Тестируем НОВЫЙ ФОРУМ Ссылка



АвторСообщение





Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.06.06 10:48. Заголовок: Немного об адыгах


Приятно, что автор балкарец.
Журнал в г. Ростов-на-Дону: ИЗВЕСТИЯ ВУЗОВ. СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ РЕГИОН. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ. 2005. № 3


A.M. Малкандуев

О ВЛИЯНИИ АДЫГСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА НРАВСТВЕННУЮ ЖИЗНЬ НАРОДОВ КАВКАЗА
Под собирательным названием «адыги» исторически понимаются кабардинцы, бжедуги, бесленеевцы, абадзехи, темиргоевцы, убыхи, шапсуги и др. Самая представительная из этих народностей - кабардинцы. Их численность в Российской Федерации ныне составляет 500 тыс. человек, адыгейцев - 160 тыс., черкесов - 60 тыс. человек.
Исторический путь развития адыгов, осетин, чеченцев, балкарцев, карачаевцев, народов Дагестана, ингушей с древности и по настоящее время имел много общего. Им свойственны однотипный образ жизни и этническая культурная идентичность. Хотя, по общему признанию ученых и мнению самих народов, преобладающей по своему влиянию являлись адыгская культура и цивилизация, но прежде всего - нравственная культура адыгов.
Начиная с XIII в. в европейских странах адыгов стали называть черкесами. По мере знакомства с Северным Кавказом, с жизнью адыгов европейские авторы стали уделять им все большее внимание, особенно это проявилось после разгрома татаро-монгольских завоевателей, алан и половцев. Впоследствии адыги стали хозяевами всей равнинной части Предкавказья. Влияние их среди окружающих этносов непрерывно росло. Более того, их популярность в европейских странах оттеснила на второй план другие народы Кавказа на многие столетия. В результате балкарцы, осетины, ингуши, карачаевцы стали также называться адыгами (черкесами). Их общественный строй, образ жизни, традиции, обычаи, нравы, одежда и вооружение олицетворяли жизнь других горских народов. Короче говоря, адыги в XIII - XV вв. стали самым известным народом Северного Кавказа во всех сферах общественного развития. Занимая обширную территорию, они прославились достижениями в экономической, культурной, нравственной, военной сферах, в воспитании, проявляли себя отличными наездниками, стрелками, ловкими, храбрыми, смелыми, отважными, предприимчивыми воинами в боях с врагами.
Известный немецкий ученый К. Кох сравнивал храбрость и мужество адыгов-рыцарей и джигитов с Рыцарями XVIII в. на юге Франции. Для них были характерны .умение носить оружие, искусство держаться в седле, умение вести себя в обществе, соблю-дение этикета и приличия в общественных местах.
Адыги (черкесы) «объединенными силами, часто оказывали эффективную помощью Иберии, Грузии, Армении, персам и туркам; их внушительная сила заставляла трепетать весь Кавказ» [ 1 ].
Литературные источники XVI - XVII вв. свидетельствуют о развитости хозяйственно-экономической жизни и торговли у адыгов. Так обстояло дело с земледелием, скотоводством, домашней промышленностью и ремеслом. Об этом говорят сведения в сочинениях таких европейских авторов, как Дортелли д'Асколи, Д. Лукка, Н. Витсен, Ж. Шарден и др.
В системе кавказской культуры и цивилизации ведущее место занимала традиционная адыгская нравственная культура. В период феодального общественного устройства она достигла совершенства, расцвета. Достижения ее были превосходными в сравнении с другими.
С восхищением отозвались о достижениях адыгов (черкесов) в разных сферах известные русские академики Гмелин, Гюльденштедт, Паллас и Потоцкий. В этот период Кавказ стал центром внимания западноевропейских стран. Изучались образ жизни и нравственная культура живущих здесь этносов.
Известный ученый, археолог Ф. Дюбуа де Монпе-ре писал: «Как много общего в нравах с античной Грецией, Грецией Гомера находим мы у черкесов!.. Все, что я говорил о воспитании мужчин и женщин, о женском труде, о постыдности для мужчины появиться на людях со своей женой... все это возвращает нас в Грецию и заставляет согласиться с тем, что должна была быть колонизация в какой-то форме, должны были быть частые связи в античные времена для того, чтобы черкесы могли сохранить столько черт примитивных нравов греков. Но ... вопрос в том, какая из наций оказывала влияние и какая была восприемницей?» [2].
Эта цитата приводится для того, чтобы подчеркнуть с каким восхищением интересовались ученые европейских стран адыгской нравственной культурой и цивилизацией. Духовность, этикет, традиции и обычаи в нравственной сфере - все это вызвало в те времена широкий резонанс во многих странах. Близкие соседи - этносы, и народности, живущие на далеком расстоянии, подражали адыгскому образу и стилю жизни. Исторический опыт показывает, что достижениям одного этноса могут подражать другие, скажем, соседние, только при условии, если первые по сравнению с ними имели внушительные преимущества в нравственных отношениях, если в их культурных достижениях содержались образцы, нормы и правила поведения, идеалы, которые удовлетворяли интересам и вкусам других и поэтому считались образцовым» во всех отношениях. Так обстояло, например, с традиционной нравственной культурой адыгов, несомненно, уникальны содержание и форма тех обычаев и традиций, которые составляют этическую систему адыгов с названием «адыгагъэ», «адыгэ хабзэ», выступающие как морально-этические кодексы.
Начиная с XVIII в. и уже в первой половине XIX в. в многотомных описаниях посвященных Кавказу, черкесы занимали главное место. Не только европейские газеты и журналы, но и американские публиковали о них специальные статьи. Широко была представлена черкесская тематика в русской художественной литературе.
«Черкесы теперь олицетворяют все лучшие качества кавказских горцев, к которым в передовых кругах русского общества относятся с большим вниманием и сочувствием. Черкесы олицетворяют храбрость и свободолюбие кавказцев, их рыцарские нравы. Черкесов воспевают в своих произведениях великие русские поэты Пушкин и Лермонтов. Изумительные по художественным достоинствам кавказские поэмы Пушкина и Лермонтова в немалой степени способствовали повышению интереса к черкесам не только в России, но и в Западной Европе» [3] - пишет известный историк В.К. Гарданов.
Адыгам подражали не только в духовной (нравственной) культуре, но и в материальной. Так, «подражая кабардинцам в их одежде, оружии, домашней утвари, способе постройки жилищ и манере держать себя в обществе, горские народности Западного Кавказа усвоили себе также кабардинскую точку зрения на те же отношения, какие должны существовать между повелительными и подвластными, между князем и его вассалами» [4].
Традиции этнической нравственной культуры - это важнейший элемент нравственной культуры адыгского социума, носители его менталитета. На них равнялись, их считали и воспринимали как эталон в нравственных отношениях и образе жизни. Для подтверждения этой мысли приведем слова известного генерала русской службы И.Ф. Бларамберга. Он писал, что кабардинские князья в силу своего происхождения и подвигов своих предков считались первыми по благородству крови не только среди черкесов, но и горских народностей. «И им действительно нельзя отказать в этом превосходстве. За исключением тех качеств, которые у них могут оспаривать другие народы, кабардинцы отличаются благородством характера, учтивостью, а также чистотой своих одежды и жилищ. Все эти качества свидетельствуют о том, что кабардинцы находятся на более высокой ступени цивилизации, чем прочие горские народности... Балкарцы, чеченцы, карачаевцы и абазины признают их превосходство» [5].
Ученые того времени неоднократно отмечали утверждение на Кавказе кавказской цивилизации, а адыгскую считали ее важнейшим компонентом. Влияние адыгской культуры и цивилизации на соседние и дальние народы имело объективный характер. Чеченцы, осетины, ингуши, балкарцы, карачаевцы, казаки, народности Дагестана перенимали их лучшие достижения в духовной, нравственной культуре именно потому, что, во-первых, эти достижения отвечали их потребностям, интересам, вкусам и ценностным ориентациям.
Во-вторых, развитая в идеале, по оценкам других народов, совершенная адыгская духовно-нравственная культура олицетворяла все лучшие качества кавказских горцев и играла доминирующую роль по сравнению с другими.
В-третьих, адыги в период расцвета феодализма в военном отношении на Северном Кавказе считались сильными, мощными и храбрыми, что способствовало признанию их культуры соседями. Перенимать превосходящую адыгскую культуру заставляли необходимость защиты от иноземных захватчиков, расчет на помощь и поддержку со стороны сильного и опытного по ведению войн адыгского народа.
В-четвертых, важным показателем доминирующего влияния адыгов, их культуры явилось то, что, благодаря торговому обмену, общению, в языках соседних народов образовались словосочетания со словом «адыг», «черкес». Осетины, чеченцы, балкарцы, карачаевцы, ингуши считали образцом воспитания адыгскую степенность и благородство. Карачаево-балкарцы говорят: «Черкесле адетни бийикде тутадыла» - «Черкесы дорожат обычаями, этикетом».
В-пятых, система воспитания в Кабарде была поставлена на высоком уровне благодаря развитости нравственных отношений и высокой нравственной культуры, соблюдению этикетных норм и приличия. Наличие такой культуры привлекало к себе внимание других этносов и народностей, которые стремились перенять совершенную нравственную культуру и воспитанность.
Сыновья крымских ханов, осетинских алдаров «отсылаются к черкесам на воспитание и обучение» [6]. Чеченцы, осетины, ингуши, балкарцы посылали своих детей учиться приличиям и этикету именно к адыгам.
В этой связи английский политический деятель Д.Белл писал о порядках, о высокой нравственной воспитанности так: «Немногие страны, с их установленными законами и всем сложным механизмом правосудия, могут похвалиться той нравственностью, согласием, спокойствием, воспитанностью - всем тем, что отличает этот народ в его повседневных взаимных сношениях» [7].
В-шестых, у адыгов (черкесов) получили свое совершенство такие- социальные институты, как гостеприимство, куначество, покровительство, абречество, хаса, институт джегуако (народные певцы), которые способствовали в течение длительного времени преемственности поколений, духовности и, в первую очередь, нравственности. В этой связи огромна была роль института аталычества, явившегося основной школой воспитания детей князей и дворян. Она заменяла семейное, родительское воспитание.
В-седьмых, в традиции адыгской нравственной культуры стратегической целью являлось формирование человечности. Адыгство как свод нравственной системы по своей сущности было направлено за сплочение этносов, за единство, против национализма, национальной розни. В этом заключалась притягательная сила нравственной культуры адыгов. Как и другим этносам, адыгам была характерна верность общепринятым нравственным требованиям, установкам, заинтересованность в их продолжении. Об этом хорошо сказал известный карачаевский просветитель И. Хубиев (Карачайлы): «В отношении верности адатам, точности их соблюдения всегда впереди всех народностей шли кабардинцы. Недаром Кабарда считается родиной и законодательницей всех адатов, нравственных норм.
Гостеприимство, почтение к старшему, почтение к женщине, навыки взаимопомощи, товарищеские услуги, услуги соседу и многое другое, что обозначается одним словом - воркхабза (т.е. соблюдение правил, обязательных для дворянина - ворка, но это имеет значение более широкое и принципиальное),- все это, развитое до тончайших мелочей, можно было видеть в старой дореволюционной Кабарде,.. развитие этих обычаев дошло в Кабарде до своего логического конца...» [8].
Когда мы говорим о всеобъемлющем влиянии традиции адыгской нравственной культуры, то имеем в виду совокупность нравственных универсалий, включающих человечность, чуткость, почтительность, вежливость, скромность, гостеприимство и т.п.
Как было сказано, традиции нравственной культуры адыгов составляли целостную и стройную систему. Она в период расцвета феодализма была уникальной и очень популярной. «В системе адыгской этики роль определяющей ценности выполняет, как мы видим, человечность, все другие ценности образуют инструментальную субсистему адыгства. На деле это означает, что адыгство обязывает быть добрым, отзывчивым, почтительным, деликатным, рассудительным, мужественным, честным, великодушным во имя одной высшей цели - человечности» [9]. И эта целевая установка привлекала к себе и балкарцев, и осетин, и карачаевцев, и чеченцев и других народов, ибо нет и не может быть иной высшей цели для человека, чем проявлять человечность в отношении к другим людям.
По выражению известного ученого правоведа-исследователя права, обычаев и традиций горских народов М. Ковалевского, культурное воздействие адыгов на другие этносы в период феодализма было всеохватывающим.
Адыгская нравственная культура свое влияние оказывала на весь Кавказ. Об этом свидетельствуют словарный фонд языков народов Кавказа, языковые выражения. Например, карачаево-балкарцы говорят: «содержанием и Черкес намыс» - «Черкесская честь, совесть», «Черкесде намус бийикде жюрюйдю».- «У черкесов этикет соблюдается образцово».
Традиционная нравственная культура адыгов не противопоставляла себя культурам осетин, карачаевцев, лезгин, кумыков, чеченцев, балкарцев и другим. Ее развитость, значительные преимущества в достижениях, притягательная сила, связанная с ее богатым содержанием и формой, проживание адыгов на огромной территории - все это носило объективный характер и способствовало преобладающему влиянию их культуры на культуры других этносов Кавказа.
Приведем пример из жизни горских народов и казачества, их взаимоотношений. Известно, что в укреплении дружественных отношений между горцами и терско-гребенскими и другими казаками большую роль играли кавказские гостеприимство и куначество. Последнее выступало как своеобразный обычай кавказского побратимства. Казаки гордились своей дружбой с кабардинцами, балкарцами и передавали ее детям как священное завещание. Эта дружба продолжалась достойно от поколения к поколению.
«Терские казаки, породнившись с кабардинцами, балкарцами, осетинами и другими народами, приняли их образ жизни, обычаи, нравы», - подчеркивает В.Г. Коломиец [10].
Однако эти мирные отношения межу ними не всегда сохранялись. Причина тому - политика царизма, которая вела к обострению вражды между разными кавказскими нациями, а также между горцами и казаками. Свою враждебную роль по отношению к казакам не скрывали и представители местного мусульманского духовенства, они вселяли в сознание мусульманского населения вражду к христианам- казакам.
Как видно, взаимовлияние традиции нравственной культуры явилось сложным и противоречивым процессом. Оно имело и конфликтный характер на конфессионально-религиозной основе, «на основе языковых отличий, на основе территориальных претензий и других», - справедливо отмечает Р.А. Ханаху [11].
Как сказано выше, северокавказским этносам были характерны однотипные социально-экономические, географические и другие объективные условия. Они имели между собой торговые, семейно-брачные отношения, которые способствовали общению друг с другом. В результате общения лучшие элементы духовной культуры одного этноса передавались другим, происходило взаимопроникновение культур. Не только перенималась адыгская нравственная культура, но и, наоборот, лучшие достижения других народов перенимались адыгским социумом, т.е. происходило взаимовлияние и взаимообогащение культур, естественный «диалог культур», процесс их равноправного взаимодействия с учетом самобытности сторон.
Исторический опыт развития свидетельствует, что адыги не занимались захватом чужих земель, тем более земель соседних этносов. Они выступали защитниками карачаевцев, балкарцев, осетин от геноцида царизма, от чужеземных захватчиков.
В вышеприведенных оценках адыгской нравственной культуры, в том числе и этикета, основные нормы которого содержатся в адыгэ хабзэ, нет ни малейшего преувеличения и восхваления культуры адыгов, нет никакого этноцентризма. Этикет адыгов «был всегда примером подражания и предметом восхищения многих народов», - подчеркивает известный культуролог К.Х. Унежев [12, с. 153]. Исторический путь развития северокавказских народов, их жизнь - тому яркое свидетельство.

Литература
1. Рейнеггс Я. Всеобщее историческое и топографическое описание Кавказа // Атаяиков В.М. Наша старина. Нальчик, 1996. С. 174.
2. Дюбуа де Монпере. Путешествие по Кавказу, к черкесам и абхазам, в Колхидию, Грузию, Армению и в Крым // Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII - XIX вв. Нальчик, 1974. С. 456.
3. Введение // АБКИЕА. 1974. С. 27.
4. Ковалевский М.М. Закон и обычаи на Кавказе. М., 1890. С. 254.
5. Бларамберг И.Ф. Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа // АБКИЕА. 1974. С. 414.

6. Кантемир Д.К. История роста и упадка Оттоманской империи // Наша старина. Нальчик, 1996. С. 149.
7. Белл Д. Дневник пребывания в Черкесии в течение 1837-1839 гг. // АБКИЕА. 1974. С. 479.
8. Карачайлы И. Быт горских народностей Юго-Востока // Карачаево-балкарские деятели культуры конца XIX- начала XX вв. Т. 2. Нальчик, 1996. С. 158.
9. Бгажноков Б~Х. Адыгская этика. Нальчик, 1999. С. 20.
10. Коломиец В.Г. Очерки истории и культуры терских казаков. Нальчик, 1994. С. 71.
11. Ханаху Р.А. Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы времени. Майкоп, 1997. С. 135.
12. Унежев КЛ. Феномен адыгской (черкесской) культуры. Нальчик, 1995. С. 153.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 218 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 All [только новые]


Справедливая




Пост N: 35
Откуда: РФ, Владикавказ-Москва

Замечания: баллицон чызг донбеттырты мыккагай йам цыдар хацца каны, уалагуыр - расугъд чызг, далагуыр - касаг. Йа арм куы бадары уаларвма, уад йыл стъалыта абадынц.
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.08.06 19:32. Заголовок: Re:


Со мной в университете учится адыгейка - Суанда Четыз. Замечательная девочка - скромная, воспитанная - просто умничка. И кстати, говоря, об адыгейском и осетинском языках - замечу, что есть очень много схожих слов, именно в произношении (значения - разные)... Но народ замечательный..

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 322
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.08.06 22:05. Заголовок: Re:


Спасибо, Manu_nya.
Такие слова о другом народе может произнести только человек с очень чистой душой.


Турчанинов о майкопском камне:
«Так вот знаки на майкопском камне были похожи на псевдоиероглифическое библское письмо. Я определил это письмо верно, но надо было определить главное — на каком языке сделана надпись на майкопском камне. Майкоп очень далеко от Финикии. Вообще надо было определить, к какому тысячелетию относится эта надпись... Я определил, что надпись на майкопском камне относится примерно к 12—13 вв. до нашей э. А псевдоиероглифическое письмо относится к началу II тысячелетия до н. э.». Г. Ф. Турчанинов первоначально попытался разобрать надпись с точки зрения финикийской письменности, но безрезультатно. «И тогда надо было задуматься, — продолжает Турчанинов, — какой язык мог существовать на этой территории в 12—13 вв до н. э. Так как я достаточно знаком с археологией Северного Кавказа, особенно Северо-Западного Кавказа, сразу же определил, что эта надпись не может быть на древне-черкесском языке. В 12—13 вв. до н. э. на этой территории черкесов еще не было. Значит, остались ныне соседствующие с черкесами абхазы. И я попробовал прочесть ее на абхазском языке».
« И таким образом библское письмо оказалось абхазского происхождения. Но т. к. библское письмо дало начало финикийскому письму, от которого произошла вся европейская письменность, то невольно приходится говорить о том, что виновниками происхождения финикийской письменности явились не финикийцы, а ашуйцы, т. е. древнеабхазские рабы, которые завезли вместе с собой эту письменность».
«общим предкам абхазо-адыгейской группы народов уже в эпоху бронзы не чужда была письменная культура».
«В последнее время успехи лингвистической реконструкции позволили заглянуть и в более глубокую историю абхазо-адыгов. Сегодня установлен (С. А. Старостин и др.) факт дальнего родства (по происхождению) между северокавказскими, синотибетскими (китайский, тибетский, восточно-гималайский и др.) и енисейскими (кетский и др.) языками, на основе чего реконструировано сино-кавказская макросемья, включавшая большинство неностратических языков Старого Света и выявляющая глубинное родство с индейскими (калиборнийские и др.) языками субамериканского континента. Одновременно выявлены языковые контакты (через западночадские языки) нахско-дагестанских языков с афразийской макросемьей, выводящие нас к эпохе рассообразования и моменту проникновения «Гомо Сапиенс» с африканской В абсолютных цифрах разделение северокавказских языков по предположениям лингвистов, произошло где-то в IV тысячелетии до н. э. С этого времени абхазо-адыги уверенно могут быть локализованы в Восточном Причерноморье. Распад синокавказской макросемьи, колыбель которой находилась к югу от Кавказа, датирован примерно 9 тысячелетием до н. э., а выделение этой и других макросемей из единого гипотетического праязыка, из которого вышли все ныне известные живые и мертвые языки, отнесено за рубеж 13_14 тысячелетий дв н. э., к верхнепалеолитическому времени. В эту эпоху, как свидетельствует антропологический материал, выявленный в Холодном гроте (центральная Абхазия), местное население характеризовалось еще выраженными негроидными чертами. Постоянная инфильтрация индоевропейцев с юга и севера в течение последующих тысячелетий изменила соответствующим образом антропологический облик этого населения, однако язык сохранил свои удивительно архаичные и первородно чистые строй и звучание, представляя собой неисчерпаемый источник информации по древнейшей истории народов Кавказа».

http://www.abkhazeti.ru/pub/hist/03_09_2002_8097356/

http://abazashta.ru/print.php?module=articles&id=46

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.08.06 19:38. Заголовок: Re:


Сая!

Скажи пожалуйста, я читал, что у адыгов есть покровительница домашнего очага с именем Уорсар. Так ли это?

Спасибо: 0 
Цитата Ответить





Пост N: 327
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.08.06 22:11. Заголовок: Re:


Я никогда не слышала. Но это ничего не значит, потому что я не очень хорошо знаю языческий пантеон. Литературы на эту тему почти никакой нет. Вполне возможно, что так оно и есть. По крайней мере, это слово адыги достаточно часто употребляют. Например, когда хотят сказать, что человек бегло говорит на каком-либо языке, говорят, что он "уэрсэр".
А почему ты задал этот вопрос? Наверняка, у тебя есть что сказать. :)

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Осетин - Полиция Нравов




Пост N: 2758
Откуда: Конфедерация Народов Кавказа, Нальчик

Замечания: ирон зондджын лаппу уада ма адам афта загъынц ама къайных у. Ещё выбирает между "Омменом" и иманом
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.08.06 15:40. Заголовок: Re:


Черкесский (адыгский) народ является одной из древнейших на Северном Кавказе и
его многочисленные племена (бесленеевцы, кабардинцы, шапсуги, убыхи, натухайцы и
др.) некогда населяли территорию, начиная с Восточного
побережья Чёрного моря до Кабарды. Уже в трудах
древнегреческого учёного Геродота (484-420 г. до нашей эры) упоминаются предки
адыгов и их связи с зёмлей, которую мы называем Кавказом. Судьба этого народа,
напоминающая в какой-то мере судьбу индейцев Америки, была одновременно
трагической и славной.

До начала Русско-Кавказской войны дружественными были отношения черкесов (адыгов)
с Россией. Больше того, после женитьбы Ивана Грозного на черкешенке Гошевнай (в
результате крещения её назвали Марией) дочери кабардинского князя Темрюка, на
Руси появился род бояр Черкасских, внесших значительный вклад в становлении и
развитии Российского государства; один из его представителей Алексей Черкасский
за особые заслуги по улучшению внешних связей с Россией был даже удостоен звания
Великого канцлера.

Связь черкесов с Москвой продолжалась и при Борисе Годунове. Но
российско-турецкое соперничество за влияние на Кавказе привело в конечном счёте к
войне против народов этого региона, войне, которая длилась более ста лет и носила
явно захватнический характер.

Во время Крымской войны, после десанта в Крым, союзные дипломаты явились на
восточный берег Черного моря и предложили черкесам избавиться раз и навсегда от
русских, если они примут покровительство Англии.
Но черкесы на такое предложение не пошли и заокеанским благодетелям ответили, что
%93против русских они, собственно, ничего не имеют, но воюют с ними потому, что
они захватывают их земли. Если же французы и англичане сделают то же, они и с
ними будут драться так же ожесточённо, как и с русскими%94.

%93И естественно, что только захват земель, беспощадное истребление русскими
отрядами всего живого, что попадалось на их пути, заставило черкесов вести войну
с русскими%94 (Фонвиль, %93Последний год войны Черкесии за независимость%94).

Один из наместников Кавказа - князь Барятынский писал в 1861 году, что основная
цель переселения черкесов в Турцию - %93Избавить Кавказское плоскогорье от
населения ... и открыть этим самым прекрасные и плодородные места для казачьего
поселения%94.

В письме царю он также подчеркивал: %93Раз страна будет от них (горцев) очищена,
мы утвердим свое положение навсегда%94. Так оно, к сожалению, и получилось.

Кавказ был почти опустошён. Война унесла сотни тысяч жизней черкесов. Ещё большая
их часть была царизмом насильственно или в результате обмана выселена в Турцию.
Об итогах этой акции можно судить хотя бы по тому, что сейчас за рубежом в разных
странах мира проживает более трёх миллионов черкесов, а на своей исторической
родине, по данным переписи 1969 года, всего лишь 568 тыс. человек. (Это
кабардинцы в Кабардино-Балкарии , адыги - в Карачаево-Черкесии, Республике
Адыгея, шапсуги - в Краснодарском крае, а также адыги, проживающие в других
регионах страны.)

Опустошительная война на Кавказе привело к тому, что переселившиеся запорожские
казаки заняли край по правому берегу Кубани - от моря до устья Лабы. Край этот
они нашли почти безлюдным.

Итальянские путешественники, побывавшие в этом крае в XVII веке, говорили о
черкесах, как о народе храбром и воинственном. Д. Интериано пишет, что соседи их,
ногайцы, были не так воинственны, как черкесы%94. Он также утверждал, что в
начале XVII века черкесы ещё в большинстве своём были христианами.

%93Примечательнейшим памятником христианской древности в Черкесии, - пишет
историк Я. Потто, - служит между прочим живописные развалины на правом берегу
Подкумки, где еще не давно находили в земле церковную утварь, выкованную из
серебра, а также большие железные кресты%94.

Позже ислам стал проникать к кавказским горцам с двух сторон - из Турции и
Персии.

Война на Кавказе была тяжелой и беспощадной. При этом - %93хищники%94 - сказали о
черкесах российские военные писатели, что несомненно являлось данью той
политической обстановке, в которой работали эти авторы.

Черкесы ясно сознавали, что с покорением Кавказа русским империализмом, они
потеряют свою свободу, независимость и национальный уклад жизни.

При таком исходе войны не удивительно, что они самоотверженно и беззаветно
защищали свою страну, отражая нападение сильного врага всеми доступными
средствами. И такой героизм и мужество вряд ли можно назвать хищничеством.
Очевидно хищник не тот, кто защищается от нападений, а тот, кто нападает. К
сожалению, кое-кто и в наши дни пытается использовать этот грязный ярлык. В
статье %93Не оскверняйте день минувший%94, опубликованной в газете%94 Комсомолец
Кубани%94 31 января 1991 года ее автор Матвеев утверждает, что %93горцы в своих
набегах на русские поселения доходили до донских степей%94. Хорошо ответил им
краснодарский поэт Алексей Кирий в своей поэме %93Адыге%94:

%93Коварством генералы взывали горцев к бою,
Чтоб их затем в набегах хищных обвинять,
Но разве хищник тот, в чей мирный край войною
Нагрянули враги, и отечество родное
От ига и цепей с оружием вышел защищать?!%94

Исторические пути подчас извилисты, конфликтны, и противоречия здесь не
исключение, а скорее, правило. Мы должны представлять их с позиции правды, в
истинных пропорциях, не упуская при этом из виду национальных чувств друг друга,
не забывая о необходимости быть тактичными, развивать то, что нас объединяет, а
не разъединяет. Когда есть просто память, живая и честная, не остаётся места ни
для каких спекуляций.

Нынешнюю проблему адыгов нельзя решать в отрыве от истории, ибо ещё остались не
зажившие раны. Поэтому нужно хоть в какой-то мере восстановить справедливость по
отношению к тем, кто испытал политику геноцида. Важно не допускать новых
несправедливостей, которые по отношению, в частности, к черкесскому народу могли
бы казаться несправедливостью в квадрате. Похоже, что не все это понимают.

В этом смысле приходится удивляться попытке Матвеева перекроить историю, его
смелым и безапелляционным суждениям, высказанным в указанной выше статье. Может
быть, можно было бы ограничиться прочитанным и с сожалением подумать, что человек
взялся за дело, в котором совершенно не разбирается, если бы не вторая его статья
аналогичного содержания.

Матвееву не нравится разоблачение самодержавия, считая, что это идеологически
подготавливает общественное мнение для всяческого раздувания антирусских
настроений. При этом он забывает, что царизм был тюрьмой народов в равной степени
и для русских, и для адыгов. Поэтому ставить знак равенства между самодержавием и
русским народом было бы не справедливо. Общеизвестно, что война на Кавказе была
войной царизма, а не русского народа. История знает немало фактов, когда русские
отказывались воевать против кавказцев. Есть даже целые казачьи станицы, которые
были выселены вместе с черкесами в Османскую империю за отказ воевать против
горцев.

Матвеев не забыл подчеркнуть, что генерал Головин отличился в бою под Шавардиным
и в Бородинском сражении, в котором он был ранен, но не сказал, какой ценой
человеческих жизней был заложен Новороссийск.

Не могут адыги однозначно относиться и к генералу Лазареву. Ему нынешний глава
администрации района В.К. Скрывник решил поставить памятник в районном центре
(см. газету %93Шапсугия%94 за 26 июня 1996 года).
Было бы нелепостью возражать против увековечивания памяти генералам Головину,
Лазареву и др. героям Отечественной войны 1812 года там, где они отстояли честь и
независимость России. Но увековечивать их память там, где они отстаивали
захватническую политику царя, вели несправедливую, истребительную войну, было бы
кощунственным.

Олег Румянцев в одном из своих интервью заявил: %93Удивительно, но возможность
отдельных национальных меньшинств России влиять на общегосударственную политику
сегодня значительно превосходит и удельный вес в щедро отданных им территориях
(около 50 процентов от России)%94. Приходится только удивляться тому, что
секретарь Конституционной комиссии России не знает или не желает знать о том,
какие процессы происходили в прошлом в России. Как же можно говорить о щедро
отданной %93меньшинству%94 территории, если на ней они извечно являются
аборигенами.

Господин Румянцев сокрушается относительно того, что Адыгея провозглашена
республикой и даже в ней избран президент, хотя коренное население в ней
составляет всего лишь 22 процента. Кому-кому, а Румянцеву по долгу службы
следовало бы знать историю, почему коренное население здесь составляет
меньшинство. Вряд ли вообще так пренебрежительно можно относиться в наше
непростое время к коренным народам, тем более в автономиях России они, как
правило, составляют меньшинство населения. Чтобы вразумить таких, как Румянцев,
Скрипник, Матвеев и им подобных мы подготовили небольшой экскурс в прошлое
адыгов. Но начну его с примечательных строк краснодарского поэта Алексея Кирий:

%93Кавказ! Край бирюзовых гор, степей необозримых,
Где воды бурных рек в зелёных берегах текут,
Где золотом блестит пшеница в просторных нивах,
Где без Нужды, без слез, свободно и счастливо
Теперь народы дружбою сплоченные живут, -
Был в прошлом - краем слёз, кровопролитных споров,
Где в жарких битвах не смолкал годами звон мечей,
Здесь дым пожаров, как туман, бродил в степных просторах,
Здесь кровь багряными ручьями с гор стекала в море,
Здесь бушевало пламя, разгоняя мрак ночей%94.

(Поэма %93Адыги%94).


Крымские набеги на Северный Кавказ не прекращались вплоть до конца XV века. В
1578 году на реке Сунжа, в 1588 году - на Тереке Россия сооружает крепости -
символ проникновения России на Кавказ.

В 1604-1605 гг. она предпринимает поход в Дагестан, однако объединенные силы
чеченцев и дагестанцев наносят ее войскам поражение.

В том же 1604 году российские войска, вторгнувшиеся на Кубань, были остановлены в
районе Шеткала (Ставрополь).

В 1613 году Россия укрепляет Терский городок и превращает его в
военно-административный центр, откуда нередко вмешивается во внутренние дела
черкесов. Так было, например, в начале 1640-х годов, когда терские казаки при
поддержке калмыков разграбили Кабарду, приняв сторону одной из соперничающих
группировок местных князей.

В 1645 году Кабардинцы присягают (как аварцы и ногайцы) на подданство России,
которая тут же привлекает их к совместному походу против Крыма.

К 1711 году относится новое вторжение России в Дагестан. В 1722 году российские
войска комбинированным ударом с моря и суши овладевают Дербентом. Однако после
смерти Петра 1 по ряду причин вынуждены были оставить Дагестан.

Дагестанский эксперимент обнаружил, что завладение Кавказом невозможно обходным
движением с Каспийского, тем более с Черноморского флангов, пока Северный Кавказ
не будет разрезан на две части в его центральном секторе. Как раз здесь, в
преддверии Дарьяльского ущелья - кратчайшего пути сообщения с южным Кавказом,
находилась Кабарда. Нужно было, стало быть, завладеть этой страной. В эту сторону
шли уже усилия России. Царизм хотел видеть в Кабарде покровительствуемую страну.
Оставалось политически и дипломатически закрепить здесь положение России. Но
совершенно иначе смотрели на эти устремления кабардинцы. Они себя не считали
подданными России. И весь XVIII век и первую половину XIX века Кабарда упорно
боролась против притязаний России на ее территорию.

В 1728 году возникают распри среди кабардинских князей - Кайтуковым - с одной
стороны, Атажукиным и Мисостовым - c другой. Сторонники первого составляли
Кашкатовскую (по имени горы Кашка-Тау) партию, враждебную России. Сторонники двух
других князей образовали Баксанскую (по имени реки Баксан) партию, стоявшую за
дружбу с Россией. Первая партия искала опоры в Крыму и Турции и даже приводили
войска крымского хана в Кабарду для совместной борьбы против Баксанцев.

Однако в 1736 году во время войны между Турцией и Россией кабардинцы стали на
сторону последней, обещавшей признать независимость Кабарды. И действительно
Белградский трактат, завершивший четырёхлетнюю русско-османскую войну, объявил
Большую и Малую Кабарду нейтральным %93барьером%94 между владениями соперничающих
на Кавказе держав. Однако эта статья договора так и осталась на бумаге - Россия
всё глубже проникала на территорию Кавказа, заселяя казаками наиболее плодородные
земли. В результате дальнейший союз России с частью кабардинской знати стал
невозможным. И тогда Россия прибегает к прямому принуждению.

Вот почему по этому поводу российский историк Н. Грабовский пишет: %93Россия,
задавшись один раз целью прочно утвердить свое господство на Кавказе по отношению
к Кабарде, как сильнейшей и богатейшей тогда народности на Кавказе, должна была
сосредоточиться на уничтожении Белградского трактата%94.

В этих условиях в 1760 годы на Кавказе появляется сплошная линия военных
укреплений - от Кизляра, заложенного в 1736 году, до Моздока (1763 г.), что было
началом возведения Кавказской кордонной линии и военных укреплений. Одновременно
проводилось переселение из центральных областей России на Северный Кавказ
государственных и крепостных крестьян. Поощряя эти явления, царизм использовал их
как рычаги своей завоевательной политики на Кавказе. Именно с 1763 года начался
отсчёт столетней русско-черкесской войны, закончившейся весной 1864
года.


DON'T PANIC: I AM ISLAMIC! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 334
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.08.06 10:44. Заголовок: Re:


Geor пишет:

 цитата:
В 1728 году возникают распри среди кабардинских князей - Кайтуковым - с одной
стороны, Атажукиным и Мисостовым - c другой.

Geor
Судя по окончанию фамилии "-ко", все Кайтуковы когда-то были кабардинцами.
Спасибо, Геор. Хорошая статья. Откуда она?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Осетин - Полиция Нравов




Пост N: 2821
Откуда: Конфедерация Народов Кавказа, Нальчик

Замечания: ирон зондджын лаппу уада ма адам афта загъынц ама къайных у. Ещё выбирает между "Омменом" и иманом
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.08.06 14:23. Заголовок: Re:


Сая пишет:

 цитата:
Судя по окончанию фамилии "-ко", все Кайтуковы когда-то были кабардинцами.


скорее наоборот, Кайтуковы и Мисостовы - это осетинские фамилии :)
Среди кабардинцев этой фамилии (Кайтуков) нет,
недавно наши проводили сход, были люди из Карачая и балкарцы (последние признались что их
прапрадед был осетином). Когда обращались к кабардинцам они отрицали что они кАйтуковы,
говорили что на самом деле они кЕйтуковы... ну что делать... сами не знают от чего отказались

DON'T PANIC: I AM ISLAMIC! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Осетин - Полиция Нравов




Пост N: 2822
Откуда: Конфедерация Народов Кавказа, Нальчик

Замечания: ирон зондджын лаппу уада ма адам афта загъынц ама къайных у. Ещё выбирает между "Омменом" и иманом
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.08.06 14:24. Заголовок: Re:


Сая пишет:

 цитата:
Хорошая статья. Откуда она?


из книжки одной.

DON'T PANIC: I AM ISLAMIC! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 221

Замечания: на зарда кауыл дарам, ахам арыгон лаппу.
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.08.06 14:39. Заголовок: Re:


По тому в каком они меньшинстве даже в Адыгее, трудно представить, что всё это о них

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 336
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.08.06 16:39. Заголовок: Re:


Никита
Геноцид - страшная вещь.
По разным подсчётам в ходе русско-кавказской войны было уничтожено и изгнано от 93 до 98% населения. Если вдуматься, то эта цифра недалека от 100%. То есть адыги находились на грани уничтожения.
Худшая участь постигла только исчезнувшие народы.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 338
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.08.06 16:54. Заголовок: Re:


Geor пишет:

 цитата:
Когда обращались к кабардинцам они отрицали что они кАйтуковы,
говорили что на самом деле они кЕйтуковы... ну что делать... сами не знают от чего отказались

Точно! Совсем не понимают от чего отказываются. Я думаю, Кей... или Кай... не столь существенно, если учесть каким чудовищным изменениям подвергались фамилии при проведении первых переписей.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 222

Замечания: на зарда кауыл дарам, ахам арыгон лаппу.
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.08.06 17:39. Заголовок: Re:


Согласен По тому как отдыхал на побережье Кавказа, а кавказцев и не встречал, мысли всякие стали лезть

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Осетин - Полиция Нравов




Пост N: 2833
Откуда: Конфедерация Народов Кавказа, Нальчик

Замечания: ирон зондджын лаппу уада ма адам афта загъынц ама къайных у. Ещё выбирает между "Омменом" и иманом
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.08.06 17:46. Заголовок: Re:


Никита пишет:

 цитата:
на побережье Кавказа, а кавказцев и не встречал


покажи мне такое место

DON'T PANIC: I AM ISLAMIC! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 223

Замечания: на зарда кауыл дарам, ахам арыгон лаппу.
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.08.06 17:58. Заголовок: Re:


Geor пишет:

 цитата:
покажи мне такое место


Геор оптимист Лазаревское, к примеру, и окрестности, мизер аборигенов

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 1127
Откуда: АЛЛОНСТОН, ЦХИНВАЛ

Замечания: йа ном йа уала, - "сары мат". йа мат у ирон адамыл.
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.08.06 19:03. Заголовок: Re:


Никита пишет:

 цитата:
мизер аборигенов

Ну так после тотальной зачитски, откуда им взяться? Геноцид есть геноцид.

Хаедбар Ирыстон Уаелахиз!
США+Саакашвили = Россия+Гиоргадзе = фашизм
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.09.06 00:08. Заголовок: Re:


На побережье полно армян и грузин. А в горах недалеко от побережья есть черкесы и шапсуги.

Сая. Я спросил про Уорсар, потому, что это имя этимологизируется из осетинского как Белая ( седая) голова.

Спасибо: 0 
Цитата Ответить





Пост N: 352
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.09.06 00:20. Заголовок: Re:


На адыгском "уэрсэр" может употребляться в значении "шустрая, ловкая".
Но нет ничего удивительного в том, что у нас встречаются иранские слова. Я уже писала, что адыги ассимилировали некоторые иранские племена и это не могло пройти бесследно для языка и культуры в целом. Плюс были и просто внешние заимствования. У нас присутствует значительный иранский пласт в языке. И никто этого не отрицает.
Батраз пишет:

 цитата:
А в горах недалеко от побережья есть черкесы и шапсуги.

Так нельзя говорить. Черкесы - обобщающий термин, который подразумевает и шапсугов в том числе. Кроме шапсугов других черкесов там нет. Количество шапсугов мизерное и они терпят большие притеснения от властей края. Один из примеров - решение властей установить памятник Лазареву в центре Лазаревского. Мало того, что поселение носит имя убийцы, так ещё ему поставили монумент. Несложно представить, что чувствуют шапсуги, вынужденные лицезреть это и не имеющие возможности ничего изменить. Они возмущаются, пишут в различные инстанции, но никто не собирается идти им навстречу. Осталось только поставить памятники Ермолову и Зассу.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 1162
Откуда: АЛЛОНСТОН, ЦХИНВАЛ

Замечания: йа ном йа уала, - "сары мат". йа мат у ирон адамыл.
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.09.06 01:46. Заголовок: Re:


Сая пишет:

 цитата:
Мало того, что поселение носит имя убийцы, так ещё ему поставили монумент. Несложно представить, что чувствуют шапсуги, вынужденные лицезреть это и не имеющие возможности ничего изменить.

взорвать нельзя оставить

Хаедбар Ирыстон Уаелахиз!
США+Саакашвили = Россия+Гиоргадзе = фашизм
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 224

Замечания: на зарда кауыл дарам, ахам арыгон лаппу.
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.09.06 08:11. Заголовок: Re:


Батраз пишет:

 цитата:
армян и грузин


Не видел одного армянина, грузинов не встречал

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 353
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.09.06 13:15. Заголовок: Re:


Переношу с другого форума:
Середина 15 века. Из Арабистана (Арабских стран - Египта и Сирии) в Византию, затем в Крым и, наконец, на С. Кавказ переселилась колония (неск.сот или тысяч) коптов (египтяне, коренное население Египта) и (возможно?!) черкесских мамелюков во главе с неким Араб-ханом (очевидно от слов «Арабистан» и «Хан», - т.е «Аравия» и «знатный»). Согласно преданию, этот человек – потомок одной из династий египетских фараонов.
Они приплыли в Черкессию на кораблях и высадились в районе совр. г.Новороссийска. Черкесы с уважением приняли пришельцев и скоро Абдан (А-Бадын(?), сын Араб-хана) становится лидером в деле объединения соседних абхазо-черкесских народов в единое целое с целью СОЗДАНИЯ ГОСУДАРСТВА. Дело продолжил его сын Кес Великий (Кесыр), который, согласно преданию, был объявлен царем всей Черкессии. Сыновья Кеса (по др. версии правнуки) - Шамбоко (Жанбоко,Жанхот?) и Инал. Старший принял титул и управление всей страной, а Иналу, как младшему, «доверил» окраину – Кабарду. Инал Сиятельный (Инал Кривой? Инал Блестящий) расширил границы своего удела до Дагестана и создал по сути самостоятельное и довольно мощное гос-во – Кабарда. Ему наследовал сын – Тобыль (Тополь?), его сыновья(по старшинству).:
Инармес (отец – Идара Славного),
Жанхот (отец – Беслана Тучного)
Минболат (отец - Джиляхстана)
Согласно завещанию Инала, действовало правило: власть всегда наследует старший сын, а затем старший из внуков (стандартная формула). Инармесу наследовал Идар Славный, но (не будем останавливаться на причинах) после Идара Кабардой правил Беслан Тучный. Не будет преувеличением сказать, что этот князь сделал для Кабарды больше, чем все остальные князья вместе взятые!
Примерно в это время произошло разделение Кабарды на 3 части, получившие свои названия от имен 3-х братьев: Западную Кабарду – Бесланея (от Урупа до Кубани, совр КЧР), Центральную Кабарду – Идария («Большая Кабарда»,от Кубани до Терека) и Восточную Кабарду – Джиляхстаней («Малая Кабарда», от Терека до Дагестана). Беслан Тучный расширил границы Кабарды до Каспия.
У Идара Славного было 4 сына: Темруко Храбрый(Темрюк Идаров), Камбулат, Биту, Жиля-хатт.
У Беслана Тучного было 3 сына: Кайтуко, Тластан и Каноко. Братья разделились: Каноко (род Каноковых) остался в Бесланее, Кайтуко (род Кайтуковых) принадлежали земли на север от Малки примерно до Ставрополя, а Тластан (род Тластановых) переселился в Восточную (Малую) Кабарду на «вновь приобретенные/возвращенные» земли. Часть владений Тластановых находилась на правом берегу Терека, другая часть – по границе с Дагестаном (Кумыкией) вплоть до побережья Каспийского моря.
У Джилахстана было 4 сына: Жамирза, Лаурсан,Каншао и Дзагашт.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 218 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 36
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



ЧАТ "НЫХАС"