Автор | Сообщение |
|
| |
Пост N: 262
|
|
Отправлено: 09.11.07 19:09. Заголовок: Этимология самоназвания "ирон". Часть 2
Нашел любопытную вещь. Читал Ганса Гюнтера, немецкого расолога. И меня сразу привлекла фраза: "Впервые арии упоминаются в Богазкее в Малой Азии (около 1400 г. д. н.э.) как "хари" ( "светловолосые") - позже это слово стало эпитетом богов и героев. Высший бог Индра изображался с рыжей бородой, как германский Тор, и именовался "хари-кеша" ( светловолосый) или просто "хари". http://www.velesova-sloboda.org/antrop/hans-guenther-05.html Меня сразу торкнуло, я вспомнил наше название у соседей "хири". Я сразу за словарь, и что я вижу. Например, осетинский "ингаен" происходит от "ханкана". Значит "хари" спокойно могло перейти в "ири". Теперь надо разобраться, в каком языке "хари" означает светловолосый.
|
|
|
Ответов - 193
, стр:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
All
[только новые]
|
|
|
| |
Пост N: 316
|
|
Отправлено: 09.12.07 07:23. Заголовок: :sm1: http://www.s..
|
|
|
|
Отправлено: 09.12.07 10:06. Заголовок: Q-Духов пишет: Пора..
Q-Духов пишет: цитата: | Поражаюсь, почему Абаев упускает этот момент. |
|
Абаев осведомлен был о пасупати древнеиндийском и по этому поводу я у него читал. Ты же сам знаешь, что есть правила перехода звуков для языков и для осетинского-иранского они тоже существуют. По этим правилам как раз выходим на аварское(читай андо-цезское) панс, что четко в дигорском архаичном зафиксировароль фонс. Ты ведь знаешь правила перехода а в о, п в ф в осетинском. Всё предельно точно соответствует. Абаев был откровенный сторонник ираноязычия и иранской преемственности осетин, но в некоторых моментах даже он не решился что-то утверждать в этом безусловно выгодном направлений. цитата: | Ведь он сам же и пишет про имя Фосакос и его этимологию у скифов |
|
Ну это уже обычное созвучие, так как скифы не могли знать иронскую форму фос. Скифские имена в греческой передаче можно как угодно обяснять, всё равно они НЕ оригинальны. Можно с таким же успехом английской Фостер обяснить из осетинского фосдар-скот держащий.. Джоди Фостер может оказаться такой же "нашей", как тот скиф Фосакос . А может этот скиф не мылся, грязный был, плохо пахло от него, вот и прозвали его Фуу..сакос Ведь скифы носили еще наименование "саки"(сакос по гречески). Пока нет ни одного цельного предложения на скифском языке, эти все расшифровки имен не заслуживают внимания. Например из современного осетинского возьми имя Махарбек.. Можно подумать, что оно значит ма хаер бек - не кушай бек . На самом деле это религиозное имя, небольшое искажение от арабского Мухар-бек. Вот такая же ситуация со скифскими именами. Каждое имя можно этимологизировать не менее десятка раз и всегда по разному, на разных языках. Q-Духов, ты обратил опять же внимание, куда нас ведет фонс-скот,богатство? Эти же самые андо-цезы. Абаев не может объяснить как такое может быть, мол аварцы-дидойцы не соседили с осетинами. Потому как он субстрат изучил не полностью. Он лишь вскрыл привязку к картвельской и мегрело-сванской группам и считал, что наш субстрат на сто% грузинский. Хотя сам же неоднократно изумлялся(как и в случае с панс-фонс) почему такое тождество с горско-дагестанскими изолированными языками. Так было у него и при исследовании земледельческой терминологии. Осетинский андо-цезский субстрат являл раньше, в далеком прошлом, одно цело, одну полосу по горам обоих сторон БКХ на восток до современного Дагестана. Это потом уже откуда-то с юга(Нахичеван?) пришли нахские племена и заняли полосу ущелий между дагестанскими цезами и осетинскими цезами. Потому у вайнахов наблюдается также андоцезский субстрат(аварский). Потому в горах Чечни сохранились племена современники нартов - чантийцы, чанти-аргунцы. Это не кто иные, как наши нартские вечные соседи чынтае. Там же в эпосе встречаются другие до нахские племена, как мераедзой(мержой), саелхае(шалхинцы), аенгус (ангушты), которые стали затем вайнахскими. У нас в кавказской основе лежат корни близкие к андо-цезам и другим албанским племенам древности. Лишь частично имеются картвельские корни, которые пришли с эрами в ходе скифского набега на восточную Картли. Опять же, всё предельно соответсвует по ареалам: потомки эров(иры) имеют как генетически, так и в лингво отношении близость к картвелам. Культурно тоже божество Хуы-Джир был почитаем лишь только в иронской части(святилище близ села Кани в Кобанском ущелье). Хуы-Джир в мифологии иронцев - правая рука покровителя зверей Афсати. Кстати, что значит Джеры-дзуар в Южной Осетии? Откуда это название пошло?
|
|
|
|
| |
Пост N: 317
|
|
Отправлено: 09.12.07 10:23. Заголовок: Русланбек пишет: Кс..
Русланбек пишет: цитата: | Кстати, что значит Джеры-дзуар в Южной Осетии? Откуда это название пошло? |
| Та там все просто. Это от имени Георгий, Геор-Джеор-Джер
|
|
|
|
| |
Пост N: 984
|
|
Отправлено: 09.12.07 13:49. Заголовок: Русланбек пишет: ци..
Русланбек пишет: цитата: | цитата: А интересно, слово "орэд" - гимн, песня имеет к нему какое-то отношение? Ты имеешь в виду Орайда? Так это вроде как "песня" обясняется из западно-кавказских языков, в том числе и адыгских. |
|
Тут не так всё просто. Орайда - это припев в песне, а песня - орэд. Но это слово нельзя разложить глубже, что нехарактерно для нашего языка, в котором практически каждое слово раскладывается до последней буквы. Я смогла только выделить первую букву О - клятва, молитва, речь, а вот что такое "рэд" не знаю, хотя и предполагаю один вариант. Так вот к чему это я. Изначально гимны слагались в ритуальных целях, поэтому я предположила, что это слово могло иметь отношение к храму.
|
|
|
|
| |
Пост N: 989
|
|
Отправлено: 09.12.07 15:54. Заголовок: Сослан пишет: мне в..
Сослан пишет: цитата: | мне вот интересна этимология слова Нарты. всё-таки никто не будет отрицать, что оно образовано по осетинскому образцу. извинияюсь за тафтологию. где суффикс ни что иное как осетинский показатель множественного числа, а с другой стороны в Осетии есть два населённых пункта называемые Нар. |
| Русланбек пишет: цитата: | цитата: где суффикс ни что иное как осетинский показатель множественного числа, Некоторые спецы умудряются даже этот совсем неиндоевропейский суффикс приписать иранским языкам. Хотя любой иранист вам скажет, что это чуждый иранским суффикс мн.числа. Я уже давно ищу ответ на происхождение этого оччень древнего суффикса в осетинском языке. Никто из лингвистов осетиноведов не знает откуда он идет и каким народам-языкам изначально известен.. |
| Цитата: В этнических и других названиях абхазо-адыгов часто присутствует общий для всех элемент "Т". Абхазский язык сохранил более древние языковые элементы, нежели адыгские языки. В некоторых абхазских терминах суффикс "Т" является показателем множественного числа. Абхаз. ауи - "то", ауат - "те"; ари - "это", арат - "те". С элементом "Т" в абхазском языке есть и другие суффиксы. Например, при помощи суффикса "тэ" образуются слова, обозначающие принадлежность человека к той или иной местности.
|
|
|
|
| постоянный участник
|
Пост N: 373
|
|
Отправлено: 09.12.07 22:13. Заголовок: Нартов - адыгам!!! О..
Нартов - адыгам!!! Они адыгские. А Сая нашла откуда наш суффикс.
|
|
|
|
| постоянный участник
|
Пост N: 946
|
|
Отправлено: 09.12.07 23:38. Заголовок: Батраз пишет: Они а..
Батраз пишет: Как и осетинские
|
|
|
|
| Бывалый
|
Пост N: 7361
Замечания:
|
|
Отправлено: 10.12.07 00:31. Заголовок: Сая пишет: Цитата: ..
Сая пишет: Сая не забывай авторов
|
|
|
|
| |
Пост N: 991
|
|
Отправлено: 10.12.07 00:37. Заголовок: Батраз пишет: Нарт..
Батраз пишет: цитата: | Нартов - адыгам!!! Они адыгские. |
|
Не так резко! Я после этого поста полдня в шоке была. Подготавливать надо.) Bolat пишет: Естественно - это наш общий эпос. Сослан пишет: Авторов абхазского языка?
|
|
|
|
| Бывалый
|
Пост N: 7362
Замечания:
|
|
Отправлено: 10.12.07 00:37. Заголовок: Русланбек пишет: Эт..
Русланбек пишет: цитата: | Этимологический словарь осетинского языка, стр.282,том1: |
| это я так понял ответ? так ты у нас Русланбек всего Абаева принимаешь ( в том числе и этимологии ) или частично ?
|
|
|
|
Отправлено: 10.12.07 03:23. Заголовок: Сая пишет: Например..
Сая пишет: цитата: | Например, при помощи суффикса "тэ" образуются слова, обозначающие принадлежность человека к той или иной местности. |
|
Откуда это интересно? Судя по всему, -тэ мн.число имеет какое-то древнее происхождение. Но откуда? В Абхазии есть еще Мзымта, Гудаута.. В Грузии Мцхета, Млета.. У аварцев Дагестана Салта, Карата, Цунта и тд. Ну и в Осетии масса древних топонимов с -та, которые в корне не обясняются из современного осетинского языка. Из всех ныне существующих языков только осетинский имеет данный показатель мн. числа, при этом он совершенно неизвестен иранским языкам.
|
|
|
|
|
| |
Пост N: 993
|
|
Отправлено: 10.12.07 04:05. Заголовок: Русланбек пишет: Из..
Русланбек пишет: цитата: | Из всех ныне существующих языков только осетинский имеет данный показатель мн. числа, при этом он совершенно неизвестен иранским языкам. |
|
Почему же только? В абхазском тоже! цитата: | В некоторых абхазских терминах суффикс "Т" является показателем множественного числа. |
| Русланбек пишет: цитата: | Откуда это интересно? Судя по всему, -тэ мн.число имеет какое-то древнее происхождение. Но откуда? |
|
Мне кажется, всё оттуда же - из Малой Азии, от ха ттов. Надо покопаться. Мысль какая. Т - сокращённое ту - два. В адыгском "два", как и в английском, ту. В прошлом у многих народов "два" обозначало "много". Например, хьа - собака, хьит - две собаки, сэ - нож, сит - два ножа. Это в современном адыгском. А в абхазском сохранилось в значении "много".
|
|
|
|
| Бывалый
|
Пост N: 7365
Замечания:
|
|
Отправлено: 10.12.07 09:39. Заголовок: Сая пишет: Авторов ..
Сая пишет: цитата: | Авторов абхазского языка? |
| авторов цитат
|
|
|
|
| Бывалый
|
Пост N: 7366
Замечания:
|
|
Отправлено: 10.12.07 10:04. Заголовок: Нар - древнеиранск. ..
|
|
|
|
Отправлено: 11.12.07 04:36. Заголовок: Сая пишет: Мне каже..
Сая пишет: цитата: | Мне кажется, всё оттуда же - из Малой Азии, от хаттов. Надо покопаться. |
|
Есть такое подозрение. Древние эллины, которые сформировались на базе местного балканского субстрата, тоже имеют названия с -та, например Спарта. При этом большинство эллинских топонимов Греции не обясняются с греческого индоевропейского языка. В древних семитских языках мн.число определялось -ат, которое затем перешло в значение женского рода. Может быть есть связь между этим -ат и нашим -та? В современном еврейском языке (иврит) мн.число определяет -им (Мицр - Египет, Мицраим - Египты верхний и нижний; элох - бог, элохим - боги; херув - бык, херувим - быки..)
|
|
|
|
Отправлено: 11.12.07 08:22. Заголовок: Русланбек пишет: Ес..
Русланбек пишет: цитата: | Есть такое подозрение. Древние эллины, которые сформировались на базе местного балканского субстрата, тоже имеют названия с -та, например Спарта. При этом большинство эллинских топонимов Греции не обясняются с греческого индоевропейского языка. В древних семитских языках мн.число определялось -ат, которое затем перешло в значение женского рода. Может быть есть связь между этим -ат и нашим -та? В современном еврейском языке (иврит) мн.число определяет -им (Мицр - Египет, Мицраим - Египты верхний и нижний; элох - бог, элохим - боги; херув - бык, херувим - быки..) |
| В одной из областей Италии распространены фамилии на -ти, не характерные для других областей.
|
|
|
|
Отправлено: 11.12.07 08:55. Заголовок: Железеный дровосек ..
Железеный дровосек Железный дровосек пишет: цитата: | В одной из областей Италии распространены фамилии на -ти, не характерные для других областей. |
| Нет, здесь явно не след окончания та. Тут дело в другом. Итальянские фамилии на -ато или -ати образованы от причастий,в которых ат -словообразовывающий суффикс. Как пример, можно разобрать итальянскую фамилию Гарбато garbo -на итальянском языке вежливость garbato- вежливый (если дословно то что-то вроде "вежлиющийся))))) О- окончание -показатель единственного числа мужского рода.Если сказать garbat a - это будет "вежливая", garbat i- вежливые мужского пола или вежливые "вообще" (кое-то общество где есть и мужчины и женщины) garbat e -вежливые женского пола.
|
|
|
|
Отправлено: 11.12.07 10:54. Заголовок: А как обясняется доп..
А как обясняется допустим Дзанетти, Андреотти, Тотти? Либо Джулиани, Муссолини? Сравни с осетинскими (диг) Дзанкисти, Хачирти, Боллоти, Баликоти, Тауитти(моя фамилия) . Или грузинскими (мегр.сван.) Палиани, Джишкариани, Кипиани, Жгенти.
|
|
|
|
| Бывалый
|
Пост N: 7406
Замечания:
|
|
Отправлено: 11.12.07 11:26. Заголовок: Дабонхорс а задно и ..
Дабонхорс а задно и Ямамота(японск.), Хасимота(японск.), Голота(польск.), Манита (укр.),Глонти(груз.), Бхагвати(инд.)
|
|
|
|
| Бывалый
|
Пост N: 7407
Замечания:
|
|
Отправлено: 11.12.07 11:51. Заголовок: интересное наблюдени..
интересное наблюдение. суффикс "та" указывающий на множественное число и ставящийся в том числе в фамильных именах Джитоты (ед. числ.) - Джиота (мн.ч.) и т.д. имеет иногда место в том-же значении множественного числа в слаянских языках - босОта, беднота, пехота и т.д.
|
|
|
Ответов - 193
, стр:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
All
[только новые]
|
|