Тестируем НОВЫЙ ФОРУМ Ссылка



АвторСообщение





Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.06.06 10:48. Заголовок: Немного об адыгах


Приятно, что автор балкарец.
Журнал в г. Ростов-на-Дону: ИЗВЕСТИЯ ВУЗОВ. СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ РЕГИОН. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ. 2005. № 3


A.M. Малкандуев

О ВЛИЯНИИ АДЫГСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА НРАВСТВЕННУЮ ЖИЗНЬ НАРОДОВ КАВКАЗА
Под собирательным названием «адыги» исторически понимаются кабардинцы, бжедуги, бесленеевцы, абадзехи, темиргоевцы, убыхи, шапсуги и др. Самая представительная из этих народностей - кабардинцы. Их численность в Российской Федерации ныне составляет 500 тыс. человек, адыгейцев - 160 тыс., черкесов - 60 тыс. человек.
Исторический путь развития адыгов, осетин, чеченцев, балкарцев, карачаевцев, народов Дагестана, ингушей с древности и по настоящее время имел много общего. Им свойственны однотипный образ жизни и этническая культурная идентичность. Хотя, по общему признанию ученых и мнению самих народов, преобладающей по своему влиянию являлись адыгская культура и цивилизация, но прежде всего - нравственная культура адыгов.
Начиная с XIII в. в европейских странах адыгов стали называть черкесами. По мере знакомства с Северным Кавказом, с жизнью адыгов европейские авторы стали уделять им все большее внимание, особенно это проявилось после разгрома татаро-монгольских завоевателей, алан и половцев. Впоследствии адыги стали хозяевами всей равнинной части Предкавказья. Влияние их среди окружающих этносов непрерывно росло. Более того, их популярность в европейских странах оттеснила на второй план другие народы Кавказа на многие столетия. В результате балкарцы, осетины, ингуши, карачаевцы стали также называться адыгами (черкесами). Их общественный строй, образ жизни, традиции, обычаи, нравы, одежда и вооружение олицетворяли жизнь других горских народов. Короче говоря, адыги в XIII - XV вв. стали самым известным народом Северного Кавказа во всех сферах общественного развития. Занимая обширную территорию, они прославились достижениями в экономической, культурной, нравственной, военной сферах, в воспитании, проявляли себя отличными наездниками, стрелками, ловкими, храбрыми, смелыми, отважными, предприимчивыми воинами в боях с врагами.
Известный немецкий ученый К. Кох сравнивал храбрость и мужество адыгов-рыцарей и джигитов с Рыцарями XVIII в. на юге Франции. Для них были характерны .умение носить оружие, искусство держаться в седле, умение вести себя в обществе, соблю-дение этикета и приличия в общественных местах.
Адыги (черкесы) «объединенными силами, часто оказывали эффективную помощью Иберии, Грузии, Армении, персам и туркам; их внушительная сила заставляла трепетать весь Кавказ» [ 1 ].
Литературные источники XVI - XVII вв. свидетельствуют о развитости хозяйственно-экономической жизни и торговли у адыгов. Так обстояло дело с земледелием, скотоводством, домашней промышленностью и ремеслом. Об этом говорят сведения в сочинениях таких европейских авторов, как Дортелли д'Асколи, Д. Лукка, Н. Витсен, Ж. Шарден и др.
В системе кавказской культуры и цивилизации ведущее место занимала традиционная адыгская нравственная культура. В период феодального общественного устройства она достигла совершенства, расцвета. Достижения ее были превосходными в сравнении с другими.
С восхищением отозвались о достижениях адыгов (черкесов) в разных сферах известные русские академики Гмелин, Гюльденштедт, Паллас и Потоцкий. В этот период Кавказ стал центром внимания западноевропейских стран. Изучались образ жизни и нравственная культура живущих здесь этносов.
Известный ученый, археолог Ф. Дюбуа де Монпе-ре писал: «Как много общего в нравах с античной Грецией, Грецией Гомера находим мы у черкесов!.. Все, что я говорил о воспитании мужчин и женщин, о женском труде, о постыдности для мужчины появиться на людях со своей женой... все это возвращает нас в Грецию и заставляет согласиться с тем, что должна была быть колонизация в какой-то форме, должны были быть частые связи в античные времена для того, чтобы черкесы могли сохранить столько черт примитивных нравов греков. Но ... вопрос в том, какая из наций оказывала влияние и какая была восприемницей?» [2].
Эта цитата приводится для того, чтобы подчеркнуть с каким восхищением интересовались ученые европейских стран адыгской нравственной культурой и цивилизацией. Духовность, этикет, традиции и обычаи в нравственной сфере - все это вызвало в те времена широкий резонанс во многих странах. Близкие соседи - этносы, и народности, живущие на далеком расстоянии, подражали адыгскому образу и стилю жизни. Исторический опыт показывает, что достижениям одного этноса могут подражать другие, скажем, соседние, только при условии, если первые по сравнению с ними имели внушительные преимущества в нравственных отношениях, если в их культурных достижениях содержались образцы, нормы и правила поведения, идеалы, которые удовлетворяли интересам и вкусам других и поэтому считались образцовым» во всех отношениях. Так обстояло, например, с традиционной нравственной культурой адыгов, несомненно, уникальны содержание и форма тех обычаев и традиций, которые составляют этическую систему адыгов с названием «адыгагъэ», «адыгэ хабзэ», выступающие как морально-этические кодексы.
Начиная с XVIII в. и уже в первой половине XIX в. в многотомных описаниях посвященных Кавказу, черкесы занимали главное место. Не только европейские газеты и журналы, но и американские публиковали о них специальные статьи. Широко была представлена черкесская тематика в русской художественной литературе.
«Черкесы теперь олицетворяют все лучшие качества кавказских горцев, к которым в передовых кругах русского общества относятся с большим вниманием и сочувствием. Черкесы олицетворяют храбрость и свободолюбие кавказцев, их рыцарские нравы. Черкесов воспевают в своих произведениях великие русские поэты Пушкин и Лермонтов. Изумительные по художественным достоинствам кавказские поэмы Пушкина и Лермонтова в немалой степени способствовали повышению интереса к черкесам не только в России, но и в Западной Европе» [3] - пишет известный историк В.К. Гарданов.
Адыгам подражали не только в духовной (нравственной) культуре, но и в материальной. Так, «подражая кабардинцам в их одежде, оружии, домашней утвари, способе постройки жилищ и манере держать себя в обществе, горские народности Западного Кавказа усвоили себе также кабардинскую точку зрения на те же отношения, какие должны существовать между повелительными и подвластными, между князем и его вассалами» [4].
Традиции этнической нравственной культуры - это важнейший элемент нравственной культуры адыгского социума, носители его менталитета. На них равнялись, их считали и воспринимали как эталон в нравственных отношениях и образе жизни. Для подтверждения этой мысли приведем слова известного генерала русской службы И.Ф. Бларамберга. Он писал, что кабардинские князья в силу своего происхождения и подвигов своих предков считались первыми по благородству крови не только среди черкесов, но и горских народностей. «И им действительно нельзя отказать в этом превосходстве. За исключением тех качеств, которые у них могут оспаривать другие народы, кабардинцы отличаются благородством характера, учтивостью, а также чистотой своих одежды и жилищ. Все эти качества свидетельствуют о том, что кабардинцы находятся на более высокой ступени цивилизации, чем прочие горские народности... Балкарцы, чеченцы, карачаевцы и абазины признают их превосходство» [5].
Ученые того времени неоднократно отмечали утверждение на Кавказе кавказской цивилизации, а адыгскую считали ее важнейшим компонентом. Влияние адыгской культуры и цивилизации на соседние и дальние народы имело объективный характер. Чеченцы, осетины, ингуши, балкарцы, карачаевцы, казаки, народности Дагестана перенимали их лучшие достижения в духовной, нравственной культуре именно потому, что, во-первых, эти достижения отвечали их потребностям, интересам, вкусам и ценностным ориентациям.
Во-вторых, развитая в идеале, по оценкам других народов, совершенная адыгская духовно-нравственная культура олицетворяла все лучшие качества кавказских горцев и играла доминирующую роль по сравнению с другими.
В-третьих, адыги в период расцвета феодализма в военном отношении на Северном Кавказе считались сильными, мощными и храбрыми, что способствовало признанию их культуры соседями. Перенимать превосходящую адыгскую культуру заставляли необходимость защиты от иноземных захватчиков, расчет на помощь и поддержку со стороны сильного и опытного по ведению войн адыгского народа.
В-четвертых, важным показателем доминирующего влияния адыгов, их культуры явилось то, что, благодаря торговому обмену, общению, в языках соседних народов образовались словосочетания со словом «адыг», «черкес». Осетины, чеченцы, балкарцы, карачаевцы, ингуши считали образцом воспитания адыгскую степенность и благородство. Карачаево-балкарцы говорят: «Черкесле адетни бийикде тутадыла» - «Черкесы дорожат обычаями, этикетом».
В-пятых, система воспитания в Кабарде была поставлена на высоком уровне благодаря развитости нравственных отношений и высокой нравственной культуры, соблюдению этикетных норм и приличия. Наличие такой культуры привлекало к себе внимание других этносов и народностей, которые стремились перенять совершенную нравственную культуру и воспитанность.
Сыновья крымских ханов, осетинских алдаров «отсылаются к черкесам на воспитание и обучение» [6]. Чеченцы, осетины, ингуши, балкарцы посылали своих детей учиться приличиям и этикету именно к адыгам.
В этой связи английский политический деятель Д.Белл писал о порядках, о высокой нравственной воспитанности так: «Немногие страны, с их установленными законами и всем сложным механизмом правосудия, могут похвалиться той нравственностью, согласием, спокойствием, воспитанностью - всем тем, что отличает этот народ в его повседневных взаимных сношениях» [7].
В-шестых, у адыгов (черкесов) получили свое совершенство такие- социальные институты, как гостеприимство, куначество, покровительство, абречество, хаса, институт джегуако (народные певцы), которые способствовали в течение длительного времени преемственности поколений, духовности и, в первую очередь, нравственности. В этой связи огромна была роль института аталычества, явившегося основной школой воспитания детей князей и дворян. Она заменяла семейное, родительское воспитание.
В-седьмых, в традиции адыгской нравственной культуры стратегической целью являлось формирование человечности. Адыгство как свод нравственной системы по своей сущности было направлено за сплочение этносов, за единство, против национализма, национальной розни. В этом заключалась притягательная сила нравственной культуры адыгов. Как и другим этносам, адыгам была характерна верность общепринятым нравственным требованиям, установкам, заинтересованность в их продолжении. Об этом хорошо сказал известный карачаевский просветитель И. Хубиев (Карачайлы): «В отношении верности адатам, точности их соблюдения всегда впереди всех народностей шли кабардинцы. Недаром Кабарда считается родиной и законодательницей всех адатов, нравственных норм.
Гостеприимство, почтение к старшему, почтение к женщине, навыки взаимопомощи, товарищеские услуги, услуги соседу и многое другое, что обозначается одним словом - воркхабза (т.е. соблюдение правил, обязательных для дворянина - ворка, но это имеет значение более широкое и принципиальное),- все это, развитое до тончайших мелочей, можно было видеть в старой дореволюционной Кабарде,.. развитие этих обычаев дошло в Кабарде до своего логического конца...» [8].
Когда мы говорим о всеобъемлющем влиянии традиции адыгской нравственной культуры, то имеем в виду совокупность нравственных универсалий, включающих человечность, чуткость, почтительность, вежливость, скромность, гостеприимство и т.п.
Как было сказано, традиции нравственной культуры адыгов составляли целостную и стройную систему. Она в период расцвета феодализма была уникальной и очень популярной. «В системе адыгской этики роль определяющей ценности выполняет, как мы видим, человечность, все другие ценности образуют инструментальную субсистему адыгства. На деле это означает, что адыгство обязывает быть добрым, отзывчивым, почтительным, деликатным, рассудительным, мужественным, честным, великодушным во имя одной высшей цели - человечности» [9]. И эта целевая установка привлекала к себе и балкарцев, и осетин, и карачаевцев, и чеченцев и других народов, ибо нет и не может быть иной высшей цели для человека, чем проявлять человечность в отношении к другим людям.
По выражению известного ученого правоведа-исследователя права, обычаев и традиций горских народов М. Ковалевского, культурное воздействие адыгов на другие этносы в период феодализма было всеохватывающим.
Адыгская нравственная культура свое влияние оказывала на весь Кавказ. Об этом свидетельствуют словарный фонд языков народов Кавказа, языковые выражения. Например, карачаево-балкарцы говорят: «содержанием и Черкес намыс» - «Черкесская честь, совесть», «Черкесде намус бийикде жюрюйдю».- «У черкесов этикет соблюдается образцово».
Традиционная нравственная культура адыгов не противопоставляла себя культурам осетин, карачаевцев, лезгин, кумыков, чеченцев, балкарцев и другим. Ее развитость, значительные преимущества в достижениях, притягательная сила, связанная с ее богатым содержанием и формой, проживание адыгов на огромной территории - все это носило объективный характер и способствовало преобладающему влиянию их культуры на культуры других этносов Кавказа.
Приведем пример из жизни горских народов и казачества, их взаимоотношений. Известно, что в укреплении дружественных отношений между горцами и терско-гребенскими и другими казаками большую роль играли кавказские гостеприимство и куначество. Последнее выступало как своеобразный обычай кавказского побратимства. Казаки гордились своей дружбой с кабардинцами, балкарцами и передавали ее детям как священное завещание. Эта дружба продолжалась достойно от поколения к поколению.
«Терские казаки, породнившись с кабардинцами, балкарцами, осетинами и другими народами, приняли их образ жизни, обычаи, нравы», - подчеркивает В.Г. Коломиец [10].
Однако эти мирные отношения межу ними не всегда сохранялись. Причина тому - политика царизма, которая вела к обострению вражды между разными кавказскими нациями, а также между горцами и казаками. Свою враждебную роль по отношению к казакам не скрывали и представители местного мусульманского духовенства, они вселяли в сознание мусульманского населения вражду к христианам- казакам.
Как видно, взаимовлияние традиции нравственной культуры явилось сложным и противоречивым процессом. Оно имело и конфликтный характер на конфессионально-религиозной основе, «на основе языковых отличий, на основе территориальных претензий и других», - справедливо отмечает Р.А. Ханаху [11].
Как сказано выше, северокавказским этносам были характерны однотипные социально-экономические, географические и другие объективные условия. Они имели между собой торговые, семейно-брачные отношения, которые способствовали общению друг с другом. В результате общения лучшие элементы духовной культуры одного этноса передавались другим, происходило взаимопроникновение культур. Не только перенималась адыгская нравственная культура, но и, наоборот, лучшие достижения других народов перенимались адыгским социумом, т.е. происходило взаимовлияние и взаимообогащение культур, естественный «диалог культур», процесс их равноправного взаимодействия с учетом самобытности сторон.
Исторический опыт развития свидетельствует, что адыги не занимались захватом чужих земель, тем более земель соседних этносов. Они выступали защитниками карачаевцев, балкарцев, осетин от геноцида царизма, от чужеземных захватчиков.
В вышеприведенных оценках адыгской нравственной культуры, в том числе и этикета, основные нормы которого содержатся в адыгэ хабзэ, нет ни малейшего преувеличения и восхваления культуры адыгов, нет никакого этноцентризма. Этикет адыгов «был всегда примером подражания и предметом восхищения многих народов», - подчеркивает известный культуролог К.Х. Унежев [12, с. 153]. Исторический путь развития северокавказских народов, их жизнь - тому яркое свидетельство.

Литература
1. Рейнеггс Я. Всеобщее историческое и топографическое описание Кавказа // Атаяиков В.М. Наша старина. Нальчик, 1996. С. 174.
2. Дюбуа де Монпере. Путешествие по Кавказу, к черкесам и абхазам, в Колхидию, Грузию, Армению и в Крым // Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII - XIX вв. Нальчик, 1974. С. 456.
3. Введение // АБКИЕА. 1974. С. 27.
4. Ковалевский М.М. Закон и обычаи на Кавказе. М., 1890. С. 254.
5. Бларамберг И.Ф. Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа // АБКИЕА. 1974. С. 414.

6. Кантемир Д.К. История роста и упадка Оттоманской империи // Наша старина. Нальчик, 1996. С. 149.
7. Белл Д. Дневник пребывания в Черкесии в течение 1837-1839 гг. // АБКИЕА. 1974. С. 479.
8. Карачайлы И. Быт горских народностей Юго-Востока // Карачаево-балкарские деятели культуры конца XIX- начала XX вв. Т. 2. Нальчик, 1996. С. 158.
9. Бгажноков Б~Х. Адыгская этика. Нальчик, 1999. С. 20.
10. Коломиец В.Г. Очерки истории и культуры терских казаков. Нальчик, 1994. С. 71.
11. Ханаху Р.А. Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы времени. Майкоп, 1997. С. 135.
12. Унежев КЛ. Феномен адыгской (черкесской) культуры. Нальчик, 1995. С. 153.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 218 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 All [только новые]





Пост N: 2505
Откуда: Москва

Замечания: ахам арыгон ама зардама-дзауга куы на уаид, уад йа Задалесчы нана асхонан уаид, - йа адамы сарыл хацгайа дур-дурыл на ныуаддзан. Не попадайтесь ей на язык, под руку и на глаза...
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.10.06 15:53. Заголовок: Re:


Русланбек пишет:

 цитата:
Интересно.. А твое мнение о ингушах формируется на фактах пребывания на месте, в среде народа непосредственно? Сколько раз и где ты там бываешь?



Не была и не собираюсь... Кто же по собственной инициативе полезет в яму с ядовитыми змеями... Сужу по рассказам тех, кто с ними соседствовал не один год... И по личным встречам не нейтральной территории...

Что касается "содержания данного форума", то у нас тут диктаторский режим модераторам... Несчастным грузинам с ингушами не дают высказаться. Не успевают они высунуть голову, как Цалх их рубит нещадно...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Кайзер Баршби I


Пост N: 4231
Откуда: Kenigsberg

Замечания: уындай паддзахы хуызан у, фала хъаугъа канын бира уарзы. авзар зардыл хаст нау.
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.10.06 15:53. Заголовок: Re:


Русланбек пишет:
 цитата:
Никто кавказцами Сибирь наверное не будет заселять


Это как раз тема того семинара, который я недавно посетил в Германии. Речь шла о миграции, беженцах и т.д.
В основном обсуждалась проблема беженцев, как последствие военных действий. Но я в своем выступлении нарисовал картину переселения сотен тысяч людей без всяких боевых потерь. Посчитай, сколько людей уехали на другое место со своей исторической родины только потому, что закончив ВУЗ, должны были отработать 3 положенных года по распределению? Плюс всякие оргнаборы, срочная служба в армии за тридевять земель и все такое. Шло целенаправленное перемешивание народов и народностей в единую массу под названием "новая историческая общность - советский народ". И потом Советский Союз одномоментно распадается, и сотни тысяч, если не миллионы людей остаются вне исторической родины, откуда когда-то они сами или их родители уехали по велению государства, а возможно, в поисках лучшей жизни. Отсюда глобальные конфликты между поднимающей голову "титульной нацией" и так называемыми "русскоязычными" на постсоветском пространстве. Не прототип ли будущего для России? Надеюсь, что нет. Хотя клоны наблюдаются, особенно на Кавказе.
Абсолютно необязательно силой запихивать людей в эшелоны и гнать их в Сибирь, это дело прошлого. Есть ведь и другие варианты устроить очередное "великое переселение народов". Даже если это будет не столь рентабельно в экономическом смысле (хотя за Уралом каждая пара рабочих некитайских рук всегда пригодится), политически это будет очень на руку Центру - центробежные силы на Кавказе явно ослабнут, не надо будет договариваться с национальными элитами, никаких конфликтов между соседними национально-территориальными образованиями, все управляемо и т.д..

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 13
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.10.06 23:16. Заголовок: Re:


Туаллаг пишет:

 цитата:
Несчастным грузинам с ингушами не дают высказаться. Не успевают они высунуть голову, как Цалх их ру



Да и правильно делает. Они же сюда не в гости заглядывают, как здоровье проведать, а свою пропаганду пихать.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 144
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.10.06 23:59. Заголовок: Re:


Русланбек пишет:

 цитата:
А Губерний вроде как две предлагаются.. Кубанская (ростов,краснодар,адыгея,карачаево-черкесия) и Ставропольская (ставрополь,сев.осетия,ингушетия,чечня,дагестан). Если в Кремле так решили, то так и будет через несколько лет после подготовки местного населения.. Элита как всегда будет в авангарде внедрения государственной политики. Может быть лишь одна проблемка.. Чеченцы с рамзаном могут воспротивиться. Хотя всякое бывает, может и с ним что случится и на его месте будет более податливый. Невозможно предсказать будущее, можно только предполагать..


Вообще-то не две Губернии, больше.
Могу говорить только за адыгов Адыгеи. Они составляют 23% от общего населения республики. И эти 23% (конечно же есть и штрейкбрехеры), но абсолютное большинство однозначно сказали, что ни при каких обстоятельствах входить куда-либо не будут. Это очень серьезный вопрос, и адыги это понимают. Напомню, 3-х кратный Чемпион мира Арамбий Хапай открыто, даже по центральному TV передавали, заявил, что, если вынудят, остается только одно - с оружием в руках защищать хотя-бы этот самый мнимый суверенитет. Москва, кстати, пока вроде как успокоилась, но конечно же ненадолго.
Можно было бы это пресловутое укрупнение еще как-то понять, если бы Краснодарский край жил намного лучше Адыгеи. Нет конечно. Попытайтесь ради интереса найти сведения, каков уровень дотаций Краснодарского края. Вы нигде не найдете такие сведения, во всяком случае, в открытой печати. С другой стороны, вся Россия знает, каков уровень дотаций КЧР, Адыгеи, Осетии, КБР и т.д.
Оказывается, Краснодарский край тоже среди дотационных регионов. Трудно в это поверить, не правда ли? Это при многомиллиардных инвестициях, в т.ч. и зарубежных, при лучших курортах, мощнейших портах, при таких сельхозугодиях и т.д., тем не менее уровень дотаций составляет почти 52%. В Адыгее - 76% (Минэкономразвития РА). Хуже, но не на уровне катастрофического.
Ну а если "окраины" Адыгеи сравнить с окраинами Краснодарского края, как например Мостовской или Отрадненский р-ны, уверяю, сравнение далеко не в пользу Краснодара. Тогда какой смысл во всей этой бадьяге? В общем-то понятно, какой.
А вот Чечня, это мое субъективное мнение, бегом побежит в объятия.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Справедливый




Пост N: 3425
Откуда: Россия, Дзауджыхъау

Замечания: сагуыты хуызан лаппу Чем-то напоминает оленя
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.10.06 02:56. Заголовок: Re:


Туаллаг пишет:

 цитата:
. Так вот, она рассказывала о реакции вайнахской интеллектуальной элиты, в том числе и обласканной Западом: "Так им и надо". Такое и женщины говорили -можешь себе представить?

Ты посмотри что с ними сделали в своё время - нам и не снилось. У них этих бесланов куча и наших взрывов на цнтральных рынках тоже... Люди страдали и никто им не мог помочь, да и не хотел особо. если бы я такое пережил. то мне бы наверное тоже довольно все-равно уже было ге там еще кого убивают и как... Их уже ничем не удивишь, после того что с ними самими сделали. Это я только про тех кто пережил все время войны и зачистки (как они проводятся я вроде бы рассказывал недавно).

Баба ведь - она тоже в душе человек и тоже требует к себе уважения. Ты с ней по нашему, по простому - она за тобой куда хочешь пойдёт!.. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 427
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.10.06 00:02. Заголовок: Re:


Ос-Багатар
Умничка, Багатар. Так и есть.
И всё-таки среди них много тех, которые на себе испытав все эти ужасы, остались людьми, а может стали и более людьми чем мы с вами и не желают остальным увидеть то, через что прошли они.
Я знаю нескольких чеченцев, которые говорят: не дай вам бог узнать, что это такое!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Кайзер Баршби I


Пост N: 4328
Откуда: Kenigsberg

Замечания: уындай паддзахы хуызан у, фала хъаугъа канын бира уарзы. авзар зардыл хаст нау.
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.10.06 11:46. Заголовок: Re:


Ос-Багатар пишет:
 цитата:
У них этих бесланов куча и наших взрывов на цнтральных рынках тоже...


Разница в том, что они себе это сами устраивают.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 439
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.10.06 22:24. Заголовок: Re:


Ложь.
Ты не можешь обвинять всех поголовно.
Ты не можешь их винить в создавшемся положении точно так же, как и меня не можешь обвинить в том, что президент России - Путин.
Не от нас это зависит.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 440
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.10.06 22:31. Заголовок: Re:


Глава первая. Роль язычества в формировании сознания и образа жизни кабардинцев

Кабардинцы - один из адыгских народов. Сами себя они называют "адыхе", иностранцы же всех адыгов именовали "черкесами" (1). К адыгам относятся современные адыгейцы (124 826 чел.), кабардинцы (390 814 чел.) и черкесы (52 363 чел.) (2). Адыгейцы проживают в Адыгее и ряде районов Краснодарского края. Кабардинцы живут в основном на территории Кабардино-Балкарии, а черкесы - в Карачаево-Черкессии.
Кабардинский язык относится к абхазо-адыгским языкам, которые представляют собой западную группу иберийско-кавказских языков. В эту группу входят абхазский, абазинский, адыгейский и кабардино-черкесский языки. Адыгейский и кабардино-черкесский языки составляют адыгскую подгруппу (3).
Процесс формирования адыгской народности на северо-западном Кавказе начался в I тыс. до н.э. Сложнейшие миграционные процессы, которые происходили там с древнейших времен, сыграли свою роль в формировании адыгов как единой этнической общности со своей культурой, языком, психологией, характером. В научной литературе высказывалось мнение о том, что непосредственными предками адыгов были синды, меоты, фатеи, керкеты, досхи, псессы и др., обитавшие в I тыс. до н.э. на восточном побережье Черного и Азовского морей, а также в Прикубанье (4). Адыги были известны греческим и римским писателям (Страбону, Плинию, Дионисию Периегету, Ариану, Клавдию Птолемею и др.) под названием синды, керкеты, дзикхи и дзиги (5). С начала нашей эры наиболее известным становится одно из приморских племен - зихи. В I тыс. н.э. античные племенные наименования адыгов исчезают и остается только имя "зихи" (6). Исследователь истории Северного Кавказа Л. Лопатинский считает, что этноним "зихи" лежит в основе названия "адыги" через несохранившуюся форму "а-дзиги" (7).
Во II в. н.э. зихи-адыги признали свое подданство римскому императору. К VI в. они все более усиливались, создавая вокруг себя объединение племенных союзов (8). В VI в. адыги подчинились Византийской империи, которая в колонизаторской деятельности использовала свое военно-политическое, торговое и религиозное влияние (9). С XIII и почти до конца XV в. Северное и Восточное Причерноморье являлись важнейшими объектами колонизаторской экспансии Венеции и Генуи, что не могло не оказать влияния на культурно-историческое развитие адыгов. С XIII в. их основным торговым партнером была Генуя. На землях адыгов генуэзские купцы основывают колонии, среди которых наиболее крупными были Матрега (бывшая Тмутаракань), Копа, Мапа, Анапа (10).
Постепенно кабардинцы - одно из воинственных адыгских племен - продвигались на юго-восток к Пятигорью, к рекам Малке и Тереку (11). "В Пятигорье и по Малке, - пишет Л. Лопатинский, - кабардинцы застали уже татарские племена, которые были в этом крае пришельцами и вытеснили оттуда, даже из глубоких ущелий, осетин... Нахлынувшая с северо-запада толпа кабардинцев разметала татар в разные стороны. Они появились еще раз впоследствии, но уже в активной роли завоевателей" (12).
В XIII-XIV вв. в результате монголо-татарского нашествия территория современной Кабардино-Балкарии была опустошена, часть населения истреблена, другая часть оттеснена. В конце XIV в. они расселялись несколько западнее Таганрога, а затем под предводительством князя Инала, которого предание считает родоначальником всех кабардинских князей, продвинулись на восток и расселились по Кубани, а затем вдоль левого притока Терека. Это место впоследствии стало именоваться Большой Кабардой (13). В XV-XVI вв. часть кабардинцев переселилась на правый берег Терека, образовав район, названный впоследствии Малой Кабардой. В настоящее время кабардинцы занимают преимущественно низменную часть территории Кабардино-Балкарской республики, в горной ее части проживают балкарцы.
Для того чтобы лучше разобраться в современном состоянии ислама в республике, безусловно, важно знать корни кабардинского этноса и пути его развития, что глубже поможет понять процессы религиозной жизни кабардинского народа в настоящее время. Древние верования кабардинцев, как и у других народов, - "языческие". В них отражались представления адыгов о природе, вселенной, человеке и управляющих ими высших силах. Адыги поклонялись деревьям, у них были священные рощи, где они совершали моления и жертвоприношения. Под священными деревьями умирающие оставляли свое оружие и одежду, которые жители с церемонией развешивали на деревьях. Спасающийся от опасности мог взять тряпочку со священного дерева и повязать на свою одежду. Пока этот "талисман" находился у него, никто не смел его трогать. И до сих пор в некоторых из ущелий Кабардино-Балкарии можно увидеть сосны, увешанные разноцветными лентами, - как знак почитания местными жителями священной природы.
Кабардинцы почитали "троицу": бога Тха - великого бога, Псатхэ - бога души, Уашхо - бога неба (14). Бог Тха по представлениям кабардинцев существовал в трех лицах: Тха-шхо (Тха - бог, шхо - великий) - творец всей природы, Марием йи тха-тши - бог-князь, Шер-Гупс - злой дух (15). Местом обитания богов адыги считали высокие горы и курганы. По их представлениям, в определенные дни боги собираются на вершинах гор и совершают винопитие. Не только добрым богам есть место в горах, здесь пребывают также и боги зла - Пако (16). После знакомства кабардинцев с исламом там же были "расселены" и джинны (17). Имя бога Тха кабардинские предания связывали с Эльбрусом (по-кабардински Уэщхьэ-махуэ - гора счастья). В его сторону были обращены взоры молящихся, так как там "находились боги" (18). Бессмертный Тха, властитель Эльбруса, по свидетельствам легенд, решительно пресекал любые попытки смертных проникнуть в свою "святая святых" - на вершину горы.
Среди кабардинцев бытует легенда о том, что на снеговой вершине Эльбруса целые тысячелетия лежит громадный камень-скала, на котором сидит старик с длинной, до ног, бородой. Все его сгорбленное, дряхлое тело обросло волосами. На руках и ногах длинные ногти, похожие на когти орла. Его глаза, когда он бодрствует, горят как угли. На шее у него тяжелая огромная цепь. Его руки, ноги и тело скованы цепями. С далекой древности он сидит на скале, прикованный за то, что хотел свергнуть великого Тха. Никто из людей не может увидеть страдальца. Все желающие до него добраться погибали.
Оцепенение сковало измученного старика. Иногда он пробуждается от сна и спрашивает: растет ли на земле камыш и родятся ли ягнята? Великан осужден томиться до тех пор, пока будет расти на земле камыш и будут рождаться ягнята. Когда стражи отвечают ему, что на земле еще есть камыш и ягнята, он с отчаянием рвет на себе тяжелые оковы. Земля дрожит от его усилий, звук цепей родит гром и молнию в горах. Тяжелое дыхание узника несется по ущельям и склонам гор порывистым ураганом, стоны вызывают подземный гул, а из слез образуется ручей, который сбегает к подножию Эльбруса (19).
В этой легенде отразилось народное мнение о недоступности вершины Эльбруса. Смельчак, отважившийся на ее достижение, неминуемо должен был поплатиться страданиями или смертью. И действительно, в прошлом веке восхождение на Эльбрус было сопряжено с громадными трудностями. В 1829 г. научная экспедиция в составе Купфера, Ленца, Мейера и Менетриэ поднималась на вершину горы, но из четверки отважных только Ленц достиг высоты 4930 м. Однако, сопровождавший экспедицию черкес Киллар взошел на вершину горы (5630 м). В июле 1868 г. членам Лондонского альпийского клуба удалось подняться на восточный кратер Эльбруса. Русский топограф Пастухов дважды достигал его вершины, но при этом едва не погиб. Кабардинцы и черкесы скептически воспринимали такую информацию и продолжали утверждать, что этот дух, владетель горы, не допустит смертного в свое царство (20).
После того как к кабардинцам начал проникать ислам, они стали говорить, что на Эльбрусе обитает Джин-падишах, царь духов и властитель птиц, который обладает чудесным даром предугадывать будущее. Перед каждым новым годом многие из кабардинцев считали своей обязанностью идти на поклонение к Джин-падишаху. По их поверьям, исполнившего этот обряд до следующего года не будут преследовать несчастья: его не возьмет ни пуля, ни шашка, ему все удастся. Но так как до вершины Эльбруса добраться невозможно, то паломники обычно направлялись к урочищу Татар-туп на западном берегу Терека (21).
Городище Татар-туп (татарский холм) пользовалось у кабардинцев величайшим уважением. Клятва, произнесенная возле Татар-тупа, считалась священной. На одной из его стен когда-то обнаружили изображения Богородицы и Иоанна Крестителя (22). Л.Г. Лопатинский в XIX в. так описывал Татар-туп: "В настоящее время на месте городища стоит только один высокий кирпичный минарет, но еще в конце прошедшего столетия были видны здесь развалины мечети, башен, двух церквей и следы обширного кладбища. В одной из этих церквей академик Гюльденштедт мог еще различить на стене изображение Богородицы и Иоанна Крестителя..." (23). Преступники, отдававшиеся под покровительство Татар-тупа, считались неприкосновенными. Здесь же происходили народные собрания и совершались жертвоприношения богам.
Для кабардинцев характерно одновременное почитание языческих, христианских и мусульманских божеств, последние две категории при этом, как правило, мифологизируются и приобретают больше черт от языческих культов. Нахождение на одном урочище христианских и мусульманских памятников и совершение здесь же религиозных "языческих" обрядов указывает, что при сменах религий у кабардинцев святость его не подвергалась сомнению в продолжении многих веков.
В XIV в. путешественник Иван Шильтбергер, в XVII в. Жан де Лука, в XVIII в. Песоннель, затем Ксаверио Главани и некоторые другие путешественники отмечали почитание у адыгов людей, убитых молнией. Иван Шильтбергер писал о том, что он наблюдал у черкесов обычай класть убитых молнией в гроб, который потом вешают на высокое дерево, после чего приходят соседи, приносят кушанья и напитки и начинают плясать и веселиться. Они режут быков и баранов, а большую часть мяса раздают бедным. Так они поступают в течение трех дней и повторяют то же самое каждый год, пока трупы совершенно не истлеют, считая, что человек, убитый молнией, святой (24).
Бога-громовика кабардинцы называли Шибле. В его власти были вода, огонь, гроза. Считалось, что во время грозы Шибле скачет по небу на вороном жеребце и что раскаты грома не что иное, как отзвуки его небесной джигитовки (25). В период христианизации адыгов функции Шибле перешли к Илие (Еллэ) (26).
В честь бога грома у адыгов существовал танец шиблеудж. После громового раската две женщины обходили село, оповещая жителей о том, что бог грома приглашает их. Каждая участница обхода была обязана нести бутылку молока к месту, куда ударила молния. Собравшиеся слегка обкапывали это место, собирали землю в кучу и в ее центре делали углубление. Туда сливали все молоко, а затем закрывали травой и цветами. После этого начинался танец шиблеудж, продолжавшийся 7 дней. Участники танца становились рядом по двое, образуя двойной круг. Похлопывая ладонями, они трижды обходили место, пораженное молнией. Во время танца пели "Песню о громе" - "Шибле уэрэд". В песне перечислялись имена некогда убитых молнией людей, клички животных и названия пораженных ею предметов (27). Священное отношение к природной стихии выражалось и в том, что, уходя в военный поход, кабардинцы брали с собой кусочки дерева, в которое ударила молния. Считалось, что этот амулет предохраняет от дурного глаза (28).
В XIX в. во время Кавказской войны, когда Кабарда уже официально приняла ислам, празднество в честь бога Шибле было запрещено одним из наибов Шамиля в целях искоренения остатков язычества. Но указаниями власть имущих покончить с этим "пережитком" не удалось. Существует предание о том, что спустя некоторое время после запрещения празднества горе посетило семью темиргоевца Унарулова, состоящую из трех человек: самого главы Хампаза Унарулова, его жены и сына. Однажды, в ясный солнечный день, налетело облако, блеснула молния и ударила прямо в трубу сакли, в которой жила эта семья. Люди спаслись, а сакля и все имущество стали жертвой пламени. Тогда Хампаз Унарулов, усматривая в своем несчастье гнев бога Шибле, дал торжественно клятву за себя и за свой род восстановить и строго исполнять священный обычай предков. Согласно преданию, как только Унарулов произнес клятву, туча рассеялась и ярко засияло солнце. Возобновленный обычай продолжался до переселения Унаруловых в Турцию (29).
Кроме верховных божеств кабардинцы почитали богов, управляющих природой. Среди них Благъуэ - владыка рек и озер. В представлении адыгов это огромное чудовище наподобие крокодила. Затмение солнца объясняли тем, что оно захвачено гигантским драконом Благъуэ (30). Богиня рек - Псыхъуэ-Гуащэ во многом напоминает славянскую Русалку. Молодая Псыхъуэ-Гуащэ временами добра и милостива к людям. Ее параллель, старая Псыхо-Нана, Мать рек, не обладает такими качествами. И первая, и вторая богини во время половодья и больших разливов рек кричат людям: "Я еще не наелась, и дети мои не наелись. Несите мне своих детей!" (31).
С этими богинями адыги связывали обряд вызывания дождя "Ханцегуащэ". В 1930 г. существование обряда "Ханцегуащэ" у адыгов отмечал Е. Шиллинг. Он писал о том, что во время засухи женщины и девушки шли с куклой к реке и бросали ее в воду. По пути каждый пытался облить тех, кто шел с куклой, водой, а те в ответ хватали встречных, тащили их к берегу и бросали в реку. После обряда с куклы снимали одежду, остов ломали и выкидывали. Е. Шиллинг пишет: "С купаньем Ханцегуащэ борются не только местные ячейки женотдела, но и муллы, которые считают этот обряд невыгодным для себя и грешащим против ислама" (32).
Даже в 1993 г. представители семьи Дзамиховых из кабардинского селения Аушигер рассказывали автору этих строк о том, что обряд "Ханцегуащэ" сохраняется до сих пор. Он заключается в том, что по селу во время засухи носят лопату, наряженную в женское платье (ханце - деревянная лопата, гуащэ - богиня, княгиня), в каждом доме ее обливают водой и чем-либо одаривают. Все это говорит об удивительной живучести древних народных верований у адыгов вообще и в частности у кабардинцев.
Некоторые божества, по представлениям адыгов, помогали людям в их земной деятельности. Тлепс - божественный кузнец, герой богатырского нартского эпоса адыгов. Его считали покровителем оружейников, а также целителем всех раненных холодным оружием. С именем этого бога у адыгов связаны народные суеверия, согласно которым около раненого кладут кусок железа, будто бы облегчающего страдания и ускоряющего заживление. Когда слышится гром и сверкает молния, люди думают, что это бог Тлепс по велению Высшего божества приковывает к скале возмущенного и разорвавшего цепи Джинна.
Считалось, что Тлепс был таким искусным оружейником, что выделываемые им шашки были тонки, как волос, и обладали такой твердостью, что могли рассекать железо. Причем изделия Тлепса не подвергались никакой порче. В. Васильков приводит по этому поводу следующую легенду. Известный сказочный горский богатырь Саусрок, отправляясь на последние подвиги, дал обещание не возвращаться до тех пор, пока не раскуется его конь, подкованный богом Тлепсом. А так как подковы, сделанные им, не поддались порче ни временем, ни богатырской скачкой, то Саусрок больше уже не возвратился (33).
В почитании Тлепса отразилось древнее преклонение адыгов перед железом и орудиями из него. Железными предметами и особенно ударом по железу отгоняли от человека, его жилища и постели злых духов. Адыги считали, что всякая нечисть ("бзаджэнаджэ") боится железного звона и непременно покидает то место, где этот звон раздался (34). В нартском эпосе о Саусроке говорится: "муж черный, железноглазый" (35). Вообще, по преданиям, Саусрок является как бы крестником Тлепса. Его мать, Сатаней-гуащэ (Сатаней-княгиня), когда пришел ей срок родить, взяла камень, через который произошла ее беременность, завернула в чистую материю и понесла к Тлепсу. Попросила его при ней разбить камень. Из камня вышел Саусрок - "сверкающий, пылающий огнем". Тут же Саусрока закалили. При закалке Тлепс держал его клещами за голени, "сталью были его мышцы, крепкие, как у слона" (36).
У адыгов были искусные лекари - шэхэх (извлекатели пуль), которые, как говорят сами адыги, "могли доставать пули из самых труднодоступных органов человеческого тела". Н.И. Пирогов рассказывал о кавказских хирургах и костоправах следующее: "азиатские врачи на Кавказе излечивали совершенно такие наружные повреждения (преимущественно следствия огнестрельных ран), которые, по мнению наших врачей, требовали отнятия членов. Вырезывания раздробленных костей никогда не предпринимаются азиатскими врачами. Из кровавых операций, производимых ими для лечения наружных повреждений, известны только вырезывание пуль" (37). Далее Пирогов говорит: "Искусство лечения наружных повреждений у кавказских племен есть чисто наследственное и переходит от отца к сыну. Мне кажется, что оно вместе с другими началами просвещения перешло на Кавказ от арабов (следы пребывания арабов остались еще до сих пор в Дагестане). По крайней мере способ лечения ран напоминает нам живо арабскую медицину" (38).
А. Шортанов, В. Васильков, другие авторы рассказывают о поклонении адыгов таким богам, как Мазитха - бог охоты (39). В преданиях кабардинцев огнеусый Мазитха ездит верхом на большой дикой свинье с золотой щетиной. В связи с этим у кабардинцев длительное время существовала клятва "златощетинной свиньей Мазитхи". Мазитху также считали покровителем бесплодных женщин (40). Христианская параллель этого языческого божества - Аущджэрджий, Святой Георгий. Имя это сохранилось до настоящего времени в названии кабардинского села Аушигер. Зейкутх (зейку - путешествие, тха - бог) - бог похода, покровитель джигитов, наездников, живущих грабежом и набегами. В далекие времена этому божеству выделялась лучшая часть трофеев (къуентхъ). Созреш - божество, покровительствующее хлебопашцам, обилию и домашнему благосостоянию. Хадэгуащэ - покровительница садов, Ахин - покровитель стад, Аймыш - рогатого скота, Шумуц - всякого дикого зверя, Тхаголедж - бог плодородия, Емиш - домашних животных (41).
Уважительное отношение кабардинцев как к древним языческим богам, так и к христианским и мусульманским святым выразилось в народной поговорке, что "лучше уважать всех богов, чем возносить молитвы одному, а других не помнить. Ведь остальным будет обидно". Даже в песенном наследии кабардинцев христианские святые соседствуют с языческими божествами. "Тлепш рукоять его сабли держал, жало клинка Ауш Гер направлял" - говорится об одном из доблестных воинов (42).
Политеизм адыгов представлял собой устойчивую мировоззренческую систему. Несмотря на проникновение в адыгское общество мировых религий (христианства и ислама), язычество продолжало играть здесь значительную роль вплоть до 20-х гг. нашего столетия. Обширное наступление на "религиозные предрассудки", широкомасштабная атеизация населения в советский период оказали разрушительное воздействие на кабардинское язычество, но некоторые языческие обряды и верования продолжают сохраняться у кабардинцев по сей день.

http://lit.lib.ru/e/emelxjanowa_n_m/text_0010.shtml


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 166
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.10.06 20:02. Заголовок: Re:


Турция намерена судить великого черкеса за правду об армянах и курдах

Первый в Турции писатель, ставший лауреатом Нобелевской премии, поэт, музыкант, сочинитель и исполнитель песен Орхан Памук является так же членом исполкома Международной черкесской ассоциации. Об этом корреспонденту ИА REGNUM сообщил редактор газеты "Черкесское зарубежье", член Союза писателей России и председатель Адыгэ Хасэ Кабардино-Балкарии Мухамед Хафице.

Орхан Памук - этнический адыг. Его дед, выселенный с Кавказа в числе других черкесов во время Кавказской войны 19 столетия, обрёл пристанище в Стамбуле. Отец будущей знаменитости - Гюндуз Памук был профессором, много лет трудившимся в Стамбуле. Сам Орхан также родился и вырос в этом большом турецком городе, которому он посвятил свою книгу "Стамбул. Город воспоминаний".

Орхан Памук входит в десятку самых известных прозаиков мира. Его новеллы, романы, эссэ переведены на 40 языков мира и изданы в 73 странах. Памук был удостоен национальной премии Турции "Европейское открытие" (1991), Дублинской литературной премии (2003). Произведения Памука были опубликованы и в России. В журнале "Зарубежная литература" вышли его отдельные романы: "Черная книга" (1999 г), "Меня зовут Красный" (2001) "Белая крепость" (2004).

Отметим, что против нобелевского лауреата в Турции возбуждено уголовное дело по статье 301, которая грозит лишением свободы до трёх лет. Причиной тому стала тема геноцида армян (1915 г) и курдов, которую поднял в своих произведениях Орхан Памук. В своём интервью газете "Tages Anzeiger" (Женева) нобелевский лауреат сказал: "На этих землях были уничтожены миллион армян и около 30 тысяч курдов, но никто не рискнул сказать об этом, кроме меня". За писателя, подвергшегося преследованию со стороны турецких властей, вступился Евросоюз. Всемирно известные писатели - лауреат Нобелевской премии Габриэль Гарсия Маркес (Колумбия), Гюнтер Грасс (Германия), Хосэ Сарамаго (Португалия), Джон Апдайк (США), Умберто Эко (Италия) выступили также в защиту Памука. Они считают, что возбуждение против известного писателя судебного дела не соответствует принципам демократии, и преследование человека за свободу мысли и слова является большим пятном для государства.

Первое заседание суда по делу нобелевского лауреата состоится 16 декабря в Стамбуле. А за шесть дней до начала судебного процесса Орхану Памуку будет вручена Академией Шведского королевства золотая медаль, диплом и денежная премия в размере одного миллиона 370 тысяч долларов.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, черкесы, к потомкам которых принадлежит Памук, так же как и армяне, обратились в Европарламент с просьбой признать геноцид черкесского народа, совершенный во время Кавказской войны в 19 веке. До этого Госдума России отказалась рассмотреть заявление общественной организации "Черкесский конгресс" о признании геноцида.
http://www.regnum.ru/news/kab-balk/726677.html
Ну и от себя добавлю, Орхан Памук был избран в члены исполкома Международной черкесской ассоциации на проходившем в Турции съезде МЧА 5 - 8 мая этого года.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 461
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.10.06 00:02. Заголовок: Re:


Астамур пишет:

 цитата:
черкесы, к потомкам которых принадлежит Памук, так же как и армяне, обратились в Европарламент с просьбой признать геноцид черкесского народа, совершенный во время Кавказской войны в 19 веке. До этого Госдума России отказалась рассмотреть заявление общественной организации "Черкесский конгресс" о признании геноцида.


Отказ был очень интересно сформулирован.
На просьбу признать геноцид, совершённый в 19 веке, Дума ответила, что в 20 веке никакого геноцида не было!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 472
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.10.06 15:06. Заголовок: Re:


http://www.expert.ru/articles/2006/10/13/adyg/comments/page1
Геноцид адыгам не грозит

Глазами соседей ))))

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 473
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.10.06 15:09. Заголовок: Re:


Обращение адыгских (черкесских) организаций в Европарламент


Мы, адыги (черкесы) – коренные жители Северо-Западного Кавказа. Наши обычаи, обряды, традиции, язык, образ жизни складывались тысячелетиями на данной территории. Жизненность традиций – одна из самых ярких особенностей нашего народа, а ее материальные и духовные достижения – майкопская и дольменная культуры, героический эпос «Нарты», давно являются общемировым наследием.


В процессе своего формирования адыгский (черкесский) этнос, часто становясь объектом агрессии, вставал на защиту собственной свободы и независимости. Начавшаяся во второй половине XVIII века военная экспансия Российской империи стала для нашего народа национальной трагедией, последствия которой сказываются до сих пор.


В ходе военных действий осуществлялись – захват территорий, целенаправленное лишение мирного населения основных средств жизнеобеспечения: уничтожение садов и посевов, захват скота, сожжение дотла мирных селений.


Совершались массовые убийства мирного населения: женщин, детей, стариков.


К середине XIX века организованное сопротивление адыгов (черкесов) было сломлено. С 1862 начинается массовая насильственная депортация коренного населения. Сотни тысяч людей, согнанных на побережье Черного моря, гибнут от холода, голода, эпидемий. По заниженным данным Адольфа Берже (1828-1886 гг.), который считался в то время официальным историком Русско-Кавказской войны, из более чем миллиона адыгов (черкесов) в войне погибло свыше 400 тыс. человек, выселено 497 тыс. человек, на исторической родине осталось около 80 тыс. человек. Однако беды нашего народа на этом не закончились.


Огромные массы адыгов-эмигрантов оказались разбросанными по обширной территории Османской империи. Большой приток переселенцев и неподготовленность турецкой администрации к их принятию и размещению приводили к массовой гибели людей.


В многочисленных архивных документах есть сведения участников трагических событий, которые позволяют сделать главный вывод – войну, которую вело Российское государство в XVIII - XIX вв. против адыгов (черкесов) на их исторической территории, нельзя рассматривать как обычные военные действия. Россия ставила целью не только захват территории, но и полное уничтожение либо выселение коренного народа со своих исторических земель. Иначе нельзя объяснить причины нечеловеческой жестокости, проявленной российскими войсками на Северо-Западном Кавказе.


Процесс насильственной депортации продолжался вплоть до Первой мировой войны, как отдельными семьями, так и целыми населенными пунктами.


Над небольшими группами адыгов (черкесов), оставшихся на своей исторической территории, царская администрация проводила политику насильственной культурной ассимиляции.


Нынешняя Российская Федерация, провозгласившая демократический путь развития, фактически продолжает ту же политику, проводившуюся ранее Российским государством. При молчаливом одобрении федерального центра в последние годы в Республике Адыгея, как и по всей Российской Федерации, активно работают организации, проповедующие идеи национал-шовинизма. Конечной целью этих организаций является проведение референдума по статусу республики по принципу механического большинства, т. е. воспользоваться численным превосходством, созданным в результате Русско-Кавказской войны (коренное адыгское население в Республике Адыгея составляет 24%).


Сегодня на земле своих предков адыги (кабардинцы, черкесы, адыгейцы, шапсуги) общей численностью около 700 тыс. человек проживают в 4 субъектах Российской Федерации (Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Адыгея, Краснодарский край) и обладают не более 20% от ранее занимаемой исторической территории.


Более 3 млн. представителей нашего народа проживают вне пределов Северо-Западного Кавказа в 50 государствах. Вследствие искусственно созданной разобщенности этнические адыги (черкесы) постепенно утрачивают культуру, язык.


За 142 года после окончания Русско-Кавказской войны Россия неоднократно меняла свое политическое устройство, но отношение к адыгам (черкесам) оставалось неизменным – это насильственная культурная ассимиляция оставшегося коренного населения на своей исторической территории и запрет на возвращение изгнанных с Северо-Западного Кавказа адыгов (черкесов).


1 июля 2005 года было подано Обращение в Государственную Думу РФ по вопросу признания геноцида адыгского (черкесского) народа. Однако депутаты российского законодательного органа не смогли преодолеть религиозные и этнические предрассудки, отказавшись признать моральную и юридическую ответственность за бесчеловечные деяния, совершенные Российским государством.


Согласно принятых Организацией Объединенных Наций Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (Нью-Йорк, 9 декабря 1948 г.) и Конвенции о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества от 26 ноября 1968 г.,


следуя общепринятым принципам равенства всех народов независимо от религиозной и этнической принадлежности,


основываясь на неопровержимых исторических фактах, свидетельствующих об истреблении и насильственной депортации адыгов (черкесов) с территории Северо-Западного Кавказа,


исходя из того, что Российская Федерация – есть правопреемник и правопродолжатель Российского государства,


просим Европарламент всесторонне и объективно рассмотреть наше Обращение и признать геноцид адыгского (черкесского) народа, совершенный Российским государством с конца XVIII до начала XX вв».



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 476
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.11.06 15:15. Заголовок: Re:





Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 529
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.11.06 01:17. Заголовок: Re:


С падением Синдики начался процесс консолидации меотов вокруг жившего к востоку от синдов на побережье Черного моря , меотского племени - зихов. Зихами их называли греки, но в боспорских надписях так же встречается слово ADZAHA, что скорее всего, соответствует адыгскому адзэхэ ("войска" или "народ войск"). Возможно это и являлось самоназванием зихов, со временем трансформировавшееся в "адыгэ".
По другой версии название адыгэ связано с распространением культа поклонения солнцу и имеет достаточно близкое звучание к раннеадыгскому "а-дыгъэ" - народ солнца.
http://zihia.narod.ru/tarih03.htm

В 438 к власти в Боспоре приходит Спарток I, меот по происхождению, основатель династии Спартокидов. С его приходом войны между зихами и греками прекращаются.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 544
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.11.06 01:48. Заголовок: Re:


Edm. Spenser (Великобритания, 1837):

"С первого же момента, когда открылись передо мною черкесские долины, вид страны и населения превзошел самое пылкое мое представление. Вместо пустыни населенной дикарями, я нашел непрерывный ряд обработанных холмов, почти ни одного клочка земли не культивированного, огромные стада коз, лошадей и быков бродили в разных направлениях по колено в траве."


James Stanislaus Bell (Великобритания, 1841 г.) :

"Мы поднялись вверх по долине через довольно открытый лес, в котором лежали деревни и необыкновенно пышные поля... Затем шел ряд незначительных холмов и ложбинок, которые повсюду были так хорошо возделаны, края полей так чисто и хорошо огорожены, что я мог бы подумать, если бы позволяла окружающая обстановка, что вижу перед собой одно из лучших обработанных полей Йоркшира".


Владыкин (Россия, 1872):

"Весь берег имел вид совершенно девственной, нетронутой человеком страны. Таким мне показался Адлер с первого взгляда... За 9 лет все так заросло, что трудно было разобрать, где было расчищенное поле и где его не было... Черешневые и вишневые деревья тоже успели уже смешаться с остальным лесом... Кое-где попадались не то могилы, не то следы бывших строений, все поросло колючкой и лесом; мне казалось и чувствовалось, что я хожу по кладбищу храброго и даровитого народа... Заросшие папоротником поляны указывают места бывших горских аулов; на них ни следа каких бы ни было построек: все сожжено и разрушено... Молчаливая и величественная пустыня! Ответь мне где теперь те, которые так недавно населяли твои девственные леса?". "Лучшие земли Закубанского края не вошли в состав горских округов." "Меня мороз продирал по коже при рассказах о подробностях ночных нападений на аулы." "Переехав Кубань, мы опять потянулись ее правым берегом. Резкий контраст представляла эта сторона с видом на только что покинутое Закубанье; там - зеленные луга и черкесские поля, засеянные просом как на своих так и на снятых господских землях... здесь - сырокоричневая степь... В станицах тоже не было никакой зелени... Они не представляли собой ничего отрадного."


Я. Абрамов (Россия, 1884 г.):

"Богатейший край опустел... Превосходные нивы и луга, буквально созданные руками человеческими на голых каменных скалах, заросли мелким колючим кустарником и совершенно пропали для культуры."


П. С. Личков (Россия, 1904 г.):

"Страна [Черкесское побережье, А. Х.], не в пример нынешнему времени, была в то время "обильна млеком и медом". В конце, например тридцатых годов [XIX в., А. Х.], все побережье с прилегающей к нему горной полосой представляло тщательно разработанный оазис... Во всех приморских пунктах, где морские суда могли найти хоть какую-либо защиту от морских ветров, шла оживленная торговля, потому что было что сбывать и было кому приобретать. Но кровавая война изгнала и уничтожила горцев, в корень разрушила их культуру..."



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 599
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.11.06 16:18. Заголовок: Re:


Интересный материал по язычеству у адыгов:

Л.Я. Люлье: “Материалы для истории черкесского народа

Верования, религиозные обряды и предрассудки у черкесов
http://zihia.narod.ru/ethnic/lulie4.htm


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 637
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.12.06 01:19. Заголовок: Re:


Батраз пишет:

 цитата:
Сая!
Скажи пожалуйста, я читал, что у адыгов есть покровительница домашнего очага с именем Уорсар. Так ли это?


Батраз, я недавно наткнулась на информацию, решила показать тебе, если тебя ещё это интересует. )))))

http://zihia.narod.ru/culture/chapter4.htm

Уысэрэжъ/Уэрсэрыжъ, его происхождение и типология

Персонаж Уысэрэжъ/Уэрсэрыжъ (варианты: Уысэрыжъ, Уэрсэр и др.) в нартском эпосе выполняет разные функции: он — предсказатель, прорицатель, маг, мудрец, старец, глава нартов, изобретатель первого нартского серпа и т. д. Многоликость этого персонажа вторична: семантическим инвариантом остается его исходная функция прорицателя, предсказателя, занимающего важное место в социальной иерархии нартского общества.

В значении “прорицатель” “предсказатель” слово усэрэжъ характерно для адыгейских сказаний, тогда как в кабардинской традиции оно почти всюду преобразовано в имя собственное.

Кстати, там же (мне кажется интересно):

Ныхасэ “Нихаса”, “Совет матерей”, “Совет старых мудрых женщин”

Наряду с Хасэ нарты имеют “специализированные” советы. К ним относится, например, Ныхасэ<ны “мать” + хасэ “хасэ”, “совет”. “В старину у нартов была Нихаса. На этой Нихасе собирались мудрые старые женщины. Исходя из своего опыта, традиций, увиденного и услышанного, они обсуждали, как должны жить их дети, каковы должны быть их нормы поведения”. “Рассказывают, что нартские женщины по инициативе жены Аледжа в свое время собирались на Нихасе в старом доме Аледжевых. Наши старики рассказывали, что на такой Нихасе решали, что с ними может случиться в будущем”.

Ныхасэ — “Совет матерей” в нартском эпосе носит региональный характер. Слово встречается в адыгейских сказаниях, хотя совет матерей может быть древним отголоском матриархальных мотивов, пронизывающих центральный цикл эпических сказаний о нартах.

Обращает внимание семантическая близость и почти полное фонетическое тождество адыг. Ныхасэ и осет.nyxas(nixas) “собрание мужчин аула для беседы, обсуждения текущих дел; место, где мужчины собираются для беседы” (16).




Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 139
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.12.06 11:02. Заголовок: Re:


Сая У карачай-балкарцев есть ныгиш. В том же значении..Похоже пошло от осетинов. У нас ныхас и совет и слово и речь. Согласна?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 639
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.12.06 12:19. Заголовок: Re:


К сожалению, я не могу согласиться. Частичка "ны" и в слове "ныгиш" , и в слове "ныхас" указывает на мать, женщину.
Я соглашусь с тобой, если ты убедишь меня, что "хасе" - осетинское слово.
Как по осетински "собраться"?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 218 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 36
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



ЧАТ "НЫХАС"