Тестируем НОВЫЙ ФОРУМ Ссылка



АвторСообщение





Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.06.06 10:48. Заголовок: Немного об адыгах


Приятно, что автор балкарец.
Журнал в г. Ростов-на-Дону: ИЗВЕСТИЯ ВУЗОВ. СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ РЕГИОН. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ. 2005. № 3


A.M. Малкандуев

О ВЛИЯНИИ АДЫГСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА НРАВСТВЕННУЮ ЖИЗНЬ НАРОДОВ КАВКАЗА
Под собирательным названием «адыги» исторически понимаются кабардинцы, бжедуги, бесленеевцы, абадзехи, темиргоевцы, убыхи, шапсуги и др. Самая представительная из этих народностей - кабардинцы. Их численность в Российской Федерации ныне составляет 500 тыс. человек, адыгейцев - 160 тыс., черкесов - 60 тыс. человек.
Исторический путь развития адыгов, осетин, чеченцев, балкарцев, карачаевцев, народов Дагестана, ингушей с древности и по настоящее время имел много общего. Им свойственны однотипный образ жизни и этническая культурная идентичность. Хотя, по общему признанию ученых и мнению самих народов, преобладающей по своему влиянию являлись адыгская культура и цивилизация, но прежде всего - нравственная культура адыгов.
Начиная с XIII в. в европейских странах адыгов стали называть черкесами. По мере знакомства с Северным Кавказом, с жизнью адыгов европейские авторы стали уделять им все большее внимание, особенно это проявилось после разгрома татаро-монгольских завоевателей, алан и половцев. Впоследствии адыги стали хозяевами всей равнинной части Предкавказья. Влияние их среди окружающих этносов непрерывно росло. Более того, их популярность в европейских странах оттеснила на второй план другие народы Кавказа на многие столетия. В результате балкарцы, осетины, ингуши, карачаевцы стали также называться адыгами (черкесами). Их общественный строй, образ жизни, традиции, обычаи, нравы, одежда и вооружение олицетворяли жизнь других горских народов. Короче говоря, адыги в XIII - XV вв. стали самым известным народом Северного Кавказа во всех сферах общественного развития. Занимая обширную территорию, они прославились достижениями в экономической, культурной, нравственной, военной сферах, в воспитании, проявляли себя отличными наездниками, стрелками, ловкими, храбрыми, смелыми, отважными, предприимчивыми воинами в боях с врагами.
Известный немецкий ученый К. Кох сравнивал храбрость и мужество адыгов-рыцарей и джигитов с Рыцарями XVIII в. на юге Франции. Для них были характерны .умение носить оружие, искусство держаться в седле, умение вести себя в обществе, соблю-дение этикета и приличия в общественных местах.
Адыги (черкесы) «объединенными силами, часто оказывали эффективную помощью Иберии, Грузии, Армении, персам и туркам; их внушительная сила заставляла трепетать весь Кавказ» [ 1 ].
Литературные источники XVI - XVII вв. свидетельствуют о развитости хозяйственно-экономической жизни и торговли у адыгов. Так обстояло дело с земледелием, скотоводством, домашней промышленностью и ремеслом. Об этом говорят сведения в сочинениях таких европейских авторов, как Дортелли д'Асколи, Д. Лукка, Н. Витсен, Ж. Шарден и др.
В системе кавказской культуры и цивилизации ведущее место занимала традиционная адыгская нравственная культура. В период феодального общественного устройства она достигла совершенства, расцвета. Достижения ее были превосходными в сравнении с другими.
С восхищением отозвались о достижениях адыгов (черкесов) в разных сферах известные русские академики Гмелин, Гюльденштедт, Паллас и Потоцкий. В этот период Кавказ стал центром внимания западноевропейских стран. Изучались образ жизни и нравственная культура живущих здесь этносов.
Известный ученый, археолог Ф. Дюбуа де Монпе-ре писал: «Как много общего в нравах с античной Грецией, Грецией Гомера находим мы у черкесов!.. Все, что я говорил о воспитании мужчин и женщин, о женском труде, о постыдности для мужчины появиться на людях со своей женой... все это возвращает нас в Грецию и заставляет согласиться с тем, что должна была быть колонизация в какой-то форме, должны были быть частые связи в античные времена для того, чтобы черкесы могли сохранить столько черт примитивных нравов греков. Но ... вопрос в том, какая из наций оказывала влияние и какая была восприемницей?» [2].
Эта цитата приводится для того, чтобы подчеркнуть с каким восхищением интересовались ученые европейских стран адыгской нравственной культурой и цивилизацией. Духовность, этикет, традиции и обычаи в нравственной сфере - все это вызвало в те времена широкий резонанс во многих странах. Близкие соседи - этносы, и народности, живущие на далеком расстоянии, подражали адыгскому образу и стилю жизни. Исторический опыт показывает, что достижениям одного этноса могут подражать другие, скажем, соседние, только при условии, если первые по сравнению с ними имели внушительные преимущества в нравственных отношениях, если в их культурных достижениях содержались образцы, нормы и правила поведения, идеалы, которые удовлетворяли интересам и вкусам других и поэтому считались образцовым» во всех отношениях. Так обстояло, например, с традиционной нравственной культурой адыгов, несомненно, уникальны содержание и форма тех обычаев и традиций, которые составляют этическую систему адыгов с названием «адыгагъэ», «адыгэ хабзэ», выступающие как морально-этические кодексы.
Начиная с XVIII в. и уже в первой половине XIX в. в многотомных описаниях посвященных Кавказу, черкесы занимали главное место. Не только европейские газеты и журналы, но и американские публиковали о них специальные статьи. Широко была представлена черкесская тематика в русской художественной литературе.
«Черкесы теперь олицетворяют все лучшие качества кавказских горцев, к которым в передовых кругах русского общества относятся с большим вниманием и сочувствием. Черкесы олицетворяют храбрость и свободолюбие кавказцев, их рыцарские нравы. Черкесов воспевают в своих произведениях великие русские поэты Пушкин и Лермонтов. Изумительные по художественным достоинствам кавказские поэмы Пушкина и Лермонтова в немалой степени способствовали повышению интереса к черкесам не только в России, но и в Западной Европе» [3] - пишет известный историк В.К. Гарданов.
Адыгам подражали не только в духовной (нравственной) культуре, но и в материальной. Так, «подражая кабардинцам в их одежде, оружии, домашней утвари, способе постройки жилищ и манере держать себя в обществе, горские народности Западного Кавказа усвоили себе также кабардинскую точку зрения на те же отношения, какие должны существовать между повелительными и подвластными, между князем и его вассалами» [4].
Традиции этнической нравственной культуры - это важнейший элемент нравственной культуры адыгского социума, носители его менталитета. На них равнялись, их считали и воспринимали как эталон в нравственных отношениях и образе жизни. Для подтверждения этой мысли приведем слова известного генерала русской службы И.Ф. Бларамберга. Он писал, что кабардинские князья в силу своего происхождения и подвигов своих предков считались первыми по благородству крови не только среди черкесов, но и горских народностей. «И им действительно нельзя отказать в этом превосходстве. За исключением тех качеств, которые у них могут оспаривать другие народы, кабардинцы отличаются благородством характера, учтивостью, а также чистотой своих одежды и жилищ. Все эти качества свидетельствуют о том, что кабардинцы находятся на более высокой ступени цивилизации, чем прочие горские народности... Балкарцы, чеченцы, карачаевцы и абазины признают их превосходство» [5].
Ученые того времени неоднократно отмечали утверждение на Кавказе кавказской цивилизации, а адыгскую считали ее важнейшим компонентом. Влияние адыгской культуры и цивилизации на соседние и дальние народы имело объективный характер. Чеченцы, осетины, ингуши, балкарцы, карачаевцы, казаки, народности Дагестана перенимали их лучшие достижения в духовной, нравственной культуре именно потому, что, во-первых, эти достижения отвечали их потребностям, интересам, вкусам и ценностным ориентациям.
Во-вторых, развитая в идеале, по оценкам других народов, совершенная адыгская духовно-нравственная культура олицетворяла все лучшие качества кавказских горцев и играла доминирующую роль по сравнению с другими.
В-третьих, адыги в период расцвета феодализма в военном отношении на Северном Кавказе считались сильными, мощными и храбрыми, что способствовало признанию их культуры соседями. Перенимать превосходящую адыгскую культуру заставляли необходимость защиты от иноземных захватчиков, расчет на помощь и поддержку со стороны сильного и опытного по ведению войн адыгского народа.
В-четвертых, важным показателем доминирующего влияния адыгов, их культуры явилось то, что, благодаря торговому обмену, общению, в языках соседних народов образовались словосочетания со словом «адыг», «черкес». Осетины, чеченцы, балкарцы, карачаевцы, ингуши считали образцом воспитания адыгскую степенность и благородство. Карачаево-балкарцы говорят: «Черкесле адетни бийикде тутадыла» - «Черкесы дорожат обычаями, этикетом».
В-пятых, система воспитания в Кабарде была поставлена на высоком уровне благодаря развитости нравственных отношений и высокой нравственной культуры, соблюдению этикетных норм и приличия. Наличие такой культуры привлекало к себе внимание других этносов и народностей, которые стремились перенять совершенную нравственную культуру и воспитанность.
Сыновья крымских ханов, осетинских алдаров «отсылаются к черкесам на воспитание и обучение» [6]. Чеченцы, осетины, ингуши, балкарцы посылали своих детей учиться приличиям и этикету именно к адыгам.
В этой связи английский политический деятель Д.Белл писал о порядках, о высокой нравственной воспитанности так: «Немногие страны, с их установленными законами и всем сложным механизмом правосудия, могут похвалиться той нравственностью, согласием, спокойствием, воспитанностью - всем тем, что отличает этот народ в его повседневных взаимных сношениях» [7].
В-шестых, у адыгов (черкесов) получили свое совершенство такие- социальные институты, как гостеприимство, куначество, покровительство, абречество, хаса, институт джегуако (народные певцы), которые способствовали в течение длительного времени преемственности поколений, духовности и, в первую очередь, нравственности. В этой связи огромна была роль института аталычества, явившегося основной школой воспитания детей князей и дворян. Она заменяла семейное, родительское воспитание.
В-седьмых, в традиции адыгской нравственной культуры стратегической целью являлось формирование человечности. Адыгство как свод нравственной системы по своей сущности было направлено за сплочение этносов, за единство, против национализма, национальной розни. В этом заключалась притягательная сила нравственной культуры адыгов. Как и другим этносам, адыгам была характерна верность общепринятым нравственным требованиям, установкам, заинтересованность в их продолжении. Об этом хорошо сказал известный карачаевский просветитель И. Хубиев (Карачайлы): «В отношении верности адатам, точности их соблюдения всегда впереди всех народностей шли кабардинцы. Недаром Кабарда считается родиной и законодательницей всех адатов, нравственных норм.
Гостеприимство, почтение к старшему, почтение к женщине, навыки взаимопомощи, товарищеские услуги, услуги соседу и многое другое, что обозначается одним словом - воркхабза (т.е. соблюдение правил, обязательных для дворянина - ворка, но это имеет значение более широкое и принципиальное),- все это, развитое до тончайших мелочей, можно было видеть в старой дореволюционной Кабарде,.. развитие этих обычаев дошло в Кабарде до своего логического конца...» [8].
Когда мы говорим о всеобъемлющем влиянии традиции адыгской нравственной культуры, то имеем в виду совокупность нравственных универсалий, включающих человечность, чуткость, почтительность, вежливость, скромность, гостеприимство и т.п.
Как было сказано, традиции нравственной культуры адыгов составляли целостную и стройную систему. Она в период расцвета феодализма была уникальной и очень популярной. «В системе адыгской этики роль определяющей ценности выполняет, как мы видим, человечность, все другие ценности образуют инструментальную субсистему адыгства. На деле это означает, что адыгство обязывает быть добрым, отзывчивым, почтительным, деликатным, рассудительным, мужественным, честным, великодушным во имя одной высшей цели - человечности» [9]. И эта целевая установка привлекала к себе и балкарцев, и осетин, и карачаевцев, и чеченцев и других народов, ибо нет и не может быть иной высшей цели для человека, чем проявлять человечность в отношении к другим людям.
По выражению известного ученого правоведа-исследователя права, обычаев и традиций горских народов М. Ковалевского, культурное воздействие адыгов на другие этносы в период феодализма было всеохватывающим.
Адыгская нравственная культура свое влияние оказывала на весь Кавказ. Об этом свидетельствуют словарный фонд языков народов Кавказа, языковые выражения. Например, карачаево-балкарцы говорят: «содержанием и Черкес намыс» - «Черкесская честь, совесть», «Черкесде намус бийикде жюрюйдю».- «У черкесов этикет соблюдается образцово».
Традиционная нравственная культура адыгов не противопоставляла себя культурам осетин, карачаевцев, лезгин, кумыков, чеченцев, балкарцев и другим. Ее развитость, значительные преимущества в достижениях, притягательная сила, связанная с ее богатым содержанием и формой, проживание адыгов на огромной территории - все это носило объективный характер и способствовало преобладающему влиянию их культуры на культуры других этносов Кавказа.
Приведем пример из жизни горских народов и казачества, их взаимоотношений. Известно, что в укреплении дружественных отношений между горцами и терско-гребенскими и другими казаками большую роль играли кавказские гостеприимство и куначество. Последнее выступало как своеобразный обычай кавказского побратимства. Казаки гордились своей дружбой с кабардинцами, балкарцами и передавали ее детям как священное завещание. Эта дружба продолжалась достойно от поколения к поколению.
«Терские казаки, породнившись с кабардинцами, балкарцами, осетинами и другими народами, приняли их образ жизни, обычаи, нравы», - подчеркивает В.Г. Коломиец [10].
Однако эти мирные отношения межу ними не всегда сохранялись. Причина тому - политика царизма, которая вела к обострению вражды между разными кавказскими нациями, а также между горцами и казаками. Свою враждебную роль по отношению к казакам не скрывали и представители местного мусульманского духовенства, они вселяли в сознание мусульманского населения вражду к христианам- казакам.
Как видно, взаимовлияние традиции нравственной культуры явилось сложным и противоречивым процессом. Оно имело и конфликтный характер на конфессионально-религиозной основе, «на основе языковых отличий, на основе территориальных претензий и других», - справедливо отмечает Р.А. Ханаху [11].
Как сказано выше, северокавказским этносам были характерны однотипные социально-экономические, географические и другие объективные условия. Они имели между собой торговые, семейно-брачные отношения, которые способствовали общению друг с другом. В результате общения лучшие элементы духовной культуры одного этноса передавались другим, происходило взаимопроникновение культур. Не только перенималась адыгская нравственная культура, но и, наоборот, лучшие достижения других народов перенимались адыгским социумом, т.е. происходило взаимовлияние и взаимообогащение культур, естественный «диалог культур», процесс их равноправного взаимодействия с учетом самобытности сторон.
Исторический опыт развития свидетельствует, что адыги не занимались захватом чужих земель, тем более земель соседних этносов. Они выступали защитниками карачаевцев, балкарцев, осетин от геноцида царизма, от чужеземных захватчиков.
В вышеприведенных оценках адыгской нравственной культуры, в том числе и этикета, основные нормы которого содержатся в адыгэ хабзэ, нет ни малейшего преувеличения и восхваления культуры адыгов, нет никакого этноцентризма. Этикет адыгов «был всегда примером подражания и предметом восхищения многих народов», - подчеркивает известный культуролог К.Х. Унежев [12, с. 153]. Исторический путь развития северокавказских народов, их жизнь - тому яркое свидетельство.

Литература
1. Рейнеггс Я. Всеобщее историческое и топографическое описание Кавказа // Атаяиков В.М. Наша старина. Нальчик, 1996. С. 174.
2. Дюбуа де Монпере. Путешествие по Кавказу, к черкесам и абхазам, в Колхидию, Грузию, Армению и в Крым // Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII - XIX вв. Нальчик, 1974. С. 456.
3. Введение // АБКИЕА. 1974. С. 27.
4. Ковалевский М.М. Закон и обычаи на Кавказе. М., 1890. С. 254.
5. Бларамберг И.Ф. Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа // АБКИЕА. 1974. С. 414.

6. Кантемир Д.К. История роста и упадка Оттоманской империи // Наша старина. Нальчик, 1996. С. 149.
7. Белл Д. Дневник пребывания в Черкесии в течение 1837-1839 гг. // АБКИЕА. 1974. С. 479.
8. Карачайлы И. Быт горских народностей Юго-Востока // Карачаево-балкарские деятели культуры конца XIX- начала XX вв. Т. 2. Нальчик, 1996. С. 158.
9. Бгажноков Б~Х. Адыгская этика. Нальчик, 1999. С. 20.
10. Коломиец В.Г. Очерки истории и культуры терских казаков. Нальчик, 1994. С. 71.
11. Ханаху Р.А. Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы времени. Майкоп, 1997. С. 135.
12. Унежев КЛ. Феномен адыгской (черкесской) культуры. Нальчик, 1995. С. 153.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 218 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 All [только новые]







Пост N: 372
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.09.06 14:03. Заголовок: Re:


Что бы эта улыбка могла означать?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Бывалый


Пост N: 3475

Замечания: уаззау зондыл хаст у.ницы хуызы йа ис фезмалын канын йа бынатай.агъдауджын ирон лаппу-лаг у.
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.09.06 14:32. Заголовок: Re:


Сая да так ...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 374
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.09.06 16:18. Заголовок: Re:


Мне тоже странным показалось, что XVII век отнесён к глубокой древности.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Бывалый


Пост N: 3478

Замечания: уаззау зондыл хаст у.ницы хуызы йа ис фезмалын канын йа бынатай.агъдауджын ирон лаппу-лаг у.
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.09.06 19:53. Заголовок: Re:


Сая пишет:

 цитата:
Мне тоже странным показалось



ну слава Богу

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 1233
Откуда: АЛЛОНСТОН, ЦХИНВАЛ

Замечания: йа ном йа уала, - "сары мат". йа мат у ирон адамыл.
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.09.06 14:31. Заголовок: Re:


Сослан пишет:

 цитата:
Сая да так ...



Хаедбар Ирыстон Уаелахиз!
США+Саакашвили = Россия+Гиоргадзе = фашизм
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 375
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.09.06 16:32. Заголовок: Re:


Что вы все тут разулыбались?
Чувствую, завидуете!
Решили, что я сама придумала, что

 цитата:
Этот танец поныне живет в народе и танцуется в деревнях.

?
Может и есть небольшие слабые моменты в статье, но факт существования этого танца опровергнуть всё-равно не сможете. Как и то, что существует

 цитата:
ряд интересных этнографических совпадений и параллелей в культурах двух стран



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Бывалый


Пост N: 3489

Замечания: уаззау зондыл хаст у.ницы хуызы йа ис фезмалын канын йа бынатай.агъдауджын ирон лаппу-лаг у.
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.09.06 20:12. Заголовок: Re:


Сая это не ты придумала, а тот кто это написал

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 376
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.09.06 21:14. Заголовок: Re:


Я не буду сейчас спорить. Но время рассудит. И не факт, что в вашу пользу.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Бывалый


Пост N: 3492

Замечания: уаззау зондыл хаст у.ницы хуызы йа ис фезмалын канын йа бынатай.агъдауджын ирон лаппу-лаг у.
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.09.06 21:22. Заголовок: Re:


Сая пишет:

 цитата:
И не факт, что в вашу пользу.



я выступаю как частное лицо.
тут "наши - ваши" не при чём. если бы кто-то из осетин написал подобное, моя реакция была-бы точно такой-же.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 377
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.09.06 21:30. Заголовок: Re:


Под вами я подразумевала тебя и Сармата.
Осетин я не трогала.
Даже приятно видеть как два человека с настолько противоположными взглядами вдруг сошлись во мнении.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Бывалый


Пост N: 3493

Замечания: уаззау зондыл хаст у.ницы хуызы йа ис фезмалын канын йа бынатай.агъдауджын ирон лаппу-лаг у.
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.09.06 21:49. Заголовок: Re:


Sarmat просто улыбнулся через смайлик

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 384
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.09.06 22:57. Заголовок: Re:

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Справедливый




Пост N: 3115
Откуда: Россия, Дзауджыхъау

Замечания: сагуыты хуызан лаппу Чем-то напоминает оленя
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.09.06 00:06. Заголовок: Re:


Сая пишет:

 цитата:
Бламберг

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/S.Kavkaz/XIX/Blaramberg/index.htm

Грузинские хроники об осетинах

«Согласно грузинской исторической традиции считается, что Язон, назначенный Александром Великим (Македонским) правителем Грузии, обложил данью оссов, леков (лезгин) и хазар, но Фарнаваз — первый грузинский царь, став независимым от Язона, подстрекал оссов и леков к восстанию. Они отказались платить Язону привычный налог, большое их число перешло на сторону Фарнаваза, они верно ему служили и провозгласили его своим царем. Его сын Сурмаг был изгнан грузинами и бежал к оссам, они помогли ему, и благодаря этому он смог вернуться на родину и вернуть себе трон отца.

Далее грузинская история молчит об этом народе довольно долго, вплоть до 90 года н. э., когда два грузинских царя Ясорк и Армазель призвали оссов и леков на помощь против армян. Базук и Абазук — предки царей оссов, проявили себя как герои на этой войне и погибли. С тех пор оссы всегда оставались друзьями и союзниками грузин вплоть до 184 года н. э. В это время многочисленное войско оссов вторглось в Грузию через Д валете кие ворота (т. е. через Касрис-Кари на Ардоне), намереваясь разрушить Мцхету — столицу грузин. Близ этого города оссы были разбиты царем Амзаспом, прогнавшим их за горы».


Это что с тех пор уже грузины знали нас как оссов?



Да, мы такая нация! Мы и Гитлера до самоубийства довели... Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Справедливый




Пост N: 3116
Откуда: Россия, Дзауджыхъау

Замечания: сагуыты хуызан лаппу Чем-то напоминает оленя
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.09.06 00:21. Заголовок: Re:


«Пока был несовершеннолетним 23-й грузинский царь, доблестный Вахтанг Гургаслан, правивший с 446-го по 499 год, оссы несколько раз устраивали набеги на Грузию. Но возмужав, этот царь покорил оссов, как и весь Кавказ. В сражении, данном им осетинам, он собственноручно убил Чагатара и Багатара — двух самых смелых и известных осетинских военачальников».


Знаем мы как он его убил, падла...

Да, мы такая нация! Мы и Гитлера до самоубийства довели... Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 1270
Откуда: АЛЛОНСТОН, ЦХИНВАЛ

Замечания: йа ном йа уала, - "сары мат". йа мат у ирон адамыл.
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.09.06 01:35. Заголовок: Re:


Ос-Багатар пишет:

 цитата:
Его сын Сурмаг был изгнан грузинами и бежал к оссам, они помогли ему, и благодаря этому он смог вернуться на родину и вернуть себе трон отца.

Саурмаг, сын Фарнаваза, бежавший к осетинам, которые ему помогли. О чём это говорит? О том, что это были осетины не только по имени, но и по крови.

P.S. Саурмаг и Фарнаваз*, это осетинские имена

* ФАРНы УАЕЗ.



Хаедбар Ирыстон Уаелахиз!
США+Саакашвили = Россия+Гиоргадзе = фашизм
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 48
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.09.06 19:12. Заголовок: Re:


Хоть убейте, но не могу вспомнить, откуда у меня появилась такая запись, что "Инал, считающийся прародителем адыгов, был женат "на дочери осетинского князя Аша" и от этого брака происходят род князей у осетин".
Кто-то может объяснить? Насколько я понимаю, речь идет о какой-то поэме, то ли осетинской, то ли грузинской.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 24
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.10.06 20:01. Заголовок: Re:


Сая продолжим
Ереванские археологи раскрывают тайны древних курганов
Арман Ванескегян
Недалеко от Еревана археологи обнаружили следы древнейшей цивилизации. Среди уникальных находок ученых - немало ювелирных украшений тончайшей работы. Многие из них были направлены для изучения в один из научных институтов Берлина. Исследования показали, что ценностям уже более 4,5 тысяч лет.
Возраст курганов - порядка 4,5 тысяч лет. Они датируются 25-м веком до нашей эры. Здесь были захоронены цари и князья. Захоронения произведены по классическим канонам ариев. Это свидетельство того, что здесь обитала индоевропейская раса. Особое внимание ученых привлекают стеклодувные изделия высокохудожественного качества, не имеющие аналогов золотые украшения в виде колес, а также изображение военной колесницы на одном из глиняных сосудов.
"Главное - то, что здесь в то время была высокоразвитая, уникальная в своем роде цивилизация, для которой были характерны централизованная власть, развитое коневодство и высочайшая школа ювелирного дела", - рассказывает директор Ереванского научно-исследовательского центра истории культурного наследия, руководитель археологической экспедиции Акоп Симонян.
Археологи на раскопках курганного поля у села Парги, что недалеко от Еревана в Арагоцотонской области, уже перестали чему-либо удивляться. Обнаруженные украшения - бусы и филигранной работы ювелирные изделия - свидетельствуют о том, что проживавший в этих краях народ обладал высокоразвитой культурой.
Курганное поле составляет порядка 6 гектаров, на которых насчитывается более 30 захоронений.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 411
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.10.06 11:24. Заголовок: Re:


Олимпийские игры на земле геноцида?


Время публикации: 4 июля 2006 г., 10:44

В прошлом году Москва проиграла право на проведение Летних Олимпийских игр — 2012. Судя по комментариям председателя российского Олимпийского Комитета, Леонида Тягачева, подобное решение было принято как следствие вопросов политических, а не спортивных. Основная причина отказал Москве — война в Чечне.



Несмотря на ясный сигнал, Тягачев так и не смог извлечь соответствующего урока из этой истории. Российский олимпийский босс, являющийся личным тренером Путина по лыжному спорту, а также частым тамадой на его семейных вечеринках, сегодня снова включился в борьбу за возможное проведение в России Олимпийских игр. Теперь уже зимних. В 2014 году. При этом, для празднования Игр был предложен город Сочи.



Но подобная идея звучит так же абсурдно, как если бы Олимпийскому Комитету предложили бы Аушвиц или Треблинку.



Черкесы (circassians), которым испокон веков принадлежала эта земля, не имеют своих сильных лоббистских групп и структур, как, например, евреи или армяне. Поэтому сейчас геноцид против черкесов - почти забытое преступление против человечности. Усилия по разъяснению Холокоста против евреев дали свои результаты и многие о нем информированы, также как и о так называемом армянском геноциде в Турции в 1915–18, хотя геноцид против черкесов по абсолютному количеству людей — во много раз чудовищней, чем против тех же армян 50 лет спустя.



Когда-то черкесы были великой нацией на Кавказе. До завоевания их территорий царской Россией, Черкессия занимала площадь в более чем 55.000 кв. км к востоку от Азовского моря и к югу от реки Кубань, т.е. территорию, почти вдвое превышающую размер нынешней Армении. Численность этнических черкесов была около 2 млн. человек, т.е. более многочисленная, чем численность, например, всех живущих в то время (к середине 18 в.) шведов.



Эти люди имели древнюю историю своей земли, высокий уровень культуры и развитые социальные структуры. Черкесы славились традиционно сильными связями с древними греками и особенно, афинянами. Они даже участвовали в тех древних, самых начальных Олимпийских Играх!.



Против русских завоевателей черкесы боролись в течение века — с 1763 по 1864 гг. После поражения Имама Шамиля в 1859 г., русские получили возможность сконцентрировать свои войска на территории Черкессии. Это был период чудовищного истребления и насильственной депортации людей. По количеству и изощренности зверств во время той бойни, это был невиданный до селе исторический период.



Во время отчаянной борьбы за сохранение нации, черкесские роды, взывая о помощи к туркам и британцам, объединили последние силы на территории, где сейчас и стоит черноморский курорт Сочи. Но их призывы о помощи остались без ответа. Цивилизованный мир тогда поступил с ними так же, как и сейчас поступает с призывами о помощи чеченского народа.



Сейчас Путин планирует организовать Олимпийские Игры на земле, пропитанной кровью жертв геноцида. На сайте инициаторов этого проекта говорится, о том, что «треть населения Сочи по национальности не русские». А вот в 1864 г. ровно 100 процентов населения этой местности было не русское, но те люди были убиты, чтобы обеспечить захватчикам «жизненное пространство».



Факт того, что за несколько лет число убитых здесь составило от 1 до 1.5 млн людей, напрямую указывает на планомерное и жестокое истребление целой нации. Вот цитата русского историка Берже А.П., который стал очевидцем событий депортации в новороссийской гавани.



«Позднее, суровое и холодное время года, почти полное отсутствие пропитания и эпидемии тифа и оспы, свирепствующие среди них, делают их ситуацию безнадежной. И, по правде говоря, чье сердце не сожмется от жалости при виде уже окоченевшего трупа молодой черкесской женщины, лежащей в лохмотьях на мокрой земле под открытым небом с двумя малышами, один из которых бьется в предсмертной агонии, а второй пытается утолить муки голода, ища грудь мертвой женщины. И я видел немало похожих страшных сцен». (переведено с англ.)



Отец — основатель Олимпийских Игр, барон Пьер Де Кубертен перевернулся бы в гробу, если бы узнал о намерениях теперешних российских руководителей провести олимпийские игры над могилами тех, убиенных, чьи предки участвовали еще в древних Олимпийских Играх.



Идеи Олимпийских Игр базируются на таких принципах, как:



— вкладывать усилия в построение лучшего мира, т.к. дух Олимпиады требует взаимного понимания, дружбы, солидарности и честной игры…



Давайте вспомним также о «священном перемирии», известном еще с первых Олимпийских Игр, когда было решено, что хотя бы на этот период:



— мир должен отойти от преступлений, убийств и военных действий…



Сегодня Россия — страна, находящаяся в состоянии войны. Колониальная война на Кавказе не началась и не закончилась тем зверским истреблением черкесов. В настоящее время здесь идет геноцид чеченского народа и осуществляется политика насилия против всех кавказских народов и идея проведения Олимпийских Игр на Кавказе, на земле древних черкесов, звучит цинично и гротескно.



Город Сочи, заявивший о желании участвовать в Играх, находится в зоне, близкой к военным действиям и являющейся передним Кавказским Фронтом продолжающейся войны против Чечни. Расстояние до Кабардино-Балкарского Нальчика — где-то 250 км., до Майкопа в Адыгее — 100 км, а до Чечни — около 400 км. Это лишь несколько близлежащих к Сочи «горячих» точек из списка тех, где ведутся боевые действия.



Ясная Поляна, на которой планируется провести «лыжные» соревнования — в 10 км, а аэропорт Сочи-Адлер — в 5 км от границы с Абхазией, бывшей автономной республикой Грузии, но занятой на данный момент российскими войсками. Усилия России присоединить Абхазию может привести к скорой эскалации насилия и к вооруженному столкновению.



Таким образом, вопросы безопасности Кавказа должны стать основной заботой для тех, кто собрался пригласить в Россию мировых атлетов. Весь Кавказ сейчас в огне и готов к взрыву. Причиной этого служит деструктивная политика России в регионах.



Колониальный конфликт на Кавказе характеризуется высоким уровнем коррупции, проблемами в экономике, массовой жестокостью полиции, религиозными и политическими притеснениями, постоянным попранием прав человека.



Восстание кавказских мусульман — естественная и справедливая реакция на все это. Даже Дмитрий Козак, представитель Путина на Кавказе, предсказывал резкий рост «радикализма и экстремизма» и появление «макро региона с социально-политической и экономической нестабильностью», охватывающего весь Северный Кавказ и части Ставропольского края.



«Маленькая победоносная война», начатая в Чечне еще Ельциным в 1994 году, оказалась для России более разрушительной, чем Русско-Японская, начатая Вячеславом фон Плехве в 1904.



Теперешнее российское общество является во многом «больным» обществом.

Организация Freedom House оценила состояние России как «not free» — несвободы.

В списке из 159 стран мира, где оценивается уровень коррупции, Россия — на 126 позиции (ниже идут Зимбабве, Непал, Монголия…).



Средняя продолжительность жизни мужчин в России — около 58 лет (самый низкий показатель по Европе).



Несмотря на приток иммигрантов в Россию из стран СНГ, российское население за последнюю декаду снизилось и по самым оптимистичным прогнозам очень скоро уменьшится до количества в 100 млн. (т.е. меньше, чем в Египте или Вьетнаме). Другие специалисты называют еще более катастрофическую депопуляцию в РФ.



Экономический рост в России был в последние годы довольно высок, но это заслуга высоких мировых цен на природные ресурсы, чем заслуга местной промышленности. Т.е. российская экономика — это экономика развивающейся страны, но никак не супердержавы.



И вот сегодня российское правительство имеет непреодолимое желание организовать в Сочи своеобразные «Потемкинские деревни». Россия планирует инвестировать в игры в Сочи 12 миллиардов долларов, деньги, которые правильнее было бы вложить в здравоохранение или в строительство приютов для десятков тысяч бездомных детей того же Петербурга. С другой стороны, в России сейчас вращаются огромные нефтяные деньги. Проблема — в неравномерном распределении этих денег. Журнал «Форбс» информирует о буме миллиардеров среди граждан России, таких, как Роман Абрамович и т.д.



Такова истинная неприглядная картина компании за проведение Олимпийских Игр в Сочи в 2014г.



Однако, подобная ситуация также предоставляет естественную возможность информировать мировое сообщество о российской колониальной политике и политике геноцида в отношении народов Кавказа.



114 членов МОК (Международного Олимпийского Комитета) должны быть хорошо проинформированы о реалиях российского присутствия на Кавказе до сессии МОК в Гватемале, намеченной на июль 2007. Также, они все должны быть в курсе религиозных и этнических чисток среди населения Сочи, которые могут ожидаться в случае, если России все-таки будет дано право на проведение Игр.



Возможно, участие России в виде кандидата на проведение Олимпийских Игр — просто утешительный приз большой спортивной нации в преддверии выбора в пользу Зальцбурга. Во всех случаях, это возможность для русских подумать, настолько ли важен для них Кавказ, из-за постоянных проблем, с которым эта страна дошла до уровня второсортных членов в мировом сообществе.



Для примера возьмем территорию России, простирающуюся восточнее Урала и покрывающую 8 часовых зон, с постоянно сокращающимся населением. Разве это не решение проблем недостатка жизненного пространства без каких-либо ущемлений прав местного населения?



Что касается Кавказа, то возможно вскоре наступит момент, когда в Москве осознают перспективу идеи обмена «Безопасности — на Независимость». Пока еще есть время…



Микаэль Стурше, Хельсинки, Финляндия



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 2496
Откуда: Москва

Замечания: ахам арыгон ама зардама-дзауга куы на уаид, уад йа Задалесчы нана асхонан уаид, - йа адамы сарыл хацгайа дур-дурыл на ныуаддзан. Не попадайтесь ей на язык, под руку и на глаза...
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.10.06 11:36. Заголовок: Re:


Ну что, Сая, убрали неудобного Кремлю президента? Национальное мышление нынче не в моде...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 413
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.10.06 11:40. Заголовок: Re:


Что? Уже?
Я ещё об этом не знаю...
Гады они все!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 218 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 36
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



ЧАТ "НЫХАС"