Тестируем НОВЫЙ ФОРУМ Ссылка



АвторСообщение



Пост N: 719
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.12.07 10:11. Заголовок: НАРТЫ (версии, гипотезы..)


\\\

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 42 , стр: 1 2 3 All [только новые]





Пост N: 721
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.12.07 10:15. Заголовок: Ряд мыслей вслух, та..


Ряд мыслей вслух, так сказать..

По поводу названия "нарты", откуда оно? Абаев излагал монгольское происхождение названия, что лишено оснований кроме обычного созвучия (монг. нар-солнце).. Иранское происхождение из нар/нал - самец, тоже сомнительно, так как самец-наел в осетинском имеется закономерно с переходом р>л.. Следует наверное обратить внимание на наличие в топонимике Осетии(горной) названий "нар": это река Нар-дон в Туалгоме, река Нари-дон и река Наргъи-дон в Дигории, древнее поселение Нар в Туалгоме(на реке Нардон), поселения в Дигории Верхняя Нара и Нижняя Нара. Очевидно эти названия имеют общий корень с названием "нартае/нарцы".
В персидском языке есть еще "нар", что означает гранат или гранатовое дерево, в переносном смысле имеет значение "счастливый", отсюда личное имя Нариман(нари-ман, счастливый мужчина), Нарбек, Нарын-кала(счастливая,удачная крепость). В арабском языке "нар" означает огонь,пламя. Есть это же слово и в угро-финнских языках, где означает "реку": р.Нарва(нар-ва, река водная,полная; как моск-ва,лысь-ва..), р.Нара в Моск.обл., р.Нарым на Урале..
В хамитских языках тоже река - "нар". На ближнем востоке сохранился древний гидроним р.Нар-Бали, приток верх.Евфрата..
Теперь по некоторым любопытным совпадениям содержания нартского эпоса и древним северо-востоком Африки (Эфиопия,Египет). Из генеалогического предания старейшин Алагирского ущелья начала 19-го века известно, что якобы первопредок иров прибыл с братьями Лек и Картул из далекого юга, из страны с названием Мислуг.. Возможно русский исследователь написал название с некоторым искажением от оригинала, но даже эта форма передачи сопоставима с древним внешним названием Египта - Миср. Современное наименование у арабов Египта своей страны: Арабская Республика Египет ( Гумхурия Миср аль-Арабия). Из еврейского исторического источника: "..Есть страна, которая связана с еврейской историей с глубокой древности до самых наших дней. Эта страна - Египет, по-еврейски Мицраим . Нынешние египтяне, ставшие арабами, нашими ближайшими языковыми родственниками, употребляют родственное одного корня слово Мыср. (Когда они не были арабами, они говорили Кемта). Имена схожие, но есть в них большая разница, и разница эта в исторической памяти, а память заключена в окончании "-аим". В иврите это окончание двойственного числа, которое употребляется для предметов и явлений, существующих парой: руки, ноги, штаны; в идише двойственного числа нет, но в названии Египта оно четко сохраняется. И таким образом " Мицраим " следует дословно переводить как "Два Египта", в то время как по-арабски это просто "Египет".

А теперь давайте вспомним всё ту же историю древнего мира. Как титуловали тогда фараона? "Повелитель ОБОИХ Египтов", то есть Египта Верхнего и Нижнего. Для самих древних египтян Египтов было два. Но тогда они ещё были египтянами..."

Как видим, мисл-уг, миср и мицр-аим практически имеют один корень! Почему так произошло?

Далее.. Древние египтяне сами свою страну называли "Кемта", что видно также из еврейского источника. Окончание мн.ч. -та(как в осетинском) уже не удивляет, так как довольно часто встречается в сохранившихся хамитских названиях.. Гораздо любопытнее само это наименование! Из нартских сказаний мы знаем, что соседями нартов является какой-то массовый народ под именем "чынтае"(ир) и "кинтае", реже "каентае"(диг). Нарты с ними часто воюют. В осетинском языке старое "к" в дигорском - всегда(или почти всегда) дает "ч": ка? кто? - чи?, кирае-чыр, кермен-чермен и тд. Не исключен и данный случай, когда дигорское "кинта" изменилось в иронском в "чынта". В осетинском также совершенно часто встречается переход звуков м=н в обоих направлениях, как в аенбал(д) - аембал(ир), адаен(д) - адаем(ир).. Если допустить аналогию между нартскими кинтае и самоназванием египтян "кемта", то возникает вопрос: откуда это? Как у нартов оказалось это название, да еще они их считали своими соседями! Учитывая еще факт наличия у нартов древнеегипетского названия Сирии "Бахтан", то это крайне озадачивает.
Напомню, что Абаев выдвигал здесь версию китайского происхождения чынта/кинта.. Только как бы соседили нарты и китайцы? Хотя по его мнению, нартский эпос может быть монгольским, а монголы мол - есть соседи китайцев. Насколько эти утверждения обоснованны - не мне судить.. Скажу только, что монгольским народам совершенно не знакомы как эпос так и герои нартского эпоса. Даже калмыкам, которые уже живут поблизости от Кавказа много веков.

Далее.. Что и как упоминается в нартских сказаниях о Египте(Мысыр).

"Нарты кадджыты ис Мысыры баестаейы кой, наертон адаем ам цаеуынц стаеры, фаефос каенынмае. В Нартских сказаниях есть упоминания о стране Мысыр, нартские люди совершают сюда набеги, дабы пополнить свой скот."

Такое возможно если только нарты находились поблизости от Мысыра/Египта. Если же допустить, что нарты - это скифо-сарматы обитавшие к северу от Кавказа и северном Причерноморье, то совершенно не представляется как они могли совершать столь сверхдальние набеги, да еще гнать назад несколько тысяч километров стада скота . И не через свободные земли, а через множество государств и народов! Палестина, Ближний Восток и Малая Азия всегда были очень густо населены. Да и через Босфорский пролив много кота не перегонишь, также как через кавказские перевалы..

В эпосе есть также личное имя Мысырхан - это дочь луны. Дочь солнца зовут Хорческа.
Есть там и царь Египта - Мысыры аелдар. Он является врагом нартов. Мысыры аелдар отбирает жену у некоего Насран аелдара. Нарты пришли тому на помощь, но не смогли одолеть его армию.. Тогда Мысыры алдар предложил не губить воинов и сразиться с ним один на один Насран алдару. Однако последний не решился на это и потом вместо него в единоборство вступил нарт Ацамаз. Два богатыря так долго сражались, что изрешетили друг друга стрелами и так три дня. Ночью Мысыр алдара лечила своим волшебным прикосновением его жена(бывшая жена Насран алдара) .. Она же тайком лечила еще и нарта Ацамаза от ран. Смерть Мысыр алдара могла наступить только от его личного кинжала, и Ацамаз убил его им..

В этом сказании тоже явствует, что нарты не совсем далеко находятся от Мысыр/Египта, так как никак не могли за тысячи верст узнать и прийти на помощь этому Насран алдару (насран, насарет,нацер? назарет).

У нартов есть еще какое-то чудесное восклицание: Мысыры циуан! Что значит "циуан" или "циван" - не ясно.. Так выражаются нарты при каком либо несбыточном чуде. К примеру, если мол мул разродится - то это будет "мисирским чудом", мысыры циуан. Еще они так называют очень хорошую породу коней, мол Мысыры циуан - это лучшие кони.

Есть еще одна странность.. Нарты предпочитают и имеют у себя мебель из слоновой кости . Они сидят на креслах из слоновой кости, спят на кроватях из слоновой кости.
Опять же, если нарты жители северного Причерноморья (скифы,иранцы-кочевники), то как у них получает распространение столь диковинный материал для мебели? Ведь слоны обитали вовсе не в степьях Причерноморья, а далеко в Африке и в Индии. Даже на Ближнем Востоке нет слонов. При этом археология не обнаружила пока что никаких слоновых костей в скифских курганах, либо вообще на Кавказе.. Может быть нарты, либо их предки располагались таки в каких-то северо-восточных районах Африки? Иначе как обяснить столь странные эпизоды из сказаний о нартах?


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 145
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.12.07 10:15. Заголовок: Русланбек Скажи пож..


Русланбек

Скажи пожалуйста, где в инете можно ознакомиться с осетинским нартским эпосом?


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 722
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.12.07 10:58. Заголовок: http://biblio.darial..


http://biblio.darial-online.ru/ Здесь есть тексты на осетинском языке(ирон и дигорон версии) и на русском. Однако русские переводы нередко грешат искажениями. Осетинский оригинальный отражает точнее содержание и смысл сказаний.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 374
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.12.07 10:59. Заголовок: Дабонхорс пишет: Ск..


Дабонхорс пишет:

 цитата:
Скажи пожалуйста

http://biblio.darial-online.ru/text/narts/index_rus.shtml

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 5072
Откуда: ИРЫСТОН

Замечания: доны хъазы хуызан, - тынг зардахалар ус.ирон адамыл йа зарда тынг тыхсы.
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.12.07 18:04. Заголовок: Русланбек фыссы : Н..


Русланбек фыссы :

 цитата:
Нарты предпочитают и имеют у себя мебель из слоновой кости . Они сидят на креслах из слоновой кости, спят на кроватях из слоновой кости.

В сказках тоже встречается.

_______________________
Адæмы фарн бирæ у, бирæ у адæмы тых, æрмæст се ’хсæн иудзинад куы уа, уæд.
Зæрдиагæй цæуыл ныллæууой, уый баххæст кæндзысты, æрмæст кæрæдзийы ныхас куы 'мбарой, уæд.
____Брытъиаты Елбыздыхъо

"Единство Осетии будет тогда, когда северные осетины возьмутся за это дело." ____ Русланбек___
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 378
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.12.07 00:02. Заголовок: Русланбек пишет: Ес..


Русланбек пишет:

 цитата:
Есть еще одна странность.. Нарты предпочитают и имеют у себя мебель из слоновой кости . Они сидят на креслах из слоновой кости, спят на кроватях из слоновой кости.
Опять же, если нарты жители северного Причерноморья (скифы,иранцы-кочевники), то как у них получает распространение столь диковинный материал для мебели? Ведь слоны обитали вовсе не в степьях Причерноморья, а далеко в Африке и в Индии. Даже на Ближнем Востоке нет слонов. При этом археология не обнаружила пока что никаких слоновых костей в скифских курганах, либо вообще на Кавказе.. Может быть нарты, либо их предки располагались таки в каких-то северо-восточных районах Африки? Иначе как обяснить столь странные эпизоды из сказаний о нартах?



Русланбек, это совсем не обязательно, согласись. Скифы, например, прекрасно знали, что такое "слоновая кость", æто подтверждают археологические раскопки. Например в скифском захоронении в Крыму, женщина была похоронена в саркофаге из слоновой кости.
"Гробница в кургане Куль-оба была обнаружена в 1830 г. Она построена из тесаного камня, почти квадратная в плане — 4,6 х 4,2 м — со входом в северной стене. Высота сужающегося уступами свода — 5,3 м. Характер архитектуры и кладки говорит о том, что строили гробницу греческие мастера. Но склеп строился для захоронения знатного скифа, об этом говорит устроенный в склепе своеобразный деревянный потолок, напоминающий деревянный шатер и доходящий до свода склепа, украшенный пологом с золотыми бляшками. У восточной стенки склепа на роскошном деревянном ложе покоился знатный скиф, возможно, царь. О том, что умерший был именно скифом, свидетельствуют набор сопровождающего инвентаря и другие черты ритуала. Так, на голову погребенного был надет традиционный скифский головной убор — остроконечная войлочная шапка-башлык с нашитыми на нее золотыми бляшками. Драгоценная диадема дополняла убор. На шее погребенного находилась золотая гривна весом 461 г, на каждой руке — от одного до трех браслетов с фигурными окончаниями.


В специальном отделении ложа помещались оружие и ритуальные предметы: железный акинак с обложенной золотом рукоятью, нагайка, горит (футляр для лука), покрытый золотой пластиной с изображениями животных, оселок в золотой оправе, золотая чаша — фиала.


Слева от ложа, в саркофаге из кипарисового дерева и слоновой кости, была погребена женщина (жена или наложница) в расшитых золотыми бляшками одеждах. Ее погребальный убор был очень богат: электровая (сплав золота и серебра) диадема с крупными золотыми подвесками, ажурные серьги, гривна, ожерелье, два браслета (все из золота). Рядом находилось бронзовое зеркало с обложенной золотой фольгой ручкой, а между голеней стоял электровый шаровидный кубок с изображением эпизодов скифского эпоса".


Затем, слоновая кость вполне могла быть сибирского происхождения. Берега сибирских рек просто усеяны мамонтовыми костями. Кстати, в Азове в музее даже целый скелет мамонта стоит, выкопанный здесь же, между прочим.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 730
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.12.07 00:47. Заголовок: Q-Духов пишет: в са..


Q-Духов пишет:

 цитата:
в саркофаге из кипарисового дерева и слоновой кости, была погребена женщина (жена или наложница)

По ходу, это было завезено греками, которые и строили захоронение. Кипарисовое дерево, слоновая кость.. Еще у скифов встречается слоновая кость? Обработка костей мамонта - то мне неизвестно пока. Надо поинтересоваться этим вопросом.
Ну а как остальное обяснить? Все эти частые упоминания о Египте выглядят странно как-то..

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 171
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.12.07 02:09. Заголовок: Q-Духов пишет: Кста..


Q-Духов пишет:

 цитата:
Кстати, в Азове в музее даже целый скелет мамонта стоит, выкопанный здесь же, между прочим.



Соврешенно верно. Если уж по-научному, трогонтериевый слон, возрастом 600 000 лет
Есть и фрагменты костей других мамонтов. Например, шикарный череп

Русланбек пишет:

 цитата:
Даже на Ближнем Востоке нет слонов.



В Сирии слонов истребили во втором тыс. до нашей эры



Русланбек пишет:

 цитата:
Может быть нарты, либо их предки располагались таки в каких-то северо-восточных районах Африки?



Тогда у них должна быть память о неграх.Северная Африка -граница между белой и черной расами.


Русланбек пишет:

 цитата:
В иврите это окончание двойственного числа, которое употребляется для предметов и явлений, существующих парой: руки, ноги, штаны;



нет-нет, Русланбек, это просто множественное число.Правда, есть ещё множественное число на ОТ. Не знаю, но по-моему, это просто числа мужского и женского рода
Вот , например, разделы Ветхого Завета (на иврите)

Тора -пяткнижие Моисеево
Небиим -пророки
Кетубим -писания

И писаний, и пророков явно не двое


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 172
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.12.07 07:26. Заголовок: Русланбек пишет: Д..



Русланбек пишет:

 цитата:
Даже калмыкам, которые уже живут поблизости от Кавказа много веков.



Калмыки живут на своей теперешней территории только с 17 века

И ещё.Если нарты жили в северо-восточной Африке, то они не могли не помнить Нил, так как это единственная река во всем регионе.Нил по древнеегипетски назывался Хапи.

А что адыгский нартский эпос?Он знает Египет и Сирию?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 1016
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.12.07 14:24. Заголовок: Русланбек Исключите..


Русланбек
Исключительно для тебя. Не знаю, есть ли в инет, это из моей книги.

ЛЕГЕНДЫ 0 КОЛХИДСКИХ НЕГРАХ

Нарты у чернолицых людей


Однажды сто братьев-нартов надели доспехи, наполнили добротные мешки медовыми лепешками, оседлали огнеподобных коней и двинулись в путь. Ехали они, ехали. Где ночь застанет, там и ночлег. Раскрывали дорожные мешки, доставали медовые лепёшки, утоляли голод и жажду. Потом ложились спать... Поднявшись с утренней зарей, умывшись и подкрепившись пищей, сто братьев снова пустились в путь. Так путешествовали они полтора года. И однажды выехали в полдень на зеленую поляну.

Посреди поляны росло большое, развесистое дерево. Нарты направились к дереву, спешились под его тенистыми ветвями, поставили коней, да не просто поставили, а накинули узду одного коня на луку седла другого. А сами расстелили бурки и устроились в тени. Младшие принялись разжигать костры, и готовить пищу. Когда же огнеподобные кони отдохнули немного, нарты, привязав уздечки к стременам, выпустили их в широкое поле. Дым от костров взметнулся к небу. И заметили этот дым люди, жившие на расстоянии дня пути от дерева, под которым отдыхали нарты. Была у тех людей кожа черная-пречерная, а зубы белые-пребелые...

Снарядили чернолицые своих воинов и наказали им разузнать, что это за дым, и сообщить обо всем увиденном.

Направились воины к дереву и издали увидели нартов. Разве могли они идти дальше? Напуганные их видом, вернулись воины назад и рассказали обо всем.

И вот собрались чернолицые — мужчины и женщины, старые и молодые — одним словом, все, кто только мог ходить. Посоветовались между собой и пришли к выводу: пока живы, будут биться. Решили строить укрепления с той стороны, откуда идут богатыри. Начали они рыть землю и возводить стены.

А нарты и не подозревали, какой из-за них переполох у чернолицых. Сидят себе спокойно, поют и беседуют.

Наступила ночь, а за ней утро. С первыми лучами солнца отправились нарты в путь и к исходу дня заметили чернолицых. Очень обрадовались нарты. Еще бы — неизвестные люди, неизвестная страна!

Чернолицые, завидев нартов, стали готовиться к битве. Решили они подпустить нартов поближе — на расстояние полета стрелы, чтобы вернее поразить врага.

Нарты были смелыми и умными. Отобрали они нескольких воинов и послали их к чернолицым без оружия, чтоб те убедились, что к ним идут не враги, а друзья. Подошли безоружные нарты на близкое расстояние, а чернолицые пустили в них стрелы. Ранили они двух нартов, и пришлось оставшимся вернуться к своим. Что же оставалось им делать?

И вновь послали к чернолицым нарты своих безоружных братьев, но и на этот раз случилось то же. Решили нарты применить силу.

И вот они сели на огнеподобных коней и бросились на чернолицых. Словно разъяренные зубры, разрушили они стены укреплений и порубили шашками самых отчаянных храбрецов, многих потоптали копытами своих коней. Тогда чернолицые попросили мира. Узнав нартов получше, они поняли, что те и не собирались причинять им зла. И помирились с ними нарты.

Прожили братья у чернолицых ровно месяц. А когда собрались в обратный путь, то сказали:
— Пошлите вместе с нами своих людей, пусть они увидят и нашу землю.
Чернолицые устроили на прощание пир, а затем выделили в провожатые сто своих собратьев. И подарили нартам много скота.

Вернулись в Апсны сто братьев, а с ними и сто чернолицых из далекой земли. От них и происходят чернолицые, живущие и доныне в селе Адзюбжа.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 1017
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.12.07 14:44. Заголовок: обитель, где восхва..


обитель, где восхваляли бога Осириса в Египте, называли Нарт (на греч. яз. Гераклеополь). В хетских мифах встречается имя "древнейшего" подземного бога Нара

Геродот писал, что "вообще почти все имена эллинских богов происходят из Египта" и от древних переселенцев Балканского полуострова - пеласгов.

"Осами" ("асами") греки и римляне называли любой народ, поклонявшийся богу Осирису (Дионису)

В адыгском эпосе (да и вообще) Египет тоже называется Мысыр. Осирис ассоциируют с Созереш.
Имя Сосрыкъо также переводят с египетского. Точнее, египетское Сос Ра + адыгское къо.
Сос в переводе с египетского"пастух". Пастух Ра - это бог Солнца. Если ты заметил, многие народы бога называют пастухом, а паству агнцами. И если присмотреться к изображениям египетских богов, то можно заметить, что почти у всех у них в руках пастушеский посох.
Кроме того, в эпосе отцом Сосрукъо прямо называется пастух.
Таким образом, в образе Сосрукъо проглядывают мотивы солнечного героя.



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
"маленькая, тихая и скромная"




Пост N: 5608

Замечания: гыццыл, сабыр ама хадафсарм.фала йа ма асмасты канут, андара уыл магуыры бон кандзан.зоны алцы, - чи каима рахыл ис, чи каман радта гартам, кай сисдзысты йа бынатай ама афта дарддар.иу ныхасай, - иунаг сусаг хъуыддаг дар йын на баззайдзан. Любит думать, что всё знает.
Награды: Горе от ума
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.12.07 14:51. Заголовок: Нарты кадджытае - на..


Нарты кадджытае - нае арты кадджытае. - нае арты кад дзыртае-жыртае. непонимаю вашего разговора , что вы хотите все сказать? что тут непонятно-зачем из простых истин делать гипотезы???

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 176
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.12.07 14:53. Заголовок: Q-Духов Я так думаю..


Q-Духов

Я так думаю, что греки могли привозить слоновую кость не только в Крым.
В 6 веке до н.э. возле современной станицы Елизаветинской в дельте Дона скифская орда основала зимнее стойбище,в 5 веке здесь уже располагалась ставка вождя одного из крупных племен скифов.
Рядом со скифской ставкой обосновались греческие купцы, и вскоре рядом с Елизаветовским поселением образовался греческий эмпорий (центр морской торговли, где купцы занимались торговлей оптом).С образованием греческой колонии наступил рассвет поселения. Елизаветовское поселение контролировало всю торговлю не только с греческим центрами, но и с соседним племенами на востоке Скифии.

Причем, это все было ещё до основания Танаиса.




Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
"маленькая, тихая и скромная"




Пост N: 5610

Замечания: гыццыл, сабыр ама хадафсарм.фала йа ма асмасты канут, андара уыл магуыры бон кандзан.зоны алцы, - чи каима рахыл ис, чи каман радта гартам, кай сисдзысты йа бынатай ама афта дарддар.иу ныхасай, - иунаг сусаг хъуыддаг дар йын на баззайдзан. Любит думать, что всё знает.
Награды: Горе от ума
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.12.07 15:00. Заголовок: Дабонхорс пишет: в ..


Дабонхорс пишет:

 цитата:
в 5 веке здесь уже располагалась ставка вождя одного из крупных племен скифов.

вы фамилии вождей называйте, плз а то ведь, все вы охочи до чужой истории и чужих заслугах.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 177
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.12.07 15:10. Заголовок: леопольдина По-моем..


леопольдина

По-моему, с меня надо уже снять подобные обвинения
ни фамилия, ни имя,ни отчество,ни год рождения вождя неизвестны, так как скифы не умели писать.
А греки, что торговали,здесь, как-то не удосужились его записать.

Да вот ещё, что хотел спросить.Встречается ли в эпосе такое животное как грифон?
У нас в музее есть сарматское ожерелье, не имеющее аналогов -с изображениями грифонов.
У грифона тело льва и голова хищной птицы.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 1022
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.12.07 15:50. Заголовок: Возможно, при той ко..


Заметим, что негры и после жили на Кавказе, об этом писали античные географы. Например, Геродот (484 — 425 гг. до н. э.) оставил такое свидетельство: «Колхи, по-видимому, египетского происхождения: я о том догадывался, прежде чем услышал от других, но, желая удостовериться, расспрашивал оба народа: колхи сохранили гораздо больше воспоминаний о египтянах, чем египтяне о колхах. Египтяне полагают, что народы эти суть потомки части войска Севострисова. Я также заключил это на основании примет: во-первых, они черномазы и курчавы…»

Заметим также, что эпический поэт Пиндар (522 — 448 гг. до н. э.), живший до Геродота, также называет колхов черными. И по археологическим раскопкам известно, что негры здесь жили, по крайней мере, с XX тысячелетия до н. э. Да и в нартском эпосе абхазов часто присутствуют «чернолицые джигиты», переселившиеся в Абхазию из далеких южных земель.

Судя по всему, именно эти коренные негры дожили здесь и до нашего времени, поскольку в горах всегда сохраняются анклавы древнейших культур и народов.

Так, известно, что несколько семей коренных кавказских негров дожили в Абхазии до середины XX века. Об этих коренных абхазских неграх, живших в селениях Адзюбжи, Поквеше, Члоу, Тхине, Меркуле и Кынге, неоднократно писали в нашей научно-популярной литературе (см., например: Дробышев. В краю золотого руна, Таинственное и загадочное. Минск, 1994).

А вот что писал об этом некий Е. Марков в газете «Кавказ» за 1913 год: «Проезжая в первый раз абхазскую общину Адзюбжу, я был поражен чисто тропическим ландшафтом: на яркой зеленигустых девственных зарослей вырисовывались хижины и постройки из дерева, крытые тростником, копошились курчавые негритята, важно проходила с ношей негритянка. На ослепительномсолнце черные люди в белых одеждах представляли характерное зрелище какой-нибудь африканской сценки… Негры эти ничем не отличаются от абхазцев, среди которых живут с давних времен,говорят только по-абхазски, исповедуют ту же веру…»

Магией и искусством перевоплощений некой негритянки,старухи Абаш, восхищался в 1927 году Максим Горький, когда вместе с драматургом Самсоном Чанбой посетил село Адзюжбу.

Изучая связи Африки и Абхазии в связи с наличием коренного негритянского населения, ученый Дмитрий Гулия в своей книге«История Абхазии» отмечал и наличие сходно звучащих абхазских и египетско-эфиопских топонимов, а также имен людей.

Отметим эти совпадения:



Да и само древнее имя Абхазии Апсны (то есть Страна души),созвучно имени Абиссинии.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
умножающий знание,
умножает печаль




Пост N: 1743

Замечания: зонды къуыбылой ФУДЗИ-йы цъуппыл факафыдис.
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.12.07 15:54. Заголовок: Сая пишет: с XX тыс..


Сая пишет:

 цитата:
с XX тысячелетия до н. э.


тогда все езе неграми были... если не гоминидами

Мы не только собираемся экспериментировать с матерью природой, но и убеждены, что она сама того хочет (Уилорд Гейлин)

Часто думая, что Бог не слышит наших вопросов, мы не слышим его
ответов.
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 1023
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.12.07 15:54. Заголовок: Мне видится аналогия..


Мне видится аналогия между Египтом и СК с одной стороны и Эфиопией с Колхидой - с другой.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 1024
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.12.07 15:55. Заголовок: Cандро пишет: тогд..


Cандро пишет:

 цитата:
тогда все езе неграми были... если не гоминидами

Разве?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
умножающий знание,
умножает печаль




Пост N: 1744

Замечания: зонды къуыбылой ФУДЗИ-йы цъуппыл факафыдис.
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.12.07 16:04. Заголовок: Сая пишет: Разве? ..


Сая пишет:

 цитата:
Разве?


кто его знает :)
http://lenta.ru/news/2007/12/11/evolution/

Мы не только собираемся экспериментировать с матерью природой, но и убеждены, что она сама того хочет (Уилорд Гейлин)

Часто думая, что Бог не слышит наших вопросов, мы не слышим его
ответов.
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 732
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.12.07 03:40. Заголовок: Дабонхорс пишет: не..


Дабонхорс пишет:

 цитата:
нет-нет, Русланбек, это просто множественное число.

Я и написал раньше, что в иврите множественное число -им. Дабонхорс пишет:

 цитата:
Правда, есть ещё множественное число на ОТ.

-От или -ат? Ты не знаешь, откуда в арабском(семитском) языке окончание -ат в качестве женского рода? Я читал, что раньше это -ат в семитских означало мн.число, а затем перешло в значение женского рода и добавляется к именам женским(Фатим-ат, Нафис-ат, Аси-ат..). Дело в том, что такой же переход наблюдается отчасти и в осетинском-иранском. Общеиранский формант множественности -ан/он в нашем языке перешел в женское определение. Например, женщина из рода Цхурбаевых будет называться по осетински Цхурби-ан, женщина из рода Цориевых - Цорион, из рода Фарниевых - Фарнион и тд. Для сравнения персидский язык: парс - это перс(ед.ч.), парсиан - персы. В осетинском языке мн.число твердо определяется формантом -та.Дабонхорс пишет:

 цитата:
Калмыки живут на своей теперешней территории только с 17 века

Ну да.. Однако трехсотлетнее соседство с кавказцами(носителями нартского эпоса) никакого знания эпоса не дало.Дабонхорс пишет:

 цитата:
Нил по древнеегипетски назывался Хапи.

В осетинском кавказском субстрате "ха" имеет четко привязанный к "земле" эпитет. Отсюда зан-ха "земля"(зан-иранское,ха-субстрат), ха-ласа "иней", тат-ха "грядка", анкъуал-ха "ящерица", ха-дзар "горская сакля"(из ха-цар), цан-ха "соль" и мн.др.
Само наименование древнего народа хатты - "хати" имеет в составе данное "ха". Если в хати вторая часть -ти является тоже мн. числом, то получается хати - это "жители земли,суши", "земляне" или может "земляки".леопольдина пишет:

 цитата:
Нарты кадджытае - нае арты кадджытае. - нае арты кад дзыртае-жыртае.

Лео, ну что ты в самом деле.. Дабонхорс пишет:

 цитата:
У грифона тело льва и голова хищной птицы.

Данный грифон есть элемент иранской мифологии. В нартском эпосе, насколько я знаю, птиц с телом льва и головой птицы - нет.

Сая, как мне кажется, интерес представляет сказание о походе нартов в страну черных людей. А пребывание негроидного типа людей в Абхазии и Колхиде, то уже не столь древние времена.
НАртский эпос - это хронология человеческого становления людей нашего типа и начало берет возможно из Африки, Месопотамии, Малой Азии и потом уже Кавказ. Естественно, в эпосе всё представлено спонтанно и сказания перемешали вероятно эпохи тоже. Нарты были современниками на мой взгляд иного типа людей, а именно неандертальского. Это их называют великанами,циклопами. Причем неандертальские стоянки в пещерах Кавказа обнаружены учеными, и кости тоже обнаружены. А где живут великаны-уаиги в эпосе? в пещерах. Ели эти уаиги нартов(обычных людей)? Ели. Так пещерные стоянки неандертальцев имеют в состаеве останков также множество костей кроманьонцев. Кроманьонцы - это люди нашего типа, современного. Два вида людей(может были еще и другие виды) существовали одновременно на протяжении 30-ти тысяч лет! И кроманьонский вид вытеснил, уничтожил неандертальский вид. Из науки известно, что неандертальцы появились где-то на сто тысяч лет раньше кроманьонского человека. И кроманьонец вышел также из Африки, а именно северо-восток Африки. Осетинская версия происхождения человечества тоже гласит, что уаиги-великаны - это предыдущий вид людей, после которых бог создал нартов. Впрочем, до этого бог создавал и изводил еще несколько видов людей, в том числе и карликов(камбада,иныж)..
Ты бы могла подробнее рассказать о великанах в адыгском нартском эпосе? Как они выглядели, где жили, как жили.Сая пишет:

 цитата:
Сос в переводе с египетского"пастух". Пастух Ра - это бог Солнца.

Интересно получается.. Из осетинского языка этимология тоже есть: сос-пустотелость, сосдор - пустотелый камень, сос-ран "место пустотелости". Изначально именно так должен был называться Сослан - Сосран. Что и сохранилось в ряде осетинских сказаний(диг) и в версиях карачай-балкарцев(Сосуран). Есть и фамилия у дигорцев от этого старого варианта имени - Сосранта/Сосрановы.Сая пишет:

 цитата:
И если присмотреться к изображениям египетских богов, то можно заметить, что почти у всех у них в руках пастушеский посох.
Кроме того, в эпосе отцом Сосрукъо прямо называется пастух.

Это так. Я уже давно присматриваюсь к этому самому кавказскому посоху . ПОчему он так сильно похож на древнеегипетский? Есть много других народов и мест, где тоже разводят овец. Но там пастух имеет иного вида инструмент для погонки скота. Только на Кавказе и на фресках египтян я видел такое совпадение. Пастушеский посох имеет такой крюкообразный конец, которым очень легко можно подцеплять овцу за заднюю ногу, чтобы поймать. Очень простая и на удивление эффективная технология Видел я бурятов, тувинцев, монголов - заядлые скотоводы, отары овец исчисляются тысячами. Но не пользуются таким совершенным посохом! Они не знают его.
А у египтян фараон, как главный пастырь, имеет пастушеский посох в качестве скипетра царственного.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 733
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.12.07 03:56. Заголовок: СИДАМО, общее назван..


СИДАМО, общее название группы народов, живущих в горах Юго-Зап. Эфиопии. К ним относятся: каффичо (каффа), сидамо (включая камбатта, хадья, алаба, дарасса), омето (уоламо, чара, дорзе, койра, баскето), гимирра, мао и др. Общая числ. ок. 1,5 млн. чел. (1973, оценка). Говорят на кушитских языках. Многие С. исповедуют христианство, часть - ислам, у нек-рых сохраняются традиц. родо-племенные культы. Занятия: горное земледелие (теффо, дурра, ячмень) и скотоводство.

Лит.: Райт М. В., Народы Эфиопии, М., 1965.

Кушитские языки относятся к хамитской семье(афроазийская). Не кажется ли странным совпадение таких названий для этнических групп как сидамо(ср. Сидам-онта в осетинской генеалогии), кабатта - камбада-та в нартском эпосе, гимирра - гумир-та в нартском эпосе, Гимара/Джимара - древнее поселение в горах Осетии.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 734
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.12.07 04:40. Заголовок: В кушитских: (1) *..


В кушитских:

(1) *gaw/y- “помещение, дом”: беджа gaw “усадьба, хутор, дом, семья”; хадия goyya “основное помещение (то, в котором живут люди), дом”, камбатта geeyyu-ta “хижина”;

(2) *gVw-: харсо iko “племя”, сомали “толпа людей; группа, отряд”.

В омотских: *giy/w-: бворо giya, шеко giyo, кафа giyo, giwo “сосед”.

Афразийское *gaway- “община, племя, группа людей (проживающих вместе, на общей территории); совместное поселение, место проживания”.

Большой интерес представляет предложенное С. А. Старостиным сопоставление афразийского *gaway- с сино-кавказским (см. 4) корнем “(взаимо)помощь, общинная (трудовая) деятельность”: в дагестанских языках этот корень означает “помощь” и специфически “взаимопомощь, совместная работа, завершающаяся общей выпивкой”, в китайском — “друг” и “помощь” и в качинском — “друг”; ср. тот же спектр значений в чадских (1) .

Сходство, вряд ли случайное, афразийского и сино-кавказского корней может быть результатом заимствования из одного праязыка в другой, но, скорее, указывает на общей праформу: гипотеза о родстве трех крупнейших макросемей Старого Света — афразийской, сино-кавказской и ностратической — представляется сегодня весьма вероятной. Если это так, то перед нами одно из самых древних из реконструированных на сегодняшний день слов (хотя и отстоящее от предполагаемого единого человеческого праязыка, как минимум, на десятки тысяч лет) и свидетельство глубокой древности соответствующего представления: учитывая примерное время разделения афразийского (IX тысячелетие до н. э.) и сино-кавказского (VIII тысячелетие) праязыков и степень различия между ними, их общий язык-предок следует датировать не позднее, чем XII—XIV тысячелетиями до н. э., т. е. эпохой позднего палеолита.

Ср. с осетинским g'aw - "поселение", g'aw-basta "общество селян"

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 180
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.12.07 06:15. Заголовок: Русланбек Придется ..


Русланбек

Придется мне сделать некоторое уточнение.
Тут у нас с ивритом, оказывается, всё гораздо сложнее.

Надо бы почитать как-нибудь, на досуге подробно его грамматику, чтоб иметь лучшее представление о семитских языках.
В самом деле, Слово Мицраим стоит не во множественном,а в двойственном числе.
Я и раньше читал о том, что в языках афразийской семьи бытует двойственное число.Но дело в том, что я и не предполагал, что в языке где так важны согласные звуки, гласные не изображаются, грамматические частицы будут различаться именно гласным.Согласись, это не логично.Но, тем не менее это так.
Так вот, если множественное число на -им, то двойственное число на -аим (в другом произношении -айм).


Мало того, окончания множественного числа не всегда соответствуют своему роду.
Условно считается, что окончание -им мужского рода, а -от женского.Но строго это правило выполняется только для прилагательных.А в существительных может быть и так:

арон -ковчег, сундук-мужского рода. Множественное число -аронот.
ириер) -город - женского рода.Множественное число арим (гласная в корне может меняться в зависомости от ударения)





Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 181
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.12.07 06:17. Заголовок: Русланбек пишет: -О..


Русланбек пишет:

 цитата:
-От или -ат? Ты не знаешь, откуда в арабском(семитском) языке окончание -ат в качестве женского рода?



То, чтов иврите -от,это сто процентов.А вот об -ат в арабском я не знаю.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 182
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.12.07 07:02. Заголовок: Вот что ещё получает..


Вот что ещё получается.
Существительные мужского рода в единственном числе в иврите не имеют каких-либо специальных окончаний.
женские существительные имеют -а или -т.
Считай, то же самое чтов арабском -т.
Но в слове необходимо выделять корень и окончание.Слово мужского рода тоже может заканчиваться на -т при условия что -т неотъемлемая часть корня, а не окончание.Например байт -дом
кроме того, есть слова женского рода, которые не заканчиваются на -а или -т.Это:
слов "город" -ир(иер) и названия городов
слово "страна" -эрец и названия всех стран (так что Мицраим это женский род!)
названия всех парных частей тела
самки животных как -эз -коза.
некоторые слова-исключения, не имеющий общих признаков,ктоороые надо запомнить(руах-ветер и т.п.)

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 1072
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.12.07 20:26. Заголовок: Русланбек пишет: Ты..


Русланбек пишет:

 цитата:
Ты бы могла подробнее рассказать о великанах в адыгском нартском эпосе? Как они выглядели, где жили, как жили.

http://forum.chronarda.ru/index.php?showtopic=1373&pid=46001&st=0&#entry46001

Основными мифическими образами нартского эпоса Адыгов (Черкесов) являются Испы — карлики, Иныжи — великаны, чудовище Емынэж, бгажи — орлы, благо — дракон, Нагучыц — страшная старуха с железными зубами и уды — ведьмы.

Испы - карликовое племя, представлены бесстрашными, волевыми и очень жестокими. Их иногда называют “Бырсы”. Значение этого слова непонятно, видимо, оно произошло от названия местности, где проживали Испы - долина Бырсей у реки Уарп. Встречается и поле под названием “Бэрсае”.

Земля Испов граничила с Нартской страной. Она, была прекрасна. Река волнами здесь протекала, всюду высились красивые деревья, было множество пастбищ. По золотистым лугам паслись богатые стада. Дни здесь были самыми лучшими: не слишком жаркими и не холодными. Испы, кому принадлежали эти богатства, были настолько маленькими, что были видны еле на земле, но весьма доблестны.

Отвагу и мужество испов потверждает и тот факт, что их побаивались даже иныжи.
Факт доминирования испов над иныжами удивителен. К примеру исп пригласил в гости нарта Хымыша и видя, что тот не помещается в его доме, строит ему новое жилье. Для этого исп “заставляет работать подвластных ему иныжей, живших за горой, и те из камней строят жилище нарту”.

У испов были дома из огромных, обтесанных и прислоненных друг к другу камней. Об испах нарты говорили: те, у которых голова не получилась, а тело слишком получилось. Испы были маленькими, но отличались способностями и хитростью. Их иногда называли “маленькими волшебниками”. Во времена нарта Хымыша сила испов была уже на исходе, племя начало вырождаться, и они перестали враждовать с нартами. Из бывших отважных испов был пщы, встретивший нарта Хымыша во время охоты. Вместо коня у испа был заяц. Маленький всадник проскочил между ног коня Хымыша и поразил оленя прямо в сердце. Отличались эти существа гостеприимством и всегда у них было много вина и продуктов.

Древние Адыги наделяли испов не только отвагой и мужеством, но и считали их обладателями волшебного оружия. К примеру исп поразил стрелой оленя и в волнении бегает взад и вперед, тревожно вглядываясь в небо.
- Почему ты столько внимания уделяешь стреле? — спросил его Хымыш.
- Если я пущу эту стрелу под углом, на свете не оставит никого, если она уйдет в землю, ослабит ее настолько, что больше людей не удержит,— ответил исп.

Исп-Гуащэ родила нартам героя, не раз спасавшего народ от гибели. От Исп-Гуащэ узнают способ изготовления серпа - нарты убирали урожай, вырывая его из земли.

Иныж — это основной соперник нартских героев. Внешний облик иныжей безобразен, уродлив. Не лучше представлен и их моральный облик: они коварны, злы, часто глупы, жадны, прожорливы, не признают никаких человеческих нравственных норм.

Необузданная грубая физическая сила ярко контрастирует с умственной ограниченностью в образе иныжа, с которым приходится сражаться нартскому герою. Борьба с иныжем чаще всего осложняется тем, что у него может быть несколько голов - ”семиглавый иныж прокалывал пятку похищенной им девушки и высасывал из нее кровь."

Иныжи кичливы и самонадеянны, что часто приводит их к гибели.
В эпосе иныжи чаще всего живут поблизости от нартов, но в некоторых повествованиях отмечается, что земли иныжей расположены на расстоянии пути в один год. Иногда великаны живут под огромными холмами или в недоступных ущельях.


Ещё материал можно посмотреть здесь:
http://www.adygaunion.com/publicforum/viewtopic.php?p=3936&highlight=#3936
http://www.gerodot.ru/viewtopic.php?t=2963



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.02.08 17:02. Заголовок: Скажите а нартский э..


Скажите а нартский эпос осетин сохранил названия скифского пантеона??

Таргитай- Таргитай (хакасское Тенгри)
Гойтосир- Кантейри, Кайнар( у татар и балкарцев)
Апи- Турун Аби у татар
Папай- Чулман бабай у татар
Орий
-Эрирей у балкарцев
Табити-теббиче у татар и тоба у балкарцев


Да и у алан был Тенгри. Запамятовали? Помните, что в Египте было, А что в Скифии нет??

Спасибо: 0 
Цитата Ответить
администратор




Пост N: 583
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.02.08 21:23. Заголовок: Аскит пишет: Скажит..


Аскит пишет:

 цитата:
Скажите а нартский эпос осетин сохранил названия скифского пантеона??

Таргитай- Таргитай (хакасское Тенгри)
Гойтосир- Кантейри, Кайнар( у татар и балкарцев)
Апи- Турун Аби у татар
Папай- Чулман бабай у татар
Орий-Эрирей у балкарцев
Табити-теббиче у татар и тоба у балкарцев


Да и у алан был Тенгри. Запамятовали? Помните, что в Египте было, А что в Скифии нет??



Только выяснить бы еще, какое отношение Таргитай имеет к Тенгри? Или Колаксай к ХанТейри, ХанТенгри?
То же касается и остальных. В тюркских языках отсутсвует твердая буква "п". Поэтому у тюрок не могло присутсвовать имя "Папай".

И когда это у алан был Тенгри? Действительно запамятовал. Напомни.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 1073
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.02.08 12:36. Заголовок: Q-Духов Хотела скин..


Q-Духов
Хотела скинуть ссылку на твой новый форум, но не нашла адрес.
Посмотри, интересно:
http://video.google.com/videoplay?docid=-8251715995697409076&hl=fr

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 585
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.02.08 13:19. Заголовок: Сая пишет: Q-Духов ..


Сая пишет:

 цитата:
Q-Духов
Хотела скинуть ссылку на твой новый форум, но не нашла адрес.



Любопытно. Сая, кстати, если интересно, под шапкой форума ссылка на интернет-конференцию с Русланом Бзаровым. Не знаю, знакома ты с ним или нет, но это один из ведущих осетинских историков. Думаю, тебе будет интересно задать ему парочку вопросов.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.02.08 13:45. Заголовок: Q-Духов Гойтосир ..


Q-Духов
Гойтосир это не колаксай. Вы даже историю скифов не знаете. Что касается Папай- это греческое звучание а не тюркское. А половецкие бабы тоже никак?? Кстати напоследок еще Фаргисамад- фук машак балкарское. А Абаеву сказать было нечего по этому поводу. Он у вас не нашел эквивалентов. Как он пытается переставляет буквы, чтоб аргимпаса
придать "соответствующий " вид. А тут все ясное звучание.

А то, что у алан было тенгрианство тщательное скрывается.

http://www.anaharsis.ru/duh_trad/Abaev2.htm

Спасибо: 0 
Цитата Ответить





Пост N: 1074
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.02.08 13:48. Заголовок: Q-Духов Спасибо, я п..


Q-Духов
Спасибо, я подумаю что спросить.))
Как ты думаешь, моя ссылка - первоапрельская шутка или нет?
И где можно почитать о следах осетинского языка на берегах озера Чад?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.02.08 13:49. Заголовок: Таргитай это скифс..



Таргитай это скифский бог. А по хаксский Тенгри звучит как таргитай

Спасибо: 0 
Цитата Ответить
администратор




Пост N: 586
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.02.08 16:34. Заголовок: Аскит пишет: Q-Духо..


Аскит пишет:

 цитата:
Q-Духов
Гойтосир это не колаксай. Вы даже историю скифов не знаете. Что касается Папай- это греческое звучание а не тюркское. А половецкие бабы тоже никак?? Кстати напоследок еще Фаргисамад- фук машак балкарское. А Абаеву сказать было нечего по этому поводу. Он у вас не нашел эквивалентов. Как он пытается переставляет буквы, чтоб аргимпаса
придать "соответствующий " вид. А тут все ясное звучание.

А то, что у алан было тенгрианство тщательное скрывается.



Аскит, не надо чувствовать себя в стане врагов. Расслабся, будь поспокойнее. Постарайся избавиться от своей агрессии. Все нормально, не волнуйся. Ты лучше приводи доводы грамотно и не торопясь.
Понимаешь, "Гойтосир" никак не ближе к "ХанТенгри", чем "Колаксай". Ты сам притягиваешь все за уши, голословно обвиняя в этом других. Почему же греки называли "Папая" подобным образом? У них что, буквы "б" нету? Есть у греков буква "б". И Бахуса своего они называли именно так, а не "Пахусом".
И наконец "Фук машак" и Фаргимасад? Что общего у них. Ты обоснуй, где тут связь. Только лишь отдаленное зозвучие? Что означает "фук машак", какова этимология его? Встречается ли у других тюркских народов? К сожалению не все здесь знают КБ язык, поэтому расшифровывай. Что значит Табиччи у татар? Откуда это. Давай не голые факты, а обоснования.

Если же тенгрианство у алан так тщательно скрывается, как же ты узнал про него? Поделись и с нами. Несомненно факты наличия тенгрианства у алан свидетельствует об их тюркоязычии? Только где же они эти факты?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 589
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.02.08 07:45. Заголовок: Аскит пишет: А по х..


Аскит пишет:

 цитата:
А по хаксский Тенгри звучит как таргитай


Верховный бог у хакасов- Хан Тигир http://khakasweb.ru/content/view/35/56/

Аскит, еще немного, и я перестану отвечать на твои посты. Ты стремительно теряешь авторитет.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 590
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.02.08 14:09. Заголовок: Сая пишет: Как ты д..


Сая пишет:

 цитата:
Как ты думаешь, моя ссылка - первоапрельская шутка или нет?
И где можно почитать о следах осетинского языка на берегах озера Чад?



Сая, твоя ссылка это очевидный стеб. Там же в конце написано:" Для тех, кто ценит юмор". Первым долгом они бы сняли негра говорящего по чеченски. В конце, правда, такой есть, но он явно с французским акцентом читает написанное по бумажке. естественно, не выговаривая кавказские смычно-гортанные звуки.

Насчет осетинских следов у озера Чад, кроме созвучия "чад" с осетинским "цад, шад, чад" - озеро, я ничего не знаю. Русланбек, вроде, что-то копал. Рассказывай, Русланбек, что накопал.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 708
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.03.08 08:27. Заголовок: Пару мыслей насчет и..


Пару мыслей насчет имени Сослан. Абаев считает имя монгольского происхождения. Между тем, как мы знаем, в истории Осетии это имя встречается еще до монгольского завоевания. Нонсенс получается, осетины монголов еще не знали, а имя у осетин уже было.
наиболее архаичная форма имени Сосуран. Среди скифских имен мы встречаем имя Сосурсавос, что Абаевым этимологизируется, как "Смуглый Сосур".
Как известно, в эпосе Сосуран рождается из пустотелого камня, который оплодотворяет на берегу реки пастух, возжелавший Шатану. Исходя из этого, мы имеем безупречную этимологию. На дигорском "сос"- пустотелый, "урае" -речная галька, речной камень, речной валун + формант "ан". Дословно - "Пустотелокаменный".


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 709
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.03.08 08:27. Заголовок: Пару мыслей об имени..


Пару мыслей об имени Уырызмаег. Это иранское имя. Встречается в армянских источниках , как Уаразман. Формант "ан" сменился формантом "аг". Оба форманта, и "ан" и "аг" являются иранскими формантами. Форма Урузман, очевидно, бытовала в древности у осетин. Эта форма сохранилась у наших соседей, у балкарцев встречается "Урузман", наряду с "Урузмег". У ингушей встречается "Урезман". Из аланского, очевидно, идет аварское личное имя Урузмак.
Наряду с именем Уаерхаег является тотемическим именем. Уаерхаег от "варка"-волк, а Уырызмаег от "вараза"- кабан. Очевидно, кабан был одним из тотемических символов у наших предков.

Примечательно, что древнегвенгерское имя аланов варшань – varsány ( http://nyhas.ru/index.pl?1-0-100-00000732-000-500-0--1 )

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.03.08 05:59. Заголовок: Я хотел бы внести не..


Я хотел бы внести некоторые уточнения относно скифов. По Геродот (“История”, І, 106) в VІ в. до н.э. скифы господствовали на Ближнем Востоке 28 лет. В своем походе они достигли Сирию и почти до Египта - тогда фараон Псаметих подкупил их чтобы вернуться (там же, І, 105). И еще – у скифов и аланов была писменность, но общепринятой дешифровки пока нет (вж. напр. Турчанинов, Г.Ф., “Памятники письма и языка народов Кавказа и Восточной Европы”).
Но по моему пока не исследован достаточно хеттский элемент в нартском эпосе. В ХІІІ в. до н.э. хетты воевали с египтянами. После битвы возле Кадеша (1285 г. до н.э.) был заключен мир и фараон Рамзес ІІ женился на дочери хеттского царя. Может быть нартские сказания упоминают именно об этом. Вот что еще интересно – у хеттов был свой индоевропейский язык – несили (по имени города Неса), но в культовых ритуалах они употребляли язык древних обитателей Малой Азии – хаттов. Хетты называли его хаттили, т.е. язык страны Хатти (считаеться, что он может быть связан с абхазо-адыгскими языками). В нартском эпосе тоже есть такой волшебный язык, владение которым давало нартам магическую силу, и он называеться “хатийский” (хатиаг æвзаг). Исследователями замечено, что хетто-хуритский миф о петрогенезе (рождение из камня) великана Улликумми находить параллель в нартском сказании о рождение героя Сослана/Сосурука. Возможно тоже, что образ Шатаны восходить к древную анатолийскую (хаттскую) солнечную богиню Эштан (в балкарском и абхазском эпосе тело Сатанай/Шатаны светится как солнце). Кстати, хетты (как и скифы) одни из первых народов кующие железо и употреблявшие железное оружие, что и обуславливает их военную мощь. Может быть это и отразилось на значимости образа нартского кузнеца – осетинского Куырдалæгона, балкарро-карачаевского Дебета, адыгского Тлепша, абхазкого Айнар-ижи и пр. Я уверен, что если поискать, можно найти и другие параллели, только у меня материал очень ограниченный.

Всего вам доброго,
Ardavarz (-Болгария)

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.03.09 19:48. Заголовок: перевожу Нартиаду на украинский язык


Привет, нуждаюсь в поддержке и помощи относительно этимологии множества понятий и др.
maestrosto@mail.ru Стоянов

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.12.09 00:25. Заголовок: херня все это... но..


херня все это... носителями языка и традиций могут быть кто угодно!!!! главное, чтобы они восприняли, язык, традиции, верования того народа, где они поселились...

Спасибо: 0 
Цитата Ответить
Ответов - 42 , стр: 1 2 3 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



ЧАТ "НЫХАС"