Тестируем НОВЫЙ ФОРУМ Ссылка



АвторСообщение
постоянный участник




Пост N: 25
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.09.07 10:18. Заголовок: Этимология самоназвания "ирон"


Несколько странно, что самоназвание осетин-иронцев "ир-он" очень напоминает самоназвание иранцев-персов "ирани". Ведь если осетины являются прямыми потомками ираноязычных-алан, то должны были получить этот термин непосредственно от них. Но тем не менее, нет свидетельств, что аланы этот термин имели. Наоборот, есть свидетельства, что по крайней мере в определенный момент истории определенная часть алан звала себя асами.

Лучше быть первым в Галии, чем вторым в Риме.
Гай Юлий Цезарь
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 240 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 All [только новые]


администратор




Пост N: 214
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.10.07 08:40. Заголовок: Re:


Русланбек пишет:

 цитата:
Q-Духов фыссы :

цитата:
Русланбек, что бы там ни было, этноним иранский, согласись.


Ты меня совсем недавно практически убедил, что в языке скифо-сармат, нашем предковом языке - "человек" был "зан". Теперь другая гипотеза, что был еще "март-человек", а отсюда соответственно уд-мурт-ы. Я чё то запутался совсем По твоему уд-мурт наверное уд-душа(осет), мурт-человек. "душевные люди" вроде как . Или я неправильно понимаю?



Рус, насчет "зан"- человек, даже не думай, это, практически, факт.
Насчет "март" - человек. Меня самого смущал этот момент. Однако, я решил тут доверять Абаеву, который дословно в своей работе "Доистория индоиранцев в свете арио-уральских языковых контактов" пишет дословно: "коми mort, удмуртское murt - "человек", ud-murt - "удмурт", мордовское mirde -"человек" --- древнеиранское, древнеперсидское martya-, персидское - mard -"человек".

Это слово он относит к протоиранским заимствованиям в финоугорских. там же он приводит:
"язык мари marij- "человек", "мариец" --- древнеиранское marya-, авестийское mairya-, древнеперсидское marika-"молодой человек", др. индийское marya. Усвоено и на Кавказе: чеченское majr, mari, mar- "мужчина".

Вообще он разделяет арийские заимствования в финоугорские на 3 этапа. 1) заимствования периода арийской общности, 2). периода разделения этой общности на протоиранскую и протоиндоарийскую, 3). период обособления северных иранцев.

Насчет "зан" - человек, я практический уверен. Насчет "мард", я исхожу из того, что в древнеарийском языке, в частности в том же санскрите, встречались слова имеющие несколько звучаний. Например, в санскрите несколько слов, обозначающийх "человек", тот же "джана" и "марья". Очевидно, то же было и в древнеиранском языке. Причем одно слово связано с корнем "рождаться", другое с корнем "умирать". Это не случайно.

Кстати, я вчера проанализировал переход "а" в "и" и практически потреял надежду, что "март" могло перейти в форму "мирт", т.к. обнаружил, что в "и" переходит закономерно древнее "ай", а не "а". Однако, обнаружив авестийскую форму "mairya", уверился в своем предположении.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 215
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.10.07 09:03. Заголовок: Re:


Кстати, Русланбек. Вернемся к нашему спору, по поводу аланского названия Феодосии "Ардабда".
Я тебе приводил примеры инверсионных слов в осетинском "саергуыбыр", "уаенгмард".

Я решил покопаться и обнаружил примеры таких слов, причем, если покопаться, думаю, можно нарыть еще. Самое удивительное, что в основном, это слова имеющие культовый, сакральный характер.
Например, «Аертхурон» -божество огня, «огонь солнечный», является инверсией согдийского «Хорарт» - "солнечный огонь". Или крылатый конь из эпоса «Аефсургъ» - дословно, как «конь мощный» от «аефсае»- конь и авестийское «угра»- мощный. Или «Курдалагон» - «кузнец аланский». Или мифический дракон «каефхъуындар», дословно «рыба шерстью покрытая». Мифическое имя «Бурдзаебаех» - «блондин хороший». мифическое имя Халонуасаег - "ворон орущий", Божество солнца «Хурзарин», дословно «солнце золотое».
Это только то, что обнаружил на скорую руку.

Я заметил, что в эпосе часто упоминается форма "Дзерасса-раесугъд". Это натолкнуло меня на мысль, что примеры такой инверсии встречаются и в русском фольклоре: "Иван-царевич, Василиса-прекрасная, Кощей-бессмертный, и т.д. Не знаю, насколько это относится к нашему вопросу, но все же.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 462
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.10.07 09:04. Заголовок: Re:


Q-Духов , ты в такие дебри заходишь Ма фаедзаегъаел у.. Q-Духов фыссы :

 цитата:
Усвоено и на Кавказе: чеченское majr, mari, mar- "мужчина".

Насколько мне известно, чеченское майр значит храбрец,удалец. От него имя личное Майрбек, что у нас тоже есть - Маирбек.Q-Духов фыссы :

 цитата:
обнаружил, что в "и" переходит закономерно древнее "ай", а не "а".

Я тебе сразу хотел это заметить, но воздержался. Хорошо ты сам удостоверился. Нужно учитывать, что индоевропейские языки в основе довольно схожи и может быть Абаев не учитывал иные индоевропейские варианты, а акцентировал внимание на иранской составляющей. Например, дон-вода,река думаю не иранское, а какое-то иное индоевропейское. Может быть кельтское..
Все склоняются к версии иранского(арийского) происхождения из евразийских степей. А не может быть так, что ираноязычные кочевники пришли сюда с юга и прародина их южнее Каспия? Допустим, персидская древня история о происхождении гласит, что туранцы(скифо-саки) - это изгнанные остальными иранцами племена из Персидского нагорья. Потому мол туранцы всегда стремились назад на свою родину и часто вторгались в предели Эраншахра. Насколько здесь правы древние персы? Обычно их источники весьма правдоподобные.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 463
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.10.07 09:06. Заголовок: Re:


Q-Духов фыссы :

 цитата:
Не знаю, насколько это относится к нашему вопросу, но все же.

Не уловил я мысль, бахатир каенае..

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 216
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.10.07 09:13. Заголовок: Re:


Я имел в виду, насколько эта инверсия в русском фольлоре связана с подобной инверсией в осетинском фольклоре. Может это скифская изоглосса, которую Абаев не заметил?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 464
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.10.07 09:14. Заголовок: Re:


леопольдина фыссы :

 цитата:
как с осетинского переводится он йае оны касти

"лопатка через лопатку видна"? Это может про худого человека сказано Термин он/иуонае значит лопаточная кость, анатомический термин. А в каком контексте выражение сказано?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 465
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.10.07 09:16. Заголовок: Re:


Q-Духов фыссы :

 цитата:
Может это скифская изоглосса, которую Абаев не заметил?

Может быть. Я затрудняюсь что-либо сказать.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 217
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.10.07 09:22. Заголовок: Re:


Русланбек пишет:

 цитата:
Насколько мне известно, чеченское майр значит храбрец,удалец. От него имя личное Майрбек, что у нас тоже есть - Маирбек.Q-Духов фыссы :



http://ingushetiya.ru/dictionary/?text=%EC%E0%F0
http://ingushetiya.ru/dictionary/?text=%EC%E0%E9%F0

В ингушском, интересно, есть правило перехода "р" в "л"?
http://ingushetiya.ru/dictionary/?text=%EC%F3%E6%F7%E8%ED%E0

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 218
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.10.07 09:45. Заголовок: Re:


Русланбек пишет:

 цитата:
А не может быть так, что ираноязычные кочевники пришли сюда с юга и прародина их южнее Каспия? Допустим, персидская древня история о происхождении гласит, что туранцы(скифо-саки) - это изгнанные остальными иранцами племена из Персидского нагорья. Потому мол туранцы всегда стремились назад на свою родину и часто вторгались в предели Эраншахра. Насколько здесь правы древние персы? Обычно их источники весьма правдоподобные.



Я думаю, что они правы. Но, это конец II го тысячелетия до н. э. А что было до? Я думаю протоиранцы пришли на иранское нагорье с севера, и уже там разделились.
Думаю, распад индоиранской общности (начало III века до н.э.) произошел в непосредственной близости от финоугорской прародины, т.е. где то в районе северного Каспия. Слишком много фактов свидетельствет об этом. В особенности тот факт, что древние индийцы и иранцы знали Волгу, реку "опоясывающую землю".

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 466
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.10.07 10:01. Заголовок: Re:


Q-Духов фыссы :

 цитата:
В ингушском, интересно, есть правило перехода "р" в "л"?

Да, есть. Данное правило универсально и присутствует во всех языках. Если конечно в них имеются звуки р и л.. Точно также со звуками п и ф.Q-Духов фыссы :

 цитата:
Слишком много фактов свидетельствет об этом. В особенности тот факт, что древние индийцы и иранцы знали Волгу, реку "опоясывающую землю".

Есть такое. Это довольно значительные факты. Плюс этногенетика теперь подтверждает историческую прародину индоевропейцев/ариев в восточной Европе.

Кстати.. Что там известно по осетинским днк-данным? На какой стадии исследования?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 219
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.10.07 10:08. Заголовок: Re:


Русланбек пишет:

 цитата:

Да, есть.


Кстати, ты заметил, что слово "человек" в ингушском свучит, как "саг"? "Маlа саг". Что думаешь об этом. Насколько я знаю, созвучий в других кавказских языках с этим нету?
http://ingushetiya.ru/dictionary/?text=%F1%E0%E3

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 467
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.10.07 10:17. Заголовок: Re:


А что тут думать? Знаю что в осетинском "г" всегда или почти всегда дает в вайнахских "й".. По твоему, мала саг это олений человек? Ничего я тут не думаю. Мне другое интересно: осетинское лаег-мужчина вовсех остальных кавказских языках(где имеется) означает "раб"(?). Почему так непонятно. В ингушском например лаей-раб(тождество лаег).

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 220
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.10.07 10:20. Заголовок: Re:


Русланбек пишет:

 цитата:
Кстати.. Что там известно по осетинским днк-данным? На какой стадии исследования?


Я им звоню периодически. Работают. Большой объем не позволяет делать быстро. Да и задержка у них была связанное с импортным оборудованием. Они его поставили, настроили, так что ждем.

Думаю, в течении года будут данные.
Кстати, наши Балановские уже выпустили книгу по русскому генофонду.
http://www.inauka.ru/analysis/article76880.html
По осетинскому тоже будут писать.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 221
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.10.07 10:22. Заголовок: Re:


Русланбек пишет:

 цитата:
А что тут думать? Знаю что в осетинском "г" всегда или почти всегда дает в вайнахских "й".. По твоему, мала саг это олений человек?


Я вообще то имел ввиду этноним "сак". Во что в вайнахских переходит буква "к"?


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 733
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.10.07 10:59. Заголовок: Re:


Q-Духов пишет:

 цитата:
Я заметил, что в эпосе часто упоминается форма "Дзерасса-раесугъд". Это натолкнуло меня на мысль, что примеры такой инверсии встречаются и в русском фольклоре: "Иван-царевич, Василиса-прекрасная, Кощей-бессмертный, и т.д. Не знаю, насколько это относится к нашему вопросу, но все же.

Все верно Олег,связей уйма.Кстати,молодец что нашел варианты с аллон-билонами

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 222
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.10.07 11:12. Заголовок: Re:


Bolat пишет:

 цитата:
молодец что нашел варианты с аллон-билонами



А что искать, открыл книгу нартских сказаний, там сзади алфавитный указатель терминов со ссылками на страницы. Да и в сказках то же самое. Этих вариантов с "аллон-биллоном" море. Причем, есть варианты, где вместе встречаются "аллон-биллон" и "хаеххон дзигло". Кто вообще пустил такой слух, что термин только в одном сказании встречается? Откуда это КБ взяли?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 223
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.10.07 11:34. Заголовок: Re:


Q-Духов пишет:

 цитата:
заметил, что в эпосе часто упоминается форма "Дзерасса-раесугъд". Это натолкнуло меня на мысль, что примеры такой инверсии встречаются и в русском фольклоре: "Иван-царевич, Василиса-прекрасная, Кощей-бессмертный, и т.д.



Кстати, а наш ""Ос-Баегъатаер" же тоже к этому ряду относится.
Кстати, я думаю, что "баегъатыр" у нас родное исконное. Тюркское в свою очередь заимствовано из персидского "бахадур".
Слишком рано этот термин встречается в грузинских источниках, применительно к нам, чтобы быть тюркским. Этимология, видимо, связано с древнеосетинским "бага" - бог, божественный. Как известно, осетинское "хуцау"- бог, заимствовано из кавказских. Ну, а вторая часть, "тар", "тур", надо подумать. Во всяком случае, в Авесте "скифов" называют "тура". "Божественный скиф", чем не этимология? Многие народы нахывали своих полководцев "Божественный", Божественный Цезарь, Божественный Август...

На мой взгляд, потом уже это слово, во время тюркского влияния приобрело тюркскую аранжировку, тем более, оно было почти созвучное.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 224
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.10.07 11:53. Заголовок: Re:


Q-Духов пишет:

 цитата:
Ну, а вторая часть, "тар", "тур", надо подумать.


Я все выяснил. Поражаюсь, чем занимаются наши лингвисты и историки. Все же просто, как ... не знаю что.
Как известно, "Ос-Багатар" это было, что то типа воинского звания. Полководец. "Ос-Полководец", "Осский предводитель", грубо говоря, вот так. Теперь смотрим. С "бага" - божественный, все понятно. Что такое "тар", "тур"? Русские аналогии нам же все подсказывают, "водить", вот ключ. Древнейший иранский корень "тар" - переправлять, "преодолевать", "осиливать". В согдийском - "уи-тар" - идти, выступать. В санскрите "тар"- одолевать, подгонять. Даже в осетинском остался этот корень совершенно заммечательно. В виде "таерын" - гнать, и "тырнын" - стремиться. Причем первое слово звучит аналогично с дигорским вариантом слова - "баегъатаер", второе с иронским - "баегъатыр". Что мы получаем? "Ос-божественный вожак", если дословно. Увы, слово "бага" - бог у нас не сохранилось. Слово "таераег" в значении - вожак, тоже не сохранилось. Но, уверен, у наших языковых предков, все так и звучало.

Что скажешь, главный критик Русланбек?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 470
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.10.07 12:11. Заголовок: Re:


Ты на гребне волны!

Что думаешь по поводу терминов хъаебатыр и Батраз? И как монголы еще будучи заперты в своих степях и история их не знала, однако уже имели данный титул у себя? Багъатор, Батор, Улан-Батор, Сухэ-Батор.. Все батыры как видишь..

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 225
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.10.07 12:32. Заголовок: Re:


Русланбек пишет:

 цитата:
Что думаешь по поводу терминов хъаебатыр и Батраз? И как монголы еще будучи заперты в своих степях и история их не знала, однако уже имели данный титул у себя? Багъатор, Батор, Улан-Батор, Сухэ-Батор.. Все батыры как видишь..


Улан батор, это "красный богатырь", город монгольской революции. Сухэ-Батор - вождь этой революции. Дай ссылочки, когда максимально рано у монголов фиксируется это слово. Сомневаюсь, что очень рано. Да и так ли они были заперты? Скифы были очень близко. У меня есть ряд подозрений на приличное культурное воздействие древних иранцев на протомонголов.

Да и потом, я же писал, что исконное слово могло принять тюркскую аранжировку, уже относительно недавно. Тем более, что оно было созвучное.

Вот этот момент и является ошибкой наших лингвистов и историков, и они не могут объяснить наличие этого слова в осетинском во времена Вахтанга Горгасали.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 240 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 20
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



ЧАТ "НЫХАС"