Тестируем НОВЫЙ ФОРУМ Ссылка



АвторСообщение
Bolat
постоянный участник


Пост N: 597
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.08.07 17:13. Заголовок: ЭТНОИСТОРИЧЕССКАЯ МИФОЛОГИЯ. методы и цели.Часть 3-я


Продолжение

Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 191 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 All [только новые]


Русланбек



Пост N: 669
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.12.07 03:01. Заголовок: Гость пишет: этимол..


Гость пишет:

 цитата:
этимологизируются также с абазинского языка.
Мара (абаз.), Амра (абх.) - значит солнце, солнечная.

Могу тоже предложить осетинское субстратное маерае-поляна, саумара - чернозём(диг).Гость пишет:

 цитата:
Насколько я знаю, Кубань прекрасно этимологизируется и с абазинского языка.

Но абазинское Кубина куда дальше чем Къобан=Кубань. К тому же, вряд ли реку и ущелье на востоке Северной Осетии назвали бы из абазинского языка: Хъобан-Кобань по русски. Там рядом другая речка название тоже имеет тюркское - Джызалдон/Гизельдон, от къызыл/кизил-красный. Абазинского либо вообще адыгского здесь нет вообще в названиях. Я не скажу, что эти названия дали именно карачаевцы, но это явно тюркские наименования.Bolat пишет:

 цитата:
У Тебя однобокое сопоставление вот и все.Никакого большинства тюрков алан,над аланами ираноязычными не было.

Ну а если всё-же обратиться к источникам и иным сопутствующим данным? Сая пишет:

 цитата:
Гунны прошли мимо, не задержавшись.

Как же? КАк раз в районе Зеленчука обнаруживаются гуннские археологические памятники. Осетинское предание тоже гласит неоднократно, что на реке Лаба живут гунны со своим алдаром, большие скотоводы. Это место так и называется Гуынты баестае - страна Гуннов. В некоторых вариантах называют Гуымы баестае.Сая пишет:

 цитата:
Ты мне дал ниточку. Кобан - Коба, Хобан - Хоабэ. Тепло, тёплое (место). Там нет горячих источников?

Есть. Там же находится известный источник минеральной воды Кармадон\Хъармыдон(теплая вода).Сая пишет:

 цитата:
Почему бы и элинам, осевшим здесь, не стать одной ветвью асов?

А вот это вызывает теперь конкретный интерес! Дело в том, что я уже тоже много раз обращал внимание в преданиях на один казалось бы странный момент.. А именно. Алагирские, туальские, дигорские, балкарские предания о том, кто жил до них в этих местах - почему то все утверждают - греки. Какие греки? оТкуда? Совершенно непонятно. Я как-то беседовал давно с одним родственником-стариком из Стур дигоры и он мне доказывал, дескать до нас, как мы из Ассии пришли сюда, здесь жили греки(грекъаегтае). Они мол даже золото добывали в речках, знали как это делается. Я его спрашивал, что название грекъаг у нас ведь от русских пришло и ты не можешь применять это название к давним грекам. Так он обяснил, мол уруймаг(урумец) и грекъаг - одно и то же. В общем я с ним не стал уже спорить, потому как мне показалось это выдумкой..
Но оказывается не только этот старожил, но и у алагирцев, туальцев и балкарцев - тоже самое говорят!
Что-то здесь не то.. НЕ может ведь быть, чтобы эти аланы оказались греками!Сая пишет:

 цитата:
Елыдж губгъэ" - эллинская степь, "Алыдж къуадже" - эллинское село,

Ваше Алыдж у нас вероятно Алагата. Есть и фамилия Аладжыхъота/Аладжиковы(ир). Ну а кто тогда Алегукъо в адыгских сказаниях? Или это разные названия?Сая пишет:

 цитата:
О! Только заметила.
Так кто у нас живёт между абхазами и карачаями?

Кто? kaizersoso пишет:

 цитата:
Итак, единственный источник, который указывает на то, что "Ас" - это самоназвание алан - это И. Барбаро.

Источники еще есть, что Болат подтверждает. Однако мне неизвестен источник, где бы аланы себя называли.. аланами.

Спасибо: 1 
Профиль
Сая





Пост N: 992
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.12.07 03:15. Заголовок: Русланбек, Сослан, п..


Сослан, Русланбек, перестаньте, пожалуйста, ссориться.

Русланбек пишет:

 цитата:
Ну а кто тогда Алегукъо в адыгских сказаниях? Или это разные названия?

Не уверена, что правильно поняла твой вопрос, поэтому продолжу свою мысль. Алегуко - сын Алега. И вот на этом Алеге я и хотела сегодня немного остановиться, но не сделала этого, поэтому скажу сейчас. Алег - это продолжение цепочки элин-аледж-алег. Это тот же этноним. Олегом и в русских, и в скандинавских сказаниях называли священника (или жреца). Можно вспомнить того же вещего Олега.
Кстати, "але" на адыгском - молодой парень, алеж - дружище.
Русланбек пишет:

 цитата:
Какие греки? оТкуда? Совершенно непонятно.

Как какие? Как откуда? А Боспорское царство? А многочисленные колонии по всему побережью? Они ведь не вернулись на родину! Так куда же они подевались? Они жили в тесном контакте с адыгами и, вероятно, после нашествия тюрок ушли вдоль Кубани на ЦК.
Русланбек пишет:

 цитата:
Они мол даже золото добывали в речках, знали как это делается.

С помощью рун?))) Прям как в легенде о золотом руне.)))

 цитата:
"джырдже" в адыгском тождественнен этнониму "эллин" - грек.

Вот ещё что подумала. Черкесия на адыгском звучит Щэрджэс (джэрджэс) - так адыги называют непосредственно территорию КЧР. Если мы сделали верное допущение, то перевод будет звучать так: место где живут джырджэ (элины) или иначе Алания. Всё сходится?
Русланбек пишет:

 цитата:
Осетинское предание тоже гласит неоднократно, что на реке Лаба живут гунны со своим алдаром, большие скотоводы. Это место так и называется Гуынты баестае - страна Гуннов. В некоторых вариантах называют Гуымы

И где же они сейчас? Кто их потомки? У нас есть фамилия Гумов - достаточно большой род. Но не может же быть, что это всё, что от них осталось. На Кавказе известен один народ, который может претендовать на это - кумыки, но разве они жили на Лабе?
Русланбек пишет:

 цитата:
цитата:
Ты мне дал ниточку. Кобан - Коба, Хобан - Хоабэ. Тепло, тёплое (место). Там нет горячих источников?

Есть. Там же находится известный источник минеральной воды Кармадон\Хъармыдон(теплая вода).

Ну так получается, что ваше Хъармыдон калька нашего Хуабэпс (Хиппанис) или Псыхуабэ?



Спасибо: 0 
Профиль
Сослан
Бывалый


Пост N: 7363

Замечания: уаззау зондыл хаст у.ницы хуызы йа ис фезмалын канын йа бынатай.агъдауджын ирон лаппу-лаг у.
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.12.07 09:36. Заголовок: Русланбек пишет: Со..


Русланбек пишет:

 цитата:
Сослан, думаю мне не стоит вообще на тебя реагировать отныне.



дело хозяйское

Русланбек пишет:

 цитата:
Попрошу не писать мне больше ничего.



взаимно.

Русланбек пишет:

 цитата:
Найди себе другого собеседника, который тебе не станет обяснять ничего, не будет писать глупостей..



когда я хочу что-бы мне что-то объяснили я об этом прошу и это нормальная практика. но чаще, когда я хочу что-то узнать, я читаю книги. собеседник - беседует, ведёт беседу, а не объясняет. объясняют либо когда об этом просят, либо те у кого такая профессия. например преподаватели. удивляюсь как ты это до сих пор не поймёшь.
а насчёт глупостей, это твоё словечко я лишь тебе его назад отсылаю. не смотря на все мои отрицательные качества, я такого себе в разговоре не позволяю. даже если собеседник, по моему мнению ошибается.

Русланбек пишет:

 цитата:
Мне с тобой неинтересно общение, так как нового ничего не узнаешь от тебя, а споришь по всякому поводу и без.



совершенно тоже самое могу сказать и по твоему поводу. слово в слово.

Русланбек пишет:

 цитата:
Будь здоров и не кашляй!



и тебе не хворать.

давно-бы так






Спасибо: 0 
Профиль
Гость



Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.12.07 13:04. Заголовок: Русланбек пишет: М..


Русланбек пишет:

 цитата:
Могу тоже предложить осетинское субстратное маерае-поляна, саумара - чернозём(диг


Но все дело в том, что осетины там не жили (во всяком случае мне об этом неизвестно), а абазины еще недавно там проживали. Один из источников, говорящих об этом, я выше привел.

Русланбек пишет:

 цитата:
Но абазинское Кубина куда дальше чем Къобан=Кубань.


Хорошо, тогда ответь на вопрос, когда впервые зафиксирован гидроним "Кубань"? И что это означает на карачаевском языке?
Насколько я знаю, река на карачаевском "чай", что и зафиксировано в слове "карачай", т.е. "черная река", возможен вариант "карасу", что то же самое.
Меня также очень интересует происхождение гидронима озера "Карачай" в Челябинской области. Если нам доказывают, что, например, Барселона этимологизируется только на кб языке, то почему про озеро "Карачай", который географически ближе Барселоны, нам ничего не известно от самих карачаевцев. Может быть ты сможешь объяснить?
Я очень хорошо знаю, как кб-специалисты могут легко и просто "этимологизировать" практически любое слово.
Вот вам пример:

"Топоним Хумара, на наш взгляд, состоит из трех компонентов: Хум + м + ара. Первый компонет Ху (Ку) – "лебедь", "белый", второй компонент – м – является, на наш взгляд, усеченной формой индоевропейского этнонимообразующего форманта – ман – "человек", "род". Третий компонент – ара - означает на карачаево-малкарской основе "середина", "опора", "столица". В полной мере топоним Хумара означает "столица куманов", "опора куманов". (У.З. Байрамуков. Этимология некоторых топонимов и этнонимов народов Карачаево-Черкесии. Карачаевск. КЧГПУ. 2000)

По этой "книжке", кстати, обучаются студенты КЧГПУ.
Но мне, адыгу, абсолютно понятна этимология топонима Хумара. И мне не нужно навязывать абсолютную фантасмагорию.
Хумара - по-черкесски Хъумэрэн, или как еще называют, Хъумэрэныжь, где "жь" - старый, старая, дословно Старая Хумара. Почему старая? Потому что выходцы из этого аула в 1936 году образовали на правом берегу М. Зеленчука другой аул, получивший название "Хъумэрэнц1ык1у", где "ц1ык1у" - маленький, маленькая. На русском называют "Ново-Хумаринск".
Так вот.
Хъумэ, Хъумэрэн означает на черкесском - охрана, охранять.

Речь идет о знаменитом Хумаринском городище. И действительно, с этой крепости, городища, вся долина Кубани "как на ладони". А это тот самый "торговый путь" на Закавказье.
Я далек от мысли, что городище строили или возводили предки "беглых кабардинцев", проживающих в ауле. Сейчас речь не об этом.
Здесь ясно одно: т.н. "беглые кабардинцы" поселились в этом месте, когда все гидро - и топонимы были уже задолго до этого известны. А это значит, что задолго до прихода "беглых кабардинцев", в этих местах жили адыги. По какой-то причине он оттуда уходили, но "вернулись" как "беглые кабардинцы" уже во время Кавказской войны. Это не вызывает никакого сомнения. Это очень хорошо согласуется и с историческими реалиями.
Но абсолютно все гидро - и топонимы в окрестностях Хумары имеют только черкесские этимологии. Само городище черкесы называют "къэлэжь", - буквально "старый город", "старая крепость".
Очень интересно, что основной массив адыгов-кабардинцев живет в долинах Малого и Большого Зеленчуков, а Хумара - единственный черкесский аул в долине Кубани. Кстати, рядышком Осетиновка (Коста Хетагуров).
За все время адыги КЧР образовали только лишь один новый аул - Ново-Хумаринский.
Для сравнения, карачаевцы за этот же период образовали новых аулов, насколько я знаю, около 23, кроме того, "исконные" казачьи поселения, такие как Зеленчукская, Кардоникская, Исправная, Сторожевая, Орджоникидзевская, Курджиново, Прохладная, Усть-Джегутинская и др. стали "карачаевскими", т.е., преобладающее население - карачаевцы.
Скажу сразу, дабы меня в очередной раз не обвинили в какой-то предвзятости, это только для сведения. Молодцы, население, в отличие от тех же адыгов, растет.

Русланбек пишет:

 цитата:
Абазинского либо вообще адыгского здесь нет вообще в названиях.


Это где, в каком месте?

Сая пишет:

 цитата:
И где же они сейчас? Кто их потомки? У нас есть фамилия Гумов - достаточно большой род. Но не может же быть, что это всё, что от них осталось.


Саечка.
Вам я хочу сказать огромное упсэу!
Читаю Вас, и все, о чем я даже и подумать не мог (видимо в силу недостаточных знаний), тут же становится все настолько понятным, просто "диву даешься".
Да-а, век живи - век учись.



Спасибо: 0 
Q-Духов
администратор




Пост N: 318
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.12.07 13:24. Заголовок: Сослан пишет: P.S. ..


Сослан пишет:

 цитата:
P.S. да кстати никакой Чёрной Туалии нет в и не было в помине


Сослан, как думаешь, какова этимология осетинских фамилий Шаутуалтае-Шавтваловы и Шауталтае - Шавталовы?

Может, на грузин Шавтваловы накинулись?

Спасибо: 0 
Профиль
Q-Духов
администратор




Пост N: 319
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.12.07 13:41. Заголовок: Для тех, кто знает г..


Для тех, кто знает грузинский. Что могут означать слова песни "Шавтвала гогона", которую в конце 80-х пел ансамбль "Колхети"?

И еще, у Кикабидзе была песня "Лалеби" где есть следующие слова:

1.Тэтри лобио давтэсэ
Хандисхан гашавдэба
Бичма гогос ром акоцос
Амит ра дашавдэба
Амит ра дашавдэба да
Лохац гаушавдэба
Сагамоти сахлши мива
Дэцас гауджаврэба

Лалэби, лалэби
Дивли дала лалэби
Твали махвалс даудгэба
Шэн ки гэнацвалэби
Ла-лэ, ла-лэ
Дивли дала лалэ
Тэтра гогов гамицалэ
Шаво гэнацвалэ
=== ===
2.Мэ шэн сихварулц
Гулит ватарэб
Каци давдви давитандже
Ратом мацвалэб
Патара гого да
Мона вар шэни
Сихварулит дамцваривар
Дарди харчеми
моди, моди чэмтан
Чэмо ламазо
Моди да гул-гул-гули
Гаги ламазо
Моди, моди, моди
Чэмо да ламазо
Моди да гули, гаги ламазо
===
3.Панджараши мтрэдиа бэрибах,бэрибах
Панджараши мтрэдиа ай бэрибах,бэрибах
Нэтав виси бэдия да ай бэрибах, бэрибах
Нэтав виси бэдия да ай бэрибах, бэрибах
Ай бэрибах, бэрибах,Ай бэрибах, бэрибах, хо

Гогов, гогов шавтвала, бэрибах, бэрибах
Гогов, гогов шавтвала, да йа бэрибах, бэрибах
Шэнма цкэрам дамгала айбэрибах, бэрибах
Шэнма цкэрам дамгала да ай бэрибах, бэрибах
ай бэрибах, бэрибах,///

Спасибо: 0 
Профиль
berzek
постоянный участник


Пост N: 175
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.12.07 13:42. Заголовок: а какая этимология э..


к названию танца "абезек". А какая этимология этого названия с тюрксого? они ее дать не смогли. А соседство с абадзехами вполне допускает такое заимствование (тем более сам танец один в один - адыгский удж). Кроме того, можно привести и другую этимологию названия танца- как искаженное адыгское "1апэзехь" т.е., "ведущий за кончики пальцев рук", что и характерно для этого танца.

Спасибо: 0 
Профиль
Сослан
Бывалый


Пост N: 7392

Замечания: уаззау зондыл хаст у.ницы хуызы йа ис фезмалын канын йа бынатай.агъдауджын ирон лаппу-лаг у.
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.12.07 16:25. Заголовок: Q-Духов пишет: Сосл..


Q-Духов пишет:

 цитата:
Сослан, как думаешь, какова этимология осетинских фамилий Шаутуалтае-Шавтваловы и Шауталтае - Шавталовы?

Может, на грузин Шавтваловы накинулись?



если ты внимательно читал, то моя основная мысль по поводу шавдвалов заключается в том, что сау(шав) это социальная характеристика не знатности или бедности.
не стоит также забывать, что большинство осетин получили фамилии не ранее 18-го века.
и ещё откуда эта фамили ? уж точно не из Туалгома (Наро-Мамисона). Там таких нет. Не из Урс-Туалта Шавтваловы случайно?

Спасибо: 0 
Профиль
Q-Духов
администратор




Пост N: 320
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.12.07 17:00. Заголовок: Сослан пишет: что б..


Сослан пишет:

 цитата:
что большинство осетин получили фамилии не ранее 18-го века.
и ещё откуда эта фамили ? уж точно не из Туалгома (Наро-Мамисона). Там таких нет. Не из Урс-Туалта Шавтваловы случайно?


Ну, судя по фамилии, явно "с севера что ли". У "беляков" оно бы звучало, как "савтвалов". Так, фамилия Шаулохтае на юге звучит, как "Саулохтае.
Я фамилию слышал раньше, но она совсем выпала из головы. Совершенно случайно наткнулся и задумался об ее этимологии. http://region15.ru/articles/1388/
Так, фамилия не южная, это точно. А где живут, не знаю. В "Осетинских фамилиях" Гаглоевой про них ничего нет. Видимо, небольшая фамилия. Может, Русланбек что то знает?


Спасибо: 0 
Профиль
Сослан
Бывалый


Пост N: 7402

Замечания: уаззау зондыл хаст у.ницы хуызы йа ис фезмалын канын йа бынатай.агъдауджын ирон лаппу-лаг у.
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.12.07 17:21. Заголовок: Q-Духов пишет: Так,..


Q-Духов пишет:

 цитата:
Так, фамилия не южная, это точно.



тем-более не северная

Спасибо: 0 
Профиль
Bolat
постоянный участник


Пост N: 947
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.12.07 17:38. Заголовок: Русланбек пишет: Ну..


Русланбек пишет:

 цитата:
Ну а если всё-же обратиться к источникам и иным сопутствующим данным?

В том то и дело что весы на нашей стороне Русланбек пишет:

 цитата:
Но оказывается не только этот старожил, но и у алагирцев, туальцев и балкарцев - тоже самое говорят!

Есть воздействие полисов приморских городов и это факт,плюс византийцы как и потом генуэзцы и тд ошивались в наших краях....Сая,то что АБАЗИНЫ ЗНАЮТ АЛАНЬ говорит очень о много,наверняка знали их и адыги(мы то касог помним) как интересно по КБ--адыг,кабардинец если они аланы то должны помнить старое (ясы и касоги)А ПОМНИМ ТОЛЬКО МЫ
в БИБЛИОГЛОБУСЕ НА ЛУБЯНКЕ сегодня увидел полный большой труд Л.Чибирова выпуском 2008 совсем новенькая всем советую,там же две книжки по вайнахам

Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 191 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 All [только новые]
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 95
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



ЧАТ "НЫХАС"