Тестируем НОВЫЙ ФОРУМ Ссылка



АвторСообщение





Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.06.06 10:48. Заголовок: Немного об адыгах


Приятно, что автор балкарец.
Журнал в г. Ростов-на-Дону: ИЗВЕСТИЯ ВУЗОВ. СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ РЕГИОН. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ. 2005. № 3


A.M. Малкандуев

О ВЛИЯНИИ АДЫГСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА НРАВСТВЕННУЮ ЖИЗНЬ НАРОДОВ КАВКАЗА
Под собирательным названием «адыги» исторически понимаются кабардинцы, бжедуги, бесленеевцы, абадзехи, темиргоевцы, убыхи, шапсуги и др. Самая представительная из этих народностей - кабардинцы. Их численность в Российской Федерации ныне составляет 500 тыс. человек, адыгейцев - 160 тыс., черкесов - 60 тыс. человек.
Исторический путь развития адыгов, осетин, чеченцев, балкарцев, карачаевцев, народов Дагестана, ингушей с древности и по настоящее время имел много общего. Им свойственны однотипный образ жизни и этническая культурная идентичность. Хотя, по общему признанию ученых и мнению самих народов, преобладающей по своему влиянию являлись адыгская культура и цивилизация, но прежде всего - нравственная культура адыгов.
Начиная с XIII в. в европейских странах адыгов стали называть черкесами. По мере знакомства с Северным Кавказом, с жизнью адыгов европейские авторы стали уделять им все большее внимание, особенно это проявилось после разгрома татаро-монгольских завоевателей, алан и половцев. Впоследствии адыги стали хозяевами всей равнинной части Предкавказья. Влияние их среди окружающих этносов непрерывно росло. Более того, их популярность в европейских странах оттеснила на второй план другие народы Кавказа на многие столетия. В результате балкарцы, осетины, ингуши, карачаевцы стали также называться адыгами (черкесами). Их общественный строй, образ жизни, традиции, обычаи, нравы, одежда и вооружение олицетворяли жизнь других горских народов. Короче говоря, адыги в XIII - XV вв. стали самым известным народом Северного Кавказа во всех сферах общественного развития. Занимая обширную территорию, они прославились достижениями в экономической, культурной, нравственной, военной сферах, в воспитании, проявляли себя отличными наездниками, стрелками, ловкими, храбрыми, смелыми, отважными, предприимчивыми воинами в боях с врагами.
Известный немецкий ученый К. Кох сравнивал храбрость и мужество адыгов-рыцарей и джигитов с Рыцарями XVIII в. на юге Франции. Для них были характерны .умение носить оружие, искусство держаться в седле, умение вести себя в обществе, соблю-дение этикета и приличия в общественных местах.
Адыги (черкесы) «объединенными силами, часто оказывали эффективную помощью Иберии, Грузии, Армении, персам и туркам; их внушительная сила заставляла трепетать весь Кавказ» [ 1 ].
Литературные источники XVI - XVII вв. свидетельствуют о развитости хозяйственно-экономической жизни и торговли у адыгов. Так обстояло дело с земледелием, скотоводством, домашней промышленностью и ремеслом. Об этом говорят сведения в сочинениях таких европейских авторов, как Дортелли д'Асколи, Д. Лукка, Н. Витсен, Ж. Шарден и др.
В системе кавказской культуры и цивилизации ведущее место занимала традиционная адыгская нравственная культура. В период феодального общественного устройства она достигла совершенства, расцвета. Достижения ее были превосходными в сравнении с другими.
С восхищением отозвались о достижениях адыгов (черкесов) в разных сферах известные русские академики Гмелин, Гюльденштедт, Паллас и Потоцкий. В этот период Кавказ стал центром внимания западноевропейских стран. Изучались образ жизни и нравственная культура живущих здесь этносов.
Известный ученый, археолог Ф. Дюбуа де Монпе-ре писал: «Как много общего в нравах с античной Грецией, Грецией Гомера находим мы у черкесов!.. Все, что я говорил о воспитании мужчин и женщин, о женском труде, о постыдности для мужчины появиться на людях со своей женой... все это возвращает нас в Грецию и заставляет согласиться с тем, что должна была быть колонизация в какой-то форме, должны были быть частые связи в античные времена для того, чтобы черкесы могли сохранить столько черт примитивных нравов греков. Но ... вопрос в том, какая из наций оказывала влияние и какая была восприемницей?» [2].
Эта цитата приводится для того, чтобы подчеркнуть с каким восхищением интересовались ученые европейских стран адыгской нравственной культурой и цивилизацией. Духовность, этикет, традиции и обычаи в нравственной сфере - все это вызвало в те времена широкий резонанс во многих странах. Близкие соседи - этносы, и народности, живущие на далеком расстоянии, подражали адыгскому образу и стилю жизни. Исторический опыт показывает, что достижениям одного этноса могут подражать другие, скажем, соседние, только при условии, если первые по сравнению с ними имели внушительные преимущества в нравственных отношениях, если в их культурных достижениях содержались образцы, нормы и правила поведения, идеалы, которые удовлетворяли интересам и вкусам других и поэтому считались образцовым» во всех отношениях. Так обстояло, например, с традиционной нравственной культурой адыгов, несомненно, уникальны содержание и форма тех обычаев и традиций, которые составляют этическую систему адыгов с названием «адыгагъэ», «адыгэ хабзэ», выступающие как морально-этические кодексы.
Начиная с XVIII в. и уже в первой половине XIX в. в многотомных описаниях посвященных Кавказу, черкесы занимали главное место. Не только европейские газеты и журналы, но и американские публиковали о них специальные статьи. Широко была представлена черкесская тематика в русской художественной литературе.
«Черкесы теперь олицетворяют все лучшие качества кавказских горцев, к которым в передовых кругах русского общества относятся с большим вниманием и сочувствием. Черкесы олицетворяют храбрость и свободолюбие кавказцев, их рыцарские нравы. Черкесов воспевают в своих произведениях великие русские поэты Пушкин и Лермонтов. Изумительные по художественным достоинствам кавказские поэмы Пушкина и Лермонтова в немалой степени способствовали повышению интереса к черкесам не только в России, но и в Западной Европе» [3] - пишет известный историк В.К. Гарданов.
Адыгам подражали не только в духовной (нравственной) культуре, но и в материальной. Так, «подражая кабардинцам в их одежде, оружии, домашней утвари, способе постройки жилищ и манере держать себя в обществе, горские народности Западного Кавказа усвоили себе также кабардинскую точку зрения на те же отношения, какие должны существовать между повелительными и подвластными, между князем и его вассалами» [4].
Традиции этнической нравственной культуры - это важнейший элемент нравственной культуры адыгского социума, носители его менталитета. На них равнялись, их считали и воспринимали как эталон в нравственных отношениях и образе жизни. Для подтверждения этой мысли приведем слова известного генерала русской службы И.Ф. Бларамберга. Он писал, что кабардинские князья в силу своего происхождения и подвигов своих предков считались первыми по благородству крови не только среди черкесов, но и горских народностей. «И им действительно нельзя отказать в этом превосходстве. За исключением тех качеств, которые у них могут оспаривать другие народы, кабардинцы отличаются благородством характера, учтивостью, а также чистотой своих одежды и жилищ. Все эти качества свидетельствуют о том, что кабардинцы находятся на более высокой ступени цивилизации, чем прочие горские народности... Балкарцы, чеченцы, карачаевцы и абазины признают их превосходство» [5].
Ученые того времени неоднократно отмечали утверждение на Кавказе кавказской цивилизации, а адыгскую считали ее важнейшим компонентом. Влияние адыгской культуры и цивилизации на соседние и дальние народы имело объективный характер. Чеченцы, осетины, ингуши, балкарцы, карачаевцы, казаки, народности Дагестана перенимали их лучшие достижения в духовной, нравственной культуре именно потому, что, во-первых, эти достижения отвечали их потребностям, интересам, вкусам и ценностным ориентациям.
Во-вторых, развитая в идеале, по оценкам других народов, совершенная адыгская духовно-нравственная культура олицетворяла все лучшие качества кавказских горцев и играла доминирующую роль по сравнению с другими.
В-третьих, адыги в период расцвета феодализма в военном отношении на Северном Кавказе считались сильными, мощными и храбрыми, что способствовало признанию их культуры соседями. Перенимать превосходящую адыгскую культуру заставляли необходимость защиты от иноземных захватчиков, расчет на помощь и поддержку со стороны сильного и опытного по ведению войн адыгского народа.
В-четвертых, важным показателем доминирующего влияния адыгов, их культуры явилось то, что, благодаря торговому обмену, общению, в языках соседних народов образовались словосочетания со словом «адыг», «черкес». Осетины, чеченцы, балкарцы, карачаевцы, ингуши считали образцом воспитания адыгскую степенность и благородство. Карачаево-балкарцы говорят: «Черкесле адетни бийикде тутадыла» - «Черкесы дорожат обычаями, этикетом».
В-пятых, система воспитания в Кабарде была поставлена на высоком уровне благодаря развитости нравственных отношений и высокой нравственной культуры, соблюдению этикетных норм и приличия. Наличие такой культуры привлекало к себе внимание других этносов и народностей, которые стремились перенять совершенную нравственную культуру и воспитанность.
Сыновья крымских ханов, осетинских алдаров «отсылаются к черкесам на воспитание и обучение» [6]. Чеченцы, осетины, ингуши, балкарцы посылали своих детей учиться приличиям и этикету именно к адыгам.
В этой связи английский политический деятель Д.Белл писал о порядках, о высокой нравственной воспитанности так: «Немногие страны, с их установленными законами и всем сложным механизмом правосудия, могут похвалиться той нравственностью, согласием, спокойствием, воспитанностью - всем тем, что отличает этот народ в его повседневных взаимных сношениях» [7].
В-шестых, у адыгов (черкесов) получили свое совершенство такие- социальные институты, как гостеприимство, куначество, покровительство, абречество, хаса, институт джегуако (народные певцы), которые способствовали в течение длительного времени преемственности поколений, духовности и, в первую очередь, нравственности. В этой связи огромна была роль института аталычества, явившегося основной школой воспитания детей князей и дворян. Она заменяла семейное, родительское воспитание.
В-седьмых, в традиции адыгской нравственной культуры стратегической целью являлось формирование человечности. Адыгство как свод нравственной системы по своей сущности было направлено за сплочение этносов, за единство, против национализма, национальной розни. В этом заключалась притягательная сила нравственной культуры адыгов. Как и другим этносам, адыгам была характерна верность общепринятым нравственным требованиям, установкам, заинтересованность в их продолжении. Об этом хорошо сказал известный карачаевский просветитель И. Хубиев (Карачайлы): «В отношении верности адатам, точности их соблюдения всегда впереди всех народностей шли кабардинцы. Недаром Кабарда считается родиной и законодательницей всех адатов, нравственных норм.
Гостеприимство, почтение к старшему, почтение к женщине, навыки взаимопомощи, товарищеские услуги, услуги соседу и многое другое, что обозначается одним словом - воркхабза (т.е. соблюдение правил, обязательных для дворянина - ворка, но это имеет значение более широкое и принципиальное),- все это, развитое до тончайших мелочей, можно было видеть в старой дореволюционной Кабарде,.. развитие этих обычаев дошло в Кабарде до своего логического конца...» [8].
Когда мы говорим о всеобъемлющем влиянии традиции адыгской нравственной культуры, то имеем в виду совокупность нравственных универсалий, включающих человечность, чуткость, почтительность, вежливость, скромность, гостеприимство и т.п.
Как было сказано, традиции нравственной культуры адыгов составляли целостную и стройную систему. Она в период расцвета феодализма была уникальной и очень популярной. «В системе адыгской этики роль определяющей ценности выполняет, как мы видим, человечность, все другие ценности образуют инструментальную субсистему адыгства. На деле это означает, что адыгство обязывает быть добрым, отзывчивым, почтительным, деликатным, рассудительным, мужественным, честным, великодушным во имя одной высшей цели - человечности» [9]. И эта целевая установка привлекала к себе и балкарцев, и осетин, и карачаевцев, и чеченцев и других народов, ибо нет и не может быть иной высшей цели для человека, чем проявлять человечность в отношении к другим людям.
По выражению известного ученого правоведа-исследователя права, обычаев и традиций горских народов М. Ковалевского, культурное воздействие адыгов на другие этносы в период феодализма было всеохватывающим.
Адыгская нравственная культура свое влияние оказывала на весь Кавказ. Об этом свидетельствуют словарный фонд языков народов Кавказа, языковые выражения. Например, карачаево-балкарцы говорят: «содержанием и Черкес намыс» - «Черкесская честь, совесть», «Черкесде намус бийикде жюрюйдю».- «У черкесов этикет соблюдается образцово».
Традиционная нравственная культура адыгов не противопоставляла себя культурам осетин, карачаевцев, лезгин, кумыков, чеченцев, балкарцев и другим. Ее развитость, значительные преимущества в достижениях, притягательная сила, связанная с ее богатым содержанием и формой, проживание адыгов на огромной территории - все это носило объективный характер и способствовало преобладающему влиянию их культуры на культуры других этносов Кавказа.
Приведем пример из жизни горских народов и казачества, их взаимоотношений. Известно, что в укреплении дружественных отношений между горцами и терско-гребенскими и другими казаками большую роль играли кавказские гостеприимство и куначество. Последнее выступало как своеобразный обычай кавказского побратимства. Казаки гордились своей дружбой с кабардинцами, балкарцами и передавали ее детям как священное завещание. Эта дружба продолжалась достойно от поколения к поколению.
«Терские казаки, породнившись с кабардинцами, балкарцами, осетинами и другими народами, приняли их образ жизни, обычаи, нравы», - подчеркивает В.Г. Коломиец [10].
Однако эти мирные отношения межу ними не всегда сохранялись. Причина тому - политика царизма, которая вела к обострению вражды между разными кавказскими нациями, а также между горцами и казаками. Свою враждебную роль по отношению к казакам не скрывали и представители местного мусульманского духовенства, они вселяли в сознание мусульманского населения вражду к христианам- казакам.
Как видно, взаимовлияние традиции нравственной культуры явилось сложным и противоречивым процессом. Оно имело и конфликтный характер на конфессионально-религиозной основе, «на основе языковых отличий, на основе территориальных претензий и других», - справедливо отмечает Р.А. Ханаху [11].
Как сказано выше, северокавказским этносам были характерны однотипные социально-экономические, географические и другие объективные условия. Они имели между собой торговые, семейно-брачные отношения, которые способствовали общению друг с другом. В результате общения лучшие элементы духовной культуры одного этноса передавались другим, происходило взаимопроникновение культур. Не только перенималась адыгская нравственная культура, но и, наоборот, лучшие достижения других народов перенимались адыгским социумом, т.е. происходило взаимовлияние и взаимообогащение культур, естественный «диалог культур», процесс их равноправного взаимодействия с учетом самобытности сторон.
Исторический опыт развития свидетельствует, что адыги не занимались захватом чужих земель, тем более земель соседних этносов. Они выступали защитниками карачаевцев, балкарцев, осетин от геноцида царизма, от чужеземных захватчиков.
В вышеприведенных оценках адыгской нравственной культуры, в том числе и этикета, основные нормы которого содержатся в адыгэ хабзэ, нет ни малейшего преувеличения и восхваления культуры адыгов, нет никакого этноцентризма. Этикет адыгов «был всегда примером подражания и предметом восхищения многих народов», - подчеркивает известный культуролог К.Х. Унежев [12, с. 153]. Исторический путь развития северокавказских народов, их жизнь - тому яркое свидетельство.

Литература
1. Рейнеггс Я. Всеобщее историческое и топографическое описание Кавказа // Атаяиков В.М. Наша старина. Нальчик, 1996. С. 174.
2. Дюбуа де Монпере. Путешествие по Кавказу, к черкесам и абхазам, в Колхидию, Грузию, Армению и в Крым // Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII - XIX вв. Нальчик, 1974. С. 456.
3. Введение // АБКИЕА. 1974. С. 27.
4. Ковалевский М.М. Закон и обычаи на Кавказе. М., 1890. С. 254.
5. Бларамберг И.Ф. Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа // АБКИЕА. 1974. С. 414.

6. Кантемир Д.К. История роста и упадка Оттоманской империи // Наша старина. Нальчик, 1996. С. 149.
7. Белл Д. Дневник пребывания в Черкесии в течение 1837-1839 гг. // АБКИЕА. 1974. С. 479.
8. Карачайлы И. Быт горских народностей Юго-Востока // Карачаево-балкарские деятели культуры конца XIX- начала XX вв. Т. 2. Нальчик, 1996. С. 158.
9. Бгажноков Б~Х. Адыгская этика. Нальчик, 1999. С. 20.
10. Коломиец В.Г. Очерки истории и культуры терских казаков. Нальчик, 1994. С. 71.
11. Ханаху Р.А. Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы времени. Майкоп, 1997. С. 135.
12. Унежев КЛ. Феномен адыгской (черкесской) культуры. Нальчик, 1995. С. 153.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет , стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 All [см. все]







Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.06.06 11:40. Заголовок: Re:


Айзек Азимов. Расы и народы.
Практически все американские, австралийские и азиатские группы имеют очень маленькую частоту rh-гена (резус-отрицательного) или не имеют его вообще. У африканских популяций имеется лишь незначительная пропорция резус-отрицательного гена. Жители Европы имеют большую пропорцию этого гена - приблизительно один из семи.
Почему это происходит?
Ответ один: возможно когда-то в Европе была раса, которая была полностью резус- отрицательной. Что было, как вы видите, в общем-то достаточно безопасно. Если бы каждый в популяции был резус-отрицательным, никакой проблемы не было бы. Трудности возникают только тогда, когда присутствуют и резус-положительный, и резус-отрицательный гены. Если такая раса была резус-отрицательной, то резус-положительная группа, вступила в Европу позже и смешалась с более ранней группой. На одного r- индивида приходится семь r+ современных европейцев. Возможно, что с тех пор, как это смешение случилось, не прошло ещё достаточно времени для того, чтобы резус-отрицательный ген смог исчезнуть.
Подобной раннеевропейской расой может оказаться народ, именуемый басками. Эти люди живут в Пиренейских горах (которые образуют границу между Испанией и Францией) и близлежащих регионах. Баски заинтересовали учёных и по другой причине - их язык не похож ни на один язык в мире. Теперь ещё оказалось, что их группа крови отличается от групп крови других народов. Один из каждых трёх басков имеет резус-отрицательную кровь. Это означает, что частота резус-отрицательного гена среди них - 60 из сотни. Баски, таким образом, считаются потомками этой древней расы - они не сильно смешались с более поздними пришельцами, потому что жили в отдалённых горных районах


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.06.06 11:41. Заголовок: Re:


Р.Бетрозов. АДЫГИ. Истоки этноса.
Археологи давно обратили внимание на то, что наиболее близкие черты западно-кавказских дольменов можно найти в древних постройках Средиземноморья. По мнению В.И.Морковина, мегалитические постройки, близкие кавказским (абхазо-адыгским), расположены вдоль морских течений, а они в Средиземном море идут от Гибралтара вдоль северного побережья и заворачивают в Чёрное море, омывая Кавказское побережье. И везде по линии течений имеются дольмены, схожие с кавказскими. Развивая свою точку зрения, В.И.Морковин выдвинул гипотезу, что "идея" дольменов без людей, видевших и строивших их, на Кавказ не могла проникнуть. Её привнесли.Как отмечалось, абхазские дольмены особенно схожи с дольменными постройками на территории проживания современных басков.
Учитывая данный факт и языковые данные ( В.И.Морковин считает, что язык басков, если сравнивать его с языками Кавказа, наиболее всего близок населению причерноморских районов), автор приходит к заключению, что пробаски, как и проадыги, вполне могли иметь контакты.Адыгский исследователь А.Намиток в "Происхождении черкесов" заметил, что "язык басков - язык лигурийский" (лигуры - древние племена, проживавшие на Аппенинском полуострове. - Р.Б.). По мнению автора, совпадения между баскским и кавказскими языками покоятся на общей основе, а основа эта является лигурийской. "Меотов и синдов, - пишет Намиток, - можно рассматривать как принадлежащих к медо-пеласгскому и лигуро-кельтскому началу... Но одно кажется установленным: все эти народы не имеют ничего общего с индоевропейским".

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.06.06 15:55. Заголовок: Re:


Кавказа разрушительное начало

Дата Туташхиа



Сколько стоит сегодня кавказец? Речь о цене его мужества, былого рыцарства, достоинств и пороков. По принципу «я – один из вас»: о чеченцах и остальных. Тема, которую не любят затрагивать. А стоит, хотя бы потому, что опускаться ниже уже вряд ли кому удастся.

В век глобализации национальная самобытность подвергается беспрерывным атакам «идеологическими» бомбами, призванными вызвать провал в сознании. Объект обстрела – вера в Бога, адаты, кавказская демократия.

Во все времена представитель горской цивилизации дорожил волей, религией и подчеркнуто уважительным отношением к женщине. Все это и было высшим мерилом чести и достоинства ордена кавказского рыцарства. Разумеется, религия при этом оставалась идеологией, а адаты (законы гор) регулировали общество. И всякие рассуждения, что государствообразующие элементы здесь появились только с приходом Мансура или Шамиля, кажутся не совсем верными. Видоизменились – да.

Кавказская внутренняя общественная организованность в этом отношении намного опередила в свое время дикие европейские и российские первобытнообщинные стаи с их пещерной психологией. Но речь не о том, а о приметах дней нынешних и саморазрушительной психологии, о том, как в народах развивают уже около сотни лет комплекс умственной, психологической и физической неполноценности, все время обращая внимание на избранность державного индивида. От того, что «малы» были территорией, масштабы интеллекта застревали между двух ущелий, по изобретательности «не могли» дотянуть до заточки...
«Колонизация» умов продолжается и сегодня. Более того, эта проблема становится актуальной как никогда ранее. Развесившие уши обитатели «окраинных тюрем» только и занимаются самобичеванием, ищут виновников разлада между собой, кидаются друг на друга. Точнее, прикрываются этим, а на самом деле – это мутационный результат долгого эксперимента, это – выработанный в рабах трусливый дух.

Смогут ли преодолеть кавказские народы этот психологический барьер когда-нибудь, и увидеть причины общей трагедии в навязанном и навязываемом?
Теряет Кавказ свой облик. Войны не случайны на самых высоких точках Кавказа – в Абхазии, в Чечне, в Карабахе. В тех местах, где сильны традиции народов. Не потому ли мир крошится и рушится, обваливаясь с гор кавказских? Не для того ли ЮНЕСКО на протяжении полувека изучала традиции и обряды Кавказа по рассказам старожилов, по местной литературе, по историческим источникам, чтобы разгадать код (базовую матрицу) горца и выставить в противовес методику, формы и средства идеологической аннигиляции этого древнего кода?

Горец с его менталитетом и горянка – хранительница устоев очага – вот два объекта основного удара мировой атаки XXI века. Я уверен: мы сможем победить любую силу, если останемся верными себе, своему «кавказскому лицу», своей «чурковатости», своим «диким» обычаям. Они хороши тем, что они – не русские, не западные, не восточные. И какая катастрофа была бы, если бы мы стали похожи на них – на растленных душой, наполнивших этот мир насилием и жесткостью!

Жаль, что мы не знаем себе цены. Жаль, что занимаемся самоубийством, следуя всему чуждому, инородному, следуя «конкурсам», «репу», «сленгу», манерам чужестранным, «демократическим» замашкам, митингам, тогда как горцы никогда не прибегали многословию: ведь за каждое произнесенное слово нужно было отвечать. И речь должна была отличаться краткостью. А для вынесения решений совещались не аулами, а главами в доме, в родовой ветке, тейпа. В военное время – право решающего слова имели только воины и их предводители, а не та «демократическая» каша, толпа, что сейчас.

И вообще, по чеченским понятиям мужчины делятся на четыре типа: къонах (джигит, самый достойный, рыцарь гор) – тот, кто оказался полезным Родине; стаг (мужчина) – кто аула честь сохранил; боьрша (существо мужское) – полезный только в доме, жене; охьабожа (буквально – «чтобы сорвалось или сорвалась откуда-то»). А что должна или должно сорваться, не совсем ясно, как и в жизни, которой они живут. Другими словами, человек, бесполезный в двух последних ипостасях. Пусть читатель сам решит, как его называть. Но что хуже всего, именно последние ныне начинают возникать по поводу «судьбы народа».

Дешан эвхьазалла (слово и безответственное отношение к нему) – вот что разрушило и разрушает горскую демократию. Я уже писал о 140-летнем старце Кериме Джангуеве из Ялхой-Мохка, которого уже давно нет в живых, и люблю передавать этот рассказ другим. Лет этой истории будет уже тридцать, когда, будучи в доме старца, я спросил:

-Уважаемый, чеченцы в громких тонах и часто рассуждают о том, кто истинный мужчина. Кто-то считает, что это тот, кто не простил позора и убил кровника, другие считают таковым того, кто, когда нужно было нажать на курок винтовки, в последний момент нашел в себе силы не сделать этого, и т.д. С высоты ваших лет и вашего жизненного опыта, кто мужчина?

И услышал быстрый ответ:

- Мой молодой друг, в своей долгой жизни я перевидал столько «мужчин», что лишил четверых из них жизни. По их же вине. В том числе и брата жены. Так бывает, когда язык у человека чересчур длинный. Отсюда и все наши беды.

Мужчина тот, кто дал слово и сдержал его. Мир был бы иным, если бы каждый из нас сохранил культуру слова, выполняли бы данное слово, не произносили бы его там, где не нужно. Всему виной оно. И спасение оно…

Выходит, весит и стоит кавказец сегодня, в глазах достойных людей, ровно столько, сколько весит слово его. А теряем мы себя потому, что слова – не наши, длинные, пустые и фальшивые. От того и жизнь другая. Чужая.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.06.06 00:43. Заголовок: Re:


Хетты (Герни О.Р.) Глава 6. Хетты в Палестине :

"Теперь мы должны рассмотреть следующий парадоксальный факт: в то время как хетты появляются в Ветхом завете как палестинское племя, накопление наших знаний об истории древнего народа хатти уводит нас все дальше от Палестины и, наконец, родина хеттов обнаруживается в самом центре анатолийского плато."

"Более того, вышеизложенный очерк истории хеттов показал, что до царствования Суппилулиумы южнее Тавра вовсе не было хеттских государств; границы сирийских вассальных государств империи хеттов проходили севернее Кадета на Оронте, и, наконец, хотя хеттские армии доходили до Дамаска, они никогда не вступали в саму Палестину. Южнее Хамы никогда не существовало ни одного позднехеттского государства, и ее территория не включала в себя ни одну из частей Палестины, так как была отделена от нее арамейским царством Дамаска."

"Таким образoм, присутствие хеттов в Палестине до завоевания ее израильтянами представляет собой любопытную проблему. Все накопленные нами сведения о народе хатти не только не проясняют ее, но делают эту проблему еще более запутанной. Рассказы о покупке Авраамом пещеры Махпелы (у некоего хетта) ..."
В общем автор (Герни) запутал нас не к месту применяя "хетты", "страна Хатти", и т.д. но в итоге дает такое разъяснение:

"...возможное решение этой загадки. Мы уже видели, что наиболее ранние обитатели Анатолии были народом, который мы называем хаттами, потому что они говорили на языке, именуемом в хеттских текстах hattili. В этой части мира нет письменных документов, датируемых ранее чем 2000 г. до н. э., и мы не знаем, сколь широко этот язык был распространен в III тысячелетии до н.э. Мы не знаем также, называли ли сами себя люди, говорившие на этом языке, таким именем. Языковые группы обычно не вырабатывают для себя общего имени, и слово «хаттили» могло быть образовано пришедшими индоевропейскими «хеттами» от древнего названия страны Хатти и ее столицы Хаттусы. Как бы то ни было, мы, во всяком случае, можем указать на возможность, правда при имеющихся свидетельствах недоказуемую, что в свое время на «хаттком» языке говорили народы на обширной территории, которая включала в себя Палестину, и что хетты с иудейских гор были оставшейся частью этого народа, которая оказалась изолированной..."

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Не зарегистрирован

Замечания: йа ном йа уала, - "сары мат". йа мат у ирон адамыл.
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.06.06 12:51. Заголовок: Re:


Сая
Остльные сообщения ещё не прочитал, но первое: прямо про осетин-алан :) Мы рады что даже после разгрома алан наше культура осталась так распространена :)

Хаедбар Ирыстон Уаелахиз!
США+Саакашвили = Россия+Гиоргадзе = фашизм
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.06.06 19:55. Заголовок: Re:


Боюсь огорчить, но эта культура у вас не от алан, а от кавказцев, составивших основу вашего народа. А этот пласт у нас общий. :)

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
"маленькая, тихая и скромная"




Не зарегистрирован

Замечания: гыццыл, сабыр ама хадафсарм.фала йа ма асмасты канут, андара уыл магуыры бон кандзан.зоны алцы, - чи каима рахыл ис, чи каман радта гартам, кай сисдзысты йа бынатай ама афта дарддар.иу ныхасай, - иунаг сусаг хъуыддаг дар йын на баззайдзан. Любит думать, что всё знает.
Награды: Горе от ума
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.06.06 20:09. Заголовок: Re:


Саечка, не хочу тебя расстраивать, но осетинская культура по сути своей очень сильно отличается от Кавказской. Хотя бы возьмем, то же уважение к девушке, женщине. Она свободна и равноправна в обществе. У нас например в ЮО при появлении женщины на улице, мужчины перестают разговаривать, пока она не скроется за углом. У нас женщина, имеет точно такие же права, как и мужчина. Но это не говорит о том, что наши мужчины слабо-характерные. Им как воинам и гуманистам нет равных нигде. А как мужьям цены нет. Каждая из осетинских женщин знает, что она свободна в своих делах, но при этом ни одна женщина не посмеет изменить своему мужу. Мужчины осетины настолько красноречивы, что их талантам мог бы позавидовать Синьоре де Бержерак :-) Когда-нибудь я тебе расскажу более подробно, что такое осетинское общество: мужчины и женщины, без кавказского налета

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.06.06 20:30. Заголовок: Re:


Леочка , я прекрасно понимаю твой патриотизм, но вы, зная много о своей культуре, ничего не знаете о культуре соседей. Не надо мне подробно рассказывать о положении женщин у осетин, потому что я это и так знаю. А именно то, что у вас всё абсолютно так же как и у нас.
Вы немного путаете северо-западный Кавказ с северо-восточным. Дагестанцы и черкесы очень отличаются друг от друга. Например, в Дагестане допустимы браки между родственниками, у нас они строжайше запрещены до 9 колена. У Дагестанцев и Чеченцев буквально до недавнего времени фамилии образовывались от имени отца, у нас - фамилии имеют настолько древнее происхождение, что мало какие из них переводимы ( за исключением фамилий, оканчивающихся на -ко - сын).
Тебя сбивает с толку то, что мы мусульмане. Поверь, на положении женщины в обществе это почти не отразилось.
Никогда черкешенка не была бесправной. Литературы - море. Я могу цитировать, но боюсь злоупотребить вашим терпением (в конце концов, это осетинский сайт).

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Не зарегистрирован

Замечания: йа ном йа уала, - "сары мат". йа мат у ирон адамыл.
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.06.06 20:30. Заголовок: Re:


Сая пишет:

 цитата:
Боюсь огорчить, но эта культура у вас не от алан, а от кавказцев, составивших основу вашего народа. А этот пласт у нас общий. :)

А что, есть такое народ, кавказсцы? :) нет и не было. Это высосанная из пальца выдумка :) Зато были и есть аланы, адыги и т.д.

Хаедбар Ирыстон Уаелахиз!
США+Саакашвили = Россия+Гиоргадзе = фашизм
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Не зарегистрирован

Замечания: йа ном йа уала, - "сары мат". йа мат у ирон адамыл.
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.06.06 20:38. Заголовок: Re:


леопольдина пишет:

 цитата:
Саечка, не хочу тебя расстраивать, но осетинская культура по сути своей очень сильно отличается от Кавказской.

Поправка. Кавказскую культуру во многом сформировало именно арийское доминирование. И не какое иное арийское, а именно наше, то есть киммеро-сако(скифо)-сармато-алано-асское. Все народы проживавщие в этом ареале в той или иной степени подвергались ассимиляционному воздействию кобано-скифо-сармато-аланов.

Хаедбар Ирыстон Уаелахиз!
США+Саакашвили = Россия+Гиоргадзе = фашизм
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.06.06 20:38. Заголовок: Re:


Есть осетины, адыги...
Аланы - вот миф! Никто не знает кем они были, откуда пришли, как выглядели и куда делись. Всё, что известно о них не даёт возможности делать однозначные выводы. Поэтому вокруг алан столько споров. Аланы влились практически во все народы Европы и Кавказа. Если правда, что они были ираноязычными, то это единственное, что сближает вас с ними. Остальное у вас кавказское. И не забывайте, что аланы - кочевники. Какие осетины кочевники? Вы типичные кавказцы, перешедшие на иранский язык.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.06.06 20:44. Заголовок: Re:


Sarmat пишет:

 цитата:
кобано-скифо-сармато-аланов.

Тут ты чуть перегнул. Кобано- и скифо-сармато-аланы -вещи чуть разные. Кобано - это кавказский субстрат. Остальное - иранский. Хотя, происхождение сармат тоже не так однозначно. Есть версия, что это царские меоты. Тогда у нас на них больше прав.
Sarmat пишет:

 цитата:
Кавказскую культуру во многом сформировало именно арийское доминирование

Какие у тебя основания утверждать это?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
"маленькая, тихая и скромная"




Не зарегистрирован

Замечания: гыццыл, сабыр ама хадафсарм.фала йа ма асмасты канут, андара уыл магуыры бон кандзан.зоны алцы, - чи каима рахыл ис, чи каман радта гартам, кай сисдзысты йа бынатай ама афта дарддар.иу ныхасай, - иунаг сусаг хъуыддаг дар йын на баззайдзан. Любит думать, что всё знает.
Награды: Горе от ума
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.06.06 20:44. Заголовок: Re:


Сая, последние аланы с гор КБР ушли в Осетию в начале 20-го века, это я так к слову. Поинтересуйся у своих в горах до сих пор остались названия аланских поселений.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Не зарегистрирован

Замечания: йа ном йа уала, - "сары мат". йа мат у ирон адамыл.
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.06.06 20:48. Заголовок: Re:


Сая пишет:

 цитата:
Какие у тебя основания утверждать это?

а какие есть основания подвергать это сомнению? Может тебя этноним "арии" смущает? Ну так арии ничем не лучше адыгов, впрочем как и не хуже

Хаедбар Ирыстон Уаелахиз!
США+Саакашвили = Россия+Гиоргадзе = фашизм
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
"маленькая, тихая и скромная"




Не зарегистрирован

Замечания: гыццыл, сабыр ама хадафсарм.фала йа ма асмасты канут, андара уыл магуыры бон кандзан.зоны алцы, - чи каима рахыл ис, чи каман радта гартам, кай сисдзысты йа бынатай ама афта дарддар.иу ныхасай, - иунаг сусаг хъуыддаг дар йын на баззайдзан. Любит думать, что всё знает.
Награды: Горе от ума
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.06.06 20:48. Заголовок: Re:


Сая, а так, я думаю нам пора вместе чай попить

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Не зарегистрирован

Замечания: йа ном йа уала, - "сары мат". йа мат у ирон адамыл.
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.06.06 20:53. Заголовок: Re:


Сая пишет:

 цитата:
Тут ты чуть перегнул. Кобано- и скифо-сармато-аланы -вещи чуть разные. Кобано - это кавказский субстрат. Остальное - иранский. Хотя, происхождение сармат тоже не так однозначно. Есть версия, что это царские меоты. Тогда у нас на них больше прав.

Ну это для тех кто принимает выдуманный кавказский субстрат, и разделяется кобанское и киммеро-сакское(скифское). Но этот субстрат выдуман, не было никакого загадочного субстрата. Были те кото мы знаем и о которых я уже сказал. Был и есть один народ, известный разным народам и в разные эпохи под разными именами (это я про нас, алан). Вот и всё. Так же как и вы разным народам и в разные эпохи были известны под разными именами. Так же и другие, мы в этом не исключение.

Хаедбар Ирыстон Уаелахиз!
США+Саакашвили = Россия+Гиоргадзе = фашизм
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.06.06 21:19. Заголовок: Re:


Sarmat, боюсь в этом споре ты обречён проиграть. В этом вопросе на моей стороне Сослан и Татрос. Поэтому, нам лучше попить чай с Лео.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Не зарегистрирован

Замечания: йа ном йа уала, - "сары мат". йа мат у ирон адамыл.
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.06.06 21:37. Заголовок: Re:


Сая
Насчет попить чай, это было хорошей идеей в этом (и не только в этом конечно) я поддерживаю Леопольдину.

А что касается Таторса и Сослана, так эти глыбы науке неизвестны. И не думаю что станут когда-либо известны. Так что я не проиграю, так как не проиграет академическая наука. Я же не своё говорю, а правду Да и коллаборационистская идеология это... не так уж и авторитетна :)

Хаедбар Ирыстон Уаелахиз!
США+Саакашвили = Россия+Гиоргадзе = фашизм
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.06.06 21:46. Заголовок: Re:


Sarmat пишет:

 цитата:
так как не проиграет академическая наука.

А ты высказываешь мнение академической науки?
Sarmat пишет:

 цитата:
Я же не своё говорю, а правду

Красивая фраза, но бессмысленная. Как ты определяешь что правда, а что нет?
Sarmat пишет:

 цитата:
коллаборационистская идеология это... не так уж и авторитетна :)

А вот с точки зрения коренного кавказца - осетина, пытаться оторвать народ от корней и есть коллаборационистская идеология.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Не зарегистрирован

Замечания: йа ном йа уала, - "сары мат". йа мат у ирон адамыл.
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.06.06 22:06. Заголовок: Re:


Сая пишет:

 цитата:
А вот с точки зрения коренного кавказца - осетина, пытаться оторвать народ от корней и есть коллаборационистская идеология.

откаких таких порней оторвать? как раз наоборот. Мы, кобано-скифо-аланские арии, самые аборигенистые аборигены Кавказа. Во всяком случае никто не может доказать что он более аборигенен чем упомянутые арийские племена. Так что мы, аланы, коренные. Мы на Кавказе живём как минимум не менее иных её насельников.

Сая пишет:

 цитата:
А ты высказываешь мнение академической науки?

Ну да. Я сам не историк, не археолог, раскопки не проводил, первоисточники не штудировал. Я в исторических материалах признанных историков черпаю свои скромные знания. А вот Таторс представляет псевдонаучныю идеологию из разряда пантюркистского.

Сослан пишет:

 цитата:
Красивая фраза, но бессмысленная. Как ты определяешь что правда, а что нет?

эта фраза была сказана к контексте. Контексте предыдущей, где сказано о академической науке.



Хаедбар Ирыстон Уаелахиз!
США+Саакашвили = Россия+Гиоргадзе = фашизм
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет , стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 All [см. все]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 9
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



ЧАТ "НЫХАС"