Тестируем НОВЫЙ ФОРУМ Ссылка



АвторСообщение
постоянный участник


Пост N: 154
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.12.06 15:03. Заголовок: НАРТЫ


Пообсуждаем ЭПОС,Он ДУША народа,в Нём наша древняя история.
Вот мнение Олега:
,,Я уже говорил про скифскую богиню Апи на другой ветке. Она одна из воплощений Великой Богини. Полуженщина полузмея. Крылатая богиня с рыбьими или змеиными хвостами. Апи означает "водная" или "принадлежащая воде", что прекрасно отражает ее сущность, ведь она символизирует влажную землю, оплодотворенную небом. Она была женой Папая ("отец" или "защитник") и была прародительницей скифов.
В нартиаде олицетворением Апи является Дзерасса. Это настолько очевидно, что не требует даже комментариев. Она богиня, дочь бога воды, моря Донбеттра. Образ Дзерассы то в виде птицы прилетающей к яблоне нартов (символу мирового древа) то в виде рыбы перекликается с образом Апи. полуптицы полурыбы (полузмеи). Как и Апи, она является прародительницей нартов. Самая потрясающая параллель, это рождение у Дзераасы Сатаны от Уасгерги.

Вообще образ Уастырджи тесно перекликается с образом скифского бога Таргитая (Геракла). Возможно, не зря имена их так похожи. Уас-Гер-ги -"божественный Гер-ги" и Гер-акл" кто может, дайте этимологию "Геракла".
Поразительное совпадение с моментом связи Таргитая с Апи (полудевой полузмеей) в пещере и рождения от этой связи скифов. Связь Уасгерги с богиней Дзерассой в склепе я считаю поразительной аналогией.
Причинами смерти Уайсан’а стали: а) родник - вода, идущая из земных глубин; сравните со значением имени Арпоксай -
“Глубин-царь”, причем корень apra “глубина” возводится к ар “вода”, что только укрепляет наше сравнение, поскольку родник является идеальным воплощением в одном слове двух значений: вода и
глубина,,

МНЕНИЕ САИ: ,,Я думаю, что Асы они и есть(испы,ацаны—дольменники,,,хатиагские жрецы,,)


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 61 , стр: 1 2 3 4 All [только новые]


постоянный участник


Пост N: 155
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.12.06 15:07. Заголовок: Re:


1) Осетия:Сатана дочь Дзерассы(дочь Главы донбеттыров) и нашего Святого Уастырджи…….моё мнение,что за этими донбеттырами чётко видна абхазо-адыгская основа (население проживавшее на этой территории Быцента:испы-ацаны; и Донбеттыры).По материнской линии связи конкретны.Донбеттыры более дружелюбны к нартам,быцента –менее.Скорее всего быцента—горцы у моря,донбеттыры население приморских равнин(?).
2) Адыгея :ИСПЫ,, Сатаней. Она происходила из другого народа - испов (ацанов - абхазск.) Её так и называли - исп-гуаше - княжна из народа исп. По эпосу строители дольменов именно испы (ацаны). Их иногда называют “бырсы”. Значение этого слова непонятно, видимо, оно произошло от названия местности, где проживали испы. Ведь убийцу своего отца, зятя испов, нарт Патерез побеждает в долине Бырсей у реки Уарп. Встречается и поле под названием “Бэрсае”,,Земля испов граничила с нартской страной. О силе и мощи испов, в свое время обладавших грозным войском, мы узнаем в предании “Как нарты отвоевали Сэтэнай-Гуащэ у пщы испов Жачеж (ЖэкIэжъ — букв. старая борода). Исп-Гуащэ,жена Хымыша — так звали ее, была небольшого роста, но отличалась красотой и умом.. Нарты боялись еще не родившегося Патереза, ибо знали, что Хымыш был храбрецом, а испы происходили от рода Нагучицы. Если родится мужчина от этих родов, он может погубить все мужское население нартов. Необычна и гибель сына Исп-Гуащэ. Патерез мог погибнуть лишь в одном случае — если взгляд матери совпадет с пуском стрелы в него. Именно так враги убивают Патереза..Интересен один из адыгских источников о конце нартов.Как-то раз один из нартов увидел маленького неказистого (пецый - адыг.) человечка. "Нам здесь нечего больше делать!" - решили нарты и ушли. Край достался адыгам. Перед уходом нарты попросили бога Тха как-то увековечить их имя. И бог дал кукурузу (натыф).Здесь можно отметить, что под маленьким неказистым человеком подразумевается просто нынешний человек, а не сверх-герой, какими были нарты. Это, кстати, означает, что испы-ацаны, если и существовали, то не так кардинально отличались от нас, ныне живущих людей
.Женские образы: Характерны сказания о Малечипх - единственной женщине, которой в эпосе адыгов посвящен самостоятельный цикл.
Малечипх - полная противоположность нартам. Нарты - люди богатырского сложения, а она - НЕБОЛЬШОГО РОСТА.. Примечательно, что все сказания о ней посвящены семейно-бытовым темам. Малечипх - олицетворение идеальной женщины, жены, хозяйки. Она - верная жена, бережливая, умная и находчивая, хотя порою и строптивая.
Образ Малечипх не имеет параллелей в других национальных версиях нартского эпоса.

3)Абхазия:АЦАНЫ Адыгские испы похожи на абхазских ацанов — эпических карликов. Абхазский исследователь Д. Гулиа приводит интересное предание об ацанах”. С самого начала,— гласит эпическое предание,— Абхазию населял народ из малорослых людей, звали их ацан.. А после них явились абхазы и заняли страну. Если Патерез родился от союза нарта Хымыша и Исп-Гуащэ, родителями самого младшего брата нартов Цвицва являются нарт Кун и сестра ацанов Зылха. Последняя, подобно Исп-Гуащэ, была небольшого роста, “женщиной крутого нрава, болезненно переживавшей оскорбления и не прощающей обид”.
Осетия:1) Семь дней и семь ночей пировали гости УархагаПерламутровой огненной рыбой обернулся Донбеттыр и скрылся в морской бездне.
2) – Эх, юноша, я не знаю, кто ты, но если ты назвал себя братом
Ахсара, то ты и мне брат: я из нартов. Когда недавно посетил это
место твой брат, я узнала, что и он из нартского рода. Отправляясь
к подводным жителям быценагам , он оставил мне свое полотенце и
завещал: «Следи за ним, сестра моя. Если выступит кровь на
полотенце, значит, пришлось мне тяжко, а если крови нет, за меня
не опасайся». И вот вижу я: выступила кровь на полотенце, значит,
тяжко приходится брату Ахсару, попал он в плен к быценагам.( “бырсы”!!!?.)
3) И тут Ахсар перебил всех быценагов. А тот из донбеттыров,
который дал совет Ахсару, унес Ахсартага к молочному озеру,
искупал его в волнах, и Ахсартаг сразу ожил.
4) Родился после этого сын у Дзерассы. Сырдоном, сыном Гатага,
назвали его.
Детство свое Сырдон провел у донбеттыров. Когда подрос он, то
покинул подводную страну, вылез из-под моста и пришел на нартский
нихас. Дивились ему нарты:
– Лицом похож он на нас, но что-то дьявольское есть в нем.
5) – ПРОИСХОДИМ МЫ ОТ ДОНБЕТТЫРОВ, – сказал маленький охотник. –
Принадлежу я к роду БЫЦЕНТА, и живем мы постоянно под землей.
6) На дне моря у донбеттыров рос и воспитывался сын Хамыца.
7) – Спеши скорей к берегу моря, где живут родственники наши
донбеттыры. Когда подойдешь к берегу, крикни: «Маленький Чех, выйди ко
мне, помощь твоя стала мне нужна: я не чужой, я вам родной.
Сая пишет:,, По адыгейски очень хорошо звучит (достаточно часто употребляемое слово) - чIыхцIык:
Чех (чIых) - длинный
цIык - маленький (или ласкательный суффикс)
Получается "длиненький".,,


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 156
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.12.06 15:23. Заголовок: Re:


По самому слову НАРТ.:
,,В грузинском источнике 10 века,это слово встречается в качестве эпитета Вахтанга Горгасала –Бумберази-гр,НАРТИ—богатырь,и это домонгольское время
АРТХУРОН у нас есть Бог,НА+АРТ(ард)= Дитя Солнца!(?)
Хуыцау ысфэлдыста уыцы эрвон арты сыгъдонэй Нарты(Господь создал из остатков этого небесного огня, Нартов)
Донбеттыры – (АП,ПС.---воды,души—адыго-абхазский;Дон-вода,byttyr-порхальщица,летунья---Сирена-Нимфа,Летунья,змееногая---у осет.):
1)Изображение водных лис представлены в иконографии Тлийской бронзы…Дольмены-склепы-это символ женского начала у испов-ацанов,…закрывалось отверстие дольменов в виде втулки-фалоса.САТАНА рождена в дольмене-склепе,перерождение Дзерассы,посредством УАСТЫРДЖИ.То есть это УЖЕ НОВЫЙ НАРОД(смесь КШАТРИЕВ(ираноариев?)и ветви адыго-абхазской крови.
2)Превращение этой богини ВОД идёт в лису,утку,рыбу и тд в зависимости от функций
3)АПСАРЫ—Сирены (живут на деревьях),Девы наслаждений,Слуги Индры(КУЛЬТ КШАТРИЕВ=Ахсартагата)…,,Особенностью племён ТАМАНИ,связывающих их с населением остального побережья.является крупная роль,которую играл в их религиозной жизни культ ВЕРХОВНОГО ЖЕНСКОГО БОЖЕСТВА(М.И.Ростовцев),,
4)Хозяйку Донбеттыров представляют как женщину,,,с которой никто не смог сравниться ни в стройности ,ни в красоте,,Сравним:,, Аланы имеют своими соседями на западе кашаков, большой народ,который остался приверженцем религии сабеизма; территория кашаковпростирается от гор Кабох до Понтийского моря. Эта самая красиваяраса между народами этих гор...
,,КАКОЙ БЫ БЛАГОДАТИ ТЫ НИ ВОЗЖЕЛАЛ,ОБРЕТЁШЬ ЕЁ МНОЮ.,,--- апсары-амазонки летучие делают набеги на КШАТРИЙСКОЕ МИРОВОЕ ДЕРЕВО,да и мужиков уводят.Волшебники и МАГИ (сравните по испам-ацанам)--- вошла Дзерасса ночью к Уархагу,,,провела рукой по старику ,и сделался он таким ,каким был в юности,,
5)Родственная связь поддерживается всеми героями(может потому и эпос ОБЩИЙ!):
А)олень встретившийся Сауассе окажется женщиной из донбетыров. Она научит его как
сосватать её дочь.
Б)Сослан отправляется к родственникам матери УЧИТЬСЯ,,нечистым колдовским приёма,,……. ,,Но тут вдруг неведомо откуда появился один из донбеттыров и
шепнул Ахсару:
– Смажь лезвие своего меча авадз-мазью – и сразу осилишь врага.,,

B)Традиционный орнамент осетин (выдающийся мастер прошлого-Аминат Чехоева,Нузал)полностью пропитан донбеттырской(АПИ) иконографией(крылья,змееногость,женское начало).


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 157
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.12.06 15:24. Заголовок: Re:


А вот ВОЛЧЬИ(Собака)следы у донбеттыров-быцента
Происхождением слова Тхьэ занимались многие ученые: Г. В. Рогава, А. А. Миллер, И. Ф. Яковлев, Л. И. Лавров, А. X. Налоев и другие. Большинство из них выделяет в слове Тхьэ два компонента — “Т” и “хьэ”, а при его толковании упор делают на “хьэ” в значении собака. А. А. Миллер и И. Ф. Яковлев определяют “хьэ” как тотемное животное адыгов.Все это указывает, что древнейшее домашнее животное — собака у черкесских племен первоначально почиталась как священное животное, охраняющее человека и его жилище, и находилось под защитой обычая, как своего рода тотем.Профессор Г. В. Рогава сводит Тхьэ к солнцу. А А. X. Налоев, анализируя с филологической точки зрения ряд слов (собака, шакал, волк, солнце), отмечает, что “современное общеадыгское слово tha — бог восходит к значению — “волк-собака” (2). А в резюме к этимологии тхьэ он пишет: “Таким образом, tha — бог, d(t)vа — “солнце”, d(t)o эz(э) — “волк”, “собака” назывался у предков адыгов одним словом d(t,)wa// d(t;)waa или d(twэz, (э) // d(t) woэz, (э), т. е. бога, солнце, волка (собаку) называли одним именем, словом
-------------------------------------------------------------------------------------------
1)Мать Уазырмаса — дочь богини рек Псыхогващи, а отец простой
нарт.
Нарты соотносят и отождествляют себя с морем: “Хыр зи щапхъэ дэ нартхэм!”, т. е. море нам в пример, мы — море.---СВЯЗЬ НАРТЫ-КШАТРИИ--ДОНБЕТТЫРЫ(адыго-абхазы
2) “Обычаи таковы, как сам их сделаешь”, — рассуждают нарты, совершая свои дерзости.
Ацаны, например, считали себя воспитателями племянника по сестре бога или даже его сына и потому считали себя его молочными братьями (ахупха). Они считали, что превосходят бога по уму, и что он желает выведать у них уязвимые места. “Ахъахьы ажвгIванд — ацIахьы хIара. Анчва дызусуда?” — “Наверху небо — внизу мы. Кто такой бог?”,— говорили ацаны (14). Все эти богоборческие мотивы — один из элементов предфилософского сознания, когда человек недоволен, неудовлетворен простой отсылкой к богу по поводу того, откуда то или иное знание. Человек сам находит знание.
3)Мир — это как бы куски, где живут:
а) Нарты — то суровая, то щедрая на урожаи земля;
б) Испы — прекрасные земли, где живут вырождающиеся маленькие люди.
Над ними всегда солнце, свет — одно застывшее время.
Мир испов — это как бы оазис, вокруг них лежат земли воинственных чинтов. Их земли огорожены “Кореныжь” (Гуэрэныжь) (загон для скота, баз). Здесь мы видим, как противопоставляются два образа жизни: жизнедеятельность чинтов-воинов, у которых и искусство строительства воплощено не более как ... в заборе для охраны скота, и образ жизни испов, где высокая культура земледелия
НАРТЫ И ЧИНТЫ(СИНДЫ)--это воины, кочевники(?)-скотоводы


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 158
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.12.06 15:25. Заголовок: Re:


http://zihia.narod.ru/culture/chapter5.htm

1)расстояние до чинтов — это месяц жизненного пути. Расстояние измеряется и полем зрения (насколько глаз увидел), или измеряется через “тхьэ”, что составляло примерно полметра; измеряется через “теогъу”, что означало: одно нападение, один переход, ступить, топнуть один раз ногой, ударить нагайкой (кIэпщ); измеряется также через время, через путь, проходимый за время съедения лепешки (хьэтыкъ шхыгъуэ)---- ТО ЕСТЬ ЭТО К ТАМАНИ-ДОНУ
,,В абхазском эпосе нарты изображается, как единая, семья из ста братьев и одной сестры во главе с их могущественной матерью Сатаней-гуашей.В адыгских сказаниях ослаблены элементы матрилинейной системы, так красочно и рельефно представленной в абхазском эпосе.----- Возможно именно большее влияние сармат на апсуа(источники древности),что обусловлено и очень тесным взаимодействием АБХАЗИЯ-АЛАНИЯ.

2),,Был вол, который пасся между Волгой (Индыл) и Тереком. Передние ноги у него стояли за рекой Псыж, а задние — за Волгой.,,---чёткое понятие где в ОСНОВЕ Ахсартагата,добавим то ,что у КБ Схуртуковы там и жили (восток Кавказа,ближе к Каспию,Дахсас ближе туда)+ в грузинской хронике мальчиков(царей)Фареджана и Багатара из рода Ахсартагата привезли в Грузию через Дербент
“Песнях старых нартов” (“Нартыжь уэрэд”):Когда Землю зеленую, о дуней, овцы утаптывали,
В те времена, о дуней, я был мальчиком-пастухом при телятах.
Когда гора Бештау, о дуней, была величиной с кочку,
Когда лес на Бештау был с кустарник,
В те времена, о дуней, я был мужчиной средних лет.
Когда могучий Индыль, о дуней, можно было перешагнуть,
В те времена, о дуней, я был уже с проседью.
3),,Охоты,,Дзерассы:,, Так, в мифологическом слое “Нартов” мы встречаемся с мифологическими яблоками. Съев красную сторону яблока, бездетная женщина становилась способной рожать сына, а съев белую сторону — приобретала возможность рожать дочь,,
4),, В эпосе “Нарты” просматривается такая своеобразная “цепоч-
ка” в понимании смены народов: “испы”--------“нарты”---------“адыги”...,,---а У НАС кшатрии-волки(ахсартагата)----НАРТЫ(смесь с донбеттырта,быцента)---осетины.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 159
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.12.06 15:26. Заголовок: Re:


5). Языковеды считают, что прасеверокавказский язык, к которому относится древнехаттский, с незапамятных времен был распространен не только в Передней Азии, но даже и в Восточно-Средиземноморском бассейне (8). Поэтому есть основания рассматривать факт совместного обитания и тесного сотрудничества атыхов-солнечников (солнцепоклонников) и хаттов земледельцев в эпоху энеолита на Северо-Западном Кавказе не как результат агрессии южан и подчинение атыхов пришельцам, а как жизнь двух родственных прасеверокавказских племен.-----СОЛНЦЕПОКЛОННИКИ(адыги)----ДЕТИ СОЛНЦА(нарты)
В высокоразвитой Майкопской археологической культуре периода ранней бронзы III-го тысячелетия до н. э., в которой слились вышедшие на Закубанскую равнину из гор и предгорий атыхи, хатты и, возможно, протоарии-индоевропейцы в лице “ямников” Прикубанья, вычленяется очень выразительный земледельческий компонент, сходный с культурой Аладже-Гуюк Анатолии и который смело можно назвать “хаттским” в отличие от скотоводческого “атыхского”
Известно, что полутысячелетняя история Хеттского государства была полна драматизма. В нем происходили революции, смены династий царей, смены общественных укладов. Это государственное образование было очень неоднородным. В конце третьего тысячелетия до н.э. в Малую Азию вернулись их соплеменники, ранее ушедшие на Северный Кавказ и возвратившиеся под руководством индоевропейских вождей (как предположил американский исследователь Джеймс Макуин) (14). Эти индоевропейцы вместе с кавказцами-атхами и северокавказскими хаттами в середине третьего тысячелетия до н.э. создали не Северном Кавказе Майкопскую культуру. Представителями этой культуры европейские археологи считают “курганные племена”. В Анатолии они продолжили развитие Майкопской культуры. Там ее называют культурой Аладжи-Гуюк (15). Объединившись с малоазийскими индоевропейцами, лувийцами и палайцами, хетты, (на самом деле неситы, взявшие себе этноним хаттов, в виде “хиттит”), захватили власть и создали Хеттское царство. Периодически их господство переходило от индоевропейцев к хатто-атыхам и обратно. Когда властвовали индоевропейцы, устанавливалась автократия. Когда власть переходила к династии царей кавказского происхождения, образовывалась конфедерация племен. Но все время религиозная власть была в руках хаттских жрецов.
севера, из прикубанских степей, с древними кавказцами-атыхами общались кочевники-скотоводы, так называемые ямники, одни из родоначальников индоевропейской семьи языков. Интересно наблюдать взаимодействие этих трех или четырех этно-культурных общностей.
Малоазийские прахатты, столкнувшиеся с очень жестким законом кавказцев, который табуировал изображение женщины, вынуждены были, приспосабливаясь к местным природным условиям и к обычаям, выражаться эзоповским языком, чтобы сохранить веру в свое женское божество. Они сооружали портальный дольмен или двухкамерную гробницу прямоугольного плана с двумя портальными стенами. Погребальную камеру они мыслили как чрево Матери-земли в геометризованной прямолинейной форме, в которое возвращается умерший сын или дочь в той же позе, что и до рождения, т. е. в склоненной набок головой по направлению к отверстию в передней стене. Портальные стены символизируют ноги женщины богини. Круглый, или арочный, или овальный лаз — это символ деторождающего органа, а каменная пробка, появившаяся несколько позднее, олицетворяла фалос. Все элементы акта плодородия выражал для хаттов южан портальный дольмен.-----ТО ЕСТЬ это и есть наши ДОНБЕТТЫРЫ,быцента(ацаны,испы),с их хатиагским языком,магией и ритуалами.На дольменах основной ,,декор,,--ВОЛНЫ,ВОДА (ДУША,женское начало)
Новосвободненские “жрецы” — самое документальное изображение кавказских хаттов. Оба отступления от кавказского стиля объясняются малоазийским влиянием; обнаженные и детализированные фигуры — не редкость для культуры Аладжа-Хуюк III-го тысячелетия до н. э….Но пропорции фигур преобладают переднеазиатские: приземистость, широкоплечесть при узкой, низкой талии (львиный корпус), большеголовость.---- явно похожи на ацанов-испов-быцента


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 160
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.12.06 15:28. Заголовок: Re:


6)Концом его является, бесспорно, гибель нартов, исчезновение их воспринимается как “конец золотого века”. Противопоставление нартов и их “измельчавших” потомков — современных людей — как бы предопределяет первые “контуры” конца мифоэпического времени. В сказании “Гибель нартов” (“Нартхэм я кIуэдыжыгъуэ”) конец нартов связывается с их первой встречей с людьми. По этому тексту, охотник Асланбек Короткий (КIэшI), идя по ущелью реки Теберды (верхнего притока Кубани), увидел , как один нартский всадник гонялся за быком. Быка, не повиновавшегося всаднику, рассерженный нарт взял и положил за холку своего коня. Охотник, увидев его, испугался и спрятался в яме, выбитой копытами нартского коня. Увидев его, нарт изрек: “Какая мелюзга, какая противная штука! Нартам, среди которых появился такой, будет конец... То было наступившей порой гибели нартов”,------- Нарты,до адыгского сложения,явно могучи и НАМЁК что они НЕ ТЕ.
Аналогично и содержание сказания “О том, как нарты ушли из нашего края”: нарт, встретив “неказистого человека”, уводит нартов с родной земли, которая остается адыгам (т. е. людям).
в кабардино-черкесском тексте “Исчезновение нартов” (“Нартхэ я кIуэдыжыгъуэр”). Нартский всадник, который увидел человека, спрятавшегося в яме, выбитой копытами нартского коня, сказал:
— Уа-уи-уи! Какой он маленький, какой он неприятный! Для нас,
нартов, среди которых появился он, настала пора исчезновения. Пу, пу,
какой ты неприятный! — и нартский всадник уехал.


---отступление из Адыго-Абхазских земель,,,НЕКАЗИСТОСТЬ,,---признак старого древнего населения этих мест(ацаны-испы,быцента).Донбеттыры(море-равнинники)—явные красавцы,ОНИ УЖЕ СМЕСЬ,а быцента род-ветвь донбеттыров (тяготеет к горно-морскому ареалу)


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 23
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.12.06 20:38. Заголовок: Перенес свой пост с другого форума


Перенес свой пост с другого форума

Я хочу проследить исторический путь осетин по нашему эпосу.
Кстати, насколько я знаю, Елии, уадмиры, камбады и гуымиры встречаются только в осетинском эпосе и они находят историческое подтверждение. Думаю, это совершенно четко говорит об осетинском происхождении нартовского эпоса.
Итак, кто же они эти донартовские народы, и как они расположены в хронологическом порядке.
Вначале были елиата (они встречаются только в дигорском варианте сказаний, видимо, ввиду особой древности, у иронцев они оказались забыты). Потом идут уадмирта. Затем камбада (хочу подчеркнуть, что у камбада отсутствует частичка "та" показатель множественного числа. Точно в таком виде встречается и у Плиния). Затем идут гамеритае. Затем гуымиратае. И затем нарты.
Мне кажется, если четко определить эти этносы, можно определить исторический путь нартов-осетин. Я попробую это сделать сейчас быстренько, на скорую руку. Посмотрим, что получится.

Итак, по елиев я уже говорил, это Малая Азия.
По некоторым сказаниям Бог первым создал Елиаты. "Мах ан Камбадатаей, Елиаты хуаерифурттае...Фиццагдаер Хуцау исфаелдиста Елиати, ёма аегаер тухгин адтаенцае, уаедта уони заенхаей рандае кодта (арвмае), аемае исфаелдиста Камбадати..."
Затем бог создал Гуымираты. Если в гуымиратах можно определить киммерийцев, то кто же были эти Елиата и Камбадатае?
Воистину убеждаешься, что эпос это наша история, и она требует тщательного изучения. Эти два этнонима очень древние. Камбадата отсылает нас к Плинию Старшему, древнеримскому историку, который
приводит такие названия Кавказа - Тавр (Tavrus), Гемод (Hemodus), Паропанис (Paropanisus), Цирций (Circius), Камбады (Cambades), Париады (Pariades), Хоатры (Choatras), Ореги (Oreges), Ороанды (Oroandes), Нифаты (Niphates) (Die geographische Buecher, S. 111).
Постараюсь найти еще больше сведений.
Что касается Елиата, то, вероятно, этот этноним еще древнее, и на мой взгляд относит нас к библейским временам.
Вот что я нашел в Библии:

34 Слово Господа, которое было к Иеремии пророку против Елама, в начале царствования Седекии, царя Иудейского:
35 так говорит Господь Саваоф: вот, Я сокрушу лук Елама, главную силу их.
36 И наведу на Елам четыре ветра от четырех краев неба и развею их по всем этим ветрам, и не будет народа, к которому не пришли бы изгнанные Еламиты.
37 И поражу Еламитян страхом пред врагами их и пред ищущими души их; и наведу на них бедствие, гнев Мой, говорит Господь, и пошлю вслед их меч, доколе не истреблю их.
38 И поставлю престол Мой в Еламе, и истреблю там царя и князей, говорит Господь.
Книга пророка Иеремии

Здесь говорится о некоем языческом народе. И опять Малая Азия.
Обратимся к энциклопедии:
Еламитяне

— народ, населявший страну, лежавшую к востоку от Вавилонии. По библейской родословной таблице, они происходили от Елама, старшего сына Сима, сына Ноева, по имени которого и самая страна называлась Елам или, как у римских писателей, Еламаида (также Сузиана; теперь — Кузистан или Шуш). В ассирийских клинообразных надписях страна эта называется Илам или Иламти. Жители ее в древности славились как искусные стрелки; отряды их встречаются в войсках древней Персии и Ассирии, которым они были подвластны. История их восходит ко временам Авраама, когда они управлялись собственными царями, власть которых простиралась до Иордана (Быт., XIV, 1).

Уадмирта. Кто же такие уадмирта? Вы будете смеяться, но я думаю, что это удмурты. Хотя, если задуматься, ничего смешного в этом нет. Удмур-та. Удмур- человек, по-удмуртски. А это почти во всех языках, слово, почти всегда архаичное, из глубины веков. Меня всегда интересовало, почему финоугорцы удмурты с такой настойчивостью считают себя ариями, арийцами. Сейчас немного с этим разобрался.
В письменных русских источниках удмурты известны как ары, аряне. В чувашском языке "ар" - человек. Не буду на этом останавливаться, но тут могла произойти подмена понятий, как с балкарцами -асами, после того, как с места, где сейчас живут удмурты ушли скифо-сарматы.
Итак, заглянем вглубь истории наших "уадмиртае"

Предыстория удмуртов восходит к VIII-III вв. до и. э. К этой эпохе относятся места археологических раскопок ананьинской культуры, расположенные в области слияния Камы и Волги, а также в бассейне ближайших к устью Камы притоков, вдоль течения Ветлуги, Белой и Чусовой. Ананьинская культура сыграла определяющую роль в формировании марийцев, удмуртов и коми-зырян. У этой культуры было несколько местных разновидностей, которые впоследствии послужили зародышами более поздних археологических культур.

Совершенно четко видно, что хронологически и территориально предки удмуртов соприкасались со скифским миром.

Идем дальше. Камбада. Я про это уже писал. Камбада упоминается у Плиния и локализуется на Кавказе. Думаю, что это предки современных адыгов. Кстати, то что адыги отделяются от нартов, тоже говорит не в пользу адыгской версии происхождения нартовского эпоса.

Дальше идут гамертае. Я про них тоже писал. Гамер упоминается в Библии, как один из яфетидных народов, наряду с Магогом, Мешехом и Тубалом. Гамертае это греки. Скифы сталкивались с ними в Причерноморье. Дальше идут гуымиратае, предположительно, киммерийцы, которые в конце своего исторического пути локализуются так же в Малой Азии.
Теперь возмем карту, и нанесем на нее все эти наши данные.



Не правда ли, интересно, друзья. Мы имеем четкое отображение исторического пути скифов, известного нам по историческим сведениям.
Правда конец пути достаточно условен, т.к. и с греками и с киммерийцами и с камбада скифы встречались в одном и том же регионе.

Добавлено спустя 15 минут 25 секунд:

Думаю, если поработать над этой темой серьезно профессионально, а не как я любительски, получатся интересные результаты.

Если есть у кого знакомые историки, пусть поработают. Это же идея готовой докторской диссертации

Хотел еще добавить, у Васо в этимологическом словаре, я часто натыкаюсь на осетино-удмуртские параллели.
Кстати, как я уже упоминал, в осетинском есть слова, которых нет в кавказских языках. И заммечательный пример тому слово "дзукк, дзыхъхъ" -яма, углубление. Так вот, параллели с осетинским этого слова встречаются только в русском и в языке коми, близкородственном удмуртскому. В коми - "джугу" -ямка, лунка, в русском - дук, дучка- яма, лунка. Очевидно, что это слово пришло к нам с севера, возможно от наших "уадмиртае"

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 161
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.12.06 21:03. Заголовок: Re:


1)Psalta-Быцента.Имя карликов у кабардинцев напрямую увязывается с осетинским ПШАЛТА (опять ПС,АПС ---ВОДА,ДУША),что неразрывно с АБЕШЛА---КАШКИ(в Митании)—Апшилы(Абхазии)
2)Дзерасса-Гера
3)П.Козаев:,,Дану в древнеиндийском ---капля,роса,в скифском РЕКА.Данавы—сыновья ВОДЫ-РЕКИ-МОРЯ.Кавказское название их –Даны или Аспы (дандары,дараспы).В древнегрузинском ---джвари и ХАТИ.Дайтии – Изадта—Хати(Хатиаги),,Кашка с хатского ЛУНА.-----(Луна связана с водой )Нарты-Солнце,Донбеттыры--Луна.Дзерасса--похищала яблоки с Дерева,луною+ там ещё есть связи.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 162
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.12.06 21:14. Заголовок: Re:


Q-Духов пишет:

 цитата:
Камбада упоминается у Плиния и локализуется на Кавказе. Думаю, что это предки современных адыгов.

Всё и идёт к тому,что Камбада-Быцента-Пшалта-Ацаны-Испы--ветвь(?) Донбеттыров.Это НАШИ самые Близкие по ЭПОСУ.Продолжение завтра.Историческая Судьба---Эпос ЕДИН+ в войнах и политике мы вместе (Осетия-Абхазо-Адыги) Q-Духов пишет:

 цитата:
а не как я любительски


Бог в ПОМОЩЬ,не останавливаться

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 24
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.12.06 21:30. Заголовок: Re:


Любопытно, что есть хатты-германцы:
"Хатты
(лат. Chatti), германское племя. Во времена Цезаря (середина 1 в. до н. э.) входили в состав свевов, позднее - франков. Последнее упоминание о Х. относится к концу 4 в. Потомками Х. являются гессы (от которых получила своё название область Гессен). Расселение см. на карте при ст.Германцы древние".


Карта - http://www.rubricon.com/imgbyid.asp?ii=1&iid=284406910

Обратите внимание на осов с языгами в правой части карты.
Есть мнение, что этнонимы "осы" и "асы" имеют разную этимологию. Карта это опровергает.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 163
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.12.06 22:33. Заголовок: Re:


1)ОТЦЫ-ПРАРОДИТЕЛИ:Таргитай—СКИФОВ,Таргамос—Кавказцев,Уастырджи—Нарты,Осетины.
2)Охота на зайцев(Геродот,Ацаны),уток,птиц(Ахсартагата),лягушек (Хамыц)и тд -----у скифов и Нартов,это ,,Брачные карнавалы.,,Мировое дерево,фаллический символ ЖИЗНИ…..Возможный вариант :Уархаг-Уархтанаг---Скифы-волки;Дзерасса амазонка-налётчица ,дети Её сарматы (женоуправляемые,с искаженным скифским).
3)Один из РОДА Быцента,был членом третейского суда вместе с представителем рода Алагата


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 164
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.12.06 22:37. Заголовок: Re:


Q-Духов пишет:

 цитата:
Есть мнение, что этнонимы "осы" и "асы" имеют разную этимологию. Карта это опровергает.

Недавно на ингушском сайте,прочёл в документе Асса(река),как Осса

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 25
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.12.06 02:01. Заголовок: Re:


Bolat пишет:

 цитата:
Недавно на ингушском сайте,прочёл в документе Асса(река),как Осса



Кстати, я посмотрел. Это правда. Как правило, в старых документах река Асса называется Осса. Любопытно, что древнее название реки Оки - Осса.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 26
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.12.06 02:14. Заголовок: Re:


Интересны скифские параллели Дюмезиля в нартском эпосе. Дюмезиля Русланбек пытался представить как ираниста, хотя на самом деле он выдающийся кавказовед. Особенно велики его заслуги в изучении западнокавказских (адыгских) языков.

Приведу примеры:

Все помнят, как молодые нарты издеваются и насмехаются над старым Урызмагом, даже сговариваются его убить. Сам Урызмаг считает это нормальным. В конце-концов, он решает убить себя сам.
Как подобный сюжет мог зародиться у осетин, когда уважение к старшим согласно агъдау было аксиомой? Очевидно, что сюжет этот из архаичной древности. Интересно, что все нартские герои - Хамыц, Сослан, Батрадз и др. умирают молодыми и в бою.

Все знают, как скифы относились к старикам. Они их презирали и считали, что только трусы могут дожить до седин.
Марцеллин так пишет про алан:"у них считается счастливым тот, кто испускает дух в сражении, а стариков или умерших от случайных болезней они преследуют жестокими насмешками, как выродков и трусов..."



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 27
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.12.06 02:21. Заголовок: Re:


Самой священной клятвой у осетин считалась "Клянусь очагом", которую давали держась за надочажную цепь "архыс". Архыс был для любого осетина священным. Бросить архыс на пол считалось тягчайшим оскорблением и наряду с убийством каралось кровной местью.

Самой священной клятвой, согласно Геродоту, у скифов была клятва богами царского очага.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 28
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.12.06 02:29. Заголовок: Re:


Bolat пишет:

 цитата:
Один из РОДА Быцента,был членом третейского суда вместе с представителем рода Алагата



Я, все таки, больше склоняюсь к тому, что нартские Быцента это печенеги.
Любопытно, что моя фамилия происходит от фамилии Беккузаровых, которая имеет тюрскую этимологию и считается выходцами из Асии. Так вот, Быцента, Биченовы считаются нашими рвадалами. Если кто-то знал магуыр Биче, рухсаг уат, известная личность была в Цхинвале, у него было типичное тюрское лицо. Он был маленького роста, здоровый и ярко выраженный монголоид.

Русланбек утверждал, что ксанцы не знают своих корней и они все находились под властью грузинских феодалов. Кудухта происходят от Беккузаровых Алагирского ущелья села Холыстъы. Они бежали в район села Бендер от кровной мести. Бендер, кстати, не относится к Ксанскому ущелью а находится в бассеине реки Меджуды. По фамильному преданию, первопереселенцы построили там башни и у них не было алдаров.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 29
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.12.06 03:12. Заголовок: Re:


Гай Секунд Плиний Старший (27—79 г.г.) — римский ученый и писатель, автор "Естественной истории в 37 книгах".

Плиний приводит такие названия Кавказа, т.е. народов, как Гемод (Hemodus), Паропанис (Paropanisus), Цирций (Circius), Камбады (Cambades), Париады (Pariades), Хоатры (Choatras), Ореги (Oreges), Ороанды (Oroandes), Нифаты (Niphates) (Die geographische Buecher, S. 111).

Из всех перечисленных, мне знакомы пока только камбады, упоминаемые как предшественники нартов в эпосе и их соседи Цирции, вероятно, наши Царциата, народ, вымерший загадочным образом в осетинских легендах и фольклоре.



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 30
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.12.06 04:12. Заголовок: Re:


Любопытный отрывок из Плиния:"За ними находятся Кавказские ворота, многими весьма ошибочно именуемые "Каспийскими" - внушительное произведение природы..., где проход укреплен обитыми железом бревнами, а внизу, посередине, течет река Дирикдон... После Кавказских ворот (западнее их) в горах обитают гумардины, дуалы и суаны, племена неукрощенные - однако они имеют золотые рудники..." (См. С.Н. Муравьев. Заметки по исторической географии Закавказья. Плиний о населении Кавказа. ВДИ, 1988, №1, сс.156-157).

Очевидно, что Дирикдон это Терек. И подобное название Терека свидетельствует о многом. Примерно похожий топоним Тердон встречается и в Равенском анониме.

"Некоторые помещают вокруг Меотийского озера до Керавнских гор следующие племена; по берегу живут напры, выше их по вершинам гор - эсседоны, владения которых простираются до колхов. Затем камаки, ораны, автаки, мазамаки, кантиокапы, агаматы, пики, римоолы, акаскомаки".

Многие из этих народов легко переводимы с осетинского. Исседоны, кстати, это скифы. Камаки, это "ком-аги" жители ущелий. Перекликается с нартскими "камбада"- "ком-бадата-сидящие в ущелях". "Автаки", "авд-семь" Любопытно, что в нартском эпосе есть божество "авдиуаг". "Агаматы"- "агом-та -немые, дословно, без рта (современное а-гом-ыг, а-ком-аг". Любопытно, что одно из этимологий дурзуков, предков вайнахов, - "каменные рты", камнеротые, Т.е. те же "немые". "Акаскомаки"- "жители целого (всего) ущелья". Любопытно, что Абаев этимологизирует Агас от А-кас (кас-уменьшать от др. иранского) Есть скифское имя Акасас.

Но самое интересное, это Ораны. Не есть ли это искаженное аланы? Как писал Абаев, "аллон" это безупречное "арион -ариец". Не есть ли это переходная форма от арион к аллон? В этнониме присутствует архаичный формант принадлежности "ан" современное "он". Т.Е. мы имеем ор-он. Ор-оны, ир-оны?



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 31
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.12.06 04:23. Заголовок: Re:


Q-Духов пишет:

 цитата:
Очевидно, что Дирикдон это Терек. И подобное название Терека свидетельствует о многом. Примерно похожий топоним Тердон встречается и в Равенском анониме.



Отсюда моя этимология Терека. Трк-дон. Согдийское Т'р'к - темный. мутный. Т.е. темная мутная река. Отсюда же осетинское "тар" -темный, мутный, мрачный. "Тар-аг"

Кто нибудь, когда нибудь видел Терек чистым, прозрачным?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
"маленькая, тихая и скромная"




Пост N: 3809

Замечания: гыццыл, сабыр ама хадафсарм.фала йа ма асмасты канут, андара уыл магуыры бон кандзан.зоны алцы, - чи каима рахыл ис, чи каман радта гартам, кай сисдзысты йа бынатай ама афта дарддар.иу ныхасай, - иунаг сусаг хъуыддаг дар йын на баззайдзан. Любит думать, что всё знает.
Награды: Горе от ума
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.12.06 04:41. Заголовок: Re:


Терек-Терычы-Тырычы-дон. Тыры-бурлит (старое название Терека) (просто надо хорошо знать язык предков)

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 61 , стр: 1 2 3 4 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 12
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



ЧАТ "НЫХАС"