля на месяц из кизлярских и астраханских доходов, или же из процентов астраханского банка. Учреждение и управление оной школы поручено астраханскому губернатору и кизлярскому коменданту.

Находящийся в Моздоке подполковник Гак получил в 1765 году предписание о скорейшем заведении оной школы; о поспешном построении для оной в Моздоке деревянного дома, где бы могли жить учители и ученики, и о приискании в учителя искусных людей, особливо знающих горские языки 439. [270]

Все то исполнено и в учители определен к осетинской школе дьячек Романов, и всегда потом находились в учителях дьяконы и дьячки.

В 1767 году постановлено, чтоб школьников на некоторое время отпущать в домы родительские и детей старшинских учащихся в школе содержать против прочих с некоторою отменою, употребляя на содержание их до 4 рублей в месяц.

Скоро однако примечено, что корыстолюбивые отцы сих детей и родственники приезжая в Моздок отбирали даемое им жалованье и оставляли их в крайней бедности, без рубах, без обуви 440.

Еще в 1747 году дано повеление в Кизляр, чтоб скитающихся в Персии римских попов и капуцинов в российские границы не пропускать.

В 1765 году в Киштинии находились два католических патера. Коллегия иностранных дел повелела их захватить, узнать откуда туда заехали (верно из Грузии), и не допускать впредь подобных патеров к проповеди в том народе 441.

При Осетинской коммиссии находился игумен Григорий. Когда архимандрит Пахомий выбыл, он, Григорий, произведен 1767 г. в архимандриты, заступил пахомиево место в Осетинской коммиссии и получал пристойную сумму от правительства российского на принятие приежающих к нему Осетинцов.

В 1770 году сей архимандрит Григорий выбыл, и в Осетинскую коммиссию определен грузинский архимандрит Порфирий.

Святейший Синод усмотрел по делам, сколь в худом поведении доныне находилось обращение иноверцов в христинскую веру в осетинском народе; a сие самое произошло [271] ни от чего иного, как от худого самих проповедников поведения, а именно: проповедники оные оставляя близкие к городам здешней империи места без проповеди, отъезжают в отдаленные и дикие, проповедывают на русском или грузинском языке тем, которые их не знают; крещеных оставляют без всякого наставления, возвращаясь же потом к ним делают под разными видами привязки, и чрез то сыскивают случай себя обогащать насильством; делают всякие притеснения, не стараясь притом ни мало привесть их в познание веры и закона; а следовательно те иноверные вместо чаемого веры и закона понятия единственно только изнуряются, а от проповедников происходят соблазны.

По сим причинам Осетинская коммиссия в отношении порядка в пути проповедников и в самом продолжении времени 1771 года отдана под смотр кизлярскому коменданту, дабы без ведома его ничего не предпринимали, поелику ему известны быть могут все обстоятельства тамошних народов, и от него зависеть защищение в случае опасности проповеднику; ему же, кизлярскому коменданту предоставлено принимать на проповедников приносимый паче чаяния жалобы; да и конвои и подводы определялись духовным от светского начальства по усмотрению оного.

В то же время 1771 года определены к Осетинской коммиссии духовные из российских. Начальником оной назначен протопоп Афанасий Лебедев 442, коему и пристойный дом в Моздоке из казны выстроен, и ему, Лебедеву, дано от святейшого Синода тайное наставление, каким образом поступать в обращении тамошнего народа в греко-российскую веру.

Во первых, учение иноверным преподавать из одного Евангелия, Деяний и Посланий апостольских, не отягощая обращаемых разума, яко во младенчестве еще сущих, преданиями, кроме догматов служащих к основанию веры. [272]

В рассуждении браков наблюдать, чтоб муж оставался с одною женою; но не расторгать браков совершенных в близком родстве до крещения.

Службу церковную отправлять на российском языке, но Символ веры, Десятословие и молитву Господню, с кратким объяснением предать иноверным вразумительным им языком. И как в сем последнем настоит самое трудное дело, то стараться из обращенных принимать в учрежденную в Моздоке школу учеников, дабы они никогда языка [273] своего не забывали и чтоб таких, со временем, по обучении российской грамоте и по способности места, можно было посвящать к церквам обращенных во священники и посылать для проповеди 443(В 1777 году открыта в Астрахани духовная семинария и в 1784 г. находилось в ней учеников из Осетинцов 9 человек.).

На сих основаниях Осетинская коммиссия продолжала существовать до 1793 года, в котором учреждена была в Моздоке епархия в третьем классе, с архиереем моздокским и можарским, для удобнейшого радения о народах oceтинских, веру християнскую приемлющих и, на сей конец, велено архиерею сему исправлять и те дела, кои принадлежат к Осетинской коммисси и оставить на прежнем положении учрежденную в Моздоке школу для учения детей горских жителей. Первым архиереем моздокским сделан Гаиос, грузинский архимандрит, который еще 1784 года принят в нашу службу и употреблении главным членом при Осетинской коммиссии.

Когда Соломон находился в области Рачи при покорении подвластного ему князя Ростома еристава рачинского, нанесшого ему беспокойства, российский офицер, порутчик князь Хвабулов, быв отправлен от казлярского коменданта генерал-маиора Потапова 16 генваря 1769 года к царю Соломону, чрез три месяца пути, от глубоких снегов, прибыл наконец в карталинскую крепость Мцхинвал, и оттуда в Рачу, к царю Соломону, и доставил ему письмо первенствующого министра императрицы Екатерины графа Никиты Ивановича Панина, от 30 ноября 1768 года

1772 года, обратно из Грузии ехавшого профессора Гюльденштедта Тагаурцы задержали в кавказском ущелье. Де Медем послал для выручки его команду при маиоре Криднере, который и выполнил сие без кровопролития, издержав 30 рублей на подарки. При сем случае Ингуши были с нашей стороны и по требованию Mаиоpa Криднера собрались для подкрепления его. Тагаурский владелец Ахмат принужден был дать 4 аманата. http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/S.Kavkaz/Butkov1/index.htm


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
"маленькая, тихая и скромная"




Пост N: 4994

Замечания: гыццыл, сабыр ама хадафсарм.фала йа ма асмасты канут, андара уыл магуыры бон кандзан.зоны алцы, - чи каима рахыл ис, чи каман радта гартам, кай сисдзысты йа бынатай ама афта дарддар.иу ныхасай, - иунаг сусаг хъуыддаг дар йын на баззайдзан. Любит думать, что всё знает.
Награды: Горе от ума
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.08.07 13:28. Заголовок: Re:


Русланбек ну и зачем нам перессказ, этого малообразованного человека? Те кто пришел на Кавказ в 18 веке понятия не имели, что христианство было принято некоторым народностями гораздо раньше, чем они его приняли сами. Что ты хотел нам этим сказать???

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 11
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



ЧАТ "НЫХАС"