Автор | Сообщение |
|
Отправлено: 05.09.07 10:18. Заголовок: Этимология самоназвания "ирон"
Несколько странно, что самоназвание осетин-иронцев "ир-он" очень напоминает самоназвание иранцев-персов "ирани". Ведь если осетины являются прямыми потомками ираноязычных-алан, то должны были получить этот термин непосредственно от них. Но тем не менее, нет свидетельств, что аланы этот термин имели. Наоборот, есть свидетельства, что по крайней мере в определенный момент истории определенная часть алан звала себя асами.
|
|
|
Ответов - 240
, стр:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
All
[только новые]
|
|
|
| Бывалый
|
Пост N: 6931
Замечания:
|
|
Отправлено: 31.10.07 14:02. Заголовок: Русланбек пишет: А..
Русланбек пишет: цитата: | А вот где были аланы (север африки) совместно с вандалами и даже какое-то время государство имели, там нет ничего аланского ни в топонимике, ни в генетике, хотя как раз таки ожидалось бы. |
| а кто эти африканские аланы, потомки тех алан, что на Каталунских полях вместе с готами бились против тюрок гуннов? уж не тюрки ли случайно? наверное европеоиды к тому же? по кыпчакски говорили, да? Имя Alan у англичан и французов от кыпчаков наверное?
|
|
|
|
| Бывалый
|
Пост N: 6932
Замечания:
|
|
Отправлено: 31.10.07 14:06. Заголовок: и ещё. эта вся байда..
и ещё. эта вся байда заварилась с Лайпанова наверное. годов с 1970-х. у меня вопрос Русланбек. каковы успехи на этом поприще за без малого 30 лет? есть какие-то подвижки в деле признания античных скифов и алан тюрками? ну и соответственно карачаевцев и балкарцев их прямыми потомками? просто согласись, что любая деятельность безполезна, если не приносит реальный результат.
|
|
|
|
| Бывалый
|
Пост N: 6934
Замечания:
|
|
Отправлено: 31.10.07 14:21. Заголовок: Bolat пишет: Кстати..
Bolat пишет: цитата: | Кстати если всем не в лом выставите сюда все эти генные ссылки и переводы-- |
| а кстати никто не знает, как и где можно сделать себе лично такой анализ? интересно ведь.
|
|
|
|
| постоянный участник
|
Пост N: 760
|
|
Отправлено: 31.10.07 14:40. Заголовок: Русланбек пишет: Эт..
Русланбек пишет: цитата: | Это очень древний генотип и индоевропейский R1 затем вытеснил его. |
|
Ты опять как всегда путпешь,вот инфа отсюда--- Ищу нартовский эпос (академическое издание 70-х го) http://www.members.cox.net/morebanks/MoreG2 ] -----------Алан Сокол все разьяснилДаже простого анализа достаточно чтобы понять,что Ты что-то переставил и заблуждаешьсяКАВКАЗ Дигора - 74% Ардон(ир) - 21% Алагир - 75% Заманкул - 61% Зильга - 60% ......LL кабардинцы - 29% ингуши - 27% рутульцы(Даг) - 38% лезгины - 32% даргинцы - 4% чеченцы - 5% абазины - 29% абхазцы - 29% грузины - 31% армяне - 11% азербайджанцы - 18% ЕВРОПА ЮГ Италия: север - 5-8% центр - 8% юг - все выше 25% Лация - 36% Умбрия - 36% Сицилия - 39% острова Сардиния - 14% Корсика - 16% Греция - 3-4% Болгария - 4-8% Румыния - 4-5% Хорватия - 2-3% Венгрия - 2% Польша - 2% Чехия - 4-5% Германия - 4-5% Австрия - 8-10% Швейцария - 5-6% Литва - 2-3% Латвия - 1% Беларусь - 1% Украина - 1% Россия - 1% Русланбек пишет: цитата: | Нартский эпос совершенно не ни скифских местностей обитания, мир нартов - это горы и только горы. |
|
Асские дигорцы--вратари вратарей ....Горячо любимые горные татары,истинные аланы-асы в своем варианте эпоса утверждают что Схуртуковы (Ахсартагата)живут у Волги и Каспия,и рассекают между морями СК
|
|
|
|
| Бывалый
|
Пост N: 6935
Замечания:
|
|
Отправлено: 31.10.07 15:11. Заголовок: Bolat пишет: живут ..
Bolat пишет: цитата: | живут у Волги и Каспия,и рассекают между морями СК |
| кстати интересно откуда у осетин татарское название Волги? и ещё один момент. я тут просматривал этимологический словарь кавказских языков на предмет присутствия осетинских слов в кавказских языках. просмотрел не всё и сразу скажу, таковых не много. интересным мне показался факт осетинского происхождения слова "море" в ингушском и чеченском.
|
|
|
|
Отправлено: 31.10.07 16:39. Заголовок: Bolat фыссы : Куда ..
Bolat фыссы : Откуда ироны и откуда иронский диалект осетинского языка - то не знает никто. А ты знаешь? цитата: | Давай обоснуй,что Нузальская надпись и Царазоны не существовали |
|
Давай без давай, Болат. Веди себя спокойно. Разве я сказал что они не существовали? Что за бред? Это плоды твоего мышления. Существовали и реально это есть ироны самые натуральные. Что ты этим хотел сказать непонятно.. цитата: | Так это и разбивает все твои потуги |
|
Аргументов нет - начинаешь на грубой волне выезжать? Успокойся и если есть что сказать - говори, а по иному напрасно не напрягайся. Есть вопросы личностного характера - пиши в личку и разберемся. цитата: | Если мы помним гунов у Лабы(ироны)аланы-овсы мы и есть,а не царцато-двальские гены сидящие в горах... |
|
Разве горцы не знают кто на равнине проживает? пРекрасно знают. Причем тут "мы алано-овсы"? цитата: | Алан Сокол все разьяснилДаже простого анализа достаточно чтобы понять,что Ты что-то переставил и заблуждаешьсяКАВКАЗ |
|
То что ты привел, то писал я вообще-то.. Ты че то не догнал, как всегда. цитата: | Асские дигорцы--вратари вратарей |
|
Мы правильные люди и обманывать не привыкли ни себя, ни других . Это кстати, замечали все исследователи и наши соседи в прошлом тоже.. Справку показать? Сослан, не хочется тебя обижать, но я уже не читаю твою демагогию и нравоучения. Конкретики у тебя нет, так как опоры нет в реальных знаниях. Если что пишешь, то будь любезен не отходить от темы в разные стороны. Я уже знаю, что ты ничего не знаешь.. цитата: | Но тогда сам понимаешь никаких скифов, сарматов, тюрок, генетики, антропологии и прочая и прочая |
|
Изучать следует всё в комплексе и таким образом картина проясняется. В том числе и предания тоже. цитата: | Давай посмотрим словари до депортации. |
|
Давай посмотрим реальные материалы, чтобы ты знал. В том числе и словари, и фольклор и тд и тп. Хотя я тебе уже приводил кажется, но ликбез в осетинознании ты не усвоил. Читай внимательно и совершенствуйся . ИЭС осетинского языка, В.И.Абаев, том 1, стр.79(1949г): Асы(ир), Асси(диг) - Балкария, балкарцы; ир. асиаг, диг. аессон "балкарец", "балкарский". Под названием Ас известен был в средние века тот же северокавказский народ, который обычно зовется аланами и с которыми преемственно связаны осетины (Вс.Миллер). Под названием "ас" аланы выступают как в восточных (араб. асу, кит. асу), так и западных источниках (Плано Карпини, Рубруквис, Иосафат Барбаро). Плано Карпини (1245г) говорит об аланах-асах как об одном народе - "Alani sive Assi". Иосафат Барбаро(15в.) пишет: "Алания заимствовала свое имя от народа аланского, называвшего себя на своем языке Ас". Неотделимо от этого термина также название народа ясов в русских летописях. В Армянской географии (около 7в.) при перечислении народов "Сарматии" упоминаются рядом народы Дигор и Аштигор; последнее название составлено, очевидно, из ас и дигор. Из осетинского народного творчества: Асыйы хохмае бакуваем, уаеныджы дзаебаех уырдыгаей куы цаеуы (ир, из старинной песни) - помолимся горам Аси, оттуда идет лучшая порода тельцов. Асиаг аелдар Айдаболы фырт Саулохаен Асланбег йае раегъау атардта(из иронской песни об Асланбеге, сыне Бата) - Асланбег угнал табун балкарского князя Шавлоха Айдаболова; Донифарс Ассимае даер хъаертунцае(диг) - донифарсцы и до Балкарии доходят. Происхождение самого термина ас не ясно. Древность его подтверждается свидетельством Птолемея - Аси - сарматское племя, и Страбона - Аси рядом с Тохарос. Нельзя связывать ас с абх. уапс и груз. ос - "осетин", так как последнее восходит к овс." Примечательно, что в 1949 году Абаев еще пишет, что осетины-иронцы называют балкарцев асиаг, тогда как самих балкарцев на кАвказе уже не было(репрессированы). Однако уже в словарях 1970-х гг. осетино(ир)-русские оказывается название балхъайраг, а асиаг и Асы совершенно отсутствуют. Тогда как балкарцы уже на своем месте с 1957 года. Случайная ли эта ошибка, либо целенаправленное искажение(забывание) этнонима целого народа в устах осетин, то остается загадкой.. цитата: | вместе с готами бились против тюрок гуннов? уж не тюрки ли случайно? |
|
Не.. То были тунгусские аланы. Такие тоже были. А ты не знал? Справку показать из БСЭ и ты ведь поверишь
|
|
|
|
Отправлено: 31.10.07 16:55. Заголовок: Сослан фыссы : инте..
Сослан фыссы : цитата: | интересным мне показался факт осетинского происхождения слова "море" в ингушском и чеченском. |
|
Разве форд/хорд в ингушском и чеченском осетинского происхождения? А в осетинском тогда откуда появилось это слово, тогда как оно вовсе не иранское и не индоевропейское? Очевидно это общее субстратное слово для осетин и вайнахов. Общеиранским термином для моря(и большой реки)является дайра-море. Смотри Гурган дайра(каспийское море), Аму-дарья, Сыр-дарья и тд.
|
|
|
|
| Бывалый
|
Пост N: 6945
Замечания:
|
|
Отправлено: 31.10.07 17:14. Заголовок: Русланбек пишет: Со..
Русланбек пишет: цитата: | Сослан, не хочется тебя обижать |
| боюсь тебе это и не по силам Русланбек пишет: цитата: | но я уже не читаю твою демагогию и нравоучения. |
| ну надо же! а я твоё фуфло читаю надо тоже с этим заканчивать Русланбек пишет: цитата: | Конкретики у тебя нет, так как опоры нет в реальных знаниях. |
| у меня есть конкретика. карачаевцы и балкарцы - тюрки. язык тюркский кыпчакской группы. до 1954 года назывался горско-татарским. слово "алан!" впервые появилось в карачаевско-балкарско - русском словаре в 1989 в качестве обращения "Эй!, друг!, товарищь!" . До 1828 года, население Карачая было сосредоточено всего лишь в трех больших аулах, находящихся на Уллу-Каме, как называется исток Кубани вытекающий из под Эльбруса. Эти три аула были: Кхарт-Джюрт, Учкулан и Хурзук. Это так называемый Большой или Старый Карачай. опровергни что-нибудь на основе своих глубоких знаний Русланбек пишет: цитата: | Если что пишешь, то будь любезен не отходить от темы в разные стороны. |
| Да что ты? пишу что и как считаю нужным. только так Русланбек . а вот тебе в свою очередь советую мне не советовать Русланбек пишет: цитата: | Я уже знаю, что ты ничего не знаешь.. |
| я давно знаю, что ты фантазёр. однако-же молчу. из природной вежливости. бери пример с меня Русланбек . совершенствуйся и не пытайся хамить Русланбек пишет: цитата: | Не.. То были тунгусские аланы. |
| тунгусские аланы конечно есть. правда их нет в БСЭ и справку ты мне не покажешь. они есть на карачайзе. показать? могу даже фото
|
|
|
|
| Бывалый
|
Пост N: 6946
Замечания:
|
|
Отправлено: 31.10.07 17:16. Заголовок: Русланбек пишет: Ра..
Русланбек пишет: цитата: | Разве форд/хорд в ингушском и чеченском осетинского происхождения? |
| вопрос к составителям словаря. фамилии скажу позже
|
|
|
|
| |
Пост N: 926
|
|
Отправлено: 31.10.07 17:30. Заголовок: Сослан пишет: хочет..
Сослан пишет: цитата: | хочется продолжить " сван жил" |
|
Откуда сваны на землях адыгов? Сваны жили на другом склоне, а здесь кроме адыгов никого не было. Какие только версии не придумывают, чтобы отстранить адыгов!
|
|
|
|
Отправлено: 31.10.07 17:35. Заголовок: По спорным моментам,..
По спорным моментам, которые тебе были непонятны, я тебе дал конкретные и обоснованные данные. Вижу ты понял и больше по этим вопросам ничего не имеешь. Остальное ля-ля не по теме и никакого интереса не вызывает. цитата: | боюсь тебе это и не по силам |
| Сил у меня хватит еще на троих как ты, судя по тому что ты излагаешь . Будут еще вопросы в осетинознании - обращайся за консультациями.. Бла-бла-бла оставь для иных собеседников. Хаеш нуаезаеныл
|
|
|
|
|
| Бывалый
|
Пост N: 6950
Замечания:
|
|
Отправлено: 31.10.07 17:36. Заголовок: Сая , ну понимаешь т..
Сая , ну понимаешь там есть некие строения, которые адыги не возводили. зато возводили сваны. это те самые башни, которые выдаются за местные и тот самый архызский храм. уж очень он мне сванские напоминает. а башни так вообще 100%. и потом Сая с чего бы это адыгам в такие "горные трущёбы" лезть? от кого прятаться?
|
|
|
|
| |
Пост N: 928
|
|
Отправлено: 31.10.07 17:41. Заголовок: Сослан пишет: ну по..
Сослан пишет: цитата: | ну понимаешь там есть некие строения, которые адыги не возводили. |
| А кроме башен что ещё говорит о присутствии сван? Сослан пишет: цитата: | с чего бы это адыгам в такие "горные трущобы" лезть? от кого прятаться? |
|
Это не трущобы, а красивейшие места с безупречной экологией. И это миф, что адыги жили на равнине. Кроме кабардинцев на равнине никто не жил. Царизм насильно переселял адыгов с гор, где они традиционно жили на болотистые равнины.
|
|
|
|
| Бывалый
|
Пост N: 6951
Замечания:
|
|
Отправлено: 31.10.07 17:52. Заголовок: Сая пишет: А кроме ..
Сая пишет: цитата: | А кроме башен что ещё говорит о присутствии сван? |
| не знаю ну например то, что эта территория с ними граничит я тут на истину не претендую, просто мне кажется так и всё Сая пишет: цитата: | И это миф, что адыги жили на равнине. |
| да это не миф. большая часть адыгских племён конечно жили на равнине вплоть до Тамани. Сая пишет: цитата: | Это не трущобы, а красивейшие места с безупречной экологией. |
| это для курортников они красивейшие и с экологией. когда есть электричество и газ и когда не надо думать на каком клочке колосок посеять. а в старину, когда не было дорог, электричества и других благ цивилизации в горы шли только как в укрытие ибо жизнь в горах неизмеримо тяжелее и беднее чем на равнине. а уж про экологию тогда вообще никто не слыхивал а если адыги жили так высоко в горах, то они по любому должны были оставить после себя некие каменные строения. или они жили в срубах как карачаевцы? но тогда и срубы эти должны остаться и какие-то следы жизнедеятельности. а там к приходу карачаевцев были девственные леса. ну впрочем если ты хочешь, то пусть будут адыги
|
|
|
|
| |
Пост N: 929
|
|
Отправлено: 31.10.07 18:04. Заголовок: Сослан пишет: я тут..
Сослан пишет: цитата: | я тут на истину не претендую, просто мне кажется так и всё |
|
Русланбеку тоже так кажется. Главное, чтобы это были не адыги. Сослан пишет: цитата: | да это не миф. большая часть адыгских племён конечно жили на равнине вплоть до Тамани. |
|
Да нет. До Тамани простираются горы. И есть документы, говорящие об отказе адыгов переселяться на равнину и что царизмом был поставлен ультиматум: или преселение на равнину, или эмиграция. Сослан пишет: цитата: | и когда не надо думать на каком клочке колосок посеять. |
|
Адыги практиковали террасное земледелие. Сослан пишет: цитата: | а уж про экологию тогда вообще никто не слыхивал |
|
Ну уж не надо! Равнина, на которую переселялись адыги всегда славилась своими вредоносными испарениями, заболоченными низменностями и являлась рассадником смертельных болезней. Сослан пишет: цитата: | а если адыги жили так высоко в горах, то они по любому должны были оставить после себя некие каменные строения. или они жили в срубах как карачаевцы? но тогда и срубы эти должны остаться и какие-то следы жизнедеятельности. |
|
Адыги никогда не использовали камень в жилых помещениях. Камень был сакрализирован. И срубы адыги не строили. Традиционное адыгское жилище - турлучные дома. И не вижу повода для комплексов - стремление к роскоши адыгами презиралась. Исключение - хороший конь и оружие. Кстати, ещё до недавнего времени об адыгском прошлом на территории Краснодарского края напоминали только заброшенные черкесские сады.
|
|
|
|
| Бывалый
|
Пост N: 6952
Замечания:
|
|
Отправлено: 31.10.07 19:18. Заголовок: Сая пишет: Русланбе..
Сая пишет: цитата: | Русланбеку тоже так кажется. Главное, чтобы это были не адыги. |
| Русланбеку кажется, что сваны? удивлён. мне не главное чтобы были не адыги. я тут вообще не предвзят. я не руководствуюсь в таких вопросах симпатиями или антипатиями. из того, что я на данном этапе вижу, мне кажется, что это были сваны, хотя возможно я ошибаюсь. По крайней мере следы сванского присутствия в виде башен есть в Балкарии и по по моему мнению в Карачае. Сая пишет: цитата: | Да нет. До Тамани простираются горы. |
| у нас просто разные представления о горах. что для адыга горы, для осетин равнина Сая пишет: цитата: | И есть документы, говорящие об отказе адыгов переселяться на равнину и что царизмом был поставлен ультиматум: или преселение на равнину, или эмиграция. |
| совершенно правильно. только речь идёт никак не о Приэльбрусье, где расположен Старый Карачай, а о тех территориях, которые позже вошли в Карачай в том виде, в котором он сейчас есть. Большинство этих территорий, да собственно всё, кроме Старого Карачая, конечно были адыгскими. Сая пишет: цитата: | Адыги практиковали террасное земледелие. |
| террасное земледелие "практикуют" все горцы, ибо другое там просто невозможно. Сая пишет: цитата: | И не вижу повода для комплексов |
| да не может быть в таких вопросах комплексов. только ты попробуй поживи в условиях высокогорья в турлучных домах с соломенной крышей. карачаевские срубы имели массивную земляную крышу, дома других горцев были каменные. В южной Осетии строили деревянные дома ( так как леса там было много ) но при этом делали крутые двускатные крыши, чтобы снег с них сползал. В любом случае ни о каких турлучных домах в высокогорье я никогда не слышал. Я уже молчу про оборонительную функцию. Насчёт сакральности камня и в связи с этим не использовании его при строительстве, извини, но к подобным умозаключениям я не могу относиться серьёзно. каждый народ вырабатывает тип жилища, который лучше отвечает условиям его жизни. Глупо строить каменный дом с башней в несколько ярусов в степи, где этого камня днём с огнём не сыщешь, а надо откуда-то привозить, точно также глупо строить турлучный дом в высокогорье где зимой очень холодно и большая толщина снежного покрова.
|
|
|
|
| |
Пост N: 930
|
|
Отправлено: 31.10.07 23:38. Заголовок: должны остаться и ка..
цитата: | должны остаться и какие-то следы жизнедеятельности. а там к приходу карачаевцев были девственные леса. |
| Наш родовой аул несколько раз переселялся с места на место из-за того, что река периодически меняла русло. Последний раз в первой половине 20 века. Никаких следов жизнедеятельности кроме одичавших садов, заросших лесом, там нет. Сослан пишет: цитата: | совершенно правильно. только речь идёт никак не о Приэльбрусье, где расположен Старый Карачай, а о тех территориях, которые позже вошли в Карачай в том виде, в котором он сейчас есть. Большинство этих территорий, да собственно всё, кроме Старого Карачая, конечно были адыгскими. |
|
Это совсем другой разговор. Сослан пишет: цитата: | следы сванского присутствия в виде башен есть в Балкарии и по по моему мнению в Карачае. |
|
Сколько примерно этих башен, как они расположены на карте и где можно посмотреть их фото? Не могли они быть построены христианскими миссионерами? Сослан пишет: цитата: | В любом случае ни о каких турлучных домах в высокогорье я никогда не слышал. Я уже молчу про оборонительную функцию. |
|
И тем не менее, адыги жили в горах, исключительно в турлучных домах и не использовали жильё в оборонительных целях. Понимаешь, эти сведения относятся совсем к недавнему времени и тут нет необходимости фантазировать. Как говорится, факты на лице...на лицо. Конечно, наш спор тут не в тему. Хорошо бы перенести его в Адыги.
|
|
|
|
| Бывалый
|
Пост N: 6954
Замечания:
|
|
Отправлено: 01.11.07 07:52. Заголовок: Сая пишет: И тем не..
Сая пишет: цитата: | И тем не менее, адыги жили в горах, исключительно в турлучных домах и не использовали жильё в оборонительных целях. |
| второе: башня в Балкарии . Черекское ущелье. все кто имеет представление о кавказских башнях определят что башня в Черекском ущелье , представляет из себя сванский вариант. я не утверждаю, что башня построена сванами до балкарцев. Балкарцы всё-таки населяют свою территорию достаточно давно. Но то что она построена в сванском стиле и скорее всего сванскими мастерами, это можно утверждать с большой долей вероятности. Возможно фамилия Балкаруковых (к кому приписывается эта башня) и наняла сванских мастеров, как иногда нанимали ингушских мастерови для постройки своих башен сильные осетинские фамилии, ибо ингушские мастера считались первыми в этом деле. я планирую в разделе "соседи" всё таки продолжить сравнение зон Кавказа. А пока ещё два фото: первый балкарец, ниже сван. фото из двух совершенно разных источников. я не люблю делать далекоидущие выводы на основе пары снимков ( хотя этих снимков у меня более 500 и по ним можно составить представление ), но зная о балкаро-сванском и карачаево-сванском соседстве и довольно плотных контактах я для себя отмечаю сванский субстрат в балкарцах и карачаевцах.
|
|
|
|
| Бывалый
|
Пост N: 6957
Замечания:
|
|
Отправлено: 01.11.07 10:49. Заголовок: Сая, я понял мы гово..
Сая, я понял мы говорим о разных вещах
|
|
|
|
| Бывалый
|
Пост N: 6958
Замечания:
|
|
Отправлено: 01.11.07 11:32. Заголовок: Сослан пишет: (вопр..
Сослан пишет: цитата: | (вопрос греческий или грузинский) . |
| например вот известный Шаонинский храм на территории нынешнего Карачая. под скалой на которой он стоит находится осетинское селение Коста-Хетагурово ( по осетински Лаба ) так осетины-туальцы, которые туда переселились в 19-ом веке называли Кубань. а вот один из храмов Абхазии в с. Лыхны как видишь Шаонинский храм имеет очень много общего с храмом в Абхазии. а вот один из сванских храмов картинка не самая удачная, но и тут можно видеть общие архитектурные элементы с Шаонинским и Лыхнинским храмом. как мы видим на карте выше рассматриваемая территория современного Карачая юга граничит с Сванетией и с запада с Абхазией. Так как на территориях последних каменное зодчество в частности православные храмы представлены в относительно большем количестве, то вполне логично предположить, что храмы расположенные на территории современного Карачая ( не путать с старым Карачаем, исконным местом жительства карачаевцев) строились теми-же кто строил подобные сооружения в Сванетии и Абхазии. Возможно это были и греки, но скорее всего всё-таки грузины . По моему мнению. Грузины впрочем строили храмы и в горной Осетии и Ингушетии. Сейчас принято считать, что храмы современного Карачая это дело рук алан, но я что-то очень в этом сомневаюсь.
|
|
|
Ответов - 240
, стр:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
All
[только новые]
|
|