Тестируем НОВЫЙ ФОРУМ Ссылка



АвторСообщение
постоянный участник


Пост N: 674
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.10.07 10:09. Заголовок: Исторические культурные зоны Кавказа


Тема

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 117 , стр: 1 2 3 4 5 6 All [только новые]


постоянный участник


Пост N: 684
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.10.07 11:07. Заголовок: Re:


Это с этой ссылки.....белые гунны, переселившиеся в пределы Северного Кавказа и явившиеся реальными создателями нартовского эпоса, что подтверждается наличием у потомков тех же аваро-эфталитов, шорцев и сагайцев нартовского эпоса, в котором главным персонажем выступает алан-кижи (аланский человек), а сами эпические сказания называются нарт-пак (нартовское сказание), образовали свою государственность в VIII-IX вв. под влиянием Хазарского каганата.
ТО ЕСТЬ ЕЩЁ ОДНО ОЧКО,В ВЕРСИЮ ГУНОВ-ХАЗАР(Белых АКацИРов и СавИров(иронов?)).Эпос,это сильный аргумент.Исходя из инфы,имеем Три версии,по ИР-Ирам.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
умножающий знание,
умножает печаль




Пост N: 1574

Замечания: зонды къуыбылой ФУДЗИ-йы цъуппыл факафыдис.
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.10.07 14:31. Заголовок: Re:


Bolat пишет:

 цитата:
аваро-эфталитов, шорцев и сагайцев


а кто это такие?

сагайцы на не потомки ли скифов сакков?

Мы не только собираемся экспериментировать с матерью природой, но и убеждены, что она сама того хочет (Уилорд Гейлин)

Часто думая, что Бог не слышит наших вопросов, мы не слышим его
ответов.
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 427
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.10.07 01:55. Заголовок: Re:


Bolat фыссы :

 цитата:
В ВЕРСИЮ ГУНОВ-ХАЗАР(Белых АКацИРов и СавИров

Акациры - это в оригинале на тюркском агъач йыр - лесные люди. Агъач - это дерево. Сравни в русском заимствованное карагач, из къара-агъач "черное дерево", либо "твердое дерево". Эти акациры вроде тех древних славян, которых прозвали древлянами. Тоже в лесах обитали(древо).

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 687
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.10.07 11:17. Заголовок: Re:


Русланбек пишет:

 цитата:
Тоже в лесах обитали(древо).

Иры и щас в лесах обитают ,а Сав,это типа чернозёма--степи ...Всёж белые и черные,хазары с гунами были точно

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 873
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.10.07 11:37. Заголовок: Re:


Bolat пишет:

 цитата:
Это с этой ссылки.....белые гунны, переселившиеся в пределы Северного Кавказа и явившиеся реальными создателями нартовского эпоса, что подтверждается наличием у потомков тех же аваро-эфталитов, шорцев и сагайцев нартовского эпоса, в котором главным персонажем выступает алан-кижи (аланский человек), а сами эпические сказания называются нарт-пак (нартовское сказание), образовали свою государственность в VIII-IX вв. под влиянием Хазарского каганата.
ТО ЕСТЬ ЕЩЁ ОДНО ОЧКО,В ВЕРСИЮ ГУНОВ-ХАЗАР(Белых АКацИРов и СавИров(иронов?)).Эпос,это сильный аргумент.Исходя из инфы,имеем Три версии,по ИР-Ирам.

Bolat
Извини, но какие гунны, хазары, шорцы, мморцы, эфталиты????????????????????????
Нартский эпос - это эпос народов северо-западного Кавказа. От Чёрного моря до Осетии. ВСЁ!
И насыщенность спадает от моря к Центральным районам.
Алан-кижи - нартовский персонаж? У адыгов нет никакого алан-кижи. У осетин есть?
С чего ты взял, что гунны создатели? Только потому, что у их потомков обнаружены его отголоски?
А у нас не просто отголоски. Отмахнёмся от этого факта?

И скажи, пожалуйста, что это за такие белые гунны? Откуда они взялись, где жили и чьи они потомки?
Встречались ли они вне пределов Кавказа? А если да, то откуда мигрировали: на Кавказ или с Кавказа?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 688
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.10.07 17:52. Заголовок: Re:


Сая,Привет!Я сразу скажу,что это всё лишь ПОИСКИ(!) по названиям ,,ИР,,,,,ИРОН,,.Есть три версии,кои более менее имеют истоки(Эрети,скифо-сарматы,,,гуно-болгары,,).Одна из них гуно-болгаро-хазарская,где Осетия,есть Савэти,а Дигорское ущелье(ИРаф)--Сав(ф)ИРское.То есть, есть локальный район ИРаф-УаллагИР,от которого и пляшем.
Всё что касаемо ЭПОСА,тут приоритет за адыго-абхазами и осетинами Несомненно,но исключать связи НА ВОСТОК(в Азию),я бы не стал.Например,есть сюжет проникновения жизни по лучу света у монгол и тюрков как и у осетин,вскармливание животными и многое другое....Материал по гуно-болгаро-хазарам я привёл немало ранее,и выводы (для себя) вывел такие:то,что мы называем первыми тюрками в Европе и на Кавказе--это смеси различных народов,в коих очень значительную часть составляли ираноговорящие,переходившие постепенно на иные языки...Ну и судя по этим СавИРам и Хазарам(овсам Мровели)возможна такая связь,включая подтюреченый иронский,эпос и тд.
Дигорский вариант эпоса более тяготеет к архаике(степь,моря) и адыго-абхазским вариантам,иронский--более местный.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 874
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.10.07 01:22. Заголовок: Re:


Привет, Болат! Извини, что резковато... ))))))))))
Я понимаю, что поиски. Но когда эти поиски приводят к абсурдным выводам, надо вернутся к началу и начать искать ошибку.
Вот посмотри, что ты сейчас пишешь:

 цитата:
Всё что касаемо ЭПОСА,тут приоритет за адыго-абхазами и осетинами Несомненно,но исключать связи НА ВОСТОК(в Азию),я бы не стал

Связи исключать я бы тоже не стала, но ведь чуть ранее ты написал:

 цитата:
белые гунны, переселившиеся в пределы Северного Кавказа и явившиеся реальными создателями нартовского эпоса

Так ты не исключаешь связи на Восток или считаешь создателями эпоса мифических белых гуннов?


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 700
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.10.07 10:31. Заголовок: Re:


Сая пишет:

 цитата:
Извини, что резковато...

Да я как то и не заметил Твою ,,резковатость,, Сая пишет:

 цитата:
Но когда эти поиски приводят к абсурдным выводам, надо вернутся к началу и начать искать ошибку.

Ясно дело,но пока абсурдом не тянет Сая пишет:

 цитата:
но ведь чуть ранее ты написал

Сая,это не я написал.Я же указал,что это из той ссылки на предыдущей странице,то есть отсюда
http://karachays.borda.ru/?1-2-0-00000090-000-0-1-1192036834.
Естественно,утверждать,что создатели НАРТОВ--гуны,это перебор.Связи--ДА,Сюжеты-возможно,но СОЗДАТЕЛИ--ЭТО НЕ РЕАЛЬНО.
Я связал инфу из этой ссылки с версией ИР-САВИР,а это как раз таки приемлемо ,по связям и сюжетам.Нартпаки и алан-кижи,сама понимаешь--натянуто всё,так как основа эпоса закладывалась ещё ДО ПОЯВЛЕНИЯ реальных кавказских алан и гунов.Это ещё скифо-сарматская эпоха

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 875
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.10.07 19:51. Заголовок: Re:


Bolat пишет:

 цитата:
Сая,это не я написал.Я же указал,что это из той ссылки на предыдущей странице,

Всё.))) Беру свои слова назад. Я и не заметила, что из той ссылки. Теперь понятно, откуда ветер дует.
Bolat пишет:

 цитата:
Связи--ДА,Сюжеты-возможно,но СОЗДАТЕЛИ--ЭТО НЕРЕАЛЬНО.

Слово в слово что я собиралась написать. )))

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 704
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.10.07 20:48. Заголовок: Re:


Сая пишет:

 цитата:
Теперь понятно, откуда ветер дует.

Откуда же ещё,из гор КБ

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Бывалый


Пост N: 6875

Замечания: уаззау зондыл хаст у.ницы хуызы йа ис фезмалын канын йа бынатай.агъдауджын ирон лаппу-лаг у.
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.10.07 12:34. Заголовок: Re:


продолжая тему....

КАВКАЗСКИЙ ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ СБОРНИК. IX. М., 1989.

ОСЕТИНО-ВАЙНАХСКИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ
Б. А. Калоев
Зарождение осетипо-вайнахских этнокультурных контактов сле¬дует относить, видимо, 1{ IV в. н. э.— эпохе появления па Кав¬казе алан и активному политическому и культурному влиянию их на местные народы. Эта важная историко-культурная проб¬лема — длительное взаимодействие алан, иранцев по языку и культуре и коренных обитателей Северного Кавказа — в истори¬ческой литературе до сих пор остается малоизученной. Отдель¬ные ее аспекты рассматривались лингвистами и археологами'. Предметом специальных исследований дореволюционных и со¬ветских авторов стали исторические и культурные связи осетин с пародами соседних районов Кавказа — балкарцами, карачаев¬цами, абхазами, грузинами — сванами и мегрелами 2.
В данной работе предпринята попытка рассмотреть этнокуль¬турные связи осетин с народами восточной части Северного Кав¬каза—вайпахами (чеченцами и ингушами), проявляющиеся в материальной и духовной культуре, обычаях, верованиях, в эпо¬се. Такая культурная общность — результат не только этнокуль¬турных связей этносов. Во многом она объясняется сходством прнродно-географических условий, участием в этногенезе осетин и вайнахов общих этнических компонентов — древпекавказского и иранского. Но это особая тема исследования. Нас же интере¬суют общие черты в культуре осетин и вайнахов как результат их давних этнокультурных связей (хотя вполне четко опреде¬лить именно этот культурный пласт не всегда удается).
В основе настоящей статьи — свидетельства нарративных источников преимущественно XVIII—XIX вв., а также полевые материалы, собиравшиеся автором на Северном Кавказе в тече¬ние многих лет (начиная с 1950-х годов) экспедиционной работы.
Сходство элементов материальной и духовной культуры вай¬нахов и осетин, их обрядности, верований давно отмечено мно¬гими бытописателями прошлого. Грузинский географ XVIII в. Вахуштп, хорошо знакомый с жизнью горцев Центрального Кав¬каза, писал, что ингуши и чеченцы «одинаковы с овсами (осе¬тинами.— Б. К.) верованиями, нравами, поступками, обычая¬ми» 3. На культурную общность осетин и вайнахов (главным


*в связи с особенностями файла, тут много подмен одних символов(букв) другими, но я думаю это не сильно мешает чтению.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Бывалый


Пост N: 6876

Замечания: уаззау зондыл хаст у.ницы хуызы йа ис фезмалын канын йа бынатай.агъдауджын ирон лаппу-лаг у.
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.10.07 12:37. Заголовок: Re:


образом ингушей) обратил внимание А. М. Шегрен. Не исклю¬чено, что отмеченная культурная общность осетин и ингушей была главной причиной создания в 1774 г. Духовной комиссии для восстановления христианства, действовавшей в среде имен¬но этих двух народов''.
В XIX в. П. И. Грабовский, хорошо знавший быт чеченцев и ингушей, в своей работе привел множество фактов осетиио-вайнахских параллелей в дохристианских верованиях (боя^ества, культы, празднества), обрядах и обычаях, фольклоре, в нартских сказаниях; он же обратил внимание на общие черты в погре¬бальных и крепостных сооруя?ениях этих народов5. Такого я^е рода сведения приводят в своих работах В. Ф. Миллер в, Б. Дал-гат7, Г. Вертепов и другие, изучавшие быт и культуру осетин и вайнахских народов. Г. Вертепов, например, характеризуя этно¬культурные контакты осетин и ингушей Джерахского ущелья, уходящие, по его словам, в глубь веков, отмечал, в частности, что у них «свадебные обычаи, обряды во время родов, при вы¬боре имени для ребенка и т. п. ... почти совершенно одинако¬вы». Он объяснял такую общность смешанными осетино-ингуш¬скими браками, которые действительно были очень распростра¬нены меясду осетинами и ингугаами-дя?ераховцами. «Занести именно эту категорию обычаев и обрядов к ингушам,— пишет он,— могли только невесты и матери: если бы заимствование обычаев было результатом внешних сношений двух племен, то оно сказалось бы скорее в других сферах жизни» 8.
Из работ советских исследователей по этнографии вайнахов преяеде всего следует назвать работу Л. П. Семенова, в которой обстоятельно раскрыты многие элементы материальной и духов¬ной культуры ингушей, путем сравнительного анализа выявлены общие черты с культурой осетин. По мнению автора, приведен¬ный им обширный материал «ярко свидетельствует о давности и глубине культурного и экономического общения Ингушетии и Осетии» 9.
Осетины издавна называют ингушей двумя именами: мгехъ-хъкл и хъулгъа, чеченцев — цкцхйнаг. Более вероятно, что этно¬ним махъхъял, которым осетины называют ингушей ущелья Армхи — по-осетински р. Махъхъхлдон, появился у них раньше этнонима хъулгъа (от самоназвания ингушей г1алг1ай). Этно¬ним хъулгъа, возмояшо, возник в осетинском языке с переселе¬нием ингушей на равнину, но не получил широкого распростра¬нения. Чаще всего именем хъулгъа называли страну ингушей. «Он из хъулгъа» означало, что он из Ингушетии. В настоящее время название хъулгъа почти исчезло из осетинского языка и осетины называют ингушей этнонимом махъхъхл.
Этимология этого этнического названия интересно показана А. Н. Генко в его работе «Из культурного прошлого ингушей». «Эрзий (Арзии), т. е. с. Эрзи (в ущелье Армхи.— Б. Л*.),—пи¬шет он,—значит по-ингушски «орел», а махъхъал, по объясне¬нию некоторых ингушей,—название птицы вроде орла; в чечен-ском ... (по Услару) — орел, махъхъал, коршун»10. Ограничи¬ваясь этим указанием, можно полагать, что название махъхъал сначала было воспринято соседними осетинами-тагаурцами, а от них — жителями других районов Осетии. Чеченцы и ингуши на¬зывают всех осетин х1ири, т. е. именем этнической группы осе-тин-иропцеви, с которой вайнахи веками соседствовали и обща¬лись.
Отражение слолшых этногепетических процессов, происходив¬ших в древности в пределах Центрального Кавказа, мы находим в исторических преданиях осетин и ингушей. «Как мы можем резонно полагать, первое проникновение иранской речи на Се¬верный Кавказ,— пишет Е. И. Крупнов,— приходится на VII— VI вв. до п. э. ...Этим было положено лишь начало языковой ирапизации некоторых групп местного кавказского населения»52. Этот процесс был длительным и сложным, что в какой-то мере подтверждается археологическими материалами13. Можно пола¬гать, что отзвуки такого рода событий, в частности миграций алан на восток, отразились в осетинских преданиях. В одном из них повествуется о поселении в центре Куртатинского ущелья по р. Фиагдон братьев Курта и Тага — родоначальников Курта¬тинского и Тагаурского обществ Осетии, вышедших из соседне¬го Алагирского ущелья (крупный центр алан-осетин). В Ала-гирском ущелье в средние века жили древние осетинские роды, в их числе и знаменитая фамилия Царазоновых — потомки ле¬гендарного Ос-Багатора, от которого ведут свое происхоягдение многие фамилии Северной и Южной Осетии14.
На новом месте, гласит предание, Курта и Тага не полади¬ли. Расставшись с братом, Тага занял новые земли, простирав¬шиеся на восток. В предании, записанном в 70-х годах XIX в., -умалчивается о прежних обитателях этих мест, об их судьбе. Мояшо предполагать, что в предании отразились факты мигра¬ций алан на восток. Аланские захоронения раннего средневе¬ковья, открытые в ряде горных и предгорных районов Чечено-Ингушетии, в том числе в Дл<;ерахском ущелье, также свиде¬тельствуют в пользу такого мнения'5.
После монголо-татарского нашествия на Северный Кавказ су¬щественно изменилась этническая карта этого региона. Л. П. Се¬менов, основываясь на сравнительном анализе памятников мате¬риальной культуры ингушей, считает, что именно в этот период последние мигрировали из густонаселенного ущелья р. Ассы на запад, где со временем возникла богатая башенная, скле-повая и храмовая культура (селения Лейлаг, Хани, Эрзи, Лежг
и др.).
«Основываясь на этих данных,— пишет Л. П. Семенов,— можно с уверенностью сказать, что древние обитатели Ассин-ской долины в поисках новых мест для поселения в большом количестве продвигались к западному району, представлявшему по сравнению с восточным благоприятные условия для хозяйст¬венной и культурной жизни в связи с близостью к важному торголому пути, соединявшему Северный Кавказ с Закавказьем» '". Заселение ингушами указанных районов в послемонгольский пе¬риод, их взаимоотношения с соседними осетинами нашли отра¬жение и в некоторых героических сказаниях ингушей. Чах Ахриев впервые использовал собранные им народные ингушские предания в качестве источника по истории ингушских селений. «Когда жить стало тесно,—пишет он,— галгаевцы начали высе¬ляться в долину (Джерахское ущелье.— /). К.)». По его словам, первым в этих местах поселился галгаевец Леван, основавший с. Джерах, в которое поселились две осетинские фамилии — Ду¬ровы и Хаматкановы. Далее в предании говорится, что потомки Левана, чувствуя, что «стало тесно жить... расселились к запа¬ду и построили аулы Пятеш и Фартауг». Их примеру последо¬вали и Дуровы, которые, уйдя на запад, основали там «Верх¬ний и Нижний Озми» 17.
На миграцию ингушей из ущелья Ассы в соседние западные районы указывает и героическое сказание о Колой-Каите, счи¬тающемся родоначальником ингушской фамилии Калоевых.
Итак, с переселением ингушей в Дяшрахское ущелье и в до¬лину Терека возник целый ряд смешанных осетино-ингушских сел, развивались родственные связи между осетинами и ингуша¬ми. Насколько сильна была дружба менаду этими народами по¬вествует одно из ингушских преданий, приводимое Г. Вертепо-вым: «На земле джераховцев,— говорится в предании — яшла тогда значительная часть их западных соседей-осетин, с кото¬рыми они были в самых друя?ественных отношениях. Д;керахов-цы и осетины вместе собирали плату за проезд через Дарьяль-ское ущелье с проходивших караванов и мирно делили ее среди окрестного населения, на котором лен^ала обязанность следить за исправностью дороги». При этом автор добавляет: «Достойно замечания, что у осетин деньги получал только привилегирован¬ный класс — алдары (феодалы.— Б. К.), а у дя^ераховцев как правители, так и остальные классы получали поровну 18.
По данным других ингушских преданий, записанных в 1920-х годах Л. П. Семеновым, многие осетинские фамилии не только друяшли с ингушскими, но и находились в родственных отно¬шениях. Так, осетины Гуриевы, жившие в с. Саниба, имели родственников-ингушей в с. Фуртоуг. Обе фамилии — осетинская и ингушская — обменивались взаимными визитами во время се¬мейных торжеств (свадьба, похороны, рояедение первенца), по¬долгу гостили друг у друга. Осетии из фамилии Гуриевых, умерший в с. Фуртоуг, мог быть похоронен в этом яге селе, и наоборот. Интересно, что в с. Саниба некоторые подземные склепы называют ингушскими. Ингушские фамилии Хаматкано-вых и Дуровых родиной своих предков считают с. Тменикау Тагаурского общества '9.
Ваяшейпшм источником для определения территории рассе¬ления алан-осетин и предков современных вайнахов является доаланская топонимика. Отметим лишь, что из 8326 зафиксированных А. Д. Цагаевой топонимов на территории Северной Осе¬тии названия, объясняемые из осетинского языка, составляют 7012. Часть названий (72) А. Д. Цагаева относит к древнекав-казскому пласту. Значительное число таких названий имеется и на территории Восточной Осетии — в Санибанском, Кобаиском, Даргавском и других ущельях вблизи Чечено-Ингушетии. На¬пример, топонимы Анах, Асух, Абуантх, Гхмбыз, Пурт, Чиаш, Хиах, Ххбал и т. д., не объясняемые из осетинского языкаы. В этих же районах имеются топонимы явно вайнахского проис-хояедения. Таковы, например, названия с. Ламардои, первая часть которого означает в ингушском «горец», и горы Тбау — «притаиться» (Таба), находящихся в Даргавском ущелье21. Под именем Ламардон были известны два селения: Хусар (Юж¬ный) Ламардон и Цхгат (Северный) Ламардон, знаменитые своими башенными постройками. Гора Тбау имела своего покро¬вителя — Уацилла (бога хлебных злаков), отчего она называ¬лась Тбау-уациллайы хох (гора по имени Тбау-уацилла). На ней находилось святилище Уацилла, почитавшееся ягателями Дар-тавского ущелья. Здесь устраивались н?ертвоприношения и со¬вместные пиршества в определенный день года.
Возможно, что в древнекавказском пласте топонимии Осетии имеется немало других ваинахских названий, ояшдающих своего объяснения. С другой стороны, весьма ваншым для данной темы является изучение алаио-осетинских топонимов на территории Чечено-Ингушетии. Однако вопрос этот остается до сих пор вне поля зрения исследователей.
Позднесредневековые осетино-вайнахские этнокультурные свя¬зи подтверя;даготся и мноя?еством одноименных фамилий у осе¬тин и ингушей. Среди них широко известны: Дударовы, Плие-вы, Гайтовы, Таутиевы, Калоевы, Льяновы, Гардановы, Дуровы, Хаматкановы, Хутиевы и др. Не останавливаясь на ироисхон!-дении этих и других осетино-ингушских одинаковых фамилий, отметим лишь, что многие из представителей этих фамилий, помия имя своего родоначальника, выводят его либо из Осетии, либо из Чечено-Ингушетии. Так, ингушские фамилии Гайтовых, Таутиевых, Льяновых, Дуровых, Хаматкановых, отчасти и Ду¬даровых ведут свое происхояодение из Осетии, поддерживая до наших дней родственные связи со своими осетинскими однофа¬мильцами гг. Такие связи выражаются во взаимных визитах, особенно во время свадеб, похорон, рождения сыновей-первенцев и других семейных и общественных торяшствах, а также в ока¬зании помощи друг другу во всех случаях жизни.
Появление родоначальников этих фамилий в Ингушетии было вызвано главным образом обычаем кровной мести, от которой виновная сторона спасалась обычно бегством в инонациональную среду. Однако такие многочисленные фамилии, как Плиевы, Ка¬лоевы, Багаевы, Хасиевы и др., составлявшие в Осетии и Чече¬но-Ингушетии целые поселения, видимо местного происхояще-ния. Меяоду такими одинаковыми фамилиями осетин и вайнахов.




Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Бывалый


Пост N: 6877

Замечания: уаззау зондыл хаст у.ницы хуызы йа ис фезмалын канын йа бынатай.агъдауджын ирон лаппу-лаг у.
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.10.07 12:38. Заголовок: Re:


отсутствуют какие-либо родственные связи, хотя они иногда считают себя формально родственниками.
Большой интерес издавна вызывает происхождение фамилии Дударовых, выводимой одними исследователями из Осетии, дру¬гими — из Чечено-Ингушетии. Вайнахские предания о происхож¬дении рода Дударовых, как и ряда других, например Калоевых, дают возможность проследить процессы миграции ингушей из Ассинской котловины — центра формирования их культуры — в западные районы (в Лрмхи и Джерах). Так, по некоторым преданиям, родоначальник ингушских Дударовых, вышедший из Чечни, сначала обитал в Джерахском ущелье, затем спустился в долину Терека и, войдя в состав тагаурских феодалов-осетин, жил на левом берегу этой реки.
Территория расселения ингушского этноса в эпоху позднего средневековья прослеживается и на основе памятников матери¬альной; культуры. Исследователи справедливо считают Лсснпскую котловину центром древней культуры ингушей: здесь сосредото¬чено множество их боевых башен, замковых построек, склепов, языческих святилищ, христианских храмов и т. д. Несколько меньше их в верховьях Армхи и Джераха, в долине Терека. Мно¬гие памятники материальной культуры осетин и ингушей имеют поразительное сходство (боевые и жильте башни, замки, склепы, памятные столбы и т. д.). Исключение составляют лишь знаме¬нитые ингушские башни со ступенчатой пирамидальной кровлей, почти не встречавшиеся на территории Осетии. Строительством таких башен занимались иногда целые фамилии мастеров, соору¬жавших аналогичные укрепления и у соседних народов. Так, в Осетии известно несколько боевых башен, построенных ин¬гушскими мастерами: башня Мамсуровых (с. Даргавс), Калоевых (с. Калотыкау в местечке Хилакъ), Дзугоевых (с. Донисхр\
и т. д.23
Из распространенных крепостных построек известен был за¬мок (галуаи — у осетин), строившийся «сильными» фамилиями и феодалами почти по одному образцу. У осетин он обычно состо¬ял из жилой и боевой башен, некоторых жилых и хозяйствен¬ных построек, обнесенных каменной стеной с арочным входом. У вайпахов (ингушей) он ограничивался одними башнями (одной пли двумя жилыми, одной боевой) 2\
Жилая башня (ганах — у осетин, гала — у ингушей) состоя¬ла обычно из трех этажей, из которых первый служил для по¬мещения скота, второй — для жилья, третий — для оборопы 25. Позже у осетин, когда ганах перестал выполнять функцию обо¬роны, третий этаж его, по словам информаторов, стал служить для приема гостей. Башня имела внутреннее межэтажное сообщение посредством лазов, вход на первом этаже оформлялся в виде арки. Во многих случаях башня служила жильем (особенпо у осетин) для больших патриархальных семей.
Многие боевые бапши вайнахов были аналогичны осетип-ским: это башня с плоской крышей из 4—5 этажей с арочным лазом на втором этаже. Все этажи ее, кроме нижнего, имели бойницы для круговой оборопы; в нижнем этаже содержали во¬еннопленных или хранили зерно и домашнее имущество. Вайнах-ский вариант башни отличался от осетинской лишь выдолблен-ным на стене крестом, иногда она имела внутренний свод па вто¬ром или третьем этаже. В Осетии башня с таким крестом зафик¬сирована только в с. Галнат, а со сводом — в с. Даргавс (башня
Мамсуровых).
Башни с пирамидальной крышей, распространенные в Ингу¬шетии (очень редко в Чечне), отсутствуют в Осетии. В то же время наземные склепы здесь строили с пирамидальной крышей, их ареал охватывал всю Восточную Осетию; в Дигории склепы с такой крышей по отмечены26. Такие же склепы строились в Ингушетии, отчасти в Чечне. Можно предположить, что эта скле-повая архитектура создавалась общими творческими усилиями многих соседних народов, в том числе осетин и вайнахов. Во всяком случае их склепы (наэемпые, иолуподзомпые, подзем¬ные), составлявшие нередко целые «города мертвых» (в Осетии —. в селениях Даргавс, Джимара, Махческ, в Ингушетии — в се¬лениях Фалхан, Салги) или располагавшиеся в большом количе¬стве непосредственно за селом, отмечались весьма большим сход¬ством.
Известный исследователь памятников материальной культуры вайнахов и осетин Л. П. Семенов, например, отмечал: «Сходство ингушских наземных склепов с осетинскими не только в основ¬ных архитектурных формах, но и в различных характерных дета¬лях». К ним автор относил, в частности, желтую окраску скле¬пов, одинаковое устройство лазов и их затворов, просверленные, небольшие плиты, вделанные в стену, отпечатки рук па степах, глубокие ниши в полуподземных склепах (в Ингушетии — в с. Салги, в Осетии — в с. Даргавс, Кобап) и т. д.
Почти пе отличался у этих народов и обряд погребения в на¬земных склепах (покойников клали на деревянные нары в опре¬деленном направлении по частям света), как и погребальный ин¬вентарь: гробы, ладьеобразные колоды, люльки, оружие, украше¬ния и т. д.27 Отметим, что ладьеобразная колода, много раз паходимая в склепах осетин и ингушей, относится к аланской эпо¬хе 28, а рогообразпый женский головной убор «курхарс», встре¬чавшийся только в ингушских женских погребенияхгэ, по-види¬мому, является наследием древних иранцев: он очень напомина¬ет один из вариантов скифского головного убора 30.,
Сходные черты имеют у осетин и вайнахов памятные столбы, располагавшиеся обычно на проезжих дорогах, и языческие свя¬тилища, почитавшиеся в горах и после принятия мусульманства. Свидетельством давних этнокультурных контактов этих паро¬дов могут служить и некоторые изображения всадников па ин¬гушских склепах (селения Ляйлаг, Эгикал) и культовых памят¬никах (известный храм Тхаба-Ерда и святилище Галь-Ерда), в которых исследователи видят отражение обряда посвящения



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Бывалый


Пост N: 6878

Замечания: уаззау зондыл хаст у.ницы хуызы йа ис фезмалын канын йа бынатай.агъдауджын ирон лаппу-лаг у.
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.10.07 12:40. Заголовок: Re:


коня покойнику 3\ широко бытовавшего не только у осетин, но и у ингушей до принятия ими ислама. Известно, что обряд этот восходит к скифской эпохе 32. Под влиянием мусульманства из быта вайнахов исчезло пиво, приготовлявшееся ими, подобно осе¬тинам, в больших медных котлах, еще недавно находимых в ряде мест горной Ингушетии33. По определению В. И. Абаова, культура пива, занесенная из Северной Европы, была воспринята кавказскими аборигенами от древних иранцев 34.
Осетино-вайнахские связи прослеягаваются и во многих сель¬скохозяйственных орудиях, и в традиционных занятиях. Так, тра¬диционное ингушское горное пахотное орудие волокуша и коса совершенно аналогичны осетинским35. Большое сходство имеют традиционные отрасли хозяйства, особенно домашние промыслы (обработка шерсти, дерева, металла и т. д.), а также пчеловод¬ство и охота.
Можно заключить, что тоясдество многих черт культуры осе¬тин и вайнахов объясняется, как указывалось, не только сходст¬вом их географического положения, близким соседством и обще¬нием, по и общими истоками — вкладом древнего населения ре¬гиона в их культуру.
Немало примеров общности мы находим в духовной культуре этих народов, в их обычаях, нравах, обрядах, фольклоре, а также в дохристианских и домусульманских религиозных воззрениях. Ингуши в этой области стоят намного ближе к осетинам, чем к родственным им чеченцам. В этом можно убедиться, например, при рассмотрении самых различных вопросов, касающихся обще¬ственного и семейного бьтта вайнахов и осетин. Известно, что кровная месть у осетин и ингушей падала на широкий круг род¬ственников — до третьей степени родства, продолжалась годами, нередко приводя к истреблению целых фамилий. Сходным было у них и примирение кровников, совершавшееся почетными стари¬ками (медиаторами) по определенному ритуалу, с уплатой винов¬ной стороной «цены крови» («платы примирения») и устройством ею так называемого «кровного стола» — угощения для большого числа людей.
В Чечне наоборот: в случае кровной мести старались погасить скорее огонь вражды и не допустить его распространения. При этом примирение сторон происходило путем простого рукопоя^атия и формулы: «Мы вас перед людьми прощаем», уплата я?е за кровь считалась большим позором: «Мы не торгуем кровью убитого»,—говорили чеченцы. Возмояшо, что в этом сказалась роль ислама, ведшего жестокую борьбу против обычая кровной мести.
Во многом аналогичны и другие обычноправовые нормы осе¬тин и ингушей, например клятвенная формула, произносившая¬ся перед языческими святилищами, на кладбищах, перед скле¬пами в случае убийства или кражи. Одной из таких самых су¬ровых клятв считалось убийство собаки, которое совершалось на фамильном кладбище подозреваемого, в присутствии его родственников и односельчан. Этот обряд сопровождался следующей формулой: «Если ты, зная, кто совершил убийство (или воровст¬во), скрываешь, то пусть эта собака будет в пищу твоим покой¬ным» зв.
Весьма сходными чертами характеризовался весь обществен¬ный быт осетин и ингушей: система управления и судопроизвод¬ства, ряд обычаев, в том числе побратимства и посестримства. Молодые люди, решив стать побратимами, бросали серебряную монету в чашу с хмельным напитком (у ингушей нередко с мо¬локом), пили его, принося клятву, что останутся братьями до конца своих дней. Монета отдавалась одному из них или по¬стороннему лицу, затем они обменивались личными вещами (кин¬жалами, папахами, черкесками и т. д.). «Побратавшиеся,—пи¬сал Б. Далгат об ингушах,— считаются родными; делают они друг за друга различные дела; однако за смерть одного не мстит другой — это дело однофамильцев» ".
Исследователи не раз отмечали и тонедество многих черт се¬мейной обрядности осетин и вайнахов, особенно ингушей, объ¬ясняя это лишь близким соседством горцев. Но дело не только в территориальном соседстве. Межнациональные браки, заключав¬шиеся между ингушами и осетинами, известны уже в позднем средневековье, причем ингуши чаще вступали в браки с осетин¬ками, чем осетины женились на ингушках. Во всяком случае, ингушский свадебный цикл, по утверждению многих авторов и по нашим наблюдениям, почти аналогичен осетинскому38. При за¬ключении брака у тех и у других требовалось согласие всех род¬ных и родственников брачующихся. Особо учитывалось мнение дяди по матери. Сватами могли быть два—три авторитетных мужчины, большей частью из числа родственников. Сватовство тянулось иногда годами. Если родители невесты не были соглас¬ны на брак, то они отвечали, что у них нет девушки па вы¬данье; если же они хотели породниться, то говорили, что долж¬ны посоветоваться с родственниками. Даже в этом случае сваты доляшы были совершить несколько визитов в дом невесты, чтобы получить ответ и дать залог, означавший, что брачный союз бу¬дет заключен. Срок от сговора до свадьбы зависел от уплаты ка¬лыма, который состоял из значительного количества мелкого и крупного рогатого скота или суммы денег, а ташке ряда ценных вещей, в том числе большого медного котла для пива. Поэтому менее состоятельного жениха невеста ясдала годами. Распростра¬ненным явлением было насильственное похищение девушек, что приводило к возникновению между двумя фамилиями обычая кровной мести.
Во многом едины были свадебные обряды. Ингуши, как и осе¬тины, выполняли такие архаические обычаи, как трехкратное об¬ведение невесты вокруг очага, преграяедепие дороги свадебному поезду, подношение невестой чаши меда будущей свекрови, тор¬жественные проводы молодой к речке и т. д.39 Сходным был и порядок застолья: сидели по старшинству, перед старшим ставили голову, шею и правый бок жертвенного животного (эти части тугаи считались у осетин и ингушей самыми почетными).
Свадьба сопровождалась танцами, в которых была занята вся молодежь. Девушки приходили сюда только по приглашению в сопровождении родственников, зорко следивших за том, чтобы никто не обидел их. Всякие «вольности» (даже моргание или не¬осторожное прикосновение рукой во время танцев) в отношении девушки считались оскорблением и нередко вызывали кровную месть.
Большие различия наблюдались в музыкальной культуре осе¬тин и вайнахов. Например, массовые танцы не были известны вайиахам. Среди ингушей была распространена лезгинка (ее ис¬полняла пара — девушка и юноша), не известная осетинам. Сре¬ди вайнахов неизвестен древний музыкальный инструмент типа арфы, бытовавший у осетин, сванов, абхазов, адыгов. Многие черты музыкальной культуры вайнахов более близки к музыкаль¬ной культуре народов Дагестана, в частности аварцев и ку¬мыков.
В специальной литературе не раз отмечалось единство похо¬ронных и поминальных обрядов осетин и вайнахов, особенно гор¬цев-ингушей до принятия мусульманства, т. е. до начала XIX в. Шегрен был первым, кто описал эти архаические обряды: одева¬ние покойника во все новое, оплакивание, посвящение копя, ри¬туальные скачки и стрельба в цель и т. д. Похороны у осетин (участие в них сотен людей, устраивавшиеся в течение года по¬минки по умершему) требовали огромных расходов, нередко при¬водивших к разорению даже богатых семей. «От беспрестанных поминок,— пишет Шегрен,— в доме не остается пи одного быка, ни одного барана, все это уходит па угощение». По сообщению Шегрена, у горцев существовал и другой единый обычай: где бы горец ни умер, его непременно хоронили на родовом кладбище или в склепе; «умерших на чужой стороне, в плену или захва¬ченные тела убитых,— пишет он,— стараются выкупить или выме¬нивать на живых с тем, чтобы только похоронить па своих клад¬бищах» 40. Этому автору мы обязаны первым описанием и таких древних обрядов, уходящих в скифскую эпоху, как обрезание косы у вдовы и посвящение коня покойнику; по его словам, они одинаково бытовали у осетин и ингушей Джерахского, Галгаев-ского и Кистипского обществ; он приводит краткое изложение напутственной речи руководителя обряда посвящения коня, изве¬стной только осетинам и являвшейся также, по-видимому, насле¬дием древних иранцев (позднее у коня обрезали только кончик уха).
К сожалению, нам не известно, насколько эти обряды осетин и вайнахов (ингушей) были одинаковы в деталях. Шегрену при¬ходилось наблюдать такие обряды главным образом у осетин. Из его сообщения, например, мы узнаем, что у осетин и вайнахов покойнику посвящали его коня или коня его ближайшего родст¬венника; животное подводили к могиле «в полном убранстве» и




Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Бывалый


Пост N: 6879

Замечания: уаззау зондыл хаст у.ницы хуызы йа ис фезмалын канын йа бынатай.агъдауджын ирон лаппу-лаг у.
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.10.07 12:42. Заголовок: Re:


конец узды вкладывали в руку покойного. Посвятителем коня мог быть только старик, обладавший красноречием и знанием ритуаль¬ной напутственной речи. Шегрен утверждает, что он сам слышал эту речь на осетинских похоронах «от одного из лучших ора¬торов».
Весьма архаическими своеобразными чертами характеризовал¬ся у горцев и обряд оплакивания, который также наряду с об¬щими чертами имел и немало различий. Отметим, что у осетин, близкие родственники выражали свою печаль самоистязанием и громкими воплями, а женщины совершали ирон фхндаг (букв, «осетинская дорога») — очень сложный ритуал оплакивания; вой¬дя во двор покойного, они становились па колени в несколько ря¬дов и ползли, ударяя себя в такт но щекам и коленям; впереди находилась искусная плакальщица, причитание которой вызывало слезы даже у самого черствого человека. Такие яге обычаи были приняты у вайнахов: близкие родственницы громко рыдали, цара¬пали ногтями лицо, рвали волосы ". Характерно, что наблюдав¬шиеся Шегроном похоронные и поминальные обряды сохранились в пережиточной форме у горных вайнахов и тогда, когда ислам занял в этих районах прочные позиции. Е. М. Шиллинг, из¬учавший в 1920-х годах в горной Ингушетии домусульманские ве¬рования, со слов информаторов описал некоторые похоронные обряды, например скачки и стрельбу в цель, устраивавшиеся горцами-вайнахами еще в конце XIX в. (а осетинами — до не¬давнего времени на больших поминках).
Хотя такие обряды у осетин и вайнахов не были едиными, в них все-таки немало общего. Чтобы убедиться в этом, приве¬дем описание поминальных скачек у вайнахов, сделанное Е. М. Шиллингом: «Родственники умершего выбирали у желаю¬щих участвовать в скачках четырех лучших копей. После этого всадники отправлялись в дальнее селение, имея в руках ветви¬стые палки, обвешанные яблоками и орехами. Приехав в селение, они одну палку дарили хозяину дома, где останавливались на ночлег, а остальные — почетным старикам. На следующее утро состязавшиеся должны были скакать к месту поминок. Призом «победителю» был комплект мужской одежды, сделанной за счет родственников умершего».
Как видим, порядок проведения скачек почти аналогичен осе¬тинскому, если не считать некоторых моментов. Например, у осе¬тин ветку украшали фруктами не на скачках, а при совершении обряда «лхм», который был неизвестен вайиахам.
По окончании скачек состязались в стрельбе, о порядке про-дения которой, к сожалению, очень мало сведений в описании Е. М. Шиллинга. Отмечается лишь, что на этих состязаниях в качестве приза давали козу; у осетин же было принято давать барана, корову или нетеля. После совершения этих обрядов на¬чиналось поминальное пиршество. В день похорон совершали и обряд посвящения копя. Е. М. Шиллинг со слов информаторов описывает его у вайнахов так: «Старик, искусный в совершении этого обряда, брал в одну руку сосуд с пивом, а в другую — три лепешки и кусок баранины. К нему подводили лошадь, взяв¬шую первый приз. Он поил ее пивом, вручал владельцу лошади лепешки и баранину и объявлял, что лошадь посвящается с со¬гласия владельца покойнику, который может ездить на ней на том свете куда угодно. Остальные три лошади «посвящались» та¬ким же образом предкам покойника по выбору его родственни¬ка» 4г. Судя по описанию, вайнахский обряд посвящения коня во многом отличался от осетинского, например в нем не было речи посвятителя.
Культурная общность осетин и вайнахов, прежде всего гор¬ных ингушей, проявляется в их традиционных дохристианских и домусульманских верованиях. Б. А. Алборов уже обратил внима¬ние на единство некоторых языческих божеств у вайнахов и осе¬тин 43. Действительно, известный в XIX в. в горах Ингушетии пантеон божеств был почти аналогичен осетинскому. Это прояв¬лялось в общих божествах, культах, в текстах молитв, в типах святилищ, в наличии жрецов. В дальнейшем большинство святых у осетин было христианизировано, некоторые из них получили имена христианских святых (Никола, Илия и др.). Вероятпо, древнекавказскими следует считать ингушские слова «святой» (ццу и ерды), элъгыц (святилище) и цай-саг (жрец); у осетин же святой и святилище" именуются одним термином — дзуар (от груз, джвари — крест), отсюда название жреца — дзуары лаг (хозяин святилища). В осетинском пантеоне божеств наряду с древнекавказскими элементами, сходными с вайнахскими, встречаются и древнеиранские — культурное наследие алап: например, Авддзуары (семибожье), имевшее свои святи¬лища в ряде сел горной Осетии (Регах, Камуита, Пурят и т. д.).
Наследием древних кавказцев у осетин и вайнахов можно считать поклонение «святым» горам, камням, деревьям, рощам, а также некоторые святилища (небольшие постройки, кучи кам¬ней, место, пораженное молнией, и т. д.), встречавшиеся повсю¬ду в Осетии и горной Ингушетии. Известно, что у горных ингу¬шей такой почитаемой горой, имевшей своего покровителя (Мят-сели), считалась Мятхох (Столовая гора), а у осетин — Ресыхох (у Рокского перевала), Теплейхох (в Нарской котловине), Стыр-хох (в верховьях р. Фиагдон) и т . д. Можно указать и на свя¬щенные рощи, имевшиеся в горах Ингушетии (Фуртоуг, Хули, Хайрах) и повсюду в Осетии ". Е. М. Шиллинг писал об ингу¬шах: «Почитание рощ и деревьев выражалось в целом ряде куль¬товых действий: выбирали большие деревья, под ними ставили жертвенники, на ветви вешали приношения — рога оленей, ту¬ров, тряпочки и лоскутки и др., устраивали празднества, так на-вываемые Хыр-ерды» 4в.
Ярким примером традиционного почитания может служить «святой куст» легендарного Хетага на равнине Северной Осе-тии ". Единой чертой древних культов у осетин и вайнахов было
то, что из священной рощи ничего нельзя было выносить или убивать в ней дичь, это грозило строгой карой виновнику48. Отметим также, что в качестве языческих святилищ осетины и вайнахи широко использовали средневековые христианские хра¬мы и часовни, построенные в период распространения христиан¬ства из Грузии. Таких храмов, например, только в Куртатинском ущелье Северной Осетии было несколько: Уастырджийы кувхн-дои (святилище во имя св. Георгия в с. Дзвгис), Гулийа Уастыр-джи (святилище св. Георгия в с. Гули), Хуцауы дзуар (святили¬ще во имя бога в с. Лац) и т. д. В. Ф. Миллер писал: «В Осе¬тии было построено грузинами немало церквей и монастырей, которые в настоящее время лежат в развалинах и обратились в так называемые дзуары». Христианские храмы, превращенные в языческие святилища, отмечены в значительном количестве в горной Ингушетии (в отличие от соседней Чечни, где они почти не зафиксированы). В качестве примера можно указать на знаме¬нитый храм Тхаба-ерды в верховьях р. Ассы, считавшийся по¬кровителем «лучших галгаевских родов» 48. В целом, судя по со¬хранившимся памятникам, Центральный Кавказ по сравнению с восточным находился под сильным влиянием христианства сред¬невековой Грузии.
При христианизации края дальнейшее усовершенствование по¬лучил и институт жречества, характеризовавшийся у горцев так¬же едиными чертами50. У осетин, как и вайнахов, должность жреца нередко передавалась по наследству от отца к сыну. Жре¬цом же мог быть наиболее авторитетный член общества, обла¬давший даром красноречия 51. На празднике жрец обычно полу¬чал определенную долю мяса жертвенного животного и других приношений 52. Он же единолично распоряжался урожаем на зе¬мельном участке святилища ".
Очень много общего у осетин и вайнахов в ритуале праздни¬ков и молитвах, обращенных к святым. У тех и других празд¬ник совершался обычно около святилища. Здесь же наиболее со¬стоятельные жители приносили в жертву ягнят и молодых баранов54. Кроме того, каждый хозяин приносил три пирога, большей частью треугольных, начиненных сыром, и определен¬ное количество напитков. Е. М. Шиллинг отмечал, что жители с. Одзик Хамхинского общества приносили на праздник своего покровителя (Дзорах-ццу) наряду с другими яствами обязательно «три круглые лепешки» 55. По данным Л. П. Семенова, эта тра¬диция соблюдалась во всех селах горной Ингушетии. Причем в с. Фуртуг, как и в других, «в честь святых пекли три треуголь¬ных пирога» 5б. Этот же обычай был издавна известен в осетин¬ском быту, здесь он сохранился почти до наших дней (особенно в горах). Любой праздник в честь святых непременно отмечали тремя пирогами — круглыми или треугольными ".
Еще одна особенность, которая также была присуща обоим народам: на многих праздниках в честь святых женщины не могли участвовать. «Затем начинается общий пир,— пишет
Чах Ахриев,— в котором принимают участие один лишь мужчины и дети; женщины же лишены этого удовольствия». Е. М. Шил¬линг отмечал, что на празднике в честь Геаль-ерды, почитавшего¬ся в Хамхинском обществе Ингушетии (по мнению Б. А. Алборо-ва — двойник осетинского Аларды — бога оспы), также не могли присутствовать женщины58. Такие примеры известны и в быту осетин, у которых было немало аналогичных «мужских праздни¬ков»: это, в частности, Уастырджи (св. Георгий), считавшийся богом мужчин, дзуары Реком, Хетаг, Татартуп и др.59
Много общего имеют тексты молитв у осетин и вайнахов, об¬ращенных к святым, от которых, по понятиям горцев, зависели их успехи в хозяйстве — земледелии и скотоводстве. В молитве к Геаль-ерды, например, ингуши просили: «Да будет на нас ми¬лость твоя! Чтобы наш род сделался великим, чтобы наш скот стал многочисленным... избавь от града, молнии, ветра, не погуби напрасно нашего труда» 60. Точно такие же слова имеются в мо¬литвах осетин, обращенных ко многим их божествам, в частности к покровителю хлебных злаков Уацилле и покровителю скота Фаелваэру61. Молитва у этих народов начиналась с обращения сна¬чала к главному богу (у осетин — Хуцау, у вайнахов — Деа-ла), а затем ко всем другим святым. Е. М. Шиллинг, описывая праздник в честь популярного у ингушей Мят-сели, отмечал: «Молитва жреца обращалась собственно не к Мят-сели, а к Деала (т. е. к богу) и лишь в ее конце упоминался Мят-сели и другие патроны» 6г.
У осетин и вайнахов наряду с общими божествами, почитав¬шимися всем народом, были покровители фамилий, сельской об¬щины, группы сел, ущелья. Об этом хороню известно не только по материалам осетин, у которых дохристианские верования не¬однократно описывались 63, но и по сведениям о вайнахах, в ча¬стности горных ингушах. Ч. Ахриев писал: «В горах, где живут ингуши, каждый аул имеет своего патрона, носящего большей частью имя своего аула» 64. Слова эти, сказанные в 70-х годах XIX в., можно было бы отнести ко всем вайнахам до принятия ими ислама. Что касается осетин, то у них, подобно ингушам, каждое селение имело своего покровителя (хъаеу дзуар) со своим святилищем.
Распространенным явлением было почитание несколькими се¬лами одного боя?ества. У ингушей, например, были такие боже¬ства: Дзорах-ерды (селения Оздик, Салги и другие в Хамхин¬ском обществе), Тхоба-ерды (селения Эгикал, Таргим, Хамхи, Евла в Хамхинском обществе), Феаппи-ерды (селения Мецхаль-ского общества) и т. д.65; у осетин: Хетаг (соления Кадгарон, Суадаг, Бирагзанг и др.), Хохы-дзуар (селения Нар, Туркумтэе, Сындзысжр и др.), Татартуп (селения Дарг-кох, Арыдон, Хумал-лаг и др.) и т. д.66
У осетин и ингушей было множество фамильных божеств и покровителей, известных под разными именами. Укажем лишь на Мят-сели, широко почитавшегося ингушами Джерахского



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Бывалый


Пост N: 6880

Замечания: уаззау зондыл хаст у.ницы хуызы йа ис фезмалын канын йа бынатай.агъдауджын ирон лаппу-лаг у.
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.10.07 12:43. Заголовок: Re:


ущелья. К его святилищу на Столовой горе, как указывалось, ежегодно в определенный день стекалась масса пароду на праздник 1! честь святого67. В Осетии были широко известны такие покровители ущелий: Тбау-Уацилла в Даргавском ущелье, Дзвгисы-дзуар в Куртатинском, Реком в Алагирском и т. д.68
Функции главных божеств осетин и вайнахов и обряды их почитания имеют много общего. Так, например, ингушская боги¬ня Тушоли, покровительница женщин, похожа на осетинскую христианизированную Мады Майрам (Мать Мария), ингушское божество охоты Елта — на осетинского Афсати (широко извест¬ного почти под таким же именем у балкарцев и сванов), ин¬гушский Сие ли — на осетинского Ильи — бога грома и молнии и т. д.69 По материалам Е. М. Шиллинга, собранным в ингуш¬ских селениях, божество охоты вайнахов Ела, подобно осетинско¬му Афсати,— хозяин (или пастух) благородных диких зверей (оленей, туров, коз); находясь высоко в горах, он зорко охраня¬ет свое стадо от людских глаз; только с его разрешения охот-пик может убить дичь, для этого он должен умилостивить свя¬того соответствующими приношениями и молитвами. Рога убито¬го оленя или тура охотник непременно оставлял в каком-нибудь популярном святилище, в противном случае ему грозила неудача в будущем (свершение такого обряда подтверждается большим количеством турьих и оленьих рогов, хранящихся до сих пор в ряде святилищ в Осетии). Одинаковыми у осетин и вайнахов были молитвы, обращенные к этому божеству. Все эти данные говорят о том, что эти верования восходят к древнему Кавказско¬му миру.
Более поздним но времени следует считать появление в пан¬теоне горцев верховного божества (у осетин — Хуцау, вайна¬хов — Деала70). Отражая идеологию классового общества, эти божества считались «богами богов», главенствовали над всеми другими святыми. Являясь небожителями, не показываясь откры¬то людям, они правили через своих посланцев (святых) всеми делами земных обитателей. От их воли зависело благополучие и счастье людей. Поэтому, как отмечалось, горцы в своих мо¬литвах, обращаясь к определенному святому, сначала говорили о всемогущем боге, призывая его на помощь, затем следовало обра¬щение к святому. Имя Хуцау (или Деала) обязательно произно¬сили в молитвах при совершении присяги и во всех других важных случаях жизни.
Общность верований осетин и вайнахов проявлялась также в почитании некоторых животных, которые являлись тотемами: в частности волка (у осетин — биреегъ, в староосетинском — уаврхеег, у вайнахов — борз) и оленя (у осетин — саг,, у вайна¬хов — саи), что подтверждается многочисленными этнографиче¬скими и фольклорными данными. Известно, что в осетинском нар-товском эпосе Ужрхэег (волк) выступает как родоначальник нар-тов; в религии осетин он имеет своего покровителя — Тутыра. Некоторые осетинские фамилии носят имя волка, например Бираговы (от Бираегъ). У осетин, как и у вайнахов (ингушей), с волками связано немало магических обрядов". У ингушей волк является олицетворением храбрости. «Он храбр, как волк»,— говорят ингуши. Наречение новорожденного именем Борза было распространенным явлением в Ингушетии. Встреча с волком, по воззрению ингушей, означала счастливый путь. В качестве обере¬га ими широко использовался волчий альчик72 и т. д.
В. И. Абаев, рассматривая происхождение осетинского имени Уэерхэег, возводит его к древнеиранскому. К этому же времени относится и название оленя — другого тотемного животного осе¬тин, пережитки культа которого ярко отражены в ряде сказаний партского эпоса: олень исчезает при встрече с нартскими охот¬никами и не становится их добычей". Охота на оленей у осе¬тин и ингушей была ограничена. У последних существовало по¬верье, что семью охотника, убившего много оленей, будут про¬следовать несчастья ". Исследователи считают, что изображения на некоторых памятниках позднекобанской культуры скифского ветвистого оленя указывают на то, что последний был у древних ираноязычных народов тотемным животным 75.
Древнейшим памятником устного творчества осетин и вайна¬хов являются нартские сказания. Причем ингушские сказания особенно близки к осетинским не только по сюжету, по и по на¬званиям героев. Что касается чеченских сказаний, то они, как указывают исследователи, потеряли многие исконные черты (осо¬бенно на равнине Чечни) 76, а народам соседнего Дагестана иартский эпос не известен совсем77. Поэтому можно предпола¬гать, что распространение этого выдающегося памятника устного творчества народов Северного Кавказа происходило с запада на восток из одного или нескольких центров его формирования78.
В. Ф. Миллер считал, что иартский эпос «создавался в сте¬пях Северного Кавказа» 7Э, что подтверждается, по его мнению, многократными упоминаниями в эпосе больших рек, морей, сте¬пей и т. д.80 Однако известно, что в эпосе ярко отражена и гор¬ная природа края, события, происходящие в горах, жизнь велика¬нов, обитающих в пещерах, замках и башнях8'. Во всяком слу¬чае, ингушские сказания о нартах (орстхойцах) формировались, видимо, в горах Западной Ингушетии. Первый собиратель их Чах Ахрнев писал, что «постоянное жительство ингушских нар¬тов» есть соседняя Осетия, а именно с. Саниба, одно из главных селений осетин-тагаурцев, игравших, как отмечалось, значитель¬ную роль в развитии осетино-вайпахских этнокультурных свя¬зей 82. Как показали исследователи83, эти сказания, как и ска¬зания о великанах-циклопах, распространенные по всей Чечено-Ингушетии, весьма сходны с осетинскими нартскими сказаниями. Имя их главного героя Соска-Солса соответствует имени осетин¬ского Сослана (Созырыко), он рожден так же, как последний, из камня; много сходства в других сюжетах. Ингушские орст-хойцы Орзма и Патраз — сын Хамыча (осет. Хамыц) — это зна¬менитые осетинские нарты Урызмаг и Батраз. Что касается
Щиртга, одного из популярных героев сказаний, хитроумного со¬ветчика партов,— это то же, что Сырдон у осетин. Вайнахский Ширтга (Шертуко) и осетинский Сырдон — два родных брата и по образу жизни и по поступкам. Ширтга, как и Сырдон, живет в подземелье, откуда появляется среди нартов, участвует в их походах, нередко выручая их из беды. Однако на добро Ширтга парты отвечают злыми шутками: бросают в кипящий котел его сына (или сыновей) и т. д. В целом вайнахские (как и балкар¬ские) сказания о Ширтга довольно фрагментарны84 в отличие от осетинских, составляющих целый цикл сказаний.
Осетино-вайнахские параллели эпоса довольно подробно ана¬лизируются в работе У. Б. Далгат, посвященной характеристике героических сказаний чеченцев и ингушей 8\ Укажем только на сказания о великанах-чудовищах, бытовавшие у вайнахов и имею¬щие «прямую аналогию с осетинским нартским сказанием «Сос¬лан и Мукара», известным во многих вариантах» 86. В одних и других сказаниях фигурируют великаны-людоеды, циклопы, обитающие с отарами овец в пещерах, причем в осетинских сказаниях великаны кривоглазые или циклопы, т. е. имеют на лбу один глаз. В вайнахедшх сказаниях, как отмечает В. Ф. Миллер, «нет даже намека на то, что великан имеет лишь один глаз, и отсутствует главный мотив — ослепление его геро¬ем... вероятно, чеченский рассказ случайно оборван и существуют другие варианты, кончающиеся ослеплением великана» 87.
Наконец, сходство между осетинскими и вайнахскими сказа¬ниями проявляется и в типе наказания: нарты, наказанные богом за ослушание, погибают голодной смертью. Божья кара настигает вайпахских нартов так: «Когда орстхойцы возвращались домой со взятым там богатством, под ними провалилась земля и они оказались на большой глубине, откуда не могли выйти. С голоду орстхойцы съели всю пищу, какая у них была, и даже съели лошадей». Однако орстхойцы предпочитают смерть героическую. «Пусть не говорят люди,— сказал Салса, сын Сески,— что орст¬хойцы умерли от голода, с опухшими ногами и головами. Луч¬ше умрем сами по своей воле». Они расплавили медь и каждый орстхоец выпил по одной чашке, а Салса, сын Сески, выпил три чашки. «Как только орстхойцы выпили медь, они умерли». Сюжет о гибели нартов от расплавленной меди не встречается в других национальных версиях партского эпоса, он является весь¬ма архаическим, уходящим в глубь веков88. По другому вари¬анту вайнахские нарты, терпя неурожай «в течение семи лет», погибают голодной смертью. Для того чтобы скорее избавиться от мучений, они пьют раскаленную медь89.
Итак, как мы пытались показать, осетино-вайнахские этно¬культурные контакты привели к созданию многих сходных черт в хозяйстве, материальной и духовной культуре, общественном и семейном быту, традиционных верованиях. Однако приведенные материалы показывают, что наибольшую близость осетинская тра¬диционная культура обнаруживает с ингушской культурой.



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 443
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.10.07 03:22. Заголовок: Re:


Данный материал еще раз подтверждает безусловную близость между этносами осетин и вайнахов. Сюда еще можно добавить балкарцев и в меньшей степени карачаевцев. Очевидно, эта связь уходит корнями в эпоху Кобанской культуры. Основу современных этнических групп осетин, ингушей, балкарцев - составляют кавказские автохтонные племена. Ираноязычие осетин и тюркоязычие балкарцев - то более поздние проявления.
Любопытно, что в дигорском есть масса прямых схождений с вайнахскими языками. При этом часть таковых отсутствует в иронском, тогда как дигорцы с вайнахами непосредственно в обозримом прошлом не имели контактов.
Исламизация и христианизация вайнахов и осетин довольно значительно способствовали взаимоудалению от основ общей культуры и традиции. Хотя, к примеру, свадьбы играют до сих пор по одним правилам..

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 725
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.10.07 09:03. Заголовок: Re:


Русланбек пишет:

 цитата:
Очевидно, эта связь уходит корнями в эпоху Кобанской культуры. Основу современных этнических групп осетин, ингушей, балкарцев - составляют кавказские автохтонные племена.

Воз и ныне там.А почему не обратное?Минимум 50-50% .И причём автохтонные племена у Балкарцев ?Ну если автохтоны ОСЕТИНЫ ? Из приведённого материала видно,что только за аланскую гегемонию на СК(1400-1500лет)культура и воздействие была и в степи,и в среднегорье.Я даже не беру скифо-сарматское время.Везде они вышли за хребет(Медовей-Алань,Осетины,Маскуты(Дагестан))Именно район ЦК был их опорой(Дарьял,Магас,Дедяков),там и правил архонт Ассии.Эпос и основы быта просто так не перенимают.Осетины и нахи народы братья и общей смешенной крови(проценты только разные).Учитывая проживание ,,ингов,,в Тагаурии,можно говорить о полной ЧЕРЕЗПОЛОСИЦЕ в Алании,что и отразилось на нашем общем слаживании как народов.Кавкасионский тип победил,и это нормальное природное явление.Русланбек пишет:

 цитата:
Любопытно, что в дигорском есть масса прямых схождений с вайнахскими языками. При этом часть таковых отсутствует в иронском, тогда как дигорцы с вайнахами непосредственно в обозримом прошлом не имели контактов.

Пример того,что либо гуны савИры,либо пленные Эрети наложились новым ираноговорящим слоем на нечто общее (сармато-скифо-нахский симбиоз)у дигорцев и нахов(возможно ранняя Кавказская Алания)


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 445
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.10.07 11:30. Заголовок: Re:


Bolat фыссы :

 цитата:
Из приведённого материала видно,что только за аланскую гегемонию на СК(1400-1500лет)культура и воздействие была и в степи,и в среднегорье.

Причем здесь степь и какое-то среднегорье? Вайнахские и осетинские племена никогда в степях не жили. Они чистые обитатели горных ущелий испокон веков. А в этих самых горах нет ничего из скифо-сарматского. Единичные находки из археологии не могут указывать на проживание скифо-сармат в горах. Основные компоненты, такие как культура, способ захоронения, антропологический тип погребений, социально-бытовая традиция - буквально всё имеет кавказское составляющее.Bolat фыссы :

 цитата:
Именно район ЦК был их опорой(Дарьял,Магас,Дедяков),там и правил архонт Ассии.

В Дарьяле нет аланских захоронений. Магас и Дедяков - то вовсе не горы. Прямые предки осетин и нахов - жили в горах.
Когда ты пишешь ЦК, то надо уточнять что именно под этим подразумеваешь. Моздокские степи, Горийскую низменность, или ущелья Осетии, Ингушетии и тп.Bolat фыссы :

 цитата:
можно говорить о полной ЧЕРЕЗПОЛОСИЦЕ в Алании,что и отразилось на нашем общем слаживании как народов.

В Алании.. Хорошо. Можешь назвать, что конкретно от т.н. аланов в культуре и языке восприняли кавказские народы якобы входившие в Аланию? Вообще, какие традиции и культура были у этих аланов? Я уже написал раньше, что языки северо-кавказских народов явно "не заметили" скифский или аланский языки, хотя якобы входили в эту Аланию. Практически все иранизмы в нахско-дагестанских, адыго-абхазских языках имеют персидское происхождение. А мы знаем, что при подобном тысячелетнем доминировании происходит значительное культурно-языковое влияние на мелкие и зависимые племена. Обрати внимание всего на 200-летнее доминирование на равнине СК кабардинцев! Все горские языки имеют откровенные и многочисленные заимствования из кабардинского языка.Bolat фыссы :

 цитата:
Кавкасионский тип победил,и это нормальное природное явление

А кого он победил, тот тип какой был и где он зафиксирован? Не может ведь быть, чтобы прибывшие в горы скифы или сарматы - сразу же перестали хоронить по своей традиции и тем более моментально приняли кавкасионство! Ну хотя бы первые поколения должны были сохранить свой облик и нравы! К тому же горские племена были отсталыми и зависимыми от них вроде как, а получается в итоге обратное .Bolat фыссы :

 цитата:
либо пленные Эрети наложились новым ираноговорящим слоем

Нужно выяснить, какой действительно язык был у эров. Если ираноязычие, то какое?
У меня некоторые догадки по поводу цымытинцев, которых иронские предания упорно выводят в происхождении от дигорцев. Вероятно цымитинцы действительно были "дигорцами", потому как рядом с Цмыти через небольшой перевал уже в Алагирском ущелье есть местность Архон Аерхонгом
В преданиях дигорских фамилий довольно часто встречаются переселенцы из Архонгома. Ряд фамилий прямо называют это место своим прежним местом проживания и оттуда перебирались в Дигорское ущелье. Может быть Цмыти и Архон раньше и в самом деле населяли дигороговорящие,потому и куртатинцы считают цымитинцев дигорцами в прошлом?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 205
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.10.07 12:12. Заголовок: Re:


Русланбек пишет:

 цитата:
Я уже написал раньше, что языки северо-кавказских народов явно "не заметили" скифский или аланский языки, хотя якобы входили в эту Аланию. Практически все иранизмы в нахско-дагестанских, адыго-абхазских языках имеют персидское происхождение.



Вот, сегодня опубликовал. Что чеченские лингвисты думают об этом.
http://osradio.ru/2007/10/19/naxsko-osetinskie_kontakty/

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 117 , стр: 1 2 3 4 5 6 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 37
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



ЧАТ "НЫХАС"